Влияние социальных сетей на развитие ребенка
2016-06-21
Wizzard
Facebook, Vkontakte, Instagram и другие социальные сети — просто подарок для детей и подростков, которые хотят общаться и всегда быть в курсе того, что интересного происходит в жизни их друзей и родственников. Просто открыв страницу вебсайта, они могут пообщаться с ними и узнать что-то интересное про людей, которые им не безразличны (по крайней мере о тех, кто тоже зарегистрирован в данной соцсети).
Но, как и у всех остальных вещей, к которым люди проявляют недюжинный интерес, у социальных сетей есть явные противники. Когда речь идет о детях и подростках, исследования показывают, что социальные сети оказывают негативное воздействие на их умственное развитие — и ущерб может отразиться лишь спустя годы. С другой стороны, защитники соцсетей отмечают, что дети развивают свои социальные навыки и приучают мозг быстрее адаптироваться к новым технологиям.
Вредное воздействие социальных сетей.
Один из основных минусов социальных сетей — это зависимость (постоянная проверка новостей в Facebook, Vkontakte и других социальных сетях). Когда пользователи очень часто проверяют обновления в ленте новостей, это стимулирует те части их мозга, которые отвечают за привычку. У детей и подростков данная зависимость может преобладать над другими полезными жизненными активностями, такими как концентрация на школьных занятиях, чтение и спорт.
Негативное воздействие социальных сетей
Специалисты предупреждают о долгоиграющем негативном эффекте, которому подвергаются те, кто проводит слишком много времени в социальных сетях:
- Facebook и другие соцсети инфантилизируют мозг до состояния маленьких детей, которых развлекают смешные звуки и яркие цвета. У детей ухудшается внимание за счет того, что использование соцсетей не требует развитых навыков концентрации;
- Соцсети отвлекают детей от обучения и коммуникации в реальном мире. Многие учителя отмечают, что социальные сети снижают уровень понимания предмета. Также, дети, которые много общаются через экран смартфона, ухудшают свои способности к коммуникации в реальном мире — такие, как язык жестов, тон голоса и т. д.
- Социальные сети делают детей более самовлюбленными. Т. к. Вконтакте и другие сайты предоставляют детям их личные страницы, на которых приведена информация только лишь о них, это приводит восприимчивых детей к мысли, что весь мир крутится вокруг них. Это может иметь негативные последствия в их дальнейшей жизни. Кроме того, у детей ухудшается чувство сопереживания;
- Эти сайты делают детей склонными к погоне за сенсациями.
- Педиатры отмечают, что некоторые подростки страдают от «Депрессии Фэйсбука (Facebook depression)». После провождения большого количества времени в этой и других похожих соцсетях, некоторые подростки становятся беспокойными и склонными к меланхолии. Также, впечатлительные подростки подвержены развитию чувства зависти, когда они начинают сравнивать жизнь своих знакомых со своей собственной. Подростки, испытывающие подобные расстройства, часто сталкиваются с проблемами в своем социальном развитии;
Другие негативные воздействия социальных сетей, на которые обращают внимание психологи и научные исследования:
- Дети, которые проводят в социальных сетях больше 3 часов в день, в 2 раза более склонны к расстройствам умственного развития. Погружение в виртуальный мир вызывает задержку в их полноценном эмоциональном и социальном развитии. Эксперты отмечают, что соцсети являются потенциальной причиной социальной изоляции;
- «Чувство ответственности» перед активностью в соцсетях (простановка лайков, ответы на сообщения и репосты) также оказывает негативное воздействие на ментальное развитие детей;
- По результатам опросов, большинство подростков заходят в социальные сети поздно вечером, что ухудшает качество сна и повышает беспокойство. Это может стать проблемой, т. к. у таких детей развивается чувство депрессии;
- Жизнь в социальных сетях отнимает у детей массу времени, которое они могут потратить на развитие своих социальных навыков в реальном мире. Коммуникация вне интернета необходима каждому ребенку для лучшего понимания эмоций у других людей;
- Социальные сети — это среда обитания, которая прекрасно подходит для анонимных распространителей вредных взглядов, паники и террора.
- Медиа контент соцсетей оказывает отрицательное воздействие на впечатлительную психику детей подросткового возраста. Материалы, которые публикуются онлайн, имеют тенденцию оказывать долгосрочный эффект. Это может навредить детям в будущем;
- Согласно исследованиям, чрезмерное использование Вконтакте и других социальных сетей ослабляет способность детей сопереживать друг другу и усиливает нарциссизм;
- Другие исследования показали, что во многих случаях именно социальные сети подталкивают детей среднего возраста к суициду. Чаще всего они становятся просто жертвами киберзапугивания и совсем не испытывают серьезных жизненных проблем;
- Сэлфи, которые стали популярны в наши дни, подрывают здоровое умственное развитие детей, т. к. они становятся одержимыми собственной внешностью. Известны случаи, когда люди совершали самоубийство только лишь из-за того, что не могли сделать фото, которое их полностью удовлетворяло. Озабоченность сэлфи может быть видимым индикатором юноши или девушки с отсутствием уверенности или самосознания. Чрезмерная и все более и более провокационная любовь к селфи — форма ‘самовыражения’, общая поведенческая модель, чтобы привлечь внимание;
- Чем больше дети используют социальные сети, тем они менее удовлетворены своей жизнью, согласно исследованиям;
- DoSomething.org — одна из самых больших молодежных организаций, также выделяет несколько отрицательных последствий использования социальных сетей: проблемы со сном, депрессия, зависимость, стресс, изоляция, незащищенность;
- Чрезмерное использование социальных сетей развивает в детях фобию пропустить что-то важное (FOMO — fear of missing out). Это может быть вечеринка с друзьями или какое-то другое веселое мероприятие. Данная фобия приводит к депрессии и беспокойству;
- Детские преподаватели также отмечают, что общаясь в социальных сетях, дети редко обращают внимание на правописание. В итоге, они привыкают к тому, что письменная неграмотность — это нормально. Часто это выливается в неправильную речь и письменные ошибки в реальной жизни.
- Зависимость подростков от социальных сетей порождает проблемы со сном. Яркий свет от экрана смартфонов и планшетов негативно влияет на фазы сна. В молодости сон очень важен для развития детского мозга и крепкого здоровья;
Положительное воздействие социальных сетей на детей.
Положительное воздействие социальных сетей
Несмотря на минусы социальных сетей, специалисты выделяют множество положительных моментов, связанных с их использованием. Дети и подростки развивают важные технические и социальные навыки онлайн, в то время, как взрослые не понимают данных методов или не ценят их:
- Проведение времени онлайн важно для развития технических навыков у молодых людей. В век цифровых технологий они должны быть компетентными пользователями. Дети осваивают основные социальные и технические навыки, чтобы стать полноценной частью современного общества;
- Социальные сети делают детей более коллего-ориентированными. Они больше мотивированы учиться друг у друга и обмениваться опытом. Учителя и родители больше не единственные источники знания;
- Социальные сети связывают молодежь, способствуют новым знакомствам. Для детей проще найти друзей за границей, с которыми они никогда бы не познакомились без соцсетей;
- Дети общаются друг с другом больше, чем когда-либо;
- С соцсетями дети развивают взаимоотношения с людьми. Они запоминают дни рождения и поздравляют друг друга, комментируют фотографии, видео и статусы своих друзей. Дети выстраивают более длительные отношения друг с другой, даже если они не часто встречаются в реальной жизни;
- Специалисты отмечают, что с соцсетями дети развивают чувство взаимопомощи и поддерживают друг друга в сложных жизненных ситуациях. Такое, онлайн сопереживание положительно отражается на взаимоотношениях между подростками в реальной жизни;
- Детские психологи сходятся во мнении, что социальные сети укрепляют дружественные отношения, несмотря на то, что некоторые дети выигрывают от общения в соцсетях больше, чем другие;
Использование социальных сетей в детском возрасте. Советы для родителей.
- Подталкивайте своих детей проводить больше времени, общаясь с друзьями в реальной жизни, чем в социальных сетях;
- Просите их уделять больше внимания взаимоотношениям в реальной жизни. Они более теплые, живые и эмоциональные. Дети развивают свои социальные навыки гораздо лучше при общении лицом к лицу с друзьями и знакомыми. Реальное общение учит языку тела и жестов, развивает навыки хорошего слушателя, учит различать интонацию и тембр голоса — это важнейшие навыки, которые им очень помогут во взрослой жизни;
- Вместо того, чтобы читать детям нотации о том, чтобы они проводили меньше времени в соцсетях, открывайте другие их интересы и развивайте их. Примером таких интересов могут быть: спорт, игра на музыкальных инструментах, рукоделие и т.д. Поддерживайте детей в любых реальных видах деятельности, которые им интересны;
- Предложите детям использовать социальные сети с пользой для их образования, а не только ради веселья и обсуждения всякой ерунды; Предупреждайте их держаться подальше от подозрительных онлайн сообществ и пользователей. Убедите их не воспринимать близко к сердцу тот негатив, который они получают в соцсетях. Оградите их от него;
- По возможности, отслеживайте онлайн деятельность своих детей и старайтесь защитить их опасности. По хорошему, вы всегда должны быть в курсе того, чем занимается ваш ребенок в соцсетях или перед экраном монитора;
- Если ваш ребенок обеспокоен тем, что кто-то из друзей живет лучше, чем он, напомните ему, что публикуемые друзьями фотографии не могут отражать всей их жизни. Скорее всего, они делятся в соцсетях лишь ее лучшими моментами. Попросите ребенка не проводить много времени за просмотром фотографий знакомых, если это его расстраивает;
- Вступайте в те же социальные сообщества, что и ваши дети. Так вы будете четко понимать, какую информацию они из них получают и сможете контролировать онлайн деятельность ребенка;
- Не «светите» свой аккаунт друзьям своих детей. Постарайтесь быть незаметными, но бдительными;
- Акцентируйте внимание ребенка на разнице между отношениями в реальной и виртуальной жизни. Наличие 500 друзей Вконтакте, к примеру, не означает, что он популярен;
- В возрасте, когда ваш ребенок особенно подвержен негативному онлайн влиянию, постарайтесь сделать так, чтобы монитор компьютера располагался на видном месте, мимо которого вы часто ходите;
- Если ребенок заметно расстроился после того, как посмотрел на экран смартфона, спросите его об этом. Исследования показывают, что дети меньше расстраиваются из-за информации, которую они получают онлайн, если родители вовлечены в их онлайн жизнь;
- Заостряйте внимание ребенка на том, что нужно стараться писать грамотно не только в жизни, но и в социальных сетях;
- Как и во всем остальном, ребенок должен быть сдержан в использовании социальных сетей. Они не смогут заменить ему реальных отношений с друзьями, чтения книг и занятий спортом.
Друзья, нам интересно узнать ваше мнение о том, как социальные сети влияют на развитие наших детей. Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Если вам понравилась данная статья, не забудьте поделиться ею с остальными!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(6 голосов, в среднем: 4.3 из 5)
Источник
Влияние социальных сетей на развитие ребёнка
$show_meta = false; ?>
Покупка компьютера, ноутбука или планшета меняет жизнь всей семьи. Взрослые сами с удовольствием проводят время в соцсетях и приобщают к этому делу детей. Всем известно, что малыши всем своим игрушкам предпочтут чудо современных технологий. Они без затруднений быстро приобретают навыки работы с гаджетами и становятся активными пользователями интернета, игнорируя при этом возможность покататься на велике, погонять мяч во дворе.
Как ни парадоксально, но навыки пользования компьютером даются детям легче, чем шнурование ботинок. Однако, полезен ли такой опыт для нормального развития маленьких детей? Нужно и можно ли разрешать ребёнку иметь собственный аккаунт в социальных сетях? Давайте разберёмся.
Особенности головного мозга ребёнка
В последнее время всё чаще можно услышать об уникальности головного мозга каждого новорождённого малыша. Учёные веками исследуют строение и возможности органа, но так и не смогли разгадать эту тайну. Только недавние исследования позволили сделать вывод, что во всём человеческом организме только мозг по-настоящему неповторим.
Уникальная структура тканей мозга, сформированная на момент рождения ребёнка, продолжает своё развитие на протяжении всей его жизни. Под влиянием внешних факторов, индивидуальных особенностей ребёнка, у него формируется своё исключительное мышление, способность чувствовать окружающий мир. На этапе раннего развития социальные сети оказывают огромное влияние на мировоззрение маленьких детей. И это влияние сильно отличается от книжного.
Особенности развития с социальными сетями
Чем большую роль играет в нашей жизни интернет, тем сильнее учёных волнует вопрос о его воздействии на личностное, психологическое, физическое и интеллектуальное развитие детей. По результатам проведённых исследований оказалось, что негативное влияние преобладает:
- Пользуясь интернетом, дети не особо напрягают мозг, поэтому времяпровождение в соцсетях замедляет процесс умственного развития. В то время как межклеточные связи в детском мозге создаются только в процессе активной мыслительной деятельности.
- Общение в социальных сетях является жалкой имитацией полноценного диалога. Особенность человеческого мозга в том, что он воспринимает других людей не вербально, то есть на уровне органов чувств и интуиции. Так складывается впечатление о новом знакомом, между людьми устанавливается тесное взаимодействие. Социальные сети же дают детям ограниченную информацию о человеке (фото, статусы, сообщения, комментарии). Соответственно и впечатления не имеют достаточной глубины, а переживаемые ребёнком эмоции скудны и часто неискренни. Вывод: соцсети способствуют снижению эмпатических способностей (сопереживания).
- Нарушение концентрации внимания. Неспособность сосредоточиться, как и неусидчивость, развивается при длительном увлечении компьютерными играми.
- Незрелое мировосприятие. Чем больше времени человек проводит в соцсетях, тем сильнее его зависимость от общественного мнения. Сегодня пользователи «ВК», «Фейсбук» активно делятся с подписчиками малейшими подробностями своей жизни, рассчитывая на «лайки». Отсутствие одобрения может вызвать даже депрессию, ощущение своей ненужности и никчёмности.
- Виртуальная жизнь протекает без последствий для ребёнка. То есть, в случае неправильных поступков он может удалить свой аккаунт, а погибая в компьютерной игре достаточно просто «обновиться». В реальной жизни всё иначе, но зачастую подрастающее поколение относится к ней так же безрассудно.
- Отсутствие последовательности в суждениях. Общаясь с другим человеком, ребёнок учится вести связный диалог. Каждый вопрос имеет свой логичный ответ. В социальной сети мозг ребёнка получает разломленные куски информации, вырванные из контекста. Так, в нашем мире, состоящем из сплошных закономерных случайностей и случайных закономерностей, растут дети, которые совершенно неспособны последовательно мыслить, анализировать, систематизировать полученную информацию, а соответственно вести даже простую беседу.
Несмотря на засилье интернет-технологий, повышение популярности соцсетей, можно избежать их отрицательного влияния на развитие детей. Для этого родители должны позаботиться о грамотном всестороннем воспитании своих малышей и ограничить им доступ к компьютерам, по крайней мере, до формирования у них адекватного отношения к жизни и окружающему миру.
Одна из наиболее эффективных методик раннего развития, способствующая гармоничному формированию личности и создающая возможности для самореализации – «Соробан». В процессе обучения раскрывается предусмотренный природой неограниченный потенциал умственных возможностей, ребятишки приобретают целый арсенал полезных познавательных навыков, активируются центры логического, аналитического, образного мышления, проявляются творческие задатки. Воспитанники Школы очень скоро начинают понимать, как много они могут научиться делать, и их врождённое любопытство преобразуется в стойкий интерес к познанию. Благодаря «Соробан», дети учатся правильно использовать собственные способности и интерактивные информационные ресурсы с целью саморазвития.
Теги: Дети и гаджеты, раннее развитие, советы родителям
Источник
Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше
Современное общество тесно связано с информационными технологиями, и гаджеты являются его неотъемлемой частью. Благодаря им у нас появилась возможность доступа к всемирной сети Интернет и социальным сетям. Последние почти не имеют возрастных и профессиональных ограничений, потому доступ детей к ним является практически свободным.
Сегодня поговорим о том, как влияют соцсети ребенка с точки зрения психологического и общего развития.
А что хорошего?
Давайте начнем с положительных сторон, и попробуем определить, какую пользу могут принести онлайн платформы для общения и обмена информацией детям:
- Общение. Конечно, реальное не заменить ничем, но вот разнообразить его таким образом вполне возможно. Ведь найти друзей по интересам можно, невзирая на расстояния, в любой точке мира. А это, несомненно, ведет не только к расширению круга общения, а и пополнению общеобразовательных знаний.
- Возможность быть в курсе актуальных событий. Часто учителя поощряют учеников к пользованию такими платформами, ведь это очень удобно. У себя на странице они анонсируют предстоящие контрольные, тесты, раздают задания в личные сообщения и создают группы, где обсуждают различные вопросы, связанные с учебой.
Но кроме учебы чадо также может найти группы по интересам, из которых сможет узнавать о предстоящих событиях (к примеру, концерты, выставки, представления, конкурсы).
- Развитие взаимоотношений. Общение в соцсетях – это своеобразная поддержка реальных отношений со сверстниками и взрослыми. Ведь с помощью таких ресурсов они учатся поздравлять друг друга с праздниками, комментируют фото, обмениваются видео, делятся впечатлениями, и часто начинают общаться с теми, с кем стесняются делать это в реальной жизни.
- Возможность получать дополнительные знания и консультации. Учителя и родители – уже не единственные источники информации, соцсети дают возможность подписаться на различных специалистов, коучей, публичных личностей, задать интересующий вопрос или получить короткую консультацию по интересующей теме.
- Формирование навыков. Век цифровых технологий выставляет свои требования, и чтобы быть на гребне, нужно им соответствовать. Хотя бы минимально. Потому работа с платформами для общения и обмена информацией – это полезные и перспективные знания и умения.
Будьте на чеку!
Если между родителями и детьми существует договоренность о лимите времени, проведенном в социальных сетях и контенте, который будет там просматриваться и использоваться, ничего страшного не произойдет. Но в случае, когда время никто не ограничивает и гаджеты являются одним из главных предметов, замеченных в руках чада, последствия могут быть плачевными.
- Зависимость. Это главное зло, которое преследует детей, однажды зарегистрировавшихся на подобных ресурсах. Им необходимо постоянно пролистывать ленту новостей, обновлять страницу в ожидании новой информации и т.д. Соответственно, на первом месте в голове будут именно эти пункты, а не занятия или увлечения.
- Откат в развитии. В ходе исследований выяснилось, что в случае «зависания» в своих любимых сетях, мозг маленького человека будто делает откат до более ранних форм развития, и чадо начинают увлекать примитивные вещи. Такие как яркие цвета и веселая музыка, без учета смысла.
- Развитие меланхолии и депрессии. Просмотр фотографий знакомых и публичных личностей, практически свободный доступ к информации об их жизни, которую демонстрируют на видео, часто является причиной появления депрессивных настроев у подростков. Причина тому проста: они постоянно сравнивают себя с другими, и когда это сравнение проходит не в их пользу, начинают считать себя ущемленными, ущербными, недостойными.
А все это – верный путь к серьезным психологическим проблемам.
- Социальная изоляция. Те, кто проводит в соцсетях более 3 часов в день, входят в группу риска по появлению проблем с умственным развитием и социальной адаптацией. Такие дети часто теряют коммуникационные навыки – язык жестов, тон.
Кроме этого могут появиться проблемы со сном, ухудшиться взаимоотношения с родителями. Потому очень важно, чтобы взрослые обращали пристальное внимание на то, чем и как долго занимается ребенок в течение дня.
Важные рекомендации
Очень важно сохранить родительский авторитет, и построить доверительные отношения в семье. Тогда все вопросы и проблемы, в том числе и доступа к соцсетям и количестве времени, проведенном там, будут решаться намного проще.
- Поощряйте живое общение со сверстниками и друзьями. Предлагайте купить билеты в кино, сходить вместе в парк развлечений, на пикник, отправиться в поход.
И не забывайте о собственном примере. Если вечером вся семья сидит в гаджетах, вместо того, чтобы делиться впечатлениями за день, то с большой долей вероятности чадо также переймёт эту модель поведения.
- Перестаньте «пилить». От того, что вы постоянно будете твердить о вреде соцсетей, желание зайти в них вряд ли уменьшиться. Вместо этого развивайте другие интересы чада и способствуйте его заинтересованности в реальных, а не виртуальных увлечениях.
- Расскажите о безопасности. Не вступать в сомнительные сообщества, не публиковать личную информацию, не общаться с людьми, которые настаивают на этом, в случае запугивания или угроз обязательно уведомить родителей. Эти и еще многие моменты вы должны проговаривать систематически, чтобы избежать неприятностей.
Можно долго спорить о вреде и пользе социальных сетей, но полностью исключить их из жизни точно не получится. Да и незачем. Главная задача родителей – помочь чаду адаптироваться к новым технологиям с учетом его безопасности и потребностей.
Источник