Влияние социальной среды на развитие ребенка дошкольного возраста
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Влияние пространственно-развивающей среды на социальное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становиться осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на социальное развитие ребенка.
При отборе материала для предметно-пространственной среды большое значение имеет его познавательная ценность. Наиболее целесообразный путь социального развития детей раннего возраста – это расширение опыта с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью, так как первые подлинные обобщения предметов по их назначению, функциям и т.д. сначала возникают у детей практически, в действиях с ними, а затем закрепляются в слове.
Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка.
При создании среды развития необходимо учитывать антропометрические, физиологические и психологические особенности детей того или иного возраста.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти свое занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Дети второго-третьего года жизни плохо реагируют на пространственные изменения в группе, поэтому предметно-игровой материал, дидактические пособия должны иметь постоянное место. Малыши еще не умеют хорошо взаимодействовать друг с другом, предпочитая игры рядом, но не вместе. Обычно каким-либо видом деятельности может одновременно заниматься не более 2-3 детей.
Нужно создавать для малыша такие условия, чтобы он мог использовать различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать их заместители, обозначать словами замысел игры и понимать ее условность. Кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который обслуживает игру, — предметы-заместители. В качестве предметов-заместителей могут использоваться отдельные детали вышедших из употребления игрушек – колечки от пирамидки, часть бочонка, а также пластмассовые крышки, флаконы, банки, природный материал.
Необходимо помнить, что основной толчок к действию ребенка раннего возраста – внешний стимул. Поэтому материалы должны быть крупными, яркими, внешне привлекательными. Менять их нужно не реже одного раза в неделю. Не следует выкладывать все материалы сразу.
Развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор детей театральные игрушки. Карнавальные шапочки-полумаски побуждают малыша выразительно передавать движения, характерные для данного животного, способствуют развитию речи.
Игрушки, изображающие предметы бытовой техники, технические игрушки (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения), конструкторы и наборы строительных материалов способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству.
Чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку, элементарному счету и т. д. нужны специальные дидактические игры. Рекомендуется собственно дидактические игрушки для дальнейшего закрепления представлений о форме, величине, цвете, массе предметов, их расположению в пространстве.
Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке хорошо использовать музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и голосовые книжечки.
Для детей 2-3 года жизни уже необходимо предоставлять возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Для этого подойдут конструкторские и строительные наборы (напольные и настольные), легкий модульный материал.
Создание предметной среды для продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивной) способствует проявлению детской активности, стремлению к самостоятельности, желанию создавать что-то своими руками – нарисовать, вылепить, сконструировать.
Для стимулирования двигательной активности ребенка необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование: мячи, горки, качели, гимнастические маты.
Таким образом, ранний возраст- это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Удовлетворение этой потребности, база, заложенная в этом периоде, во многом определяют успешность ребенка в будущем. Задача взрослых – ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ним замечательные возможности. Огромное влияние в этом оказывает окружающая среда, специально организованная взрослыми, где нет лишних или случайных предметов.
Источник
Влияние образовательной среды на развитие
личности ребенка дошкольника.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
-социальный (социальное окружение),
-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),
-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)
(Слайд 4) Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды — могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогать адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
(Слайд 6-7) В соответствии со Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
(Слайд 8) Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом. Мы поставили перед собой цель — создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.
Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха — центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.
Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.
(Слайд 9) День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом, расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.
(Слайд 10) Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.
(Слайд 11) Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Умелые ручки » и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.
(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
(Слайд 13-14) Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.
(Слайд 15-16) Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.
Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
(Слайд 19-20) Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
(Слайд 21) Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.
(Слайд 22) Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.
В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.
(Слайд 23-24) Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
(Слайд 25-26) Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.
(Слайд 27-28) Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.
Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Источник