Влияние социальной и семейной среды на развитие личности ребенка

   Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка.

   Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

   Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

   Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

   Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

   Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

   Зависимость учебной деятельности от темперамента.

   Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

   Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.

   Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

   От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

   Именно поэтому при разработке индивидуальной работы с учащимися необходимо учитывать и особенности темперамента.

   Причины изучения данной темы.

   Причиной подробного изучения данной темы стала проблема, с которой я столкнулась при подготовке учащихся к ГИА. А именно то, что не все учащиеся в полной мере могут выполнить данные им задания. От чего это зависит? Этот вопрос долго стоял передо мной. Но став изучать связь социальной среды, в которой находится ребенок, а также зависимость учебной деятельности от темперамента, я нашла ответы на свои вопросы.

   При подготовке к урокам мы не учитываем тот факт, что некоторое дети очень подвижны и активны, им тяжело выполнять монотонную работу, требующую усидчивости , другие же, наоборот, спокойны, их тяжело настроить на активную деятельность, для таких детей тяжела быстрая, активная работа, обычно они ее избегают, молча отсиживая на уроках.

   Также меня беспокоил тот факт, что некоторые дети активно работают в школе, а дома практически ничего не делают, другие — наоборот, хорошо работают дома. Причина оказалась проста. В большинстве случаев подготовка к урокам дома зависит от социальных условий семьи. Проведя анализ, было выявлено, что у многих учащихся есть младшие братья и сестры, а также домашнее хозяйство. Поэтому  дома им просто не до выполнения школьных заданий. Таким учащимся необходимо больше работать в школе, в отличие от тех, кто дома в спокойной обстановке выполняет все необходимые задания.

   Естественно, данный факт негативно отражается на успеваемости учащихся. Проведя анализ основных письменных работ, в том числе КДР за предыдущие года обучения, были выявлены низкие результаты у большинства учащихся.

   Так как главной задачей для школы является успешная сдача экзаменов выпускниками, базой для формирования представляемого педагогического опыта стал выпускной 9 класс.

   Для выявления необходимых данных об учащихся выпускного класса, был проведен анализ от родового анамнеза до социального развития среды, в которой пребывает ребенок, а также проведено тестирование по выявлению темпераментов.

   Взяв во внимание данные тестирования, а также анализ взаимоотношения в семье и школе, учебной деятельности была разработана индивидуальная работа по подготовке учащихся к КДР и ГИА по русскому языку.

   Психолого-педагогический портрет класса.

   В 9-м классе в данный момент обучаются 10 человек, в том числе 5 девушек и 5 юношей.

   Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом дорожат учебой именно в этом классе, не смотря на то, что несколько ребят пришли из других школ в 5-8 классах. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высо¬кий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных поездках, походах, дискотеках, спортивных соревнованиях и т.д., нежели в интеллектуальных мероприятиях (олимпиадах, интеллектуальных конкурсах).

   Ярким лидером в классе является Дылевая Юлия, которая изначально проявляла себя как хороший организатор, хотя в обучении и не имеет заметных успехов. В данный момент она является организатором всех классных дел. Также в классе есть еще одна ученица, хоть она и является полной противоположностью Юли (лучшая ученица в классе, имеет мягкий характер),но все же активно участвует во всех делах класса и помогает Юле. Это наиболее ответственные люди, они не подведут.

   Остальные равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют  отдельные пору-чения.

   Уровень воспитанности в классе довольно высокий. В лексиконе ребят практически отсутст-вуют грубые слова. Крайне редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями.

   Состояние учебной деятельности в целом оставляет желать много лучшего. Даже на уроках гуманитарного цикла «расшевелить», разговорить класс, побудить к активной деятельности бывает нелегко, на уроках естественнонаучного и физико-математического цикла вообще активно ра¬ботают 3-4 человека, остальные пассивно следят за ходом урока.

  Стараются добиться результатов, хотя и не всегда успешно примерно 4-5 учащихся, остальные равнодушно относятся к своей успеваемости. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Но все они очень разные.

   Конечно, нельзя не отметить фактор, который во многом мешает обучению детей. Это социальные сети, зависимостью от которых охвачены все учащиеся данного класса. Все свободное время учащиеся проводят именно там, а все это по одной простой причине, что в силу особенностей подросткового возраста, у учащихся проявляются множество комплексов(у нескольких подростков дефект речи, у некоторых комплекс по поводу своей внешности),которые исчезают именно в социальных сетях, там подростки легко и раскрепощенно общаются и чувствуют себя комфортно. На уроках же мы видим совершенно обратное: они стеснительны, молчаливы, ответа добиться от большинства практически невозможно.

   Таким образом, мы видим, что перед нами стоит большая проблема в обучении детей и подготовке к итоговой аттестации, которой никому не избежать. В связи с этим необходимо разработать индивидуальную работу с учащимися, которая будет включать в себя не только умственные особенности подростка, но и психологические, ведь чаще всего причиной снижения интереса к учебе заключаются именно в психологическом состоянии учащегося. Для того, чтобы выявить эти причины, необходимо знать особенности подросткового возраста, взаимоотношения в семье и со    сверстниками.

   На основании этих исследований, а также взяв во внимание анализ уровня знаний учащегося, можно составить индивидуальный план работы, который будет учитывать все особенности конкретного ребенка(некоторым учащимся проще работать дома, т.к. в школе он не может собраться, другим-наоборот проще выполнять работу в школе, т.к. дома они загружены домашними делами или сидят с младшими сестрами и братьями). Все это необходимо учитывать для того, чтобы индивидуальная работа дала положительный результат.

   Педагогический опыт.

   В составлении данного педагогического опыта использовались различные методы:

-анкетирование (учащихся 9 класса);

-тестирование (тест на темперамент);

-анализ( социальной среды, в которой находится учащийся).

   Актуальность педагогического опыта.

   Проблема наиболее результативной подготовки учащихся к экзаменам всегда стояла перед учителями. Каждый учитель старается подобрать и составить задания так, чтобы они были доступны и понятны каждому. Но всегда ли этого достаточно? Оказывается, нет. Не всегда лишь удачный подбор заданий влияет на успеваемость и уровень подготовки. Именно поэтому данную тему педагогического опыта я считаю актуальной.

   Прошли те времена, когда учитель шел в класс и знал, что все дети будут максимально сосредоточены и внимательны, когда большинство детей усваивали информацию сразу и всегда выполняли домашнее задание, не зависимо от того, какие проблемы и обстоятельства дома. Современные подростки стали другими, у них появилось много отвлекающих факторов, таких как интернет, а именно, социальные сети, им доступны многие развлечения. Это, естественно, мешает обучению, подростков тяжело организовать и заинтересовать работой. Современный мир диктует другие правила. Поэтому перед учителями стоит очень важная и тяжелая работа – дать учащимся ту базу знаний, которая им необходима для дальнейшего обучения и развития. В этой работе учителям большими помощниками могут оказаться родители. Но практика показала, что лишь единицы родителей регулярно следят за успеваемостью детей и выполнением задания, большинство же заняты работой и более младшими детьми.

   Научность представляемого педагогического опыта.

   В современной педагогике ведется постоянный  поиск новых идей и методов преподавания. Это происходит потому, что большинство методов устарели, ведь меняется мир, меняется общество, соответственно должна меняться и методика преподавания. В современном обществе уже другие ценности и принципы, их нельзя не учитывать при обучении детей.

   Так как подростки требуют , в большинстве случаев, именно индивидуальный подход, который бы учитывал все его особенности и интересы, данная тема педагогического опыта соответствует современным требованиям к обучению. Данная методика учитывает все необходимые факторы, влияющие на качество обучения ребенка.

   Результативность педагогического опыта.

   В течение 2012 -2013 учебного года данная методика применялась на  базе 9 класса. Для каждого учащегося разрабатывались задания с учетом особенностей темперамента, а также большинство заданий проводились в удобной для ученика форме: некоторым детям большинство заданий давались на дом, а некоторым приходилось работать в школе, чтобы дома их не отвлекали различные факторы. Данные виды заданий использовались при подготовке учащихся к КДР и ГИА.

   По истечению учебного года, был проведен анализ КДР за 2012 -2013 год, который показал 100% обученности учащихся, чего в предыдущие года не наблюдалось. Качество обучения также стало выше, но не намного. Это объясняется тем, что данный метод индивидуального подхода используется в данном классе год, что недостаточно для достижения высоких результатов. Если данный метод использовать с 5 класса обучения, он даст более высокие результаты.

   Новизна представляемого педагогического опыта.

   Данная методика подготовки учащихся к экзаменам является новой, так как не использовалась ранее. Конечно, нельзя не брать во внимание тот факт, что по отдельности эти методы периодически используются в обучении. Но именно комбинация их в единое целое дает положительные результаты. Эти результаты видны уже по истечению года обучения по данной методике.

   Технологичность представляемого педагогического опыта.

   На базе 9 класса школы № 24 данная методика применяется первый год, но уже зарекомендовала себя, как эффективный способ подготовки учащихся к экзаменам (возможно применение данной методики для более качественной подготовке к урокам).

   Данная методика легка в применении, поэтому ее может использовать каждый желающий педагог любого образовательного учреждения.

   Выводы.

   Проведя работу по определению влияния социальной среды, а также зависимости учебной деятельности от темперамента, можно сделать вывод о том, что каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода. Именно эти факты дают возможность улучшить качество подготовки учащихся к урокам и экзаменам, проявить интерес к учебе.

   Практика показала эффективность  данной методики, уровень обученности улучшился. Нельзя не отметить и тот факт, что дети ценят индивидуальный подход и с большим интересом берутся за работу.

   Данная методика еще положительна и тем, что подбирая задания индивидуально для каждого учащегося, им не у кого списать, таким образом сам собой отбрасывается данный вариант выполнения задания, учащемуся ничего не остается, как выполнять задание самому, и со временем это дает положительные результаты.

   Простота применения данной методики на практике дает возможность каждому педагогу, использующему ее в своей практике, корректировать и вносить изменения в данный метод подготовки. Таким образом, данная методика в скором времени станет распространенной т более усовершенствованной.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Педагогики и Психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

Реферат

Тема:

«Влияние среды на развитие личности»

Выполнили: Тишкова А. Д. и Павлова А. В.

Проверила: Бурова Л. И.

Череповец 2010

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, — социологизаторского) — среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и — наследственности на развитие человека. Результаты очень противоречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимо: 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного развития

64% приходится на наследственные влияния,

16% — на различия в уровне семейной среды,

3% — на различия в воспитании детей в той же семье и

17% — на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Людьми родились,но не стали

Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вымысел – теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк ещё в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками,5 – медведями, один случай – павианами, другими породами обезьян – не менее 10. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один – овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат 2 малышей. Это были девочки ,одной из них было лет на вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой.

Источник