Влияние снижения зрения на психическое развитие ребенка
ДЕТЕЙ
ДЕФЕКТ — это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
По своему происхождению ДЕФЕКТЫ делятся на: врождённые и приобретённые.
Врождённые и приобретённые дефекты зрения (заболевания прозрачных и преломляющихся сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к ПЕРВИЧНЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ДЕФЕКТАМ. Эти аномалии в свою очередь вызывают ВТОРИЧНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето — и цветоощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом, ВТОРИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ — представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект (НР: снижение остроты зрения) влечёт за собой другой (отклонения в процессе восприятия). Следовательно, между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклонения не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодействуют между собой.
Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С.Выготским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.
Одновременно с Л.С.Выготским было выдвинуто положение, согласно которому ЗАДАЧЕЙ специальной педагогики — является компенсация вторичных дефектов, причём главным образом доразвитие ВПФ, поскольку с его точки зрения, компенсация в области элементарных функций возможна только при устранении соматического дефекта. Такой взгляд на СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА и область, в которой возможно педагогическое вмешательство, закрепился в дефектологии и повлёк за собой неоправданное противопоставление первичного и вторичного дефектов и ограничение функций педагога и психолога компенсацией последних. Несомненно, что компенсация первичного дефекта достигается, прежде всего, благодаря медицинскому вмешательству (медикаментозное, хирургическое и другие воздействия). Однако противопоставление первичного и вторичного дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоление последних себя не оправдывают. Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причём компенсация недостаточности психических функций (НР, развитие восприятия) в ряде случаев влечёт за собой ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕНСАЦИЮ (НР, улучшение зрительных функций). Такого рода случаи есть проявление закона «ЕДИНСТВА СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ», согласно которому структура определяет функции. Но, кроме этого, согласно данному закону функции в свою очередь оказывают влияние на структуру (НР, гиподинамия, малоподвижность вызывает дегенеративные структурные изменения мышц, их атрофию, и, наоборот, активизации функций ведёт к совершенствованию соответствующей структуры). Отсюда следует, что ЗАДАЧЕЙ КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ — является воздействие на весь комплекс вторичных отклонений и на вызвавший их соматический дефект.
Любой ДЕФЕКТ, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к АВТОМАТИЧЕСКОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле КОМПЕНСАЦИЮ — можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определённых функций (В Павловском понимании КОМПЕНСАЦИЯ является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций).
Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжёлых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства из вне. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ — явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.
КОМПЕНСАЦИЯ ЗАВИСИТ:
1) от конституционных особенностей человека (фенотипа);
2) от возраста индивида (чем раньше начинается компенсаторное
приспособление, тем успешнее оно протекает);
3) от волевой установки (сознательной целенаправленности на
компенсацию);
4) от характера дефекта, подлежащего компенсации;
5) от побочных дефектов;
6) от факторов внешней среды, социальных условий.
ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИМИ ОТКЛОНЕНИЙ в психическом развитии является ключевой для психологии слепых и слабовидящих. Данное положение вытекает из основных задач тифлопсихологии: установление основных закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и теоретическое обоснование целесообразности использования тех или иных путей для формирования полноценной личности.
В результате многолетних исследований КОМПЕНСАТОРНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ в тифлопсихологии сложился взгляд на КОМПЕНСАЦИЮ — как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие другие подобные этому определения являются достаточно ёмкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления — от безусловно рефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.
КОМПЕНСАЦИЮ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ в самом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной школой, следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые обуславливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ослепших — реадаптации) к новым условиям жизни.
ДЕФЕКТ НЕОДНОЗНАЧНО ВЛИЯЕТ на отдельные структурные компоненты личности. Существуют такие личностные свойства (например, мировоззрение, моральные черты характера и т.д.) на формирование которых слепота, слабовидение и связанные с ними вторичные отклонения не могут оказать никакого влияния. ДЕФЕКТ ЗРЕНИЯ лишь провоцирует появление неблагоприятных условий, при которых могут формироваться негативные и даже патологические черты характера (эгоизм, эгоцентризм, негативизм и др.).
На современном этапе развития тифлопсихологии перед дефектологами стоит задача коррекции, компенсации и профилактики вторичных нарушений.
ПРОФИЛАКТИКЕ в современной дефектологии должен быть дан приоритет не только потому, что появилась реальная возможность реабилитационной работы по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ, но прежде всего потому, что есть все основания предполагать — широкое распространение среди инвалидов по зрению неврозоподобных состояний, неврозов, различных наврозо-психических нарушений в известной мере связано с перестройкой ВНД, происходящей в ходе коррекционной работы. Дело в том, что в процессе СПОНТАННОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ К ДЕФЕКТУ формируются ПСЕВДОКОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, прочные поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в ходе коррекционной работе. В то же время хорошо известно, что в основе неврозов лежит ломка динамических стереотипов. Избежать этого можно только ПУТЁМ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врождённый или рано приобретённый дефект) и восстановления гомеостаза (равновесия индивида с окружающей средой), т.е. РЕАДАПТАЦИИ лиц, полностью или частично потерявших зрение в зрелом возрасте.
Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетельствует о том, что РАННЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления. То же самое следует сказать о результатах реабилитационной работы со взрослыми инвалидами по зрению, начинающейся непосредственно вслед за проявлением дефекта.
Рассматривая КОМПЕНСАЦИЮ — как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так называемой ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИИ — заключающейся в приспособлении к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путём использования сохранных органов чувств. В данном случае мы сталкиваемся не только с отсутствием осознаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место «СТИХИЙНОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ». Есть основания предполагать, что такое противодействие, обусловлено как физиологически — прочностью ранее, до слепоты, сложившегося динамического стереотипа, врождённым стремлением вести себя как существо оптическое, так и психологически — желанием внешне, поведенчески не отличаться от нормально видящих.
Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 7482; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9400 — | 7443 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Объясните значение следующих ключевых терминов: зрительный дефект, развитие, нормальное развитие, аномальное (отклоняющееся) развитие, дефект развития, первичный дефект, вторичный дефект, дефект развития третьего порядка, дефект развития четвертого порядка, закономерности развития.
Вероятность влияния нарушенных зрительных функций на психическое развитие ребенка зависит от степени тяжести зрительного недостатка. Она особенно высока, в том случае, когда зрительное нарушение достигает уровня зрительного дефекта. В тифлопсихологии под зрительным дефектом понимается зрительный недостаток определенной степени тяжести, показателем которой в первую очередь является состояние остроты зрения и поля зрения, позволяющее отнести ребенка к категории слепых или слабовидящих.
Свое конкретное выражение зрительный дефект находит в нарушениях зрительных ощущений и особенностях зрительного восприятия, составляющих, по-Выготскому, первичный дефект. Причиной первичного дефекта является соматический дефект – патология зрительной анализаторной системы.
Следует помнить, что «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением отдельных функций» [15, с.3]. Первичный дефект, проявляющий себя как тяжелое нарушение зрительных ощущений и восприятия, обуславливает вторичный дефект, выраженный в нарушении развития представления. Указанные выше дефекты могут обуславливать возникновение дефекта третьего порядка,представленного нарушениями в развитии памяти, мышления, речи. Перечисленные выше дефекты развития провоцируют появление дефекта четвертого порядка – нарушения в развитии личности.
Таким образом, сложная структура дефекта развития обуславливается взаимосвязью возникающих у ребенка негативных отклонений от нормы в психическом развитии. Между соматическим дефектом и другими аномалиями психофизического развития складываются сложные структурные функциональные связи: нарушения в психическом развитии могут составлять длинные цепи последовательно возникающих и взаимодействующих между собой физических и психических недостатков. В связи с этим данное психическое явление обозначается в современной специальной психологии термином «дефект развития» (ЕрмаковВ.П., Якунин Г.А., Сорокин В.М. и др.).
В возникновении нарушений развития из-за дефекта зрения проявляется ряд закономерностей, свойственных всем категориям детей с отклоняющимся развитием. Первая из них: «чем ближе вторичные отклонения в психическом развитии к первичному нарушению, тем массивнее их проявления, и тем сильнее они сказываются на различных видах деятельности ребенка» [15, с.3].
Первичный дефект при тяжелом нарушении зрения локализуется в чувственной сфере познания человеком окружающего мира, осуществляемого посредством ощущений и восприятия. Продуктами данных психических процессов являются образы материальных предметов и их частей, их физических внешних качеств, а также образы элементарных внешних связей между материальными предметами: функциональных, пространственных. Возникающие образы ощущения и восприятия откладываются в памяти как «образ-представление» [48, с.329], который также входит в сферу чувственного познания. Образы ощущений, восприятия и представления, а также перцептивная и мнемическая деятельности в процессе их развития испытывают влияние ограниченных возможностей зрительной анализаторной системы при слепоте и слабовидении.
Вторая закономерность отклоняющегося развития проявляется в том, что нарушения психического развития не только в их количественном, но и качественном выражении находятся в зависимости от «степени выраженности первичного нарушения» [15, с.4], т.е. от степени тяжести зрительного дефекта и времени его возникновения. Тем больше своеобразия в развитии, чем раньше произошло нарушение зрительных функций и чем оно тяжелее. С учетом такого влияния аномального фактора лица с дефектом зрения подразделяются на слепых и слабовидящих (в зависимости от состояния остроты зрения и поля зрения), слепорожденных и ослепших (в зависимости от времени утраты зрения). Слепорожденными считаются лица, потерявшие зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющие зрительных представлений. К ослепшим относятся лица, потерявшие зрение после трех лет. На современном этапе развития специальной психологии выделяется группа поздноослепших, временные показатели утраты зрения которой пока точно не обозначены. В настоящее время у подавляющего большинства слепых и слабовидящих (до 90%) дефект зрения является врожденным или рано приобретенным.
Вместе с тем, как указывает А.И.Зотов, Л.И.Солнцева, Ю.А.Кулагин и др., нарушения в развитии, обусловленные прямо, непосредственно, или опосредованно влиянием дефекта зрения, не устраняют общих закономерностей, свойственных нормальному психическому развитию. «…сохраняются все стадии психического развития, наблюдаемые в норме» [15,с.4], сменяющие друг друга с той же последовательностью; наличествуют те же самые сенситивные периоды в развитии определенных функций; в той же последовательности и на основании тех же закономерностей сменяются формы ведущей деятельности; темп и результаты процесса развития психики зависят от индивидуальных и личностных особенностей ребенка; психическое развитие ребенка с дефектом зрения, также как и нормально видящего, находится в зависимости от условий воспитания и обучения.
Особенности проявления этих закономерностей в процессе отклоняющегося развития заключаются в следующем:
ü изменяются временные границы стадий психического развития;
ü сдвигаются сроки наступления и окончания сенситивных периодов;
ü возникают специфические трудности в овладении соответствующей возрасту ведущей деятельностью;
ü индивидуальные особенности в состоянии оказывать положительное или отрицательное влияние на реализацию процессов компенсации и коррекции;
ü развитие личности ребенка с дефектом зрения имеет свои особенности; воспитание и обучение, и в первую очередь, их коррекционно-развивающая направленность, в большей степени, чем для нормально видящих детей, определяют психическое развитие слепого или слабовидящего ребенка.
Отклонения в развитии ребенка не могут оцениваться только, как отрицательные. В противном случае была бы невозможна компенсация зрительного дефекта, понимаемая в тифлопсихологии как «универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушение или утрату определенных функций» [41, с.39]. Зрительный дефект благодаря возможности его компенсации, по мнению Солнцевой Л.И., «еще не предрешает тяжести аномального развития», дефект развития не является «фатальным» в данном случае [54, с.10]. А.Г.Литвак отмечает, что даже «у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы» [41, с.19]. Однако процесс достижения таких результатов, по заключению А.Г.Литвака, будет не только растянут во времени, но в ряде случаев специфичен.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3727;
Источник
Влияние нарушениях зрения на развитие детей
Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на развитие индивида в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения, и контроля за деятельностью. Рассмотрим, в чем же конкретно проявляется это влияние, подчеркнув сразу же, что оно не может быть однозначным для различных структурных компонентов психики, поскольку роль зрения в формировании различных психических функций и его участие в отдельных видах психической деятельности неодинаковы. В ориентировочной деятельности зрение уже с первых дней жизни ребенка играет ведущую роль. При формировании устойчивых свойств личности оно непосредственно не участвует. Нарушения зрения могут лишь провоцировать возникновение неблагоприятных ситуаций, приводящих к отклонениям в развитии психики. Возникающие в этой сфере нарушения могут быть устранены в процессе воспитания и обучения.
Постановка вопроса о развитии психики в условиях сенсорной недостаточности обусловлена чем, что у подавляющего большинства (слепых и слабовидящих, дефекты зрения являются врожденными или рано приобретенными.
Выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Первоначально эта активность имеет биологический характер и направлена, как показал основоположник биологии и физиологии активности П.А. Бернштейн, на приспособление к окружающей среде. Первоначальная активность реализуется во время онтогенетического развития человека в ряде безусловных рефлексов, лежащих в основе органических потребностей (пищевая и др.) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя имеет в своей основе тоже безусловные рефлексы.
Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер (рефлекс “Что это такое?”). Развитие активности зависит не только oт возможности удовлетворить желание узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, определяющих возникновение самого желания — мотива ориентировочной деятельности. Количество же внешних воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей в связи с нарушением зрительных функции и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве резко снижается.
Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Отмечая основную особенность слепого дошкольника, Л.И. Солнцева пишет, что она “заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего… Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызнано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное — меньшей активностью при познании окружающего мира”. (Солнцева Л.И., О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника. — М.1967г. с.6.)
У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Характеризуя деятельность слепых детей, Б.И Коваленко и И.Б. Коваленко отмечали, что “слепота и ее последствия снижают активность и возможность применения на практике усвоенного, особенно в трудовой деятельности, если в процессе обучения слепые дети организованно и систематически не учатся это преодолевать. Ввиду указанного недостатки активности… чаще встречаются у незрячих (слепорожденных. — А. Л.), реже у ослепших и еще реже у частично зрячих”. (Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. — М., 1962. Вып. 1.С. 256.) Однако постепенно, в процессе компенсации, благодаря систематическим педагогическим воздействиям отражательная деятельность слепых активизируется и может достигать достаточно высокою уровня.
Первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, заторможенность которого у некоторых слепых, особенно слепорожденных, может быть очень велика. Редуцированность и заторможенность ориентировочного рефлекса объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса (неудачи поисковой деятельности, связанные с болевыми ощущениями при столкновении с предметами, и т.п.), а также отсутствием дистантно и сильно действующих световых и цветовых раздражителей. Снижение активности ярко проявляется в поведении ребенка, в темпе овладения им окружающей действительностью. «Слепые дети, — пишут Б.И. Коваленко и Н.Б. Коваленко, — крайне ограничены в отношении ощущений и восприятий. Они очень пассивны и неподвижны… Недостаток зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения… Ребенок не потягивается, не привстает, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками.
В преддошкольном и дошкольном возрасте на несколько лет затягивается период ползанья, нередко наблюдается ползанье ногами вперед, чтобы защитить голову от ушибов, умение и навыки сохранения вертикального положения и ходьбы запаздывают на два-три года…
Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на три-четыре года».
Аналогичное, хотя и не так ярко выраженное снижение активности наблюдается и у слабовидящих детей. Оно связано с затруднениями зрительной фиксации предметов, запаздыванием первых зрительных дифференцировок и, главное, отсутствием стремления овладеть близлежащим предметом.
Кроме того, отрицательные подкрепления ориентировочного рефлекса негативно сказываются на первоначальной мотивации сенсорной деятельности — формировании потребности в ощущениях, “желании воспринимать” (Вудвортс), а, следовательно, и на активности отражения.
Таким образом, снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность.
Однако, как показывают многочисленные исследования и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих, действие этих неблагоприятных факторов можно в известной мере нейтрализовать. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих новое направление, приближающееся к развитию нормально видящих.
Но и при этом психическое развитие аномального ребенка будет иметь свои особенности, связанные с выпадением или глубоким нарушением зрительных функций. В общих чертах они сводятся к тому, что, во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические особенности (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от восприятий и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.).
Одновременно зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.
Иначе говоря, нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается. Так, даже у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы. Однако сам процесс достижения подобных результатов будет не только растянут во времени, но и в ряде случаев специфичен, о чем пойдет речь в соответствующих главах.
Источник