Влияние слухового восприятия на развитие речи ребенка

Влияние слухового восприятия на развитие речи ребенка thumbnail

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам — 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова — 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит — корректировать недостатки слухового восприятия.

1этап — начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр: ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

2 этап — это игры для развития речевого слуха — умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Методические рекомендации:

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

— занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; — необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; — в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; — следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; — содержание материала должно соответствовать опыту детей; — уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; — длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; — необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая: — стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

— формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями: искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии, что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту, понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.). С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников.

Формирование акустико — перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка», тел. 89537009098, воспитатель.

Литература:

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. — СПб., 2001г.

2. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. — СПб, КАРО, 2008.-196с.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов).

Источник

Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов

Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности — угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач «прислушаться», «напрячь слух«, «сосредоточить слух«. А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.

Консультация «Роль слухового восприятия в развитии речи детей«

Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ №1» г. Братска Иркутской обл.

Уважаемые родители и педагоги!

Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.

Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.

Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.

Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.

Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.

Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.

Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.

В чём же дело?

Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту — профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.

Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.

Действительно, — ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию: ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!

Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.

Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.

Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, — то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.

Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.

Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.

А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать — все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.

Сенсорная система человека это — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).

Для накопления опыта ребенку нужно, чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка — мягкая.

Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.

Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.

Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.

По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.

Например, если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. — то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.

Если в вашей речи присутствуют слова: гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. — ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.

Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса: «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?» Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.

Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функциислуховое восприятие и слуховое внимание.

Для развития слухового восприятия нужны такие игры, чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.

Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов, которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!

Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.

Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления: «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» — например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» — громыхание, гогот и т. д. ; на «т» — трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.

Можно строить разные словесные формы, обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.

Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».

Желаю вам успеха!

Источник

Влияние слухового восприятия на развитие речи ребенка

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации. 

Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР). 

Основным признаком данного отклонения является нарушение функционирования всех элементов речевого аппаратаОсновным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи.

Все это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.

Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.

В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.

Тем не менее, доказано!

Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений.

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. Полное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие. Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам. Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме. Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия: речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность дифференцировать звукиПричиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки. Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.

Развить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструментРазвить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструмент

Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука. Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения. Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка. Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Источник