Влияние сказок на нравственное развитие ребенка
Алла Малышева
Влияние сказки на нравственное воспитание детей
В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.
Н. А. Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы… Наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Будущему первокласснику недостаточно одного умения читать, считать, необходимо быть активным, сообразительным, но главное – ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от того, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.
В чем же сила и секрет воздействия сказки?
Использовались оптимальные методы и приемы, помогающие с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развить его восприимчивость и эмоциональность.
Были поставлены задачи с помощью сказки:
1. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить.
2. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
3. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; любовь к произведениям народного творчества.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Необходимо было разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Для развития у детей умения слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представить образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса и петух»?», «Почему вы так решили?».
Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он тонет?»).
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Дети овладели приемами работы с мнемотаблицами, что значительно сократило время обучения и одновременно помогло решать задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления.
Детям нравится наш «Уголок сказки». Включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, старалась не нарушать общего развития сюжета игры.
Большое удовольствие доставляет детям инсценирование. Чтобы осознать необходимость работы над ролью, уметь передать сущность своего персонажа, учили детей владеть следующими средствами образной выразительности:
1. Интонацией – предлагала детям произнести предложение с различной интонацией, добиваясь выразительности речи.
2. Позами – сначала поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предлагала им позой изобразить кого-нибудь (например, клоуна, каратиста, балерину) и объяснить, почему они выбрали эту позу.
3. Жестами – начинала с простых заданий: как жестом показать состояние человека (я замерз, очень горячо, мне больно).
4. Мимикой – предлагала по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, сладкую конфету).
Удивительный сказочник Д. Родари совершенно справедливо утверждает следующее:
— сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления и активного воспитания добрых чувств;
— телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
В решении перечисленных проблем призвана помочь книга
Л. Фесюковой «Воспитание сказкой», где она предлагает универсальную схему. Она выглядит следующим образом:
Название сказки
1. Нравственный урок
2. Воспитание добрых чувств
3. Речевая зарядка
4. Развитие мышления и воображения
5. Сказка и математика
6. Сказка и экология
7. Сказка развивает руки
Для чего необходим нравственный урок? На что нацеливает маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?
В сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывала с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого – плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Следующий раздел – «Воспитание добрых чувств». Здесь нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.
Каким мы представляем себе доброго человека – подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать.
Обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что:
— учит детей сравнивать, сопоставлять;
— формирует привычки доказывать, что это так или иначе;
— ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;
— упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
«Докажи, Что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке?»;
«Как бы ты поступил на месте?»;
«Какими движениями похвалить петушка?».
Часто использовалась тризовская игра «Хорошо-плохо», где разводили в стороны хорошие и плохие поступки и явления – это значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Проводились эксперименты в сказках, где менялось их содержание, проповедовались гуманизм и добро.
Например, сказка «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбу справляли? Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использовались карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:
— красный кружок – радуюсь;
— синий – жалко;
— желтый – хочу помочь;
— зеленый – справедливо;
— коричневый – несправедливо.
Развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Использовались разнообразные приемы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).
— проигрывание ролей в парах.
Это помогло детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться.
Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
В нашем детскому саду есть Русская горница, где, накрывая столы, дети узнают, когда используются столешники, когда – скатерти, а когда – дорожки. Но неизменным остается одно: гостю – почетное место и лучшее угощение. Здесь царит атмосфера любви, доброты, заботы.
Покидая детский сад, дети твердо знают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе – час». Береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства». Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».
Активизируя воображение ребенка, дети научились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появились не только знания и представления, но и новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям.
Источник
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Из самых благих побуждений родители очень рано начинают обучать малыша, часто не осознавая того, что ребенок не готов к этому ни физически, ни морально.
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок стремится отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем.РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
1. С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом..
2. Язык сказок понятен даже малышу.
3. Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его серьёзными логическими рассуждениями.
4. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
5. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается незаметно.
6. Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.
7. Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
8. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.КАКУЮ СКАЗКУ ВЫБРАТЬ?
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни. Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.Результаты от использования сказкотерапии разнообразны:
1. ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.
2. ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом».
3. сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.
4. «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Источник
Екатерина Шабалкина
Влияние русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей посредством тестопластики
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться.
Быть добрее и скромнее,
Терпеливей и мудрее.
Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.
Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. В воспитании детей необходимо уделять время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Благодаря сказкам происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.
Детьми усваиваются нравственные понятия: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни. Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим. Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное. Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
В основу работы в этом направлении мной были положены следующие принципы:
• принцип развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
• принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
• принцип взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
• принцип формирования деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию;
• принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
• принцип здоровьесберегающий.
В основе идеи педагогического опыта стало:
Создание условий для ценностного нравственного опыта у детей по отношению к русским народным сказкам и изображение сказочных героев посредством тестопластики.
Основные задачи опыта:
-Формировать у детей интерес к русским народным сказкам.
-Формировать представление о понятиях: добро — зло, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
-Учить ребёнка, через восприятие сказки, извлекать нравственный урок;
—Развивать отзывчивость, внимание к людям, взаимопомощь;
—Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других.
-Расширять кругозор и словарный запас.
— Формировать интерес к лепке из солёного теста.
— Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
— Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
— Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Новизна опыта заключается в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр мультфильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, особенно в продуктивной деятельности посредством тестопластики, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдать принцип «От простого — к сложному».
Описание опыта включает:
— обоснование актуальности нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок с использованием творческих заданий, вариативных методов;
— обоснование созданий необходимых условий для приобретения детьми знаний и навыков, способностей видеть, понимать, чувствовать и любить сказки, развитие у детей связной речи, умения охарактеризовать героев сказок, а также свои поступки, извлекать из сказок нравственный урок.
— перспективное планирование по данной теме для детей 4-5лет.
В условия для оптимального развития нравственных качеств и творческих способностей детей при ознакомлении со сказками входит:
1. Создание комфортной психологической базы ребенка.
2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Терпимость к вопросам и идеям ребенка.
4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
5. Помощь ребенку в умении справиться с разочарованием и сомнением.
6. Оценка ребенка, как творческой личности.
7. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.
8. Поддержка, необходимой для творчества атмосферы, которая поможет ребенку избежать общественного неодобрения и справиться с негативной реакцией сверстников.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры «Угадай сказку», «Герои сказок», «Сказки о животных» и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые занятия или развлечения.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – восприятие героев сказки через лепку, рисование – позволит детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивать навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Диагностика
Для оценки результатов уровня развития нравственных качеств детей использовались следующие критерии: наличие у детей представлений о добре, взаимопомощи, сострадании, терпимости, зле; перенос усвоенных знаний в новые условия, воспитанность эмоциональных реакций, проявление культуры поведения в отношении к сверстникам.
Каждый критерий оценки конкретизировался в системе соответствующих показателей:
— полнота, четкость, конкретность представлений о добре, зле и т. д. ;
— активность в проявлении вежливости, сочувствия и помощи, сопереживания по отношению к сверстникам и взрослым;
— устойчивость в проявлении навыка культуры поведения, при некотором изменении обычной жизненной ситуации.
По результатам мы видим положительную динамику.
Совместная работа с родителями.
Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Совместно с родителями пополнила библиотеку группы новыми книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, пополнили театральный уголок костюмами, атрибутами, пальчиковым театром.
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
На День матери организовали выставку поделок из солёного теста «Любимые герои», к празднику 8 Марта показали сказку «Колобок на новый лад» и подарили «Весёлых колобков».
Результат:
• Знают русские народные сказки.
• Умеют охарактеризовать героев сказки и их поступки.
• Дети понимают смысл сказок.
• Обогащение словаря.
• Закрепили приёмы лепки из солёного теста.
• Положительная динамика во взаимоотношениях с родителями.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
В дальнейшем планирую:
1. В начале старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»
2. Разработать детский проект совместно с родителями.
Источник