Влияние сказки на развитие ребенка дошкольника
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.
Когда наступает возраст сказок
Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.
Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.
Потешки кликабельные:
Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.
Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?
Влияние сказок
Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.
Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.
Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.
Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.
Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.
Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.
У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.
Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>
Какие сказки читать детям
Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?
Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.
- Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
- Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.
Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:
- Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
- Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
- Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.
При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.
Читаем далее:
- Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
- Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
- Влияние музыки на развитие ребенка
- Влияние современных гаджетов на детей
- Значение игры в жизни ребенка
Влияние западных мультиков на детей
Источник
Марина Щеткина
Влияние сказки на психическое развитие ребенка
Влияние сказки на психическое развитие ребенка
Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить их к будущей взрослой жизни. Психологи также выделили несколько факторов воздействия сказок на развитие личности ребенка.
1. Волшебные истории формируют эмпатию – умение сопереживать. Узнавая о приключениях сказочных персонажей, ребенок переживает за их судьбу, борется вместе с ними против злых героев, а также учится преодолевать различные препятствия на пути к победе.
2. Сказочные истории играют значимую роль в полоролевом воспитании детей. Девочки усваивают модель будущей матери, хорошей хозяйки и подруги.Мальчики же осваивают другие роли: защитника слабых, сильного мужчины, кормильца семьи. Конечно, сказки для мальчишек и девчонок нужно читать детям обоих полов, поскольку разделение весьма условно.
3. Через сказки родителям проще объяснить своему чаду такие нравственные понятия, как «плохо» и «хорошо». Маленькие дети не любят и не понимают нотации и нравоучения, а в волшебных историях доступным языком рассказывается, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Можно сказать, что сказки прививают добро.
4. Влияние сказки на развитие детей очевидно – она совершенствует речь, а также воображение, детскую фантазию, поскольку малыш представляет себя на месте главного героя. Такое умение является новым этапом в жизни ребенка и основой для дальнейшего развития его творческих способностей.
5. Сказки расширяют кругозор детей, социализируют их в обществе. Мир двухлетнего карапуза существенно ограничен – мама с папой, бабушки да приятели по песочнице. Через сказочные истории кроха узнает о диковинных животных, волшебных странах, царевнах и царевичей, Кощее Бессмертном и Бабе-Яге.
Типы сказочных историй и их влияние на ребенка
Все существующие сказкиможно условно разделить на два основных вида: авторские и народные. И те, и другие, безусловно, интересны для детей, поэтому давайте подробнее на них остановимся.
Народные сказки
Они сочинялись, менялись и трансформировались на протяжении нескольких веков, поэтому имеют важный философский смысл.
Прежде всего, детей следует познакомить со сказками своего этноса, чтобы приобщить к родной культуре. Но и ограничивать малыша только, к примеру, русскими сказками не следует, особенно в нашей многонациональной стране.
Народные сказки, в свою очередь, подразделяют на три главных типа.
1. О животных. Именно эти сказочные истории лучше всего учат маленьких детей. Для малышей животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, достоинствами и недостатками. Почитайте своему карапузу такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Коза-дереза» и т. д.
2. Бытовые. Они рассказывают о семейной жизни, демонстрируют способы решения конфликтов. Главный герой с шутками да прибаутками преодолевает все препоны и добивается своей цели. Бытовые истории помогают воспитать в ребенке упорство, целеустремленность, стремление к справедливости. Яркие примеры таких сказок – «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка».
3. Страшные. Эти сказки вырабатывают у детей своеобразный иммунитет перед сложностями взрослой жизни. Конечно, подобные истории нужно дозировать и не читать перед сном, особенно если у вас подрастает эмоциональный ребенок, однако полностью изолировать малыша от них не стоит. Прочитайте с подросшими детьми следующие сказки: «Беглый солдат и черт», «Рассказ о ведьме» и др.
Авторские сказки
Этот тип сказочных историй также важен для развития детей, поскольку характеризуется большим разнообразием персонажей и неожиданными поворотами сюжета.
Авторские сказки можно условно разделить на несколько видов.
1. Волшебные. Сказки о волшебстве и чудесах, созданные писателями, отличаются от народных большей образностью и конкретностью героев, более четким и продуманным сюжетом. Наверняка и вы сами в детстве читали великолепные истории братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.
2. Обучающие (дидактические). Эти сказки, придуманные чаще всего педагогами, направлены на обучение детей без нотаций и уроков. Малышам таким способом гораздо проще и интереснее выучить буквы и цифры. Яркий пример таких историй – сказка «В стране невыученных уроков», раскрывающая важность знаков препинания.
3. Психокоррекционные. Через специально подобранные и сочиненные психологами сказки вы можете изменить поведение своего чада, заменив его неэффективный стиль поведения на более продуктивный. На этой особенности основано такое направление в психологии, как сказкотерапия. Специалисты через сказки работают со страхами, детскими обидами, помогают наладить взаимоотношения с домочадцами и сверстниками.
Признаки хороших сказок
Иногда родители, листая книгу с детскими сказками, хватаются за голову.В волшебных историях кипят нешуточные страсти: мама с папой прогоняют своих чад в лес, старая ведьма пытается их зажарить, но они сами сжигают ее в печи и т. д. Согласитесь, подобный сюжет больше походит для триллера, а не для сказки для дошкольников.
Однако специалисты уверены – такие истории имеют право на существование, поскольку учат детей бороться со своими страхами.
И все же выбирать сказки для малышей нужно вдумчиво, руководствуясь советами сказкотерапевта, доктора психологии Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Она выделила три признака «правильных» сказок.
1. 1. Добро всегда сильнее зла. Этот принцип формирует у ребенка нравственные ориентиры. Однако данное правило не распространяется на истории-предупреждения, в которых лиса съедает непослушного Колобка, мышка разбивает яичко (ценный дар, возможность, теремок разрушается из-за непрошеных гостей.
2. 2. Приятные и положительные герои. Современные сказки и мультики часто выводят на центральное место разных монстров, чудовищ или излишне сексуальных персонажей. Не стоит читать или смотреть подобные произведения, поскольку главные герои должны учить малыша доброму и вечному.
3. 3. Красивый стиль изложения. Отдавайте предпочтение сказкам (в том числе и народным) в авторской обработке. Приятный язык, доработанный сюжет помогают воспитывать в ребенке эстетический вкус и развивают детскую речь.
Безусловно, сказки оказывают огромное влияние на психологическое развитие детей, но не следует гоняться только за воспитательным эффектом.
Для малыша прослушивание и чтение волшебных историй – это увлекательнейшее занятие, которое должно, прежде всего, приносить удовольствие.
Источник
Наталья Балашова
Влияние сказок на психологическое развитие ребенка
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Реальность сказочной жизни. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
У доброты есть лицо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Воспитание чувств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Каждому возрасту — свою сказку Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя«, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Какие сказки читать ребенку на ночь? Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать еще». Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем,поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках.То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что «терпенье и труд все перетрут» — то читайте и обсуждайте вместе с малышом «Золушку». Если уверены, что всего можно добиться, «было бы желание» — то «Снежная королева» вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь,если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам:попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
Источник