Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Развитию
личности посвящена и последняя крупная
работа Левина: «Поведение и развитие
ребенка как функция от ситуации в целом»
(1946). Эта работа представляет собой
наиболее полное и целостное изложение
того, что можно назвать «психологией
с теоретико-полевой точки зрения».
Общая задача звучит у Левина так: «Если
мы хотим использовать все множество
известных науке фактов о развитии,
личности, человеческих взаимоотношениях,
познании и мотивации для понимания
поведения любого конкретного человека,
предсказания этого поведения или
управления им, то эти данные необходимо
связать между собой таким образом, чтобы
они были приложимы к данному человеку
в данный момент времени».
В
этой работе он реализует «принцип
последовательного приближения» к
анализу конкретной ситуации конкретного
ребенка. Прежде всего формулируются
основные методологические положения
и понятия: понятия жизненного пространства
и психологического поля, принцип
общезначимости закона, различение
динамических и фенотипических свойств,
понятие макро- и микроскопических единиц
анализа. Затем, переходя на более
конкретный уровень анализа, Левин
излагает теорию поведения, определяемого
индивидуальным психологическим полем,
в которую вошли в той или иной форме все
проблемы, волновавшие его в разные
периоды научной деятельности. Они
делятся на несколько содержательных
блоков.
Первый
блок проблем образует когнитивная
структура жизненного пространства:
дифференциация измерений жизненного
пространства (выделение психологического
настоящего, прошлого и будущего);
разделение уровней реального и
нереального; регрессия. Например, из
положения о постепенности дифференциации
уровней реального и нереального следует,
что у маленького ребенка граница между
правдой и ложью, восприятием и воображением
является менее четкой, чем у более
старших детей, а это важно понимать
всем, кто практически работает с детьми.
Второй блок — проблемы местоположения
индивида в жизненном пространстве;
доступность и недоступность областей;
передвижение в жизненном пространстве.
Конкретные феномены, относящиеся к
этому блоку: адаптация к ситуации,
проблемы групповой принадлежности, в
том числе различия ощущения групповой
принадлежности в авторитарной и
демократической групповой атмосфере.
Третий блок — изменения когнитивной
структуры. Конкретные феномены: проблема
обходного пути и инсайта; научение как
структурирование и дифференциация
прежде неструктурированной области;
неоднозначная роль повторения при
научении. Четвертый блок — проблемы
психологических сил и силовых полей.
Конкретные феномены: ситуация почти
достигнутой цели; проблема соотношения
«личных» и «безличных» сил в
той или иной ситуации; анализ ситуаций
мотивационного конфликта (в том числе
ситуации власти взрослого над ребенком)
и их основные типы; «выход из поля»;
эмоциональное напряжение и беспокойство.
Пятый блок — наложение ситуаций.
Конкретные феномены: наложение
деятельностей; процесс принятия решения;
влияние группы на индивида; влияние
маргинальной позиции. Шестой блок —
факторы, определяющие поле и его
изменения. Речь идет о проблеме
потребностей и валентностей. Конкретные
феномены: влияние состояния потребностей
на когнитивную структуру; реальное и
замещающее удовлетворение потребности.
Седьмой блок — изменение потребностей
и целей. Конкретные феномены: настойчивость;
влияние уровня трудности; психологическое
насыщение; намерение как создание
квазипотребности; уровень притязаний
и факторы, его определяющие; степень
зрелости притязаний; проблема
индуцированных потребностей и источников
идеологии; эгоизм и альтруизм; подчинение
и социальное давление; принятие чужих
целей; ситуации агрессивной и апатичной
авторитарности; принятие групповых
целей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1
В данной работе речь пойдет лишь о
психологическом влиянии окружающей
среды. Это не означает, что физическое
воздействие окружения, например
воздействие питания или климата, не
имеет психологического значения.
Напротив, мы считаем, что ребенок,
взятый как единое целое, находится под
постоянным как психологическим, так
и физическим влиянием окружающей среды.
Давно уже признано, что
психологическое влияние окружения
весьма значимо для поведения и
развития ребенка2.
Фактически, все аспекты поведения
ребенка, то есть его инстинктивное
и волевое поведение, игра, эмоции, речь,
выражение чувств — все это отчасти
определяется наличным окружением.
Некоторые из новейших теорий, особенно
теории Уотсона и Адлера, приписывают
окружению настолько мощное влияние на
развитие, что, как правило, пренебрегают
факторами наследственности3.
В отличие от этого, теория конвергенции
Штерна подчеркивает, что для того,
чтобы получить определенную форму
поведения, наследственная
предрасположенность и влияние окружения
должны действовать заодно4.
Индивидуальная и усредненная окружающая среда
За последние годы факт
воздействия окружающей среды был в
подробностях зафиксирован психологическими
исследованиями различных типов окружения.
В частности, сравнивался интеллект
деревенских и городских детей5,
изучалась роль размера семьи и порядка
рождения6.
Важную роль сыграли также исследования
приемных
детей7
и близнецов8.
В случае однояйцевых близнецов мы можем
быть уверены
в одинаковости наследственных способностей
и предрасположенностей. Поэтому сходство
их поведения на фоне различия окружения
может дать важную информацию
о мере и характере влияния как окружающей
среды, так и наследственности.
Современные исследования
роли окружения используют по преимуществу
статистические
методы. В частности, усредненные значения
возможно большего числа школьных оценок
единственных детей в семье сравнивались
с аналогичными показателями
старших, средних и младших детей в семьях
с тремя детьми. Влияние других факторов
окружающей среды можно до определенной
степени исключить; например, в исследовании
влияния размера семьи или порядка
рождения брались единственные дети из
семей приблизительно того же самого
экономического положения, что и семьи
с тремя детьми. Эти исследования выявили
множество интересных фактов; в частности,
было обнаружено, что в определенных
социальных слоях Германии оптимальным
числом детей в семье с точки зрения
успешности их учебы в школе является
три или четыре, а в рабочих семьях лучшие
результаты, наоборот, демонстрировали
в среднем именно единственные дети9.
Однако, несмотря на всю
ценность и важность этих фактов, для
понимания сил окружающей среды они
редко могут предложить что-либо, кроме
отдельных намеков.
Ведь для исследования фундаментальных
динамических отношений между индивидом
и его окружением принципиально важно
постоянно учитывать актуальную целостную
ситуацию в ее индивидуальной конкретности.
Статистический метод обычно
вынуждает нас выделять группы на основе
не чисто
психологических, а более или менее
внешних характеристик (таких как число
детей в семье). В силу этого отдельные
случаи, сильно различающиеся — или даже
прямо противоположные
— по своей психологической структуре,
могут быть включены в одну и ту же группу.
Однако более всего следует подчеркнуть
следующий момент: вычисление среднего
значения (например, результатов «годовалых
детей») предназначено для того, чтобы
исключить «случайные влияния» окружающей
среды; определение «средней ситуации»
(например, среднего эффекта того факта,
что ребенок является единственным
в семье) должно исключить
индивидуальные вариации. Но тем самым
устраняется то отношение,
которое для исследования динамики имеет
решающее значение — а именно, соотношение
конкретного индивидуального ребенка
и данной конкретной целостной ситуации10.
Поэтому на основе средних значений
судить о каком-либо конкретном отдельном
случае невозможно. Понятия среднего
ребенка и средней ситуации являются
абстракциями, совершенно бесполезными
для исследования динамики11.
Использование средних значений и кривой
распределения оказывается незаменимым,
когда цель состоит
в получении численного значения,
определяющего место данного индивида
в группе. Однако для выявления динамических
законов недостаточно выделить отдельное
свойство
или фенотипически определенное событие
вне связи со структурой целостной
ситуации,
а затем рассмотреть статистически как
можно больше ситуаций, в которых это
свойство или событие присутствует.
Законы падения тел в физике
не могут быть обнаружены путем вычисления
средних значений различных случаев
падения, например, падения листьев,
камней и других объектов — их можно
открыть лишь исходя из так называемых
чистых случаев. Аналогично этому, и в
психологии силы окружающей среды и
законы их воздействия на поведение
ребенка могут быть обнаружены только
исходя из рассмотрения определенных
целостных ситуаций, являющихся в одно
и то же время простыми и четко определенными
в своей конкретной индивидуальности.
Только таким путем, подразумевающим,
как правило, эксперимент и систематическое
варьирование условий, можно придти к
обобщениям, которые сохранят свою
справедливость даже для конкретного
индивидуального ребенка и конкретного
отдельного случая.
Разумеется, можно усомниться
в допустимости научного (то есть со всей
понятийной
строгостью) разговора о динамических
свойствах и, особенно, о силах
психологического окружения12.
Например, очевидно, что утверждение о
том, что плохое обращение угнетает
ребенка, или что похвала воодушевляет
его, может иметь чисто метафорическое
значение.
В биологии Лёб своей теорией
тропизма предпринял попытку строго
научным образом установить динамические
отношения между идущей из окружающей
среды стимуляцией и поведением отдельных
видов животных. Однако было показано,
что обстоятельства научения животных
допускают существенную модификацию13
и, более
того, что поведение животных зависит
от их текущего «настроения»14.
В настоящее время биологи
отчасти вернулись к недетерминистской,
или, по меньшей мере, к нединамической
точке зрения, согласно которой невозможно
говорить
о строго закономерном воздействии сил
окружения на индивида. Влияние окружения
сводится, по существу, к принципу проб
и ошибок. Иначе говоря, появление тех
или иных элементарных действий можно
считать, с точки зрения их отношения к
окружающей среде, в основном случайным.
Таким образом, эта теория обнаруживает
выраженные дарвинистские
особенности, исключая проблему
непосредственных динамических
отношений между индивидом и средой и
ограничивая влияние среды тем, что она
вызывает приятные или неприятные
переживания. Такую теорию можно
рассматривать
как попытку уйти от «неудобного» понятия
сил окружающей среды в психологическом
смысле и, насколько это возможно, вывести
объяснение всего поведения
из самого организма.
Точно так же и в детской
психологии основополагающим при
рассмотрении развития поведения ребенка
оказывается принцип проб и ошибок15.
С другой стороны,
недавно было убедительно показано,
во-первых, что, помимо «опыта»,
фундаментальное
значение для детского развития имеет
внутреннее созревание16
и, во-вторых,
что наряду со слепыми пробами и ошибками
существуют еще инсайты17.
В случае инсайта поведение индивида
опять же оказывается в непосредственной
связи с конкретной
структурой ситуации.
Источник