Влияние шахмат на развитие ребенка исследовательская работа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
_______________________________________________________________
Исследовательская работа на тему:
«Шахматы – это путь к успеху»
Автор работы:
ученица 3 «В» класса
Гариева Кира
Руководитель : Минниханова Л.Ф.
учитель начальных классов
г. Нягань 2019
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
2.1.Краткая история шахмат
2.2.Шахматы — гимнастика ума
2.3.Шахматы – «королевская» игра
2.4. Теоретическое исследование пользы игры в шахматы
III. Практическая часть.
3.1.Проведение социологического опроса и анкетирования.
Заключение
Список источников и использованной литературы
I. Введение
Моя исследовательская работа посвящена шахматам. У нас второй год ведется урок «Шахматы» и многие ребята и их родители считают, что он бесполезен, поэтому мы решили выяснить, что шахматы – это путь к успеху.
Актуальность работы.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.
Гипотеза: обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала.
Цели исследования: с помощью социологического опроса и литературы доказать, что шахматы – это путь к успеху
Исходя из целей исследования, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу.
- Провести социологический опрос среди учащихся и родителей.
- Проанализировать и систематизировать полученные данные.
- Сделать выводы.
Этапы работы над проектом:
- Поиск необходимой литературы, в том числе информации в сети Интернет по истории шахмат, биографии известных шахматистов.
- Проведение социологического опроса.
- Анализ, систематизация, обобщение материала и полученных статистических данных опроса.
- Подготовка презентации.
- Защита работы
II.Основная часть
2.1. Краткая история шахмат. Чтобы разобраться, к какой категории относятся шахматы, нужно знать, что такое шахматы и какова их история.
Шахматы – это настольная логическая игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры поставить сопернику – мат. Игра подчиняется определенным правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ (правила шахматной игры за доской).
По одной из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.
Свое творение изобретатель представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.
Дальнейшее развитие шахмат принадлежит арабам, именно они заинтересовались задачами и этюдами, которые есть в этой игре, а сами шахматы приобрели современный вид: белую и черную армию. Как и сейчас, побеждал тот, кто ставил «мат», то есть, уничтожал короля.
В Древнюю Русь шахматы, скорее всего, проникли ни с Запада, а с Востока в 9 — 10 веках. На это указывает, в частности, сохранение на Руси восточных названий фигур в отличие от искажений и переделок, характерных для Западной Европы. Шахматам уделяли внимание русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Петр I даже издал указ «…повелеваю ввести шахматы, которые служат для военных полезным занятием, для ученых приятным препровождением времени, а у всякого молодого человека развивает размышление и ум»
В конце 18 и начале 19 века в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги. Они упоминались в русском фольклоре — сказках и былинах.
Шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Огромную роль в истории шахмат, сыграла советская шахматная школа.
Из 21 шахматных олимпиад, наша команда победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром.
2.2. Шахматы – гимнастика ума. Для меня было большим удивлением, когда мне сказали, что шахматы относятся к спорту. Что же такое спорт? Спорт – это преодоление себя, достижение вершин мастерства. Спорт – это тренировки, борьба и состязание. Это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все это присутствует в шахматах:
-принцип состязательности;
-определение победителей;
-наличие титулов и званий.
После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания: кандидата в мастера спорта, мастер спорта и гроссмейстер.
Российский шахматист, Анатолий Карпов, получил звание международного гроссмейстера в 19 лет, он является двенадцатикратным чемпионом мира по шахматам, заслуженным мастером спорта СССР, обладателем девяти шахматных «Оскаров». В наши дни Анатолий Евгеньевич Карпов – депутат Государственной Думы, Председатель Международного фестиваля «Шахматы в школе», а также председатель оргкомитета Всемирных детских шахматных олимпиад.
Действительно спорт – это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. А шахматы – это гимнастика ума, состязание мыслей, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализировать, лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.
Шахматы тесно связаны с математикой, как и в математике, здесь есть и теория, и практика. Определить следующий ход в шахматах, то же самое, что решить задачу в математике. Шахматы, как и изучение математики, способствуют развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, не зря многие математики были известными шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Михаил Ботвинник и Анатолий Карпов. А Гарри Каспаров владеет несколькими иностранными языками, является политиком.
Михаилу Ботвиннику удавалось совмещать шахматы и науку: он одновременно международный гроссмейстер и мастер спорта по шахматам СССР и автор ряда изобретений в области электротехнике, запатентованных во всем мире.
2.3. Шахматы – «королевская» игра. Для того, чтобы доказать, что шахматы – это игра, я воспользовалась словарем «Синонимов русского языка», с помощью которого выяснила, что сходными по значению к этому слову служат понятия развлечение, досуг, забава. Шахматы – это и времяпрепровождения, и развлечение, с помощью которой можно отдохнуть, развеяться. Это приятное занятие, которое не требует интенсивного труда, а также способ отвлечься от тяжелых мыслей. Это еще и способ времяпрепровождения со своей семьей, что очень сближает и радует членов семьи. Я согласна с мнением, что шахматы — «королевская» игра, потому что она лучшая среди всех игр.
2.4. Теоретическое исследование пользы игры в шахматы
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов.
Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры идет одновременная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат. Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исход игры, умение принимать решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.
Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается, и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют развитию памяти, внимания и активизации областей мозга, отвечающих за принятие решений.
III. Практическая часть работы
3.1.Проведение социологического опроса и анкетирования.
( Приложение 1)
Чтобы разобраться с поставленной задачей я провела опрос среди учеников моего класса
1вопрос: как вы думаете шахматы – это спорт, игра или наука?
При ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.
Большинство ответили, что шахматы – это игра (12 человек)
С мнением, что шахматы – это спорт, игра и наука, согласились 3 человек.
Почти равное количество ответов распределились между наукой (3 ответов) и спортом (2 ответов).
2 вопрос: как вы считаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?
10 человек – да
8 человек — нет
3 вопрос: Считаешь ли ты, что игра в шахматы воспитывает характер и учит тебя?
При ответе на вопросы ребята могли выбрать несколько вариантов ответов.
-учит думать – 15 ответов
-учит не сдаваться даже в трудной ситуации – 13 ответов
-учит выдержке и воспитывает силу воли – 14 ответ
-развивает память – 10 ответов
-учит умению просчитать свои шаги и поступки – 8 ответов
-учит ориентироваться – 9 ответов
-учит анализировать – 11 ответов
-развивает фантазию – 9 ответов
Специально для своей работы мы нашли «Правила игры» и приготовили мини- разработку. Содержание состоит в том, чтобы с интересом изучать ходы фигур. К ходу каждой фигуры предложено стихотворение. Этот материал будет полезен начинающему шахматисту и тем, кто играет давно (приложение №2)
Заключение
На основании литературы, источников информации сети Интернет, а также данных, полученных в результате социологического опроса, можно сделать вывод, что «Шахматы» – это полезная и интересная игра. Несмотря на древнюю историю возникновения шахмат, они не перестают пользоваться популярностью и в наш 21 век, век новых технологий и компьютеризации. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и шахматной доски. Я часто наблюдаю, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке – шахматном. А еще эта игра – путь к успеху!
Играйте в шахматы – будьте успешны!
Список литературы
- Пожарский В.А. Шахматы : начальная школа: / В.А.Пожарский — Ростов н/Д : Феникс, 2016.—315 с.
- Пожарский В.А. Шахматы : Путь к мастерству: Учебник : / В.А.Пожарский — Ростов н/Д : Феникс 2013.—272 с.
- Конноли Ш. Большая энциклопедия школьника / Ш.Конноли – М.: Махаон, 2016.—256 с.
- Тимощук Н.В. История в шахматах / Н.В. Тимущук — М.: 2008. — 256 с.
- Князева В.В. Азбука шахматиста. Книга для чтения родителей с детьми / В.В. Князева — М., 1990. — 81 с.
- Интернет.
Приложение 1.
Анкета
- вопрос: как вы думаете шахматы – это спорт, игра или наука? Выбери вариант ответа.
а) спорт
б) наука
в) игра
г) спорт, игра, наука
2 вопрос: как вы считаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?
а) да
б) нет
3 вопрос: Считаешь ли ты, что шахматы – нужный урок? Чему учат шахматы? Выбери варианты ответов.
а) учит думать
б) учит не сдаваться даже в трудной ситуации
в) учит выдержке и воспитывает силу воли
г ) развивает память
е) учит ориентироваться
ж) учит анализировать
и) развивает фантазию
4. Умел ли ты играть в шахматы до школы?
а) да
б) нет
5. Знаешь ли ты историю возникновения шахмат?
а) да
б) нет
Приложение 2.
1)Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!). Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой.
Ходит правилам покорный , чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны – Цвету одному верны.
2)Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет-прыг да скок. Не шагнёт наискосок,
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа , но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи , в бой её скорей веди.
3)Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить как ладья и как слон,
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад.
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется , будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали-
Ты больше внимания ферзю удели.
4)Пешка, маленький солдат , лишь команды ждёт.
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад , пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей , в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну а как же пешка бьёт ?
Бьёт наискосок!
5)Король любит гладкий расчищенный путь.
В любую он сторону может шагнуть.
Однако легко ты заметишь дружок
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле- вот шага длина.
Не очень проворен король –старина.
Зато начеку королевская рать-
Задача её короля охранять.
Ведь если б король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей.
6) Не мила коню неволя ,
Перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок : поле – прямо, поле- вбок.
Источник
И.А. Галкина (к.пс.н.)
«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» — говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте — в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего, шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.
Развитие внимания и усидчивости
Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте — они становятся спокойнее и уравновешеннее.
Развитие памяти
Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания — все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.
Формирование характера и воли
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт. Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение — все это и есть воспитание характера и силы воли.
Развитие целеустремленности
Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Эмоциональный интеллект
Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.
Интуиция
В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.
Умение мыслить системно и нестандартно
Неорганизованность мыслительного процесса — вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.
Развитие творческих способностей и возможностей
Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, — вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент — пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.
Развитие способности к обучению
Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты — как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.
Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.
Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.
В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!
Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.
Источник