Влияние семьи на умственное развитие ребенка

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

 

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

 

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Источник

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи — повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания — восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника — всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения — следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги — обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки — особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее — антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание — это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи — это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. —  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Влияние семьи на интеллект ребенка

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 03.11.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Содержание

 
 
     В
жизни каждого человека семья занимает
особое место. В семье растет ребенок,
и с первых лет своей жизни он усваивает
нормы общежития, нормы человеческих отношений,
впитывая из семьи добро и зло, все, чем
характерна его семья. Став взрослыми,
дети повторяют в своей семье все то, что
было в семье их родителей.
     Семья
может выступать в качестве как 
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное 
воздействие на личность ребенка 
состоит в том, что никто, кроме 
самых близких для него в семье 
людей – матери, отца, бабушки, дедушки,
брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
     Семья
рассматривается как самая малая 
ячейка общества, как социальная ячейка.
От состояния семьи зависит состояние
государства. В семье родители и дети связаны
духовной общностью. От уровня духовной
культуры в семье зависит и уровень духовной
культуры общества [2].
     Нынешнее 
состояние общества, кризис экономики,
морали, идеологии требует особо 
пристального внимания к институту 
семьи, к повышению ее интеллектуального
и духовного уровня. Ведь от этого зависит
интеллектуальный и духовный уровни каждого
члена общества, а, значит, и всего государства
в целом.
     Настоящая
работа посвящена анализу влияния 
семьи на интеллектуальное развитие
ребенка как одну из важнейших 
характеристик человеческой личности. 
 
 
 
      На 
протяжении всего периода взросления,
начиная с первых минут жизни, происходит
развитие тех высших психических функций,
которые определяют сущность человека.
Наибольшую скорость эти процессы имеют
в раннем детстве, когда за короткое время
(первые 6 лет жизни) ребенок получает и
успевает проанализировать такой же объем
информации, как за все последующие годы
своей жизни. И только от общества, в котором
развивается ребенок, от того ближайшего
окружения, которым в раннем детстве чаще
всего является семья, зависит успешность
овладения этой информацией и способность
к дальнейшему развитию [9].
      Именно 
в дошкольном детстве фактически
складывается личность, самосознание
и мироощущение ребенка. Эти процессы
в первую очередь обусловлены 
общим психическим развитием, формированием 
новой системы психических функций,
где важное место начинают занимать мышление
и память ребенка. Теперь  он может не
только ориентироваться и действовать
в плане конкретных сиюминутных стимулов,
но и устанавливать связи между общими
понятиями и представлениями, которые
не были получены в его непосредственном
опыте. Таким образом, мышление ребенка
отрывается от чисто наглядной основы,
т.е. переходит от наглядно-действенного
к наглядно-образному. Подобное развитие
памяти и мышления дошкольника позволяет
перейти к новым типам деятельности –
игровой, изобразительной, конструктивной.
У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется
возможность идти от замысла к его воплощению,
от мысли к ситуации, а не от ситуации к
мысли» [16].
      С
развитием процессов мышления неразрывно
связано развитие речи. В дошкольном возрасте
речь начинает выполнять функцию планирования
и регулирования деятельности ребенка,
все более обогащается словарный запас
и грамматический строй речи. Теперь ребенок
способен не только прокомментировать
конкретное событие и выразить сиюминутное
желание, но и задуматься, и порассуждать
о природе, других людях, самом себе и своем
месте в мире [14].
      Вот
далеко не полный список тех изменений 
и новообразований, которые происходят
в дошкольном возрасте. Это описание
будет еще менее полным, если не обратить
внимание на ту роль, которую играет взрослый
на всем протяжении развития ребенка.
Переоценить значение взрослого и, главное,
общения со взрослым для психического
развития и психического здоровья ребенка
трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой,
папой, бабушкой и другими) ребенок встречается
на первых этапах своей жизни и именно
от них и через них знакомится с окружающим
миром, впервые слышит человеческую речь,
начинает овладевать предметами и орудиями
своей деятельности, а в дальнейшем и постигать
сложную систему человеческих взаимоотношений.
Известно немало примеров, когда дети,
по каким-либо причинам лишенные возможности
общаться со взрослыми первые несколько
лет своей жизни, потом так и не смогли
научиться «по-человечески» мыслить, говорить,
не смогли адаптироваться в социальной
среде [7].
      Столь
же ярким примером является феномен 
«госпитализации», при котором взаимодействие
ребенка со взрослым ограничивается
лишь формальным уходом за детьми и 
исключается возможность полноценного
эмоционального общения между ребенком
и взрослым человеком (это происходит
при помещении ребенка раннего возраста
в дом ребенка) [10].
      Доказано,
что такие дети во многом отстают 
от своих сверстников как в 
физическом, интеллектуальном, так 
и в эмоциональном развитии: они позже
начинают сидеть, ходить, говорить, их
игры бедны и однообразны и часто ограничиваются
простой манипуляцией с предметом. Такие
дети, как правило, пассивны, нелюбознательны,
не владеют навыками общения с другими
людьми. Безусловно, описанные примеры
представляют крайние, нетипичные явления,
но они являются яркой иллюстрацией к
тому факту, что общение ребенка со взрослыми
является основополагающей детерминантой
психического развития и психического
здоровья детей [13].
      Как
же влияет семья на развитие интеллекта
ребенка? И вообще, что такое интеллект?
В психологии под интеллектом понимается
совокупность врожденных и приобретенных
в течение жизни общих умственных способностей,
от которых зависит успешность освоения
человеком различных видов деятельности.
Определяющая роль семьи, особенно в раннем
возрасте, обусловлена тем, что семья для
ребенка является средой обитания и, в
то же время, воспитательной средой. Интеллектуальный
уровень ребенка детерминирован интеллектуальным
развитием его ближайшего окружения, то
есть семьи. В дальнейшем, по мере взросления,
роль семьи в развитии мышления ребенка
несколько снижается, на помощь родителям
приходят школа, различные кружки и т.д.,
но познавательная активность ребенка,
заложенная в семье с первых лет жизни,
будет регулировать процесс дальнейшего
интеллектуального развития личности
[7].
      Попробуем
проанализировать влияние семьи 
на интеллект ребенка на этапах его 
становления.
      Младенческий 
возраст. На этом этапе психологи 
еще не говорят собственно об интеллекте,
а только о предпосылках его развития.
Ж.Пиаже называет этот возраст сенсомоторной
стадией развития [11], Л.С.Выготский употребляет
термин «эмоциональное общение», отделяя
его от следующего за ним диалогического
общения ребенка со взрослым [2]. Уже на
третьем месяце жизни у ребенка появляется
потребность в активном общении с окружающими
его взрослыми, которая проявляется комплексом
оживления. Если не давать ребенку возможности
реализовывать потребность в общении
с самого начала ее появления, то дальнейшее
его развитие будет крайне затруднено.
Об этом свидетельствуют многочисленные
факты «синдрома госпитализма». В этом
возрасте никто, кроме родителей ребенка
и его близких родственников не может
обеспечить ребенку того количества общения,
в котором он нуждается.
      На 
границе младенчества и раннего 
возраста происходит переход к собственно
предметным действиям, к началу формирования
сенсомоторного (практического) интеллекта.
Одновременно развиваются вербальные
формы общения со взрослыми, что 
говорит о том, что общение не перестает
быть деятельностью, ведущей за собой
развитие, но включается в соответствующий
процесс вместе с предметной деятельностью.
Речь ребенка, как и предметная его деятельность,
пока еще не являются инструментами мышления,
однако развитие и того и другого определяет
дальнейшее интеллектуальное развитие
ребенка. Если ребенок находится в активном
взаимодействии с окружающими его взрослыми,
ему показывают много новых предметов,
называют много новых слов и понятий, стимулируют
его действия с различными игрушками и
другими предметами, то у него появляется
больший интерес к окружающему, нежели
у ребенка, чье окружение не предоставляет
ему возможности исследовать мир. У таких
детей и в дальнейшем будет слабо развита
познавательная функция, что обязательно
затормозит их в интеллектуальном развитии,
ибо основная предпосылка в развитии мышления
– жажда познания нового [1].
      В
раннем возрасте при нормальном развитии
совершенствуется речь ребенка, он начинает
играть в диалоге со взрослым активную
роль, появляются его первые собственные
вопросы. Содержание и характер этих вопросов
обычно воспроизводят те, с которыми взрослый
обращался к ребенку еще на доречевой
стадии его развития. При этом окружающие
ребенка взрослые должны переходить на
новый уровень вопросно-ответного диалога
с ребенком, опережая наличный уровень
его развития. Только таким образом можно
стимулировать дальнейший интеллектуальный
рост ребенка [3].
      В
дошкольном возрасте ведущей стороной
деятельности становится игра в ее
наиболее развернутой и совершенной форме
– ролевой.
      Количество 
вопросов, которые взрослые задают
детям, обычно превосходит число 
вопросов, которые взрослым задают
сами дети. Усложнение системы вопросов
идет следующим образом: характер предмета
(кто?, что?), его местонахождение (где?),
признаки (какой?), действия (что делает?),
назначение (для чего?, зачем?), причина
(почему?). Такая последовательность постановки
вопросов углубляет любознательность
ребенка, развивает его мышление и ориентировочно-исследовательскую
активность. Через умелую и последовательно
усложняющуюся постановку вопросов перед
ребенком взрослый организует его мышление,
систематизирует и углубляет знания о
мире [5].
      В
дошкольном возрасте, от 2,5 до 6—7 лет, отмечается
период наибольшей активности ребенка
в постановке вопросов перед взрослым
(возраст «почемучек»). В это время в диалоге
ребенка появляется настойчивость, он
непременно стремится добиться ответа
на поставленный вопрос, демонстрирует
собственное отношение к ответу, не всегда
удовлетворяется полученным ответом взрослого
и не обязательно соглашается с ним.
      Здесь
уже налицо то обстоятельство, что 
диалог перестал быть для ребенка 
формой общения и превратился 
в размышление с участием взрослого.
Вопрос, обращенный к другому человеку,
часто служит для ребенка средством
уточнения собственной позиции, а не только
способом получения новой информации.
К концу дошкольного детства внешний диалог
превращается уже во внутренний. Признаком
перехода внешнего диалога во внутренний
является известный феномен детской эгоцентрической
речи. В начале младшего школьного возраста
происходит четкое разделение двух форм
диалога: диалога как средства управления
межличностным общением и диалога как
средства организации индивидуального
мышления. Вопросы участников диалога,
адресованные друг другу, в данном случае
вопросы взрослого к ребенку и ребенка
ко взрослому, начинают активизировать
их мыслительные процессы и выполнять
взаимно развивающую интеллектуальную
функцию. Этому особенно способствуют
вопросы типа «почему?». «За вопросом в
форме «почему» у младшего школьника стоит
не просто любопытство, а обнаруженное
противоречие между какими-то сложившимися
представлениями» []. Ставя подобные вопросы
перед взрослым, ребенок вместе с ним и
с его помощью исследует возникшую проблемную
ситуацию. Значительная часть детей этого
возраста, около 20%, способна адресовать
подобные вопросы самим себе, активизируя
тем самым собственный внутренний диалог
[6].
      Далее
появляются так называемые «вопросы-гипотезы»,
которые в своем содержании несут предположительный
ответ на поставленный вопрос. Младший
школьный возраст, от 6 до 9 лет, можно рассматривать
как особо чувствительный, или сензитивный,
к развитию способности ребенка выделять
неизвестное в проблемной ситуации и активно
ее изучать [12].
      Полностью
или почти полностью диалог превращается
во внутренний с переходом ребенка из
младшего школьного в подростковый возраст.
Количество вопросов, которое ребенок
в этом возрасте задает взрослому, резко
падает, зато значимо возрастает число,
расширяется и углубляется содержание
тех вопросов, которые подросток ставит
перед самим собой.
      Начальный
период подросткового возраста можно 
рассматривать как своеобразный
пик любознательности, которая в 
эта годы в отличие от дошкольного
детства направлена уже на выяснение сущности
вещей и явлений. Повышенная любознательность,
однако, характеризует не всех детей, и
их индивидуальные различия в этом отношении
в подростковом возрасте резко возрастают
[13].
      Детальное
изучение развития мышления, особенно
наглядно-действенного и наглядно-образного,
до того момента, когда оно соединяется
с речью, было произведено Ж.Пиаже [11]. Он
пришел к выводу о том, что мышление складывается
задолго до того, как оно становится речевым.
На основе проведенных исследований Ж.Пиаже
были выделены логические структуры мышления
— операции, генезис которых составляет
содержание стадий развития детского
интеллекта.
      Знания 
для Ж.Пиаже — это не сумма 
единиц информации и не состояние 
обладания ею со стороны индивида,
а процесс. Нечто знать означает действовать
в соответствии с имеющимися знаниями
в уме или практически. Предметами познавательных
действий могут стать реальные объекты,
их образы, знаки и символы.
      Основная 
цель разумного поведения или 
мышления человека — адаптация к 
окружающей среде. Способы такой адаптации
Ж. Пиаже называет схемами. Схема представляет
собой повторяющуюся структуру или организацию
действий в типичных ситуациях. Схема
может состоять из самых простых движений,
включать в себя достаточно сложные комплексы
двигательных умений, навыков и умственных
действий.
      Операция 
— центральное понятие теории
Ж. Пиаже, объясняющее процесс развития
интеллекта. Под операцией понимается
мысленное действие, обладающее важным
свойством — обратимостью, которая заключается
в том, что, выполнив соответствующее действие,
ребенок может вернуться к его началу
путем совершения обратного ему действия.
Операция — это обратимое действие. Такими
обратимыми операциями, выполняемыми
как в прямом, так и в обратном порядке,
являются большинство парных математических
операций. Суть интеллектуального развития
ребенка составляет овладение операциями.
      Понятно,
что в семьях с высоким культурным
уровнем ребенок имеет больше
возможностей реализовать развитие
новообразований, присущих каждому возрасту,
нежели в семьях с низкой культурой, а,
особенно, в асоциальных семьях. На скорость
процесса развития мышления влияет также
и материальный уровень семьи: в семьях
с высоким доходом родители имеют больше
возможностей для того, чтобы обеспечить
ребенку более быстрый рост качественных
новообразований психики (занятия со специалистами,
развивающие игры и т.п.). Кроме того, отсутствие
необходимости решать материальные проблемы
позволяет уделять ребенку гораздо больше
внимания, чем в семьях с низким материальным
уровнем, а, особенно, в неполных семьях,
где мать часто вынуждена работать на
нескольких работах и просто не в состоянии
уделять ребенку много внимания.
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник