Влияние семьи на развитие ребенка литература
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью
Семья — важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Семья — сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения — один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
· создать максимальные условия для роста и развития ребенка
· передать опыт создания и сохранения семьи
· научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
2. Уровень сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от создания условий родителями.
3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье, при наличии нравственного характера самостоятельности детей.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли самостоятельности и родительского отношения к детям получила свое подтверждение.
1. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1985. -224 с.
2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. — М., 1972. — 236с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 296 с.
4. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). — М., 1987. — 164с.
5. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
6. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. — М., 1995. — 186 с.
7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
8. И. Выготский Л.С. Избранные труды, т. 6., 1974.
9. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., — 1975. — 204 с.
10. 15. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. 10-13 с.
11. Донцов И. А. Самосовершенствование личности. — М., 1967. — 356 с.
12. Захарова О.Д. Демографический кризис в России. //Социологические
исследования. 1995, №9. 21 с.
13. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. — М., 1995. — 168 с.
14. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983.
15. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. — М., 1981.
16. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М., 1986.
18. Коллектив и личность. /Сб. научных трудов. — М. 1975.
19. Коломинский Я. А. Психология общения. — М., 1974. — 408 с.
20. Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. — 238 с.
21. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сб. статьей и речей. Изд.
2-е. доп. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
22. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. — Иркутск, 1993. — 108 с.
23. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. — Киев, 1983. — 202 с.
24. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9. С. 18.
25. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. — М., 1982. — 402 с.
26. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, — 22 с.
27. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, 73 с.
28. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 486 с.
29. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979.-318 с.
30. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. — М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
31. Матушкин С.Е. У вас растут дети. — М., 1974. — 134 с.
32. Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. — М., 1986. — 146 с.
33. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной
деятельности. Сб. науч. трудов. Ташкент, 1985. — 224 с.
34. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. — М.: Педагогика, 1987. — 288 с.
35. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. — 2е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 576 с.
36. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 496 с.
37. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
38 Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М.: Мол. гвардия, 1980. — 223с.
39 Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под. ред. А.В. Петровского — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
40 Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
41 Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей: Пермь, 1996. — 152 с.
42 Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. — М.: Просвещение, 1983.- 76с.
43. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988, №5, 76 с.
44. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. — 216с.
45. Психология воспитания. — М.: 1995. — 132 с.
46. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научных трудов. — Свердловск, 1987.-126с.
47. Рувинский Л.И., Соколова А.Е. Психология самовоспитания. — М., 1982. — 286с.
48. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. — М., 1973. — 368 с.
49. Рутман Э.М., Исподольский И.В. Истоки радости. — М., 1987. — 224 с.
50. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997, №5, С.41.
51. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. — М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
52. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
53. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя д/с. — М.: Просвещение, 1991. -207 с.
54. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7, 67с.
55. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 342 с.
56. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989. — 322 с.
57. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. — М., 1990. -238с.
58. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3, 102с.
59. Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. — 320 с.
Источник
Центральным институтом развития и воспитания ребенка является семья. Именно в ней ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, учится как себя вести в определенных ситуациях. Важность семьи заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни и длительность воздействия ее на личность не может сравниться со всеми другими институтами воспитания.
Семья рассматривается как наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в передаче ценностей, норм и веры. В семье ребенок усваивает поведение, навыки, ценности, убеждения, свойственные ее культуре.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствует когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. В младшем школьном возрасте ребенок осознает отношение между собой и окружающими, он начинает задумываться над своим «Я», вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка.
По результатам исследовательских работ было выяснено, что семья называется большинством младших школьников как особая ценность в их жизни.
Роль родителей в становлении личности ребенка очень велика. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, он хочет любви, понимания, уважения.
Семья в значительной степени влияет также и на уровень школьной успеваемости ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, в том числе и родителей, его взаимодействие с ними. Это новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.
Именно семья является важной опорой в жизни младшего школьника при вступлении его в такой новый социальный институт как школа.
Таким образом, можно отметить, что роль семьи в жизни ребенка младшего школьного возраста очень велика потому, что главным источником поддержки и взаимопонимания является семья, родители.
1. Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста /Т.А. Артемова // Психолог. Наука и образование. — 2003. — №2. — С. 101-111.
2. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис…канд.психол.наук. М., 1980, 196с.
3. Божович Е.Д. сост. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская. Моск. Психолого — социал. институт. Под ред. Е.Д Божович. — М.: Изд-во Моск. психилого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004 — 512 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды / Акад.пед. и социал. наук. Моск.психол.-социал.ин-т; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.; Воронеж, 1997. — 352 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Акад.пед. и социал.наук., Моск.психолого-социал.ин-т Под ред. А.И. Липешиной, Т.Д. Марцинковский. — М.: Моск.психолого-социал.ин-т., Воронеж: МОДЭК, 1997. — 576 с.
6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис…канд.психол.наук. М., 1987. 206с.
7. Виноградова Н.Младший школьник. Как важно быть самостоятельным.//Семья и школа.- 2001.-№11.-С.22-25.
8. Винокурова Г.А. Когнетивные особенности младших школьников с разным уровнем психич. развития. :Автореф. дис…канд. психол. наук. -Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999,22с.
9. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. /Сост. — науч. ред.В. С. Мухина, А.А Хвостов.- М.:Академия, 2001.-624 с.
10. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? /Г. Ф. Гаврилычева //Нач. шк.- 2004.-№ 3. -С. 13-19.
11. Голованова Н. Социологизация младших школьников// Воспитание школьников.-2003.-№ 4. С.2-7.
12. Гусева Е.П. и др. Психологические и психофизические особенности младших школьников / Е.П.Гусева , И.А. Левочкина, И. В. Тихомирова. // Возрастная и пед. психология. -М. , 1998. — С.111-114.
13. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.; КСП, 1996.160 с.
14. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника : Дис. канд. наук. Иркутск,1995. 161 с.
15. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с
16. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок / Педагогика и психология . М. ,1990. № 7. 790 с.
17. Кравцова Е. Е. Память как центральная психол.функция младшего школьного возраста: Лекция 5 / Е. Е. Кравцова //Нач. шк.: Прил. К. газ. «Первое сент.» — 2004.. -№42.- С. 41-45.
18. Крайг Г. Психология развития . — СПб. Питер , 2002 . 992 с. : ил. — (серия «Мастера психологии»).19.Логинова И. А. О специфике детско- родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. М. , 1998.№ 4. 76 с.
20. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М. : Наука, 1989. — 116 с.
21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер , 2002. 640 с.
22. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. /Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика:1990.-160 с.
23. Психологический словарь — справочник /Сост. М.И. Дьяченко, Л. А. Колдыбович. -М. : Аст. , 2001. 640 с.
24. Психологическое изучение младших школьников : Метод. Рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Авт. — сост. Т. С. Конорева. — Екатеринбург , 1997. -28 с.
25. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ — М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Аколова. — 200.- 544 с.
26. Психология семьи :Хрестоматия : Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики / Ред. — сост. Д. Я. Райгородский.- Самара 6 БАХРАХ, М. , 2002.- 752 с.
27. Ребенок школьного возраста : Универс. Энцикл. Для родит. — Минск : БАДППР, 1994. -674 с.
28. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии , 2000 , № 3.
29. Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. — Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.
30. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 1987., 312 с.
31. Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников : Программа «Сообщество» /О. И. Федосеева// Нач. шк. — 2004.- № 2. -С. 102-106.
32. Фридман Л. М. Школьник как личность // Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования.- М. 1997. С. 73 — 77.
Источник