Влияние семьи на нравственное развитие ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Влияние семьи на морально — нравственное развитие ребёнка.

«НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ, ВСЁ РАВНО ОНИ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ…»

Английская пословица

Семья – важный фактор в жизни каждого индивида, первая школа растущего человека. Она — целый мир для ребенка, здесь он учится любви и заботе, взаимоуважению  и сочувствию, терпимости и правдивости.  Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья.

От того, как строятся отношения в семье, какие моральные ценности, и нравственные  ориентиры выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает в свою очередь воздействие на моральный климат и здоровье всего общества.

Одна из главных закономерностей нравственного воспитания гласит, что если человека учат добру – учат умело и настойчиво, в результате будет добро, если учат злу (редкое явление), в результате будет зло. Но если не учат, ни добру, ни злу – в конечном итоге будет зло, потому что и человеком его надо сделать.

Нельзя полагаться на то, что ребёнок со временем сам разберется, что хорошо, а что дурно, нравственным развитием нужно руководить.  Чтобы не приставало плохое, нужно не оберегать детей от жизни, а вырабатывать в них противостояние отрицательному  влиянию. Чтобы вырастить нравственно закаленных детей, важно именно у истоков жизни заложить в ребенке основы лучших человеческих качеств.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль.  Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Напротив, если ребёнок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей.

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился к с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно  только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Очень часто родители считают, что достаточно быть искренним только по отношению к своему ребенку, а с соседями, другими членами семьи  и коллегами по работе можно лицемерить. Ребенок наблюдает за тем, как в семье относятся к окружающим людям, слышит мнение родителей. И, естественно у него появляется вопрос: почему родители говорят о других не то, что думают? Ребёнок остро ощущает потребность в истине, потому что в его представлении все взрослые должны быть честными, но авторитет родителей играет очень важную роль и ему приходится скрывать свои чувства. С возрастом у него складывается искажённый тип нравственного сознания, он меньше воспринимает моральную ответственность за совершенные поступки, лейтмотивом его поведения становится «личная выгода».

Неоспорим тот факт, что опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся донести до дома тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает к себе уважение. Однако, дело не только в опрятности и вежливости, но и в причине того, что побудило его, преломляя себя, сделать приятное другому. Если причина этого его внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение—тогда все в порядке. Но если мотив подобного поведения — «Обратите внимание, какой я хороший», тогда это плохо. Это связано с тем, что то или иное поведение является, как следствие, результатом семейного воспитания, сделанных ребенком выводов о поступках родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни.

 Родители воспитывают своих детей постоянно: в выходные  и праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам, при общении с другими людьми; воспитывают своим поведением, своими высказываниями в адрес того или иного человека, своим отношением к происходящему. Воспитывают, иногда даже не задумываясь, какие эмоциональные впечатления при этом он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.  

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома», —  говорил А.С. Макаренко.

ПОМНИТЕ!

ТОЛЬКО ДОБРЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ МОЖЕТ ДАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ ВСХОДЫ.

Каждый из нас мечтает видеть своих детей  добрыми, жизнерадостными, смелыми, умными, уверенными в себе. Мы хотим, чтобы они чувствовали себя любимыми (а значит и счастливыми) в семье, в детском саду, в школе, на работе. Дети сталкиваются со злом, предательством, завистью, ненавистью. Жизнь есть жизнь. Но мы не хотим, чтобы они ожесточились, стали равнодушными и циничными, перестали верить в любовь. Пусть они растут добрыми, умеют любить, сочувствовать и прощать. Подобное притягивает подобное. 

Нравственная воспитанность в детстве — залог той нравственной силы, которая способна противостоять любым отрицательным влияниям при вступлении ребёнка во взрослую жизнь. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь – это зависит только от нас.

Источник

Елена Творогова
Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чём именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. Их ответы поражают однородностью и стереотипностью, независимо от расположения ДОУ, возраста родителей, образования, числа детей в семье и т. д. Практически все родители называют не более трёх-четырёх положительных качеств своего ребёнка. При этом ответы настолько стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он у меня послушный», «не жадный», что возникает справедливый вопрос, а знают ли родители своих детей?

Педагогически целесообразная родительская любовь-это любовь к ребёнку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственных родительских чувств. Важнейшая из этнопедагогических формул, выведенная Г. Н. Волковым, гласит: «Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего». Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно-коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги, детский сад, школа). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребёнка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания. Ориентация в семейном воспитании на индивидуализм лишают нас надежды на построение правового государства, живущего по законам гражданского общества.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, привычках, обязанностях и т. д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни. Кардинальные изменения образа жизни требуют изменения традиционного культурного уклада большинства российских семей, привычно выстраивающих отношения на приоритете старших над младшими, подчинении воле мужа как главы семейства.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребёнка в обществе. При этом возникает серьёзная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность Вместе с тем духовность-результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для её формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд- высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки» Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нельзя шуметь» ; «раздели конфету на всех или предложи попробовать») , терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходительным к пожилым людям», соблюдения этикета и т. д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребёнок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдёт неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь — одна из важных сфер семейного взаимодействия. Она создаёт единую психическую и эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку — залог его психического развития. Всё, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности. Но часто родители просто не знают, как нужно любить своего ребёнка. Их присутствие рядом, постоянные поручения, даже специальные занятия – это ещё не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. У 85% подростков, которые совершили правонарушения, не было тёплых, доверительных отношений с родителями в дошкольном детстве. Г. Н. Волков приводит данные, что 95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос, помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни, ответили отрицательно. Наблюдения показали, что пение колыбельных песен вызывает у детей положительные эмоции, успокаивает, оказывает усыпляющее действие. Ритм колыбельных песен обычно соотносится с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – самый древний, универсальный и успешный способ психологического присоединения к партнеру Мать и ребенок учатся языку общего ритма естественным путем, когда ребенок находится в утробе, и позже они только настраиваются друг на друга. Вот почему так важно ласкать ребенка, прижимать к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери и ритм её сердца. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение,- получить от партнера «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это – необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребёнок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием.

Обозначенный круг проблем, связанных с воздействием семьи на духовно-нравственное развитие детей, далеко не полный и требует дальнейших исследований и разработок методических и практических материалов для родителей и педагогов.

Источник

Ольга Украинчик
«Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей»

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чем именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. А если предложить назвать положительные качества своего ребенка, то независимо от возраста, образования, практически все родители называют не более трех – четырех положительных качеств своего ребенка. При этом ответы стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он не жадный», поэтому возникает вопрос, а знают ли родители своих детей?

Родительская любовь, как правило, — это любовь к ребенку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственного родительского чувства. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Дети много времени проводят в дошкольном учреждении, посещают дополнительные школы, кружки. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семьи любого уровня дохода тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги и т. д.). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу терпимости и взаимопонимания. Показателен такой пример. Нашим детям в ходе бесед и игр индивидуально предлагались задания ассоциативного эксперимента, когда на слово – стимул ребенок отвечает словом или словосочетанием, ассоциативно отражающим его смысл. Особенно важным является личностный смысл, которым ребенок обозначает слово – стимул.

Для проведения этого задания отобрали слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи: семья, мама, папа, дом. Результаты ярко осветили проблему детско–родительских отношений. Так, на слово – стимул «мама» ответы не отличались разнообразием: «она готовит вкусно», «она меня лечит», «красивая», «мне все покупает» и т. д. Другими словами, мама для ребенка остается, пожалуй, самым светлым и нужным человеком. Что касается слова- стимула «папа», детские представления оказались несколько другими. Так, примерно большее количество детей в группе считает, что «он работает», «играет с телефоном», «смотрит телевизор», «всегда ругается», «никогда со мной не играет» и т. д. К сожалению, ответов с положительной эмоциональной окраской было не так много. В них вошли такие ответы: «папа умный», «папа все умеет», «папа меня любит».

Интересны и показательны реакции на слово – стимул «семья», «дом». Тревожным фактором являются отрицательные ответы, такие как «рыцарский замок, где борьба», «ругаются», «маленькая семья». В основном ответы положительные: «мы все», «моя семья», и даже есть такие ответы, которые основаны на рекламе «майонез», сок «моя семья».

Думается, приведенных примеров достаточно для вывода о том, что посредством детской речи можно узнать о действительном положении дел в любой семье. В целом этот вывод не очень утешителен. Можно привести и такой пример: в конце дня, когда родители приходят в детский сад за своими детьми, первые слова детей говорят сами за себя. Вместо слов «здравствуй, мамочка» или «папочка», доносятся: «что ты мне купила?», «ты мне купишь что-нибудь?». Самое интересное в этом наблюдении является то, что на отказ дети реагируют крайне агрессивно и все равно добиваются своего желания.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т. д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни.

Переход от традиционно патриархального уклада жизни к современному образу жизни преимущественно городской нуклеарной (т. е. состоящей из двух поколений, родители и их дети) семьи вызвал глобальные изменения в отношениях родителей и детей, наставников и учеников. Главное изменение состоит в том, что те отношения, которые основывались на одном решении родителей, сменяются коллегиальным, а право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится исключительным правом детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребенка в обществе. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества так как никем не контролируются и не фиксируются. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд – высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нужно не шуметь», «раздели конфету на всех или предложи попробовать», терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», соблюдения этикета и т. д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается не под давлением, во-вторых, в объеме и круге установленных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и сама жизнь. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т. п. Она создает единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Родители не знают, как нужно любить своего ребенка. Их присутствие дома, рядом с ребенком на прогулке, постоянные поучения, даже специальные занятия – это еще не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Американские педагоги так и говорят – «на любовь». Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение, — получить от партнера «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это- необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием. Можно предложить родителям обратить внимание на то, как часто и за чем подбегает к ним ребенок во время прогулки, в гостях, дома. И они сами увидят, что он ничего не взял, ничего не взял, ничего не сказал, а хотел дотронуться до мамы. Для ребенка важно это прикосновение. Он спокоен, мама рядом, здесь, с ним. Иначе говоря, она обращает на него внимание.

Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его (ребенка) надо сделать».

Незыблемая основа духовно — нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Источник