Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка

Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Харлова О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 18.03.2020).



Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.

«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Таблица 1

Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Авторитарная семья

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Опекающая семья

Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Безразличная семья

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».

Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.

В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

Литература:

  1. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
  2. Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
  3. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
  4. Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
  5. Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, член семьи, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг.

Источник

Международный институт бизнес-образования

Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка

Номер: 4-3

Год: 2016

Страницы: 68-70

Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

  • Издательство

    Научное издательство «Институт стратегических исследований»

  • ISSN (печатный вариант): 2073-0071

  • Область наук

    • Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук
    • Общественные науки в целом

Ключевые слова

депривация, развитие личности, семья, семейные отношения, deprivation, personality development, family, family relations

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье раскрывается значение психологического климата семьи в развитии личности ребенка, рассматриваются последствия нарушений внутрисемейных отношении в становлении личности и ее социальной адаптации.

Текст научной статьи

В различных философских, психологических, педагогических исследованиях убедительно доказано, что личность и ее характерные качества формируются в процессе социокультурного развития. Известно, что становление личности ребенка происходит под влиянием различных факторов: наследственности, среды, воспитания. Существенно влияющими факторами на процесс развития личности ребенка являются семья и модели поведения родителей в системе семейных отношений. В зависимости от духовно-нравственного, социально-культурного уровня семьи и детско-родительских отношений выстраивается общая модель отношения ребенка к самому себе и окружающему миру. В современной системе естественнонаучного и гуманитарного знания осуществлены многочисленные социологические, медицинские, психологические, педагогические, этнографические и другие исследования влияния семьи и семейных отношений на подрастающую личность. Различным проблемам семьи и семейного воспитания посвящены научные работы ведущих отечественных исследователей (А. Я. Варга, В.И. Гарбузова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И. С. Кона, С.Ю. Мещеряковой, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, А.С. Спиваковской, Г.Г.Филипповой, Э. Г. Эйдемиллера и др.). Зарубежные ученые (Р. Бернс, Дж. Боулби, Р. Бэндлер, Д. Винникотт, Дж. Гервиц, Д. Гриндер, З. Матейчик, М. Мид и др.) придавали большое значение поведенческим моделям родителей в системе личностного становления ребенка. Однако интерес к познанию социально-психологических векторов взаимоотношений ребенка и родителей нисколько не угасает, напротив, в связи со стремительным социально-экономическим, информационно-культурным развитием общества, приобретает новые личностно и социально значимые аспекты. В социально-педагогических исследованиях Т.В. Лодкиной [4] представлены три типа семей, характеризующиеся укладом жизни и результативностью воспитательной деятельности родителей: — педагогически развитые семьи — семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей, нравственным потенциалом, сложившимися семейными традициями, высокой ролевой адекватностью членов семьи; — семьи со средним уровнем воспитательных возможностей — семьи, в целом, с позитивной трудовой и нравственной атмосферой, но наблюдаются противоречивые детско-родительские отношения, частые конфликты на почве неудовлетворенности отдельных членов семьи; — педагогически слабые семьи — семьи, характеризующиеся непостоянным семейным укладом, слабым уровнем воспитательных возможностей, конфликтностью детско-родительских отношений, обеднением социально-коммуникативных связей ребенка, нарушением правил поведения. Одним из определяющих факторов полноценного развития ребенка в семье является наличие социальной зрелости родителей, осознанное принятие ими функций отцовства и материнства, ответственности за воспитание будущей личности. Отсутствие данных показателей влечет за собой возможные проявления, так называемого, депривационного синдрома. Говоря о депривации, следует иметь в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеющее пагубные последствия [1, 226]. Особенно важным представляется понимание психологической стороны этих последствий. В исследованиях И. А. Фурманова и Н. В. Фурмановой [5] отмечается, что тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства — наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. Существуют два непременных условия возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Явление материнской депривации порождает тревогу, страх, агрессивность, недоверие к другим людям и самому себе. Известно, что тревога одно из самых тягостных переживаний. В исследовании Б. И. Кочубей и Н. В. Новиковой [3] тревога определяется как ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от страха у нее нет определенного источника, она охватывает человека как бы со всех сторон. Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе противоречащих друг другу устремлений. В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие от родителей или даже от одного родителя; требования, превышающие детские возможности; требования, ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение. Такой внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями и во внешних отношениях: между родителями, между семьей и обществом, между ребенком и сверстниками. Эмоциональное отвержение, исходящее от близких людей является причиной многих негативных проявлений в развитии личности ребенка. В исследованиях Д. Н. Исаева [2] отмечается, что при нарушенных внутрисемейных отношениях имеют место антагонистические взаимоотношения, являющиеся неблагоприятными для социального и эмоционального развития ребенка. Эти отношения связаны с нарушением формирования семьи. Бесспорно, все взаимоотношения людей зависят от поведения каждого из них. Соответственно, нарушенные внутрисемейные отношения могут возникать отчасти как результат реакций или действий самого ребенка. К частым случаям принадлежит недостаток теплоты между родителями и ребенком, дисгармония между отцом и матерью, враждебность к ребенку, жестокое обращение с ним. Дисгармоничные отношения между взрослыми в семье проявляются обычно в виде ссор, постоянной атмосферой тяжелого эмоционального напряжения, вследствие чего, поведение отдельных членов семьи может стать враждебным, неуправляемым, жестоким по отношению к детям и другим близким людям. Жестокое обращение с ребенком, его физическое истязание родителями опасны как для психического, так и для соматического здоровья малыша. Сочетание физической боли, соматических страданий с переживанием обиды, страха, негодования, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим расстройствам. Исследования, проведенные в области медицинской психологии, доказывают, что ситуация развода родителей в семье является наиболее распространенным фактором, провоцирующим тревогу и душевные страдания [2]. Дети различных возрастов по-разному воспринимают развод родителей. Страдания ребенка обусловлены не только болью из-за распада семьи, но и страхом перед неопределенным будущим, потерей привычной до сих пор структурой семьи. Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям: различным опасениям и фобиям, замкнутости, стремлении к одиночеству, снижению школьной успеваемости, агрессии, соматическим симптомам (головные боли, обострение заболеваний дыхательных путей, боли в животе и др.). В исследовании Т.В. Лодкиной [4] отмечается, что работа с семьей как важнейшим социокультурным институтом развития личности подрастающего человека должна включать в себя ряд основных направлений: — психолого-педагогическая диагностика проблем и трудностей конкретной семьи, семьи с неблагоприятным психологическим климатом, семьи, имеющей лиц с характерным криминогенным образом жизни и др.; — оказание помощи семье по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества; — формирование психолого-педагогической культуры семьи, просвещение родителей и развитие их педагогического сознания; — широкое взаимодействие семьи, школы и других социальных институтов; — предоставление помощи, так называемым, трудным детям, подросткам в решении проблем социальной адаптации. Благополучие семьи зависит от многочисленного ряда факторов, главными из которых являются эмоциональное равновесие и психологический комфорт ребенка, отсутствие искаженных взаимоотношений в семье. Ребенок нуждается в искренности и открытости близких, устойчивых положительных отношениях. Следовательно, чем меньше лжи, агрессии и отчужденности в семье, тем меньше оснований для тревоги и страданий детской души.

Источник