Влияние семейной депривации на развитие ребенка

Влияние семейной депривации на развитие ребенка thumbnail

Н.А. Пащенко

педагог-психолог

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

г.Нарьян-Мар

ОГОУ НОСШИ

        Термин «депривация» (от англ. deprive – лишать) обозначает потерю, лишение чего-либо из-за недостаточного удовлетворения какой-нибудь важной потребности (Лангмайер И., Матейчек З., 1984). В том случае, когда речь идет о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей, в качестве равнозначных используются термины «психическая депривация», «психическое голодание», «психическая недостаточность». Лангмайер, Матейчек дают следующее определение психической депривации: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникающем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.»

       В Ненецкой школе-интернате обучаются дети, основная масса которых оказались в тяжёлой жизненной ситуации – это дети, родителей которых лишили родительских прав (социальные сироты) и дети, пережившие смерть родителей. Данная категория  детей сирот сполна испытала на себе депривационные ситуации: пренебрежение своими основными нуждами, побои, голод, сексуальное и психологическое насилие. Многие ещё и несли ответственность за своих братьев и сестер. Также в нашей школе обучаются дети, от которых отказались сразу после рождения — к моменту обучения в НШИ они успели побывать в двух государственных учреждениях: «Доме малютки» и «Дошкольном детском доме». А лишение ребёнка с раннего возраста заботы матери, её тепла оказывает необратимое влияние на дальнейшее развитие ребёнка (материнская депривация).

       Влияние семейной депривации (депривационных ситуаций) оставляют свой след в развитии ребенка в виде депривационных последствий:

  • нарушение физического развития (часто дети отстают в массе тела от свои сверстников, наличие хронических форм соматических заболеваний и др.);
  • имеют заболевания, связанные с нарушением ЦНС, органическими поражениями ЦНС и, как следствие — нарушение умственного и речевого развития;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

     У многих наших воспитанников данной категории даже с интеллектом «норма» картина нарушений при общем недоразвитии речи сопровождается недостаточной сформированностью высших психических функций. И все это – также следствие депривации.

      Почти все дети-сироты долгое время находились в неблагоприятной социальной среде и не обладают соответсвующим их возрасту уровнем образования, так как часто не посещали детсад//школу или пропускали занятия. Таким детям тяжело адаптироваться в условиях НШИ даже в условиях существующего в интернате разноуровнего обучения. Они  требуют более пристального внимания и поддержки со стороны педагогов.

       Необходимо отметить, что дети поступившие в начальную школу с интеллектом «норма», но имеющие педагогическую запущенность, при своевременно оказанной коррекционной и дефектологической помощи к подростковому возрасту способны выровняться до уровня развития своих сверстников, живущих в семьях.

     Однако половина таких детей поступает  в Ненецкую школу-интернат в подростковом возрасте. А с возрастом последствия семейной депривации корректируются с трудом или вовсе не корректируются в условиях интернатной системы. Подростки уже имеют ряд устойчивых психофизиологических проявлений:

  • девиантные формы поведения;
  • дефекты личностного развития;
  • психопатоподобные нарушения;
  • склонность к бродяжничеству, клептомании;
  • неумение адаптироваться в подростковой среде.

 Из своей семьи они выносят опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Их родители демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений — дети жили в атмосфере насилия. Но самое главное – социальные сироты принимают это как образец поведения, им трудно понять, что можно жить по-другому. Они часто воспринимают окружающих людей как врагов только потому, что они запрещают вести себя так, как вели себя их неблагополучные родители.

      Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить отношения данной категории детей, их неадекватные социальные представления невозможно обычными способами. Учителя и воспитатели пытаются опереться на нравственные качества детей, которые у них несформированы.

     Наблюдая за поведением детей сирот и общаясь с ними можно заметить следующие особенности:

  • назойливость и неутомимая потребность во внимании и любви;
  • бедность проявления чувств;
  • склонность к острым аффектам;
  • повышенная агрессивность;
  • склонность к употреблению психоактивных веществ;
  •  культ силы.

      Все это сочетается со скудностью представлений об окружающем мире. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества.

        При исследовании особенностей личностной сферы младших и старших подростков НШИ были выявлены существенные различия между детьми-сиротами и «родительскими» детьми. Использовалась методика «Мой герб». Учащимся предлагалось в свободной форме изобразить (нарисовать, написать) на бумаге свой герб. В котором они могли отобразить следующие характеристики: «Я умею лучше всего…», «Место, где мне хорошо и уютно…», «Мое самое большое достижение…», «Три человека, которым я могу доверять…» и «Три слова, которые я хочу о себе слышать». В исследовании участвовали мальчики и девочки: учащиеся 5-х, 8-х и 9-х классов НШИ – всего 26 человек. В возрасте от 11-13 лет (5 класс) — 12 человек (4 – сироты и 8 родительских). В возрасте 14-15 лет (8-9 классы) – 14 человек: 7 сирот и 7 родительских детей.

       Анализ работ показал отличия детей-сирот и «родительских» детей по всем пяти характеристикам «герба». Полученные результаты подтверждают вышеперечисленные особенности детей-сирот: социальная неадекватность, агрессивность, склонность к употреблению ПАВ, элементы психологической защиты и потребность в любви и понимании.

       В части «герба», где подростки демонстрировали свои умения («Я умею лучше всего…») только «родительские» дети  указали бытовые: «мыть посуду», «готовить». Дети-сироты демонстрировали свои общие и школьные умения («писать, рисовать, петь, танцевать, писать стихи, играть в волейбол»), а также неадекватно реагировали на задание («спать», привет»).

       Местом, «…где мне хорошо и уютно»  практически все родительские дети  назвали дом, родной поселок. Сироты указали различные варианты: горы, гостиница (отель),   реагировали неадекватно («Как дела…») или не указывали места («нет места…»). Почти половина опрошенных сирот (4 из 11) указывали интернат или комнату в интернате.  

      «Самым большим достижением»  дети-сироты считали успехи в учёбе, в игре на компьютере, или неадекватно//негативно реагировали («приходи в гости», «поднять три тысячи килограмм»). «Родительские» дети также указали успехи в учебе. Но, помимо этого — поездки домой, в детские лагеря, санатории, а также достижения в спорте и приобретение художественных умений.

       Самым показательным, на мой взгляд, отличием детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, стала следующая характеристика методики «Мой герб»  — «Три человека, которым я могу доверять…». Подавляющее большинство «родительских» детей назвали таковыми своих родителей, братьев, сестер и родственников. Дети-сироты называли соседей по комнате, педагогов, реже – друзей и сестер//братьев. Чуть меньше половины сирот (4 из 11) доверяют только себе или никому не доверяют.

        Последней характеристикой методики «Мой герб» были «три слова, которые хочу о себе слышать…». Подавляющее большинство «родительских» детей указало уменьшительно-ласкательные варианты своего имени, слова семейного статуса «доченька», «сынок/сыночек», а также слова оценки и похвалы: «ты самый лучший, веселый, общительный, любимый, хорошо рисуешь» и т. д.  Трое из одиннадцати детей-сирот не указали подобных слов в своем гербе. Но, как и «родительские» дети, также назвали уменьшительно-ласкательные варианты своего имени, слова «доченька» и слова оценки и похвалы. Необходимо отметить, что среди слов, которые хотели бы услышать сироты, были такие – «Миша, пошли бухать». Возможно, это говорит о склонности подростка к употреблению алкоголя (что вероятнее всего) или реакции отрицания, негатива.

         Резюмируя вышесказанное, хочу заметить, что результаты методики не претендуют на серьезное научное исследование, но, тем не менее, ярко иллюстрируют различия между детьми, воспитывающихся в семье и детьми, лишенными этой возможности.

         В заключение хочу сказать, что в работе с сиротами, то есть детьми, пережившими семейную депривацию, часто  бывают трудные моменты.  И в минуты неудачи мы говорим себе: «От гнилого дерева не бывает здорового плода». Но ведь есть мудрые садовники, отрезающие здоровые побеги, прививающие их к здоровому дереву и получающие культурные сорта. Может быть, и нам это удастся? Важно знать, что эта работа не приносит сиюминутного результата. Она требует от педагогов и специалистов не только знаний социальной, возрастной, клинической психологии, но еще и человеческих качеств. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, стать ему мудрым и терпеливым наставником, другом, матерью, отцом. Стать ему семьей, которой его лишили.

Источник

Влияние депривации на формирование личности ребенка.

Директор ГКУ СРЦН « Надежда»

Советского района г. Н. Новгорода

Гончарова Надежда Федоровна.

hello_html_55786f7c.jpgВоспитывает каждая минута жизни

И каждый уголок земли.

Каждый человек,

С которым формирующаяся личность

Соприкасается под час

Как бы случайно, мимоходом.

В. А. Сухомлинский.

Депривация – неудовлетворённая потребность человека в любви, активности, впечатлениях и культуре. Депривация в переводе с английского означает лишение, ограничение чего – либо.

Материнская депривация возникает при нарушении привязанности матери к ребенку, при длительной разлуке, при отсутствии материнского воспитания с младенчества или при утрате матери в более позднем возрасте. Длительная разлука с матерью негативно влияет на психическое и физическое развитие детей. Эрик Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным для теории депривации, — «базовое недоверие к миру» у ребенка, лишенного материнской любви.

Психическая депривация (от англ. deprivation – утрата, лишение, по-теря) – это лишение общения с семьей, близкими. Этот термин введен че-хословацкими психологами Й. Лангмейер и З. Матейчик

Компоненты, формирующие семейную депривацию:

  • Аномальные отношения в семье (недостаточность эмоционального тепла, конфликтные отношения между взрослыми, враждебное отношение к ребёнку, физическое насилие).

  • Аномальные качества воспитания (гиперопека, неадекватный надзор, воздействие).

  • Неблагоприятные события жизни (утрата в детстве любви и привязанности, изъятие из семьи, негативные изменения стереотипов в отношений в семье, переживание сильного страха)

Выделяют три типа депривации:

  • Сенсорная

  • Эмоциональная

  • Социальная

Все три типа депривации присутствовали в разном соотношении при лишении общения с близкими и родственниками у воспитанников центра. Дети, воспитывающиеся в центре, как правило, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции.

Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребёнку полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь.

Несовершеннолетние находятся в центре до 6 месяцев, в отдельных случаях до года. Это время необходимо для оказания социальной помощи и социальной реабилитации в решении вопросов дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ребёнок, как зеркало отражает состояние семьи. И как следствие семейного неблагополучия отмечается значительно более высокий процент подростков с различными формами девиации, так как самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения.

В результате у него развивается чувство неполноценности. Серьезным средством депривации, потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, что со временем становится устойчивой характеристикой личности.

Одно из последствий депривации – формирование «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Постоянное пребывание в коллективе, вызванное необходимостью совместного проживания создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию среди несовершеннолетних. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаточность любви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим

Один из эффективных способов справиться с агрессией, напряжённостью – это помощь детям освободиться от этого чувства, иногда, просто важно выслушать ребёнка, понять его обиду, и ребёнок получает психологическое освобождение.

Одной из задач специалистов центра — научить несовершеннолетних контролировать своё поведение (дать ему правильную оценку) в различных ситуациях, не доводить детей до проявления агрессии, помочь им выйти из сложившейся ситуации без стресса и в то же время конструктивно разрешить её, повысить самооценку и снять мышечные зажимы.

Процесс адаптации очень сложен и требует комплексного подхода и постепенности. Важные условия: теплая атмосфера общения с ребенком, вера в него, педагогический оптимизм.

Реабилитация ребенка происходит комплексно, с помощью медиков, психологов, социальных педагогов, воспитателей и других специалистов детского центра по трём основным направлениям работы:

1. Социально – психолого — педагогическая диагностика, коррекционные программы и консультирование.

Цель-отслеживание динамики социогинеза личности, определение причин его нарушений, коррекция :

  • Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

  • Выявление воспитанников группы риска;

  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей;

  • Составление индивидуальных карт и программ развития;

  • Диагностика отношения ребенка к семье

  • Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;

  • Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

  • Диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками;

  • Проведение индивидуальных психологических консультаций

  • Помощь в создании взаимопонимания между детьми и родителями

Программа « В гостях у сказки» для дошкольников

Цель — коррекция эмоционально — волевой сферы дошкольников, развитие произвольного внимания и обучению искусству расслабления через сказкотерапию.

Программа « Мои сильные и слабые стороны» для школьников

Цель — психологическая поддержка детей, имеющих страхи и обучение их искусству расслабления через сказкотерапию, формирование умения самостоятельно достигать состояния эмоционального покоя.

  1. Социально – профилактическая работа

Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.

Работа проводится в рамках реализации следующих программ:

а) Региональная программа « Под защитой семьи»

Целью, которой являлось сохранение и формирование психологического здоровья семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для обеспечения прав детей на воспитание и заботу в семье путем развития института замещающей семьи в Нижегородской области и формирование эффективной системы семейного жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

б) Региональная программа « Бесстрашное детство» профилактики детской безнадзорности и социального сиротства с целью позитивного развития личности ребенка, вовлечения его в полезную деятельность, оздоровления системы межличностных отношений, восстановления статуса в коллективе сверстников. Программа направлена на снижение уровня насилия над детьми в Нижегородской области посредством развития межведомственной системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей, реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.

В результате реализации этой программы в ГКУ СРЦН « Надежда» был оснащен и открыт офис волонтеров, где регулярно проводятся психологические тренинги, участниками которых являются волонтеры и несовершеннолетние из семей с риском жестокого обращения.

в) Программа « Я глазами других» воспитания и развития школьников с целью оказания своевременной психологической помощи и поддержки нуждающимся воспитанникам; создание общей положительной атмосферы, коррекции межличностных отношений; развития положительной мотивации к учебной деятельности.

  1. Социальное воспитание. Коррекционно – развивающая работа.

Цель – активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности велось в реализации следующих программ:

а) Воспитательно-коррекционная программа для подростков « Мы – патриоты!».

Цель программы: усвоение и накопление ценного жизненного социального опыта, формирование у подростков положительного отношения к своему Отечеству, к ответственности и долгу и к самому себе, как свободной, трудолюбивой, наделенной нравственными качествами личности.

б) Программа «Развитие навыков общения у детей и подростков». Цель программы: развитие коммуникативных навыков детей, умение связно и грамотно излагать свои мысли, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

в) Программа «Я – Нижегородец»

Цель программы: осуществление комплексного подхода к приобщению детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви к родному городу и чувства гордости знаменитыми земляками.

Работа по проблеме преодоления депривации в ГКУ СРЦН «Надежда» проводится не только с детьми, имеющими проблемы депривации, но и с их семьями.

Программа « Семейный круг»

Цель – профилактика детской безнадзорности через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации.

Структура программы

Программа «Семейный круг» состоит из трех разделов:

  • подготовка волонтеров к работе с детьми и семьями;

  • подготовка ребенка к возвращению в семью;

  • работа с семьей (реабилитация и сопровождение) с участием волонтеров.

С марта 2008 года в ГКУ СРЦН « Надежда» используются новые методы работы с семьёй и детьми:

    • Проект Алгоритм « Диалог» при администрации Советского района

Цель: Выявление семейного неблагополучия путём раннего выявления семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определение путей выхода из кризисной ситуации и оказание им комплексной социальной помощи и поддержки

    • Метод «СЕТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ»

В рамках метода «Сеть социальных контактов» проблемы семьи рассматриваются через призму социальных контактов ребенка.
Этот метод:

  • представляет собой мультисистемный подход в решении проблем детей и семей,

  • позволяет провести диагностику социального окружения ребенка,

  • мобилизует ресурсы социального окружения семьи для решения их проблем.

Специалисты центра « Надежда» разработали программу обучения этому методу специалистов из других центров и проводят обучающие семинары.

Задача «кризисного вмешательства» — это, в первую очередь, смягчение воздействий стрессовых событий путём оказания экстренной помощи (психологической, содействие в получении льгот, оздоровлении детей и т. д.). При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное – не оказание разовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Задачами «кризисного вмешательства» в семье являются:

  • Снятие симптомов кризиса (восстановление утраченных семейных связей, обеспечение занятости, помощь в улучшении материального положения) – проводится на первом этапе работы в качестве экстренной социальной помощи;

  • Восстановление докризисного уровня функционирования (осуществление семейного патронажа, периодическая адресная помощь);

  • Осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса (необходимо организовывать работу, направленную не только на поддержание семьи, но и на ликвидацию причин, приведших к появлению проблемы);

  • Выявление внутренних ресурсов членов семьи и в соответствии с этим, определение форм и методов работы для преодоления кризиса. В основном, это работа психологов и социальных педагогов;

  • Систематическое отслеживание состояния семьи, динамики межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы.

Эффективная реабилитация семей по преодолению депривации требует слаженной и профессиональной работы команды специалистов разных специальностей. Оказалось, что специалисты в основном работают с семьями, имеющими низкий реабилитационный потенциал. Мы решили, что нам необходима построенная по выявительному принципу, постоянно действующая система раннего выявления семей группы риска, обеспечивающая соблюдение принципов семейно-ориентированного подхода и возможность организации супервизорского сопровождения.

Первым этапом решения поставленных задач стала разработка алгоритма деятельности специалистов.

Алгоритм работы с семьей

Получение информации:

  • учреждения системы профилактики

  • частные лица

  • общественные организации

Проверка информации

Первичный выезд Обследование ЖБУ

Диагностика Информация в базу дифференцированного учета

семей, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации

На этом этапе важны установление и поддержание доверительного контакта с родителями, работа с сопротивлением клиента, вовлечением всех членов семьи в совместную деятельность при непосредственном участии специалистов.

Разработка программы реабилитации

Определение степени кризисной ситуации в семье

Низкая Средняя Высокая

Важно умение правильно оценивать степень риска, видеть и использовать в работе сильные стороны, ресурсы семьи и ее окружение.( из рабочих материалов Г.Р. Замалдиновой и Н.Г. Травниковой « Поддержка и сопровождение семьи в трудной жизненной ситуации»)

1) Низкая степень( 3 уровень) кризисной ситуации в семье

(потеря одного из родителей, изменение уровня благосостояния, пострадавшие от несчастных случаев)

Первичная профилактика, посредничество:

  • Мобилизация ресурсов семьи( метод сеть социальных контактов)

  • Помощь в трудоустройстве родителей, устройство ребёнка в

образовательные учреждения

  • Социальная помощь

  • Содействие в получении льгот, оздоровлении детей

  • Просветительско-информационная работа

  • Патронаж

2) Средняя степень( 2 уровень) кризисной ситуации в семье

(неисполнение родительских обязанностей, нарушение детско-родительских отношений, отсутствие работы у обоих родителей …)

Коррекция внутрисемейных отношений, посредничество, реабилитация:

  • Метод поиска внутренних ресурсов семьи

  • Восстановление утраченных семейных связей

  • Методы повышения педагогической компетенции (консультирование, тренинги, беседы, индивидуальная работа с членами семьи, свободное общение и т.д.)

  • Помещение ребёнка в стационар

  • Периодическая социальная помощь

  • Содействие в занятости

  • Регулярный патронаж

3) Высокая степень( 1 уровень) кризисной ситуации в семье

(алкоголизм родителей или детей, насилие в семье, безнадзорность детей и подростков, наркозависимость, жестокое обращение)

Семейная терапия, посредничество, реабилитация:

  • Оказание экстренной психологической помощи

  • Метод поиска внутренних ресурсов семьи

  • Индивидуальная работа с членами семьи

  • Организация комплексной межведомственной работы с семьёй

  • Помощь в организации лечения

  • Помещение ребёнка в стационар

  • Возвращение ребёнка в школу

  • Регулярный патронаж

Ситуации в которой, по мнению специалистов центра, существует угроза жизни или здоровью ребенка присваивается первый уровень кризисности, несмотря на то, что по сумме бальных оценок ситуация может соответствовать более высокому уровню. Это решение принимается на консилиуме специалистов после подробного представления случая.

Все предыдущие годы социальная работа с семьёй была направлена на снятие острой кризисной ситуации. Сегодня мы хорошо понимаем, что в услугах социальных служб нуждается и благополучная семья. Наряду с так называемыми «социально неблагополучными семьями», есть семьи, которые можно назвать «прочными» — материально благополучными, со стабильными отношениями между супругами. Можно ли только обеспечив своих детей всеми материальными благами, добиться подлинного понимания с их стороны. Чаще всего ответ отрицательный. В большинстве случаев родителям не хватает педагогических знаний в общении с детьми, что приводит к отчуждению, взаимонепониманию и, как следствие, к проблемам в семье.

В перспективе развития учреждения планируется внедрение новых программ:

  • Программа « Коррекция агрессивного поведения подростков», направленная на обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры, формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях и формирование мотивации саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

  • Программа « Семейная гостиная», направленная на развитие педагогической компетентности родителей, на укрепление психологического здоровья семьи , помощь семье в воспитании и развитии детей и привлечение их к сотрудничеству.

Обобщая сказанное, позволю акцентировать внимание на нескольких предложениях:

  • Добиться ощутимых результатов в работе с семьёй могут только высокопрофессиональные специалисты, обладающие особыми человеческими качествами;

  • Немаловажным остаётся вопрос профессионально эмоционального выгорания специалистов. Они более всего подвержены состоянию, которое психологи называют «синдром эмоционального выгорания».

Таким образом, успешность социализации семей, имеющих проблемы депривации, определяется ранним выявлением нарушений, что позволяет своевременно проанализировать их и оказать помощь в коррекции.

Результативность реабилитации зависит от темпов и механизмов воздействия на семью: чем раньше начинается вмешательство и целенаправленная социально-реабилитационная работа, тем более полным может оказаться включение семьи в социум.

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Дети, которые выросли в дружной, любящей семье на всю жизнь сохраняют чувство защищенности и стремятся передать это тёплое чувство своим детям.

Источник