Влияние семейного воспитания на развитие ребенка родительское собрание

Общешкольное родительское собрание
Тема: «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка»
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.
Задачи:
- Дать возможность родителям оценить свои поступки.
- Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
- Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Ход собрания.
Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
- Сложите лист пополам.
- Сложенный лист еще раз пополам.
- Оторвите верхний правый угол
- Оторвите нижний правый угол.
- Откройте глаза.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.
И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания (Слайд 1)
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность.
Воспитание — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)
Кто в детстве не получил воспитания,
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь —
Сухую выпрямишь одним огнем.
Муслихиддин Саади.
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)
Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.
Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья.
Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили воспитания:
- Авторитарный;
- Демократический;
- Попустительский;
- Хаотичный;
- Либеральный.
Авторитарный стиль
Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Либеральный стиль
Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Хаотический стиль
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Попустительский стиль
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)
Адекватное
- высокая самооценка,
- умение ставить цели и добиваться их,
- дисциплинированность,
- ответственность,
- самостоятельность
Неадекватное
- завышенная или заниженная самооценка,
- тревожность,
- страх
- неуверенность
- конфликтность
От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)
- недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
- вместо общения откупаются подарками
- низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
- недостаточная требовательность
- большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
- раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
- назидательность, занудность в общении с ребенком
Советы родителям
- Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
- Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
- Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.
- Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
- Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
- Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка.
- Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
И если что-то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо засучить рукава и исправлять. И если уж кого-то обвинять, то только самих себя.
(Слайд 13)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители — пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Притча о Разумном воспитании
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец, — если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.
Источник
Родительское собрание
«Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка»
Габитова Елена Валиулловна, учитель МОБУ СОШ № 1
Вначале выступления мне бы хотелось вспоминать легенду о путнике, который шел вдоль реки и услышал отчаянные крики детей. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев 3-го путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей? – спросили спасатели. 3-й путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Это притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы вредных привычек и формирования здорового образа жизни. Можно «спасать» тонущих детей, строя лечебницы, реабилитационные центры и т.д. Заниматься этим должны профессионалы.
Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься воспитанием и профилактикой.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной реализации своих целей – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же дает человеку силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных ситуациях? Можно ли помогать человеку с детства находить опору в самом себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответ.
Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых ему дает защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом и зависит здоровье человека в целом. В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей. Хроническими болезнями страдают 75 % выпускников школ, 30 – 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Традиционно, отдавая дань заботе о физическом здоровье, мы зачастую боремся со следствиями, не затрагивая причин – отсюда столь неэффективными оказываются наши усилия. Да, наши дети с момента рождения наблюдаются врачом, при любых тревожных симптомах родители могут обратиться к соответствующим специалистам – медикам. Душевное, т.е. эмоционально- психологическое здоровье труднее поддается оценке и нередко оно остается за гранью внимания и забот взрослых.
Поэтому, очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства. Большую роль в сохранении психологического здоровья детей играет семья, так как оттого как ребенок чувствует в семье, какие у него взаимоотношения с членами семьи зависит его эмоциональное состояние.
Принято выделять следующие группы семей по типу взаимоотношений:
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У детей, воспитывающих в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию детей более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществование. В таких семьях авторитет родителей невысок. У детей, воспитывающихся в данной семье, наряду, с определенными положительными качествами, можно отметить и отрицательные – это лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: « чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости и взаимопонимания. А результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Родителям необходимо помнить, что ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
В заключение предлагаю рекомендации, способствующие укреплению ваших отношений с детьми:
1) общайтесь со своими детьми, разговаривайте с ними;
2) умейте слушать и понимать ребенка. Он должен знать, что вам интересны его переживания, тревоги;
3) поддерживайте в ребенке самоуважение;
4) Объясняйте, что именно вы ждете от своих детей, ваши объяснения должны быть понятны ему;
5) будьте честны в отношении своих чувств, потребностей и ограничений;
6) оказывайте посильную помощь детям, если они обратились вам за помощью;
7) помните ребенок – это зеркало в котором его родители могут увидеть себя.
В заключении я хотела бы вас ознакомить с законами воспитания ребенка в семье.
1 закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.
2 закон – закон значимости похвалы для ребёнка;
3 закон — закон трудового участия каждого члена семьи. Каждый член семьи в мере своих возможностей заботиться о своей семье.
4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как психологически устойчивая личность. Нам необходимо принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач, если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
Типичная ошибка воспитания, во-первых, дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его интересов, переживаний, настроения никому нет дела.
Психологическая безнадзорность особенна вредна, когда она сочетается с гиперопекой. Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что по сути не даем им жить. Мы нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их несамостоятельности, тому, что страх жизни у них преобладает над страхом смерти…
Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить, когда отличник, послушный сын заботливых родителей вдруг оказывается вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ. Важно понять: ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается в том лично, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а что следует избегать.
2-я ошибка воспитания — когда ребенок не находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями, ставили перед ним определенные цели, задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. Это порождает безответственность в поведении, то есть неспособность предвидеть последствия своих действий. Ребенок выбирает путь наименьшего сопротивления, тот, который не требует от него особых усилий и сулит немедленное удовольствие.
3- вариант ошибки семейного воспитания — когда родители делают из ребенка кумира: его постоянно и безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают его способности, совершенно не замечая недостатков и не реагируя на его неправильные действия. Это ведет к завышенной самооценке, нетерпимости к любым отказам. Он не способен критически взглянуть на свои поступки. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей может привести к тому, что для ребенка наркотическое средство оказывается вполне приемлемым способом достижения душевного равновесия.
Эти черты характера начинают реально сказываться в поведении в подростковом возрасте.
Задача родителей – это контроль за состоянием ребенка. Это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его.
Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».
Поэтому хочется пожелать родителям быть мудрыми, терпимыми по отношению к своим детям, а главное любить их, быть прежде всего им другом, помощником.
Литература:
1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания 8-9 кл., Волгоград, 2005.
Источник
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
(Доклад на родительском собрании)
«Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей, он развивается
в ответ на их характер и их поведение».
Эрих Фромм.
Задачи: обсудить с родителями проблемы влияния семейного воспитания
на развитие ребёнка; способствовать взаимопониманию родителей
и детей; проанализировать проблемы, с которыми семья не
справляется; определить круг вопросов, над которыми надо
работать.
Классный руководитель Лысых Татьяна Ивановна.
Уважаемые мамы и папы!
О современной семье много пишут и говорят. Как верно подметил Д.Сантаяна «Семья – один из шедевров природы». С этим трудно не согласиться. «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения.
Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: успех, удача, благоденствие, благополучие. В русском языке в нём кроется главный его смысл: сопричастность, сопряжённость одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами. Мало человеку простого благополучия и довольства для счастья. Школа распахивает перед ребёнком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? Дом, семья … .Задумывались ли вы, уважаемые родители, что такое семья, какая ваша семья, чем определяется её сила и её слабость? Какое влияние оказывает семья на развитие и воспитание детей? На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня с вами ответить в ходе нашего родительского собрания.
Семья – это пусть маленький, но коллектив, и следует развивать в ней всё то, что роднит её с коллективом. Мы должны постоянно помнить, что ребёнок усваивает социальный опыт именно в условиях семьи. Семья – воспитывающий коллектив и никто функции семьи заменить не может.
В семейном коллективе могут обнаружиться стихийные побуждения воспитания детей или сознательные мотивы. В первом случае воспитание детей примет случайное направление и может сопровождаться ошибками, неудачами. Во втором случае больше оснований надеяться, что воспитание примет верное направление, даст положительные результаты. Осознанные побуждения в семье с высокой общественной направленностью выражаются прежде всего в том, что дети вместе со взрослыми членами семьи, кроме выполнения своих трудовых обязанностей (взрослый участвует в производительном труде, а дети учатся), принимают участие и в общественной деятельности. Старшие члены такой семьи проявляют живой интерес к участию в общественной жизни, что создаёт благоприятные условия для развития общественной активности детей.
Если родители рассказывают детям в доступной форме о своих общественных делах, высоко оценивая общественную деятельность, это положительно сказывается на воспитании в детях общественной направленности. К сожалению, в некоторых семьях родители недооценивают выполнение детьми общественных поручений. Так легче, так удобнее для родителей, они сами в глазах детей показывают себя антиобщественниками. Очень важно, чтобы ребёнок понимал и чувствовал с раннего возраста, что то, как он живёт и как трудится, касается не только его лично, но и коллектива, членом которого он является. Нужно всегда помнить, что ребёнок впервые знакомится с окружающим его миром в семье, и прежде всего, при помощи родителей.
Очень часто, дорогие мамы и папы, вы сетуете на то, что у вас мало времени на воспитание детей, что вы редко бываете дома. По этому поводу на ум приходят слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже иногда, когда вас нет дома. Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком наедине, не в прямых воздействиях на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, и в организации жизни ребёнка».
Вы должны постоянно быть озабочены тем, как следует организовать жизнь ребёнка, какие привычки и воззрения вы будете у него формировать. Приведу вам такой пример, как с раннего детства родители растят эгоистов. Мать кормит малыша, приговаривая: «Пей, сыночек, молоко, мы кошке не дадим и бабушке тоже не дадим». Мать прогоняет кошку, и бабушка выходит из комнаты. Вижу по вашей реакции, что эта ситуация вам хорошо знакома.
Мы, родители, всегда стремимся всё лучшее отдавать детям. Но как часто мы переходим границу! Надо требовать от ребёнка, чтобы он считался с желаниями других, чтобы он привыкал видеть, что приятные вещи предназначаются не только ему, но и другим.
Соседка угостила Нину клубникой. Мать поделила её на четыре части: папе, маме, бабушке побольше, а Нине, самой маленькой — поменьше. Взрослые, конечно, не съели свои доли, а оставили на потом, чтобы под каким-нибудь предлогом покормить Нину, но Нина училась делиться всем, привыкла делиться своими праздничными кулёчками с родителями и бабушкой.
Семья – это школа чувств. Дети, воспитанные с ранних лет без ласки, внимания, при отсутствии между родителями согласия и любви, вырастают эмоционально ущербными. Их мир чувств – бедный и заторможенный даже в подростковом и юношеском возрасте. Уметь любить и ненавидеть – этому тоже нужно учить, и чем раньше, тем лучше, именно с детства. С первых шагов ребёнок не должен быть равнодушным. Вы не можете научить ребёнка, как поступать во всех случаях жизни, но если вы научите его чувствовать и переживать – он задумается и найдёт правильный выход.
К сожалению, иногда в семьях бывают разлады – вот тогда от семейного коллектива ничего не остаётся. Семейные конфликты заглушают все хорошие начинания, омрачают судьбы детей. Конечно, разногласия между родителями могут быть. Не всегда их удаётся скрыть от детей. Но все проблемы можно выяснить, оставаясь близкими и уважающими друг друга людьми. И тогда не страшно, если вы «на виду» у детей урегулируете свои разногласия. Очень может быть, что эти минуты станут для вашего ребёнка хоть и не простым, но весомым уроком зрелости, взрослости, нравственности в человеческих отношениях. К большому сожалению, гораздо чаще споры перестают в скандалы, свидетелем которых является ваш ребёнок. И совсем уж недопустимо, когда к ребёнку обращаются: «Вот какая твоя мама/твой папа, посмотри!». Это ничто иное, как педагогическое преступление.
Тому, кто глубоко задумывается над ролью воспитателя, над его нелёгким, но благородным трудом, станет ясно, каким надо быть душевно богатым человеком, чтобы любовно отдавать детям всё лучшее: лучшие силы ума и сердца. Всё это приобретает особую силу, если в роли воспитателя выступает мать. С древних времён облик матери окружён ореолом глубокого уважения. И я уверена, что вы со мной согласитесь, что материнские чувства – большая воспитательная сила. Но сам по себе материнский инстинкт может быть слепым и безрассудным. Как часто он является сильнейшим побудителем, затрудняет выбор правильного решения, подчас мешает, нередко идёт в разлад, более того, приносит большой вред воспитанию детей. А как трудно бывает в этот момент приказать нашему материнскому сердцу… Сколько нужно настойчивости, терпения, чтобы выйти победителем в этом поединке! Успех воспитательной работы матери требует труда, терпения. Настоящая, разумная любовь к детям – вот основа воспитания. Настойчивость, самообладание никогда не должны покидать настоящую мать – воспитательницу.
Сын вернулся из школы и уже с порога заявил:
Мама, ты же знаешь, что я готовился исправить свою оценку по химии. Но сегодня наша химичка была не в духе: всем ставила только тройки. Я отвечал хорошо, а она всё равно поставила тройку. Вот спроси ребят! – поворачивает он голову в сторону вошедших за ним друзей.
Мать с жаром возмущается: «Это безобразие! Такая несправедливость. Попробуй тут исправить оценку!». И, не замедлив, идёт в школу защищать своё чадо. Мать не подумала о том, что она встала на путь подрыва авторитета учителя, не проверив, правильно ли её информировал сын. Иногда бывает мучительно трудно отказать в ласке ребёнку, которого надо наказать, но долг подчас требует сдерживать порывы во вред.
Если правильно управлять материнскими чувствами, то они помогут матери сохранить близость с детьми, стать для них близким и задушевным другом. Этого достигнет только мать, которая с раннего детства проявляет живой интерес ко всему, что волнует ребёнка, радуется его успехам, переживает, умеет дать вовремя совет, наметить путь к достижению поставленной цели. Мать должна быть в курсе всех, даже самых маленьких дел своего ребёнка.
Пятиклассница Таня не шла, а бежала домой.
Мамочка, мамочка! – с порога закричала она. – Смотри, я получила «пять»! Мне Оля подарила книжку, а Вера Ивановна нам сегодня рассказала…
Вот и хорошо, сейчас всё расскажешь, — говорит мама, усаживает девочку и, поглаживая её белокурую головку, с любовью смотрит на оживлённое личико дочки. Таня знает, что мама всё выслушает, всё поймёт, и всегда делится с ней своими новостями, даже о проказах рассказывает.
Это и есть самая дорогая плата матери, самая большая её радость, настоящее материнское счастье!
Немало матерей спрашивают: «Можно ли по-настоящему быть другом своих детей, нужно ли к этому стремиться?». Можно и нужно. Очень нужно, дорогие мамы! Это помогает матери и в утверждении в них хорошего, и в борьбе с плохим. Пронести через всю жизнь эту дружбу – неизмеримое счастье родителей.
Вот только один пример, что значит быть другом своих детей.
Мама, я хочу завести себе голубей.
Ну, что ж, заводи.
А можно на чердаке устроить голубятник?
Можно.
И сетки дашь?
Дам.
Костя просветлел.
-Ух, мамка, — от души сказал он, — ты у нас какая-то особенная. Ребята рассказывают, что их матери про голубей и слышать не хотят, а ты и сетки даёшь…
Комплимент доставил матери большое удовольствие; ей так хотелось быть для своих детей не «верховным существом с судейскими правами», нет, ей хотелось быть мамой, то есть самым близким, самым лучшим другом и товарищем.
К таким матерям дети тянутся с раннего возраста, у них появляется естественная потребность в самом задушевном с ними общении, Но необходимым спутником воспитательных удач является наша постоянная разумность, требовательность, требовательность неукоснительная, настойчивая, до конца продуманная.
К сожалению, бывают матери, которые строят своё воспитание на слепой любви к ребёнку. Они не ограничивают детские желания, им жалко наказывать ребят, они даже протестуют против требовательности отца и из чувства неразумной любви стараются скрыть от отца проступки детей и всячески оправдывают ребёнка в глазах окружающих. Скрывает мать проступки детей от отца по причине, идущей от жалости, от слепой материнской любви.
Такие матери с пелёнок задаривают ребёнка множеством игрушек, потакают его капризам. Он – центр всеобщего внимания. Постепенно ребёнок превращается в маленького кумира, а позже в семейного деспота, повелевающего взрослыми, и, прежде всего, матерью.
Ребёнок растёт, становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки и конфеты, а дорогие вещи: модные туфли, компьютер, карманные деньги. Такое воспитание приводит к тому, что дети привыкают думать о себе, не сообразуясь с материальными возможностями родителей. Начинаются переживания матери: каждое такое требование сына или дочери не только тяготит мать, но и обижает. Она возмущена чёрствостью и жестокостью детей.
Если материнский инстинкт, о котором только что шла речь, присущ женщине от природы, то чувства отцовства – плод человеческой жизни, человеческого характера.
Вот почему бывает такое различие: один словно родился с чувствами отцовства, а другой не испытывает таких чувств, третий тяготится обязанностями отца, а четвёртый все свои родительские «чувства» выражает лишь материальной заботой о детях.
Со всей определённостью можно сказать, что чувства отцовства крепнут и развиваются, прежде всего, в процессе самого близкого общения отца с появившимся на свет малышом, в заботах и хлопотах о нём, в беспокойстве за него. Настоящая любовь и привязанность к детям появляется тогда, когда отец с первых лет жизни ребёнка принимает самое горячее участие в его воспитании, проявляет заботу о его здоровье.
К сожалению, бывают отцы, которые полностью отстраняются от заботы о младенце. От них можно услышать такое утверждение: «Мужчине возиться с грудным ребёнком ни к чему – он не нянька» и «Ребёнку в это время отец не нужен». Дорогие папы! Это ложное утверждение! Общение с ребёнком помогает родителю приобрести чувства отцовства, облагораживает собственный мир взрослого. А что отец нужен ребёнку, об этом и говорить не приходится, ибо разделить с матерью заботы о малыше – значит улучшить воспитание маленького человечка.
Участие отцов в домашнем труде имеет огромное воспитательное значение для детей: видя дружное участие родителей в домашнем труде, к нему тянутся и дети, помощь отца матери воспитывает в детях уважение и бережное отношение к женщине, которому дети учатся у отцов. В такой семье родители имеют возможность часто бывать с детьми, узнавать их, а, следовательно, с большим успехом формировать их характер.
Нередко родители спрашивают: «Можно ли рассказывать своим детям о супружеском счастье? Или свои чувства прятать от детей?» Такие беседы сближают родителей с детьми, помогают формировать их идеалы. В формировании идеалов следует идти от близких, дорогих ребёнку примеров и образов. Такими примерами для них является, прежде всего, жизнь и взаимоотношения родителей. Важно, чтобы люди выходили из детства с сознанием: есть такое счастье, которое создаётся людьми.
«Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное…Если вы родили ребёнка, — значит, на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю», — говорил педагог А.С. Макаренко.
Уважаемые мамы и папы! Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка огромно. И только от вас, от ваших усилий зависит, какими вырастут ваши дети. Дом, семья… Человек может иметь хорошую квартиру, большую семью, но не создать домашнего очага, того маленького мира, где каждый всем дорог и нужен. Говорят, на крышах счастливых домов аисты вьют гнёзда, потому что в этих домах вырастают хорошие дети.
Дорогие родители! Позвольте дать вам некоторые рекомендации по воспитанию детей в семье. Я надеюсь, что они помогут вам вырастить детей достойными людьми.
Умейте слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе, чем сегодня занимались, как дела в школе?».
Умейте говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость, хамство. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Помните, что достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других
Как можно больше времени проводите со своей семьёй, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом. Не бойтесь попросить совета у ребёнка – это только сблизит вас.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно. Доверять вам будут, если будете способными понять, сопереживать.
Не скрывайте любовь к своему ребёнку. Старайтесь, чтобы его друзья бывали у вас дома, надо знать, с кем он дружит.
Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет отчий дом. Поэтому воспитывать е