Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка курсовая

Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка курсовая thumbnail

Влияние стиля семейного воспитания на развитие и становление личности ребенка

Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Конечно же, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Безусловно в каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: типы темпераментов родителей, их совместимость; традиции семей, в которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую читают родители; уровень образования родителей.

Таким образом дети усваивают поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания.

Какие же бывают стили семейного воспитания:

Стили семейного воспитания.

Авторитарный стиль  все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль  в этом стиле родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль здесь ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический стиль  это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания формируеться одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль  это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Вывод

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как правило, оказывают влияние личностные качества родителей. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».

Источник

Беляева Наталья Игоревна

Магистрантка 2 курса

факультета социального образования

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

г. Куса, РФ

Е-mail: Natusikr-a@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова:

Семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, детско-родительские отношения

Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.

Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].

Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения.

Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект  со своими правами и обязанностями [1, с.119].

В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.

Воспитание в семье осуществляется по всем направлениям. Это физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется по мере взросления.

Основная цель семейного воспитания – это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающиеся в жизни. Важными задачи в воспитании является развитие творчества, интеллекта, культуры, физического здоровья, первичного опыта трудовой деятельности, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи. Именно родители – первые воспитатели – оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.

Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).

В литературе можно встретить достаточно много ученых, изучающие семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).

Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н. Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей.  Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.

В  диссертационной работе  Н.И. Корытченковой  устанавливается влияние стиля семейного воспитание на агрессивность и тревожность. В работе раскрывается,  как механизмы проявления агрессивности и  тревожности  связаны с неблагоприятными  стилями воспитания детей.

В ряде диссертационных работ — Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. В работах раскрывается, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и  высокого уровня напряжения у детей, что может привести к эмоциональным расстройствам детей.

Актуальность проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка определяется тем, что межличностные отношения в семье, а именно – детско-родительские оказывают основное влияние на формирование личности и поведения детей.

Тенденции общественного развития, характерные в настоящее время, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи и отразил множество социальных проблем (дети, рожденные вне брака, материальные трудности семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, рост числа алкоголизма, наркомании, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). В результате растет число неблагополучных семей.

Социально – неблагополучные семьи в нашей стране исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семьи, по мнению ряда ученых, находиться в глубоком кризисе и распаде, отмечается стремительное снижение социального статуса семьи.

Значение воспитания ребенка в семье трудно переоценить: семья является основным и первым фактором личностного, духовного, интеллектуального развития человека.

В каждой семье ребенок воспитывается уникальным, присущий только  лишь семье, в которой растет. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: представления о воспитании родителей, образе жизни семьи, уровне культуры и образования.

          Рассмотрим многочисленные исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Основные стили семейного воспитания

Автор

Классификация

Стиль

Содержание

Влияние на ребенка

Джеймс Мартин Болдуин

Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка

Демократический

Между родителями и детьми общение на высоком уровне; дети участвуют обсуждение семейных проблем; родители всегда готовы оказать поддержку, верят в успех ребенка.

Ребенок активный, любознательный, самостоятельный. Ответствен за себя и близких ему людей. Ребёнок становится независимым и уверенным.

Контролирующий

Родители к детям жестко  требовательны, ограничивают их поведение, но четко и ясно разъясняют ребенку смысл ограничений. Дети воспринимают такие требования как справедливые.

Ребенок вырастает послушным, внушаемым, боязливым. В дальнейшем не настойчив в достижении собственных целей.

Диана Баумринд

По способу контроля и эмоциональной насыщенности

Авторитетные родители

Родители инициативные, общительные, добрые, с высоким уровнем родительского контроля, теплые отношения с детьми.

Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, с высокой самооценкой.

Авторитарные родители

Высокий уровень контроля: неукоснительное выполнение требований, отношения с детьми холодные и отстраненные.

Дети замкнуты, боязливы и раздражительны, склонные к конфликтам.

Снисходительные (или либеральные) родители

Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Безразличные родители)

Теплые отношения между родителями и детьми с низким уровнем контроля. Желание общаться исходит от ребенка.

Ребенок становиться непослушным, агрессивным, импульсивным и нетребовательным.

Д. Элдер

На основании уровня родительского контроля и давления на ребенка

Автократичный

Полноправная власть родителей над детьми, без обсуждения и объяснения своих решений. Родители навязывают свою волю.

Дети безынициативные, агрессивные, конфликтные.

Авторитарный

Все решения принимают родители. Ребенок во всем подчиняется их воле, авторитету. Но может выразить свое мнение и точку зрения, но без права голоса.

Дети вырастают безынициативными, с низкой активностью, дети конфликтные, агрессивные, бунтующие.

Демократичный

Требования к детям умеренные, в результате теплые и частные общения между родителями и детьми. Важные семейные решения принимаются совместно.

Дети ответственные и независимые. Уверенные в себе.

Эгалитарный

Абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети несут одинаковую ответственность за принятие решения.

Дети социально активные, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю.

Разрешающий

Родители предоставляют много свободы, требуя от ребенка ответственности за поступки. В таких взаимоотношениях родители больше друзья, чем родителем. Как правило, дети воспитываются исключительно с помощью коммуникаций.

Дети поздно взрослеют и вырастают с низким уровенем самоконтроля

Попустительский

Полная  свобода действий и поступков у ребёнка. Родители часто ведут себя непоследовательно, наказывают и поощряют ребенка иногда за одни и те же поступки.

Дети несчастные, агрессивные, с высокой склонностью к совершению насилия. Они более подвержены депрессии.

Игнорирующий стиль

У родителей отсутствует интерес к делам ребенка, к его душевному состоянию. Они безразличны к его потребностям и запросам.

Ребенок одинокий и глубоко несчастный, неуверенный в себе. Вырастает без желания к общению, с агрессивностью к  людям.  

Э.Г. Эйдемиллер

Эмоциональнальная включенность родителей, степень контроля и заботы, понимание родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей

Гипопротекция:

Дети в таких семьях безнадзорные из-за недостатка опеки и контроля над поведением; внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка.

Дети растут бесконтрольными и безнадзорными, не способные к самоорганизации, контролю своего поведения. Агрессивные,  способные добиваться своих целей обманом и силой.

Доминирующая гиперпротекция

Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

Ребенок несамостоятельный, безынициативный, нерешительный, не умеет постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция:

Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

Детям характерно стремление к лидерству, превосходству, но с недостаточным упорством и опорой на собственные силы.

Эмоциональное отвержение

Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Недовольство ребенком, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Родители раздражительны, недостаточно искренны в общении.

Дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей.

Повышенная моральная ответственность

Родители требуют от ребенка не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Игнорирование потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям.

Дети, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.

А. Я. Варга

В. В. Столин

Одобряюще-авторитарный

Теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях;

Дети растут адаптированными к обществу, инициативными, любознательными, успевающими.

Отторжение с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации

Эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей

У детей не формируется заниженная самооценка,  тревожность, неуверенность, импульсивность.

Симбиотический

Родители стремятся  установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, желая  быть соучастником во всех сферах его жизни;

Ребенок безответственный, несамостоятельный, неуверенные в себе. Часто вырастают закомплексованными.

Симбиотически-авторитарный

У родителей тотальный контроль за поведением, психической жизнью ребенка.

Дети безынициативные, конфликтные, агрессивные, безответственные.

Таким образом, как видно из таблицы, нет единой основы для классификации  стилей семейного воспитания. Большинство классификаций основаны на родительском контроле, давление на ребенка, также за основу берут эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка. У многих авторов название стилей разные, но содержание стилей одинаковое. Вследствие этого, важно отметить, что при изучении семьи необходимо учитывать содержание семейных отношений, а не название того или иного стиля воспитания.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на формирование личностных качеств ребенка оказывает большое значение образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей, взаимодействия в семье. Ребенок усваивает ценности, нормы, традиции семьи, а также копирует и развивает в себе те качества и черты, которые преобладают у родителей.

Очень важно, чтобы родительские отношения строились на любви, уважении, понимании и поддержки ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Ежегодный информационно – аналитический доклад « О положении детей и семей, имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» — Челябинск.: 2014. — С. 119
  2. Зайцев, Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев,  О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. – 2005. -№ 4. – С. 55.
  3. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация  / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина,                 А.А Пермякова,  Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. — 2014.  — №1. – С. 16–25
  4. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций /              Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . — М. : Высшее образование, 2006. – С. 4
  5. Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева,  А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. —  № 4. – С. 32 — 34
  6. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер,   В.В. Юстицкий. — Обнинск, 1992. – С.75

© Беляева Н.И., 2016

Источник