Влияние рисования на развитие ребенка раннего возраста

Влияние рисования на развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Римма Тарасова
Влияние мелкой моторики и рисования на развитие речи детей раннего возраста

Одна из важнейших задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие.

Заботиться о своевременном развитииребенка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание разговаривать, играть с ним. Развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их физического развития.

По мере развития ребенка включаются задачи сенсорного, конструктивного и предметно-орудийного характера, они усложняются постепенно.

У двум годам дети выбирают предмет нужного цвета из четырех разных цветов, ставят кубики, кирпичики друг на друга (башни, потом рядом на поверхность стола (дорожка, поезд, забор). Дети обучаются располагать кубики или кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол, стул, стол и стул вместе).

Затем даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

В результате упражнений со шнуровкой пальчики приобретают ловкость и сноровку. Игры-шнуровки направлены на развитие мелкой моторики, уточнении движений пальцев рук, концентрацию внимания, способствуют развитию точности глазомера, координации и последовательности движений.

Игры на развитие мелкой моторики наряду с другими занятиями по развитию речи способствуют быстрейшему развитию речи ребенка, создают хорошее настроение и способствуют развитию познавательных способностей детей. Работа по развитию движения рук проводится регулярно, а задания приносят радость. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Рисование является одним из важнейших средств не только художественного развития, развития сенсорно-перцептивной деятельности, речевого развития, но и средством формирования волевых и личностных качеств маленького человека, без которых не овладеть в полной мере великим даром природы человечеству – устной речью.

На занятиях рисованием и другой изобразительной деятельностью желательно создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, одобрения, что способствует установлению тесного контакта между взрослым и ребенком.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, используя стихи, загадки и т. д.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать их особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изодеятельности, занятия по сюжетно-ролевому рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Источник

Повилицина Валентина
Консультация «Влияние ИЗО на развитие детей»

По определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами – все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше — до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Рисование развивает воображение — способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

Консультация «Влияние ИЗО на развитие детей»

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на равитие восприятия

[/b]

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, — очень полезное для развития мышления.

Нетрадиционные техники рисования

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Влияние рисования на развитие ребенка раннего возраста

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует.При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

К нетрадиционным техникам относятся:

— рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;

— рисование по стеклу;

— роспись ткани;

— рисование мелом по бархатной бумаге;

— роспись камней, кружек и других предметов;

— рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;

— рисование по песку и рисование песком.

Список можно долго продолжать, т. к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, «на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать»? Дерзайте и у вас все получится!

Источник

Библиографическое описание:

Каюрова А. Н., Попова В. Ф. Рисование у детей раннего возраста, как средство формирования творческих способностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 88-89. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1373/ (дата обращения: 11.03.2020).

Многие
способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,
остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и
нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармонического развития и
творческой самореализации становится чуть ли не самым главным
вопросом для современного человека. Рисование — одно из самых любимых
занятий детей раннего возраста. А этот возраст – очень важный
период в жизни детей. Именно в дошкольном детстве каждый ребенок
представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее
развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые
проявления творчества. [1, с. 3]

Изобразительное
искусство — это целая наука со своими законами и техническими
приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно
учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры,
движения, других средств выражения. Но как объяснить маленькому
ребенку язык изображений в простой форме? Занятия рисованием,
изобразительным творчеством дают ребенку необходимые знания, которые
ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал
красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей,
чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым
человеком. [2, с. 5]

Важно при
подаче материала соблюдать принцип последовательности от простого к
сложному. Ведь основная цель воспитателя — вовлечь ребенка в
творческий процесс, дать почувствовать, что у него все получается.
Здесь нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать,
здесь ценятся попытки найти свое, оригинальное решение. Интересные
работы могут получаться у многих детей. Так дети раскрепощаются,
становятся настоящими творческими людьми.Цель любого занятия
рисованием — развитие творческих сил детей и навыков
изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о
нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению,
возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный
опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и
творческого развития требует большого такта, с тем, чтобы одна
сторона не подавляла другую. В процессе работы надо
помочь каждому ребенку развить его индивидуальную трактовку задания и
делать это осторожно, не навязывая своего решения, учитывая при этом
возможности детей.

Основная задача обучения
рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить
у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить
приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача
изобразительной деятельности — формирование творческих способностей
детей в создании выразительных образов различных предметов доступными
для данного возраста изобразительными средствами.
Первый этап в
развитии художественных способностей детей начинается с того момента,
когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл –
бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми
опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними
можно поставить новые задачи. Яркие и цветные изображения вызывает у
детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо
цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем
возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета.
Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка
к изображаемому. Таким образом, средства выразительности используемые
детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция.

В период
от 1 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки
и сказки – первые литературные произведения, которые слышит
малыш. Знакомясь с произведением поэтов и писателей, устным народным
творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть
честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо
развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально
рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже
чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или
потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям,
нуждающимся в их поддержке: зернышки для цыплят, окошки в теремке.
Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно
эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную
игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и
подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.[3, с.5]
Изобразительная деятельность — это еще и общение взрослого и малыша.
Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить другие способы
достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку,
предложите сделать машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет
интерес к занятию, возможно, оно слишком простое, следует понять
причину и усложнить или облегчить его. Для того, чтобы ребенок
понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и
умение сосредотачиваться., стараться привлекать ребенка к логическому
завершению задания.[3, с.5]

На занятиях по рисованию
малыши учатся правильно держать кисть, рисовать с помощью кисти,
поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно
наносить точки и мазки пальчиками и поролоном на заданном
пространстве, делать отпечатки ладонью и доводить их до определенного
образа; закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за
контуры, различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый,
белый, черный). Заниматься рисованием с детьми 2-3 лет следует
систематически 1-2 раза в неделю, продолжительность занятия
составляет 5-10 минут. [3, с.5]
Рисование
приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность
(творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет
ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент
психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование
побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно
не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте,
необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир,
придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации
занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей
1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.

Открыв в себе неповторимую
индивидуальность, ребенок сможет в дальнейшем полнее реализовать себя
в жизни, в учебе, в творчестве, в общении с другими. Он приобретет
еще один, дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих
мыслей, чувств и эмоций. Приобретенные знания станут основой для
того, чтобы в будущем из него получилась нестандартная личность,
способная к действию, к созиданию.[2, с. 8]

Литература:

  1. Давыдова Г.Н.
    Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –
    М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 80 с.
  2. Дрезнина М.Г. Каждый
    ребенок –художник: Обучение дошкольников рисованию. –
    М.: Издательство « Ювента», 2002. – 200с.:ил
  3. Колдина Д.Н. Лепка и
    рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
    2009. – 56 с.: цв. вкл.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Изобразительная деятельность, ранний возраст, занятие рисованием, малыш, рисование.

Похожие статьи

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее…

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой…

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рисунок, как деятельность, позволяет детям выразить в работах своё представление об окружающем мире, передать настроение в данную минуту, выразить отношение к

Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей…)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Нетрадиционная техника рисования для малышей

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. У малышей желание рисовать кратковременно и неустойчиво. Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность…

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки…

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Социальная адаптация «особых» детей в современном обществе…

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой…

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль…

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир. Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние…

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования…

Источник