Влияние речевых нарушений на развитие познавательной деятельности ребенка

Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:

I) фонетико-фонематические нарушения (ФФН): дети с преимущественными недостатками звукопроизнош-я: с функциональными и механическ дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии;

2) общее недоразвитие речи (ОНР): дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями;

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).

Восприятие: нарушено фонематическое восприятие, наблюдается связь речеслухового и речедвигательного анализатора. Нарушен фонематический слух. Чем большие проблемы с звукопроизнош-м, тем больше проблем с восприятием фонем.

Зрительное воспр: отстает от нормы и характер-ся недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

-Дети имеют низкий уровень буквенного гнозиса и путают похожие по начертанию буквы, страдает нахождение местоположения предмета (Воронова А.П.);

— Мастюкова Е.М. изучала оптико-простр. гнозис и простр.представления. Дети с нар. речи путают право и лево, плохо реш. матем.задачи, с трудом распознают графические изображения, в частности буквы.

Внимание:неустойчивость; повыш.отвлекаемость; снижение сосредоточения внимания; низкий объем вним.; труднее сосредоточить вним на выполнении задания в условиях словесн инструкции, чем в условиях зрительной (Кузнецова Л.В.).

Память: исследовали: Белякова Л.И., Усанова О.Э, Власова И.Т., Гаркуша Е.Ф.

-зрительная память не отличается от нормы.

— сложность в планировании действий, многоступенчатая слов.инструкция воспринимается ребенком не полностью, поэтому важно иметь зрит.опоры

-Значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормой. Дети с более выраженными речевыми дефектами хуже запоминают на слух отд. слова и фразы.

-Проблемы с запоминанием последовательности событий (Волкова Г.А.)

Мышление: — В большей степени страд. словесно-логич. мышление (Усанова, Синякова) начинает формироваться на 1,5-2 года позже, чем у нормы. Формируется с определенной задержкой из-за несформированности понятий (реб. не может сделать обобщения, классифицировать, трудности в установлении причинно-следств. связей)

— Наглядно-образные задачи даются с большим трудом, трудности-планирование действий. Ребенок пытается быстро решить задачу, не учитывая условий. Быстро теряют интерес к учебным заданиям.

Воображение: Глухов В.П.:

-Снижение продуктивной деятельности воображения;

-пассивное воображение не отлич.от нормы, дети с нар.речи склонны к фантазированию, но не относ-ся к дея-ти;

-творческое воображение отлич. инертностью, детям требуется больше времени чтобы включиться в работу;

-стремятся к копированию;

-быстрая истощаемость процессов воображения;

-склонность к созданию стереотипных шаблонных продуктов.

Речь и общение: Серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающ людьми. Особенности речев R, как бедность и недифференциров-ть словарного запаса, явная недостат-ть глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием являются снижение потребности в общении, несформиров-ть форм коммуникации (диалогическ и монологическ речь), незаинтересован-ть в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).

Влияние реч.дефекта на познав.дея-ть ребенка ярко проявляется в игре:до старшего дошкольного возраста у детей процессуальный характер игр, обеднённый сюжет, низкая речевая активность, детям сложно организовать себя в коллективе.

У дошкольников с ОНР — нар.общения, незрелость его мотивационно-потребностной сферы. Трудности реч.общения связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушнений. Преобладающая форма общения со взрослыми у детей с ОНР 4-5 лет — ситуативно-деловая, что не соотв.возр.норме. (Гаркуша Е.Ф).

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 888 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник

Наталья Артемьева
Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Речевое развитие включает в себя:

1. Развитие словаря.

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

• развитие просодической стороны речи;

• коррекция произносительной стороны речи;

• работа над слоговой структурой слова;

• совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;

4. Обучение элементам грамоты.

5. Развитие связной речи и речевого общения.

Познавательное развитие включает в себя:

1. Сенсорное развитие.

2. Развитие психических функций.

3. Ознакомление с окружающей действительностью.

4. Ознакомление с художественной литературой.

5. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

Познавательно — речевое развитие — одно из важнейших разделов дошкольной педагогики, которое направлено на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей.

Работа по познавательно — речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи.

Основные задачи познавательного развития детей:

• Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами не-посредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово;

• Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;

• Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности;

• Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт;

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности;

• Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно- речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления — доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Речевое общение — это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни. Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое. Речь развивается в процессе подражания.

При создании речевой среды следует учитывать:

особенности детей конкретной возрастной группы;

• уровень речевого развития каждого ребенка;

• интересы и способности детей.

Задачи создания речевой среды:

• обеспечить психологическую защищенность ребенка;

• развитие у него индивидуальности;

• формирование знаний, умений, коммуникативных навыков и социализации, как средства полноценного личностного развития.

Речевая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные микропространства для игр. Для этого следует соблюдать следующие условия:

1. Разнообразие и сменяемость дидактического материала.

2. Предоставление возможности выбрать любые игры по собственному усмотрению.

3. Определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала с учетом возрастных особенностей детей.

Познавательно- речевое развитие предполагает:

• развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллек-туальных способностей детей;

• развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой со-циальной позиции школьника;

• развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по на-значению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;

• воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;

• развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти, речи.

Источник

Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.

По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).

Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР

У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.

Недостаточность обобщенного, абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.

Отставание в развитии словестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).

Нарушения внимания детей с ОНР

Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).

«Генерализованное и неселективное» внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.

Не замечают неточностей в рисунках-шутках.

Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.

Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР

У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.

Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.

У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)

Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:

Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.

Дети путают названия цветов, геометрических фигур.

Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.

Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.

Отклонения в формировании личности

У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)

Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).

Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Источник

Жанна Садчикова
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»

Задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Недостатки речевого развития, особенно тяжелые его формы, часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей и, таким образом, препятствуют своевременной социализации детей.

Связь речевых нарушений с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями. Недостатки развития речи сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер, а также на развитие памяти. Трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка задерживают процесс развития связной речи, своевременный переход ее от диалогической формы к контекстной. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи — коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена. Они, как правило, неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не умеют четко правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Таким образом, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.

Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Недостатки речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи препятствует правильному восприятию информации при речевом общении с окружающими. В результате ребенок испытывает затруднения в овладении понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации в соответствии с возрастными требованиями.

Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители.

Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Поэтому, работая с детьми, имеющими речевые нарушения, педагогу следует учитывать помимо индивидуальных особенностей также и их речевые нарушения. Осуществляя работу, педагогу, помимо реализации основных задач, связанных с развитием и закреплением речевых навыков, также необходимо уделять внимание:

становлению и развитию у детей игровой деятельности;

совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

развитию у детей мелкой моторики руки;

эмоционально-волевой сфере (так как следствием нарушений речи часто становятся неуверенность в себе, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);

обучению расслабляющим упражнениям для снятия мышечной и эмоциональной напряженности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение);

развитию у детей игровой деятельности.

Источник