Влияние развода на развитие личности ребенка

Влияние развода на развитие личности ребенка thumbnail

Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация,
угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно
детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому
здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом,
ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не
захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5 — 7-летние
дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают
разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

Влияние развода на развитие личности ребенка

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей
последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и
послеразводный период приводит к тому, что

  • у 37,7% детей снижается успеваемость,
  • у 19,6% страдает дисциплина дома,
  • 17,4% требуют особого внимания,
  • 8,7% убегают из дома,
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может
расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия
формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию
на его психику супружеских конфликтов. Но вбольшинстве
случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее
влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а
предшествующая ему обстановка в семье.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что
даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать
психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате
развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное
состояние матери может быть даже гибель младенца. Это происходит
потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью,
остаются частью ее организма. При неблагоприятной ситуации в семье
внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а
ребенок оказывается обделенным ее заботой. К тому же, когда молодая
мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной
послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь
нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного
напряжения у матери обычно пропадает молоко.

Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс
мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова не
спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему в
прямом контакте.

Но особенно тяжелая ситуация возникает тогда, когда мать по
какой-то причине вынуждена, пусть даже временно, разлучиться с
младенцем, отдать его в чужие руки.

Влияние развода на развитие личности ребенка

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Исследования
зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод
родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений
с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в
предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после
развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их
отношений со сверстниками, эмоциональные проявления, характер и степень
осознания переживаемых в семье конфликтов

Дети 2.5 — 3.5 лет реагировали на распад семьи плачем,
расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных
процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и
игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре
создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными
животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители
восстанавливали заботу и физический уход за ними.

Дети 3.5 — 4.5 лет обнаруживали повышенную гневность,
агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты
делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия
игровых форм, для них было характерно проявление чувства вины за распад
семьи.

У детей 5-6 лет также наблюдались усиление агрессии и тревоги,
раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной
группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни
вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по
отцу, желании восстановить семью, у детей не наблюдалось ярко
выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее
уязвимых были нарушены сон и аппетит.

Согласно исследовательским данным наиболее, уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те,
у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в
таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что
значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность
нервных срывов.

Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса
для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом
свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец,
оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами
нравственно-психологического давления со стороны детей из
благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства
неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование
личности ребенка и его адаптация еще более осложняется, если он был
свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые
привели его родителей к разводу, а особенно, если идет настраивание
ребенка одним родителем против другого.
Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности
периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье.

Осложняют процесс социальной адаптации детей настойчивые
попытки родителя после развода устроить свою судьбу, забыв о чувствах и
привязанностях ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок,
часто появляются новые претенденты на роль мужа. Ребенок заброшен. Он
чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено
формирование личности человеконенавистника, для которого не существует
ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.

Но отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным
фактором, но не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации
практически полностью ложится на материнские плечи. Поэтому отсутствие
отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений
развития.

Развод для взрослых — это болезненное, малоприятное,
порой драматическое переживание, на которое они идут по собственной воле
и из лучших побуждений.

Влияние развода на развитие личности ребенка

Для ребенка расставание родителей — это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. Поэтому переживание детьми разрыва родителей изменяется вдиапазоне
от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования
несогласия (своим поведением) с мнением и решением родителей. Взрослые
же в добавление к этому, будучи не в состоянии контролировать
собственные переживания, меняют свое отношение к ребенку, часто
используют его в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций. А
это естественно накладывает отпечаток на формирование личности
ребенка, так как дети во многом воспринимают события, ориентируясь на
реакцию взрослых в столь кризисный для них период.

подробно здесь>>

Источник

Валентина Барсук
Развод и его влияние на дошкольника

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Влияние семьи на эмоциональное состояние

ребенка дошкольного возраста 4

Глава II. Развод и его влияние на дошкольника 5

2.1. Последствия развода для ребенка 5

2.2. Влияние развода родителей на детей в

зависимости от их возраста 6

2.3. Как помочь ребенку пережить развод родителей 8

Заключение 9

Список литературы 10

2

Введение

Статистические данные о браках и разводах в Российской Федерации свидетельствуют о том, что если в 70-е годы ХХ века количество разводов в стране быстро повышалось, то в 80-е годы ХХ века их число практически стабилизировалось, хотя и на очень высокой отметке – 40 разводов на каждые 100 браков. Однако с 1991 года вновь начался быстрый рост разводов, и уже в 1994 г. на каждые 100 браков приходился 51 развод, т. е. распадом заканчивался уже каждый второй брак. В настоящее время в отдельных регионах России на 100 браков приходится до 80 разводов. Ежегодно в результате разводов 700 тысяч детей остаются без отца или (реже) без матери. Если число семей с одним родителем по причине смерти супруга уменьшается, то количество одиноких матерей, родивших ребенка вне брака, увеличивается. Как правило, семьи с одним родителем — это именно матери с детьми. Только 1% таких семей в нашей стране являются отцовскими. Конечно, ни один специалист, занимающийся проблемам и семьи, не назовет тенденцию роста числа неполных семей положительной. Но можно точно определить, что развод – это всегда фактор, оказывающий сильное воздействие на детей.

Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка.

На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в мире постоянных конфликтов, ссор, жестокого обращения с детьми, алкоголизма и других проблем. Многочисленные ссоры, возникающие между супругами на почве ревности, измены, финансового неблагополучия приводит к кризису семейных отношений.

Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он, так или иначе, затрагивает. Он всегда переживается как психологическая травма для детей любого возраста. Однако наиболее деструктивно он влияет на детей 5-7 лет. Для нормального психического развития детям в первую очередь необходима

3

стабильность. Именно в этот период у ребенка формируется представление о

мире и о взаимоотношениях между людьми. Поэтому дети в период развода

испытывают большие трудности и зачастую не могут справиться со своими эмоциями.

Глава I. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста

Семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. В дальнейшем ребенок будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций

Особым этапом эмоционального развития считается дошкольное детство. Так как в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными. Формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется способность к сопереживанию другому человеку.

При всей важности познавательного развития ребенка, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.

В системе эмоционального отношения ребенка к миру особое место занимает фигура близких взрослых — родителей. Когда родители ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он — живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо

4

доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.

В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств. Подобные нарушения у детей проявляются как отклонения в личностном развитии вследствие эмоционального неблагополучия на фоне трудноразрешимых конфликтов.

Основным условием нормального эмоционального развития детей признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним.

Глава II. Развод и его влияние на дошкольника

2.1. Последствия развода для ребенка

Распад семьи имеет для детей много негативных последствий. Так как на психологическое развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, то развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Когда отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случится с ними после развода родителей. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу.

Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, каким образом сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Реакция на неожиданное сообщение о разводе может последовать сразу, а может быть отсроченной во времени. Если она наступает по прошествии трех недель и больше, можно говорить о так называемом синдроме посттравматического стресса. Признаки посттравматического стресса у детей в результате развода родителей могут быть разнообразны: навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения. В некоторых случаях это может быть избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: вещей отца, его имени, упоминаний о его профессии, любимом времяпрепровождении и т. д. В ряде случаев ребенок вообще забудет определенный период времени: как предразводный, так и послеразводный – и впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств этого этапа своей жизни.

В период развода ребенок обычно чувствует себя заброшенным и

5

забытым. Часто самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами, и у них остается мало эмоциональной энергии, которой они могли бы с ним поделиться. Это очень пугает ребенка, который может предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания к себе. Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался. Ему трудно заглянуть в будущее и понять и принять необратимость развода. Маленьким детям непросто представить, что будет на следующей неделе, не говоря уже о следующем месяце или годе. Ребенок может растеряться и не понять, что послужило причиной развода и какими будут его новые отношения с родителями. По большому счету он, скорее всего, будет чувствовать себя ужасно беспомощным.

2.2. Влияние развода родителей на детей в зависимости от их возраста

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей.

До 2 лет

В этом случае родительский развод проходит практически бесследно для психики ребенка. Чаще всего он его просто не замечает. Большую часть времени он и до, и после — был с мамой, поэтому тут для него мало, что меняется. Единственное предостережение – если мама в подавленном состоянии, часто плачет, сильно переживает из-за развода, то и ребенок – это почувствует – и на нем это негативно отразится.

От 2 до 3,5 лет

Если развод пришелся на этот возраст, то ребенок тоже еще не слишком что-то понимает. Но, тем не менее, уже могут возникнуть вопросы, вроде: «почему папа больше не приходит» и т. д. Дети могут реагировать на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расстаются с матерью. В игре создают вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными.

6

От 3,5 до 5 лет

В этом возрасте психическая сфера малыша уже развита настолько, что дети отмечаются повышенной гневностью, агрессивностью, переживают чувство утраты, тревожности. Экстраверты (дети, проявляющие эмоции внешне) обычно становятся замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдается характерное проявление чувства вины за распад семьи.

Внешне это может проявляться в агрессивности ребенка, его обидчивости, неуправляемом поведении. Если уделить ему должное внимание, то через некоторое время такие вспышки проходят, ребенок смиряется с действительностью и спокойно живет дальше.

От 5 до 6 лет

Этот возраст уже может заставить ребенка придумывать способы, как бы примирить родителей друг с другом. Маленькие изобретатели могут придумывать смешные и нелепые приемы, которые, по их мнению, обязательно снова соединят их семью – это и грустно, и трогательно. Дело еще усугубляется тем, что дети этого возраста особенно привязаны к родителям противоположного пола – девочки обожают папу, а мальчики не могут без мамы. Дети могут испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. Поэтому, если в этом возрасте из семьи уходит папа, девочка может пронести обиду на «коварный мужской род» через всю жизнь.

Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Дети реагируют на развод родителей растерянностью и страхом. Сильные страхи одолевают его не только из-за потери (чаще всего) отца, но он боится теперь потерять еще и мать. Страх заставляет многих детей регрессировать. Но эта регрессия — не более чем попытка вновь восстановить доверие, которое так пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как это уже было когда-то еще в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери. Новое доверие восстанавливается очень медленно, маленькими шагами. В результате развода родителей и переживших страданий, маленький ребенок может, например, забыть то, чему научился и усвоил недавно: пользоваться горшком, чистить зубы, завязывать шнурки и т. п. Ребенок вдруг возвращается к тем играм, которые забавляли его, когда он был младше. Возможно при этом, игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки. Проявляя «сверхбдительность», он может постоянно проверять, на месте ли его игрушки, не пропали ли они так же, как пропал из его жизни отец (или мать). Игры на «исчезновение-появление» представляют собой своеобразное психологическое «отреагирование»

7

стресса, вызванного разлукой с близким человеком.

Развод родителей рассматривается отечественными психологами как один из значимых семейных факторов при развитии неврозов у детей. Возникновение невроза у мальчиков более чем у девочек отодвинуто по времени от момента разрыва отношений между родителями. Также отмечается влияние неполной семьи на значительное увеличение числа страхов у детей, особенно у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей.

Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Детская печаль или подавленность порой может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может утратить всякий интерес к друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Он может снова испытывать страхи и фобии, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или приобрести новые страхи. Он может снова начать страдать энурезом. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки, связанные с посещением детского сада или школы, и т. д. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью и способностью сосредоточиваться во время занятий.

Из всего выше сказанного следует, что ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, особенно болезненно реагируют на развод дети 5 – 7 лет. Развод родителей оказывает на ребенка много негативных последствий, которые отражаются на его эмоциональном состоянии: развитие недоверия и страх по отношению к окружающим, повышение тревожности, понижение самооценки, чувство неполноценности и развитие неврозов.

2.3. Как помочь ребенку пережить развод родителей

Особенно сложно ребенку, если он у родителей единственный – при наличии брата или сестры легче разделить с ними свою боль. Но если ребенок один, он в большинстве случаев остается наедине со своей проблемой – друзья, не прошедшие через подобное, его не поймут, родители

8

сами переживают свою трагедию – поделиться не с кем.

Как помочь ребенку пережить развод родителей, что сделать, чтобы максимально сгладить постразводные переживания своего чада.

• Если есть возможность, то родителям следует посетить психотерапевта. Специалист сможет побеседовать с малышом и выяснит его страхи и тревоги – это поможет в дальнейшей выстраивании линии поведения с ребенком.

• Обязательно нужно общаться с ребенком, четко донести до него и объяснить – с кем он будет проживать, почему именно так все произошло, не запрещать ему видеться с другим родителем, если, конечно, это не крайний случай. Обязательно дать понять ребенку, что оба родителя у него по-прежнему есть, единственная разница в том, что они теперь всего лишь живут в разных домах.

Заключение

Развод — это тяжелое испытание и ранимое событие для каждого члена семьи, помимо стресса он приносит еще и проблемы с детьми, ведь именно эти плоды любви, любящих когда-то друг друга мамы и папы страдают больше всего. И если подросткам уже каким-либо образом можно объяснить, что иногда в жизни такое случается, то детям дошкольного возраста совершенно непонятно, почему мама и папа теперь будут жить порознь.

Переживания у детей дошкольного возраста выражаются замкнутостью, бессонницей, грустью, нежеланием общаться со старшими, и даже депрессией. Очень часто у детей дошкольного возраста возникает мысль, что именно они стают причиной развода родителей, они замыкаются в себе, ломается их восприятие семьи как таковой. И если грудничкам еще не особо понятно, что происходит с отношениями мамы и папы, то дети старше года уже полностью отдают отчет, что что-то идет не так. Да-да, уже в столь раннем возрасте ребенок может стать примирительным звеном для семейной пары, принявшей решение хирургическим путем уничтожить свой брак.

К сожалению, не так часто средства массовой информации, радио и даже телевидение пропагандируют здоровые отношения в семье, заботу супругов друг о друге, правильное воспитание детей. Программы и новости на радио и телевидении, статьи и рубрики в печатных изданиях все больше рассказывают о насилии, скандалах, любовных переживаниях взрослых и разрушении семей, совершенно забывая о самом главном в жизни каждого человека.

Семья для ребенка это прежде всего безопасность, общение и любовь.

9

Семейные ценности, не привитые с детства, могут стать открытой раной на всю жизнь ребенку, чье сознание не воспринимает отдельно маму без папы и наоборот. Ведь дети дошкольного возраста словно губка, впитывают все, что им преподносят, и именно родители для них пример для подражания, именно их поведение и стиль копируют маленькие человечки, и становятся их мини копией. Само собой разумеется, если путь к разводу тернист и наполнен скандалами, постоянными выяснениями отношений на повышенных тонах, а то еще хуже рукоприкладством, такой семье не место быть в социуме. В такой семье нельзя растить ребенка, достойно его воспитывать и прививать ему те самые семейные ценности.

Как жаль, что наше общество еще не дошло до той ступени развития, когда, начиная с детского сада и школы, квалифицированные специалисты занимались бы с детьми, объясняя им, что семья это не результат романтических отношений, а процесс становления женщины в роли жены и матери, а мужчины в роли мужа и отца, это притирка характеров, уважение и доверие, учет жизненных ценностей и обыденное распределение обязанностей.

И, если брак — это сшивание двух людей воедино, то развод — это ампутация жизненно важных органов, после которой раны никогда не рассосутся.

Литература

1. Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.

2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

4. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

8. Нарицын Н. Н. Свадьба, развод и наоборот. М., 2002.

9. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В.,

Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? М., 1995.

11. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака // Психология семьи: Хрестоматия / Составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2002.

Источник