Влияние развития психических процессов на развитие ребенка
Психическое развитие ребенка во все периоды его взросления. Роль окружающей среды и родителей в этом процессе.
Психическое развитие детей сказывается уже в самом раннем возрасте. От этого зависит будущее ребенка, его взгляды на жизнь, поведение и социальная активность.
Родители стараются максимально положительно влиять на становление характера и мировоззрение, однако одного внимания родственников недостаточно. Необходимо понимать, какие этапы пройдены, а где нужно подсказать правильное направление, чтобы ребенок сам выбрал нужное.
Особенности психического развития детей
- Самым сложным является фактор быстрого развития ребенка в раннем возрасте. В течение короткого периода он может кардинально поменять свое мышление и отношение к миру. Если еще вчера он твердо считал своих родителей источником правдивой информации, то уже сегодня может поставить это заявление под сомнение
- Здесь важно с ребенком общаться как с взрослым человеком и стараться максимально избегать обманов. Дети очень тонко чувствую ложь, иногда даже на подсознательном уровне. Если пошатнуть доверие ребенка, он инстинктивно будет отгораживаться даже от логичных и правдивых заявлений со стороны родителей
- Это взрослые более-менее разбираются, что плохо, а что хорошо. Детям нужно научиться вычленять из общего фона событий правильные решения. В этом заключается особенности психического развития детей. Слепая вера здесь не поможет, необходимо пройти самостоятельный путь становления. Родители могут только помочь справиться, подсказать выход, но не указать истинно правильное решение
Формы психического развития ребенка
Психическое развитие характеризуется неравномерным осмыслением и изменением своего отношения к миру. Поэтому все планы и графики развития, опубликованные в литературе, могут быть только примером. Каждый проходит индивидуальный путь развития, который может резко отличаться от установленных норм.
Несмотря на это, в определенном возрасте ребенок должен прийти к общепринятым нормам психического развития. Если этого не происходит, понимают появление отклонений, которые диагностируются с целью выявить причины и устранить их.
Все формы психического развития ребенка делят на возрастные группы, достижение которых подразумевает умение выполнять базовые функции предыдущей стадии.
Диагностика психического развития детей
- Диагностирование психического развития дает точные результаты только при правильном подходе, когда ребенок идет на контакт и показывает свою реакцию на ту или иную методику
- Все методы анализа направлены на получение данных и ответных реакций ребенка, которые необходимо связать вместе, учитывая особенности малыша и его возраст
- В начале диагностики проводится беседа с родителями, поскольку они имеют наибольший контакт со своими детьми и могут достоверно изложить первичную информацию или свои замечания. Дальше обращают внимание на реакцию ребенка, его заторможенность или напряженность, нежелание общаться и так далее
- В зависимости от возраста, на разные методы диагностики, ребенок должен давать определенный ответ словами или действиями. Часто в работе используются сторонние предметы, карточки и прочее. Все это вовлекает в игру, которая убирает его недоверие и открывает истинные возможности психического состояния
Психическое развитие детей до года
В первое время после рождения ребенок не может полноценно взаимодействовать с миром, для удовлетворения потребностей ему нужна помощь родителей. Поэтому первое психическое развитие сводится к обучению правильно воспринимать сигналы извне, реагировать на них и учиться общаться доступными средствами с окружающей средой.
- Большое значение здесь уделяется моторике движений, которая проявляется определенной активностью. Дальше должным образом развиваются органы чувств (зрение, слух). Ребенок учиться двигаться, позже ходить, также правильно различать цвета, узнавать и запоминать места и события
- В это время ребенок еще не устанавливает связей между объектами, а отличает только конечный результат (холод, голод, боль и так далее). Речевые функции включают произношение отдельно взятых звуков, но не слов
Психическое развитие детей раннего возраста
- В раннем возрасте от одного до трех лет появляется некоторая самостоятельность, но он все также ограничен в действиях. Важным этапом здесь является умение манипулировать предметами
- Развивается моторика, появляется умение говорить, ходить. Важным помощником в развитии являются специальные игры, которые интересны детям
- Больше значение имеет игра в кубики, с нарисованными буквами, построение простых конструкций, произношение слогов родителями. Это позволяет понять, что каждый предмет имеет свою смысловую нагрузку, учиться различать свои действия и действия взрослого человека
Развитие психических процессов детей дошкольного возраста
- В этот период происходит активное формирование личности человека на основе полученных знаний. Дети уже умеют активно общаться и строить свои предложения, осмысливая их
- Это приводит к появлению спонтанности и изменчивости в характере, когда вследствие обдумывания может поменяться предмет желания на текущий момент
- Из-за этого больше проявляется капризность. В этот период значительно увеличивается кругозор знаний, малыш уже готовиться к школе. Происходит обучение мыслить аналитически, представлять выводы как следствие своего мышления. В этот период важно развивать слуховое восприятие и память
Психическое развитие детей школьного возраста
Большое влияние на психическое развитие в период школьного возраста оказывает систематически одинаковый подход ко всем детям, который ведется в школе. Дети учатся подстраиваться под коллектив, учитывать график и распорядок дня, обязательный для выполнения.
- Это достаточно сложный период, когда родители перестают быть единственным авторитетом. Влияние на его психическое развитие оказывают учителя, сверстники в школе, поступающая информация извне. В этот период важно интеллектуальное развитие, которое характеризуется не эрудированностью, а умением строить логические выводы
- В старшем школьном возрасте преобладают проблемы взросления, когда проявляется характер, строптивость, желание идти наперекор родительскому мнению. В это время дети начинают чувствовать себя взрослыми и не приемлют отношение к себе, как к детям, которые неспособны на поступки и анализ своих решений. Здесь закладываются нормы социального поведения и моральной этики
Психическое развитие ребенка в семье
- Развитие в целом зависит от внимания родителей. С самого раннего возраста родители должны максимально уделять внимание психическому развитию, не ущемляя при этом его право на собственное мышление и построение выводов
- В детстве очень просто заставить детей делать то, что вам нужно, но с каждым годом его внутренний протест будет все сильнее и настанет момент, когда он просто перестанет слушаться
- Чтобы не допустить этого, изначально надо строить доверительные отношения, идти на уступки и уважать мнение малыша, осмысливая его. В семье родители могут только косвенно влиять на психическое развитие, прямые указания не помогут ему принять правильную форму социальной взаимосвязи с обществом
Развитие психических функций ребенка
- Начало психического развития происходит сразу после рождения. У всех этот процесс проходит индивидуально. Большое влияние оказывает правильно направленная помощь родителей
- Весь период своего развития ребенок развивает свое внимание, память, речевую функцию и многое другое. Обучение происходит практически ежеминутно, когда он берет в руки игрушку, слушает голос родителей, смотрит на все, что происходит вокруг
- В период развития повышено чувство внимания. Он более активно реагирует на все происходящее вокруг него. Все новое становится предметом его повышенного интереса. Не стоит думать, что ребенок в раннем возрасте вовсе несмышленый и не понимает, что вы говорите ему или как общаетесь между собой
- Большую роль играет общий эмоциональный фон. С появлением малыша в доме, родители должны себя вести особенно внимательно – это влияет на психическое развитие на протяжении многих лет
Речь ребенка и психическое развитие
Правильное формирование речи вместе с возрастом – важнейший этап понимания правильности психического развития. Большинство родителей понимают интуитивно, когда стоит ожидать связной речи. В первое время ребенок издает только звуки, затем начинает говорить простые слова, связывать их в односложные конструкции.
- В это время активно развивается спонтанность речи и память. Ребенок может наизусть воспроизводить стихи, отрывки из книг, но их запоминание происходит не специально, у него не было стремления запомнить и рассказать
- В старшем дошкольном возрасте проявляется умение четко формировать конструкции предложений, которые построены на собственных мыслях. Своевременное речевое развитие способствует общему росту социальной и психической стабильности
Роль общения в психическом развитии ребенка
- Первые слова малыш слышит от родителей. Они же ему объясняют назначение и функции разных предметов до того, как он сам научится их различать по цвету или форме
- Именно общение дает правильное понимание фонетики произношения. Ребенок должен постоянно слышать слова от родителей, учиться связывать все, что делается вокруг с тем, что говориться
- Постоянное и правильное общение способствует правильному психическому развитию
Роль среды в психическом развитии детей
Важно также место, где растет и развивается ваше чадо. Поэтому рекомендуют делать детские комнаты цветастыми, но без раздражительных тонов. Не зря все игрушки имеют яркую расцветку. Это все позволяет сконцентрировать внимание на предметах, заинтересовать его своей яркостью.
В развитии важно обустроить максимально комфортные условия. При этом необходим также здоровый эмоциональный фон и общее отношение к малышу со всех сторон. Неблагополучные семьи, которые создают плохие условия развития, чаще других сталкиваются с психическими отклонениями у детей.
Влияние игр на психическое развитие ребенка
- Доказано, что игровая форма лучше воспринимается в любом возрасте. Даже привлечение к спорту лучше всего делать через игровые виды. Постоянный интерес к тому, что происходит, поддерживает внимание и психическую активность
- Поэтому в игры, направленные на развитие, закладывают специальные функции. Это может быть развитие внимательности, мелкой или крупной моторики, способность к образному мышлению, развитие творческих способностей
- Без игр невозможно добиться правильного и своевременного развития. При этом первые несколько лет важно, чтобы с ребенком играли его родители. Только в позднем возрасте допускается самостоятельно изучение игр и самообразование с их помощью
Психическое развитие и деятельность ребенка
- Деятельность человека всегда влияет на его развитие. У детей это проявляется особенно остро. Самый характерный пример – изменение поведения в школьном возрасте при вовлечении в компанию друзей с неправильными моральными идеалами
- В таком случае происходит торможение естественного и правильного психического развития, потому что его мыслительная деятельность направлена в другую сторону
- Важно отслеживать интересы детей, проявлять внимание к совместному времяпрепровождению с уклоном в игровые формы. Полезные и интересные идеалы помогут правильно направить мышление и продолжать развиваться, как физически, так и духовно
Психическое развитие и обучение ребенка
Школьное обучение влияет на взаимодействие в коллективе, тренирует его память и аналитическое мышление. Это период, когда ребенок впервые сталкивается с серьезными стрессами, которые ему необходимо преодолеть. Так формируется устойчивое восприятие окружающего мира, как целостного организма.
Вместе с этим некоторые гуманитарные науки, такие как всемирная литература и история, позволяют построить свой стереотип правильного поведения согласно законам морали. Это дает определенный стимул и формируется правильный вектор психического развития.
Условия благоприятного психического развития ребенка
- Чтобы развитие шло правильно и своевременно необходимо создать для этого соответствующие условия. Большую роль здесь играет оформление детской комнаты, внедрение развивающих игр, постоянное общение с родителями и сверстниками
- Немаловажно также исключить неблагоприятное влияние, которое приводит к негативным последствиям. Это апатия к успехам детей, неправильное окружение. Мысль о том, что ребенок будет развиваться сам, губительна и приводит к нарушениям психического становления личности
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
Одним словом, все окружение влияет на его развитие. Есть менее воздействующие факторы, есть максимально стимулирующие как положительное, так и отрицательное развитие. Правильное психическое развитие зависит от выбранной стратегии родителей, основные аспекты которой описаны в этой статье.
Психическое развитие ребенка: советы и отзывы
В видео можно увидеть очень много советов и отзывов о развитии детей и новых методиках.Каждый сможет выбрать для себя лучший и более подходящий метод.
Видео: Методики раннего развития. Польза или вред
Источник
Память.
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет специфические особенности. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. Кроме того, появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти.
Восприятие.
В дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт восприятие становится многоплановым. Оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (участвуют разные анализаторы), например: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.
Внимание.
Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном — все персептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т. п. Тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер — новое качество.
В дошкольном детстве развиваются оба вида внимания. Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т. д. Все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное — то, чего не было в их опыте. Внимание теперь зависит не только от свойств объекта, но и от эрудиции ребенка, и смещение от объекта к субъекту усиливается с каждым годом.
Мышление.
Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта.Игры для развития психических процессов дошкольника.
Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики ориентированы на детей 3-6 лет, но некоторые простые задания можно предлагать уже двухлетнему малышу. Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики.
Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.
I. Развитие памяти и внимания
1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… — количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.
2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет одну, потом 2-3 игрушки. Ребенок должен угадать, что добавилось.
3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.
4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи и т.д.). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел.
5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.
6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул, стол, стул, диван, стол, стул, диван, шкаф (к 6-7 годам называть до 10 слов).
7. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов.
8. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Он должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т.д.
9. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности.
10. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы — ногу, у белки — хвост, у собаки — ухо и т.д.)
11. Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
II. Развитие мышления
1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки… Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т.д.
2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.
3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка.
4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2-3, потом больше частей.
5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне — кошка, на другой — собака; корова — лошадь; утка — курица).
6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (разрезать на 2-4 части).
III. Развитие моторной деятельности
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости.
Развитие общей моторики
1. Ходить по прямой линии, по кругу под заданный ритм.
2. Стоять то на правой, то на левой ноге.
3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге.
4. Приседать и вставать под счет.
5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой.
6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
7. Перебрасывать мяч с одной руки на другую.
Развитие мелкой моторики рук
1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие).
2. Используя ленты, шнурки, научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел.
3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки.
4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно.
5. Делать движения «ладонь» — «кулак» несколько раз подряд.
6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки.
7. Катать карандаш между ладонями.
8. Вращать карандаш большим и указательным пальцем.
9. Играть с мозаикой и пазлами.
10. Работать с книжками-раскрасками, рисовать.
11. Лепить из глины, теста, пластилина.
12. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку.
13. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне».
14. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на две коробки.
15. Пальчиковая гимнастика.
16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец.
Внимание! Игры с мелкими предметами проводить только под наблюдением взрослых!!!
IV. Развитие знаний о форме, цвете
1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета.
2. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький.
3. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик).
4. На картинке нарисованы две бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая — совсем не раскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми.
5. На картинке — яблоня с плодами желтого и зеленого цветов. На траве — контуры не раскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвета. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых.
Источник