Влияние расщелин на психическое развитие ребенка
Слайд 1
Влияние расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Выполнил: Гуренкова В. В.- воспитатель группы №4 компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №34 комбинированого вида».
Слайд 2
Причины врожденной расщелины губы и неба Генетические-неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников. Биологические-заболеваемость матери во время беременности(ОРВИ, грипп, краснуха, паротит, токсоплазм). Химические-контакт с вредными веществами(ядохимикатами, кислотами), плохое состояние окружающей среды, влияние вредных привычек(алкоголизм, наркомания), бесконтрольный прием лекарственных препаратов(перенасыщение плода витамином А, прием препаратов группы кортизонов). Социально-стрессовые ситуации, психические травмы. Эндокринные заболевания матери.
Слайд 3
Изменения у детей с врожденной расщелиной Первичные: нарушение дыхания, нарушение фонетико-фонематической стороны речи, нарушение слоговой структуры речи, изменения в функции артикуляционного аппарата. Вторичные: нарушение психических процессов, неустойчивость и рассеянность внимания, ведущее к затруднению процесса познавательной деятельности, сужение объема вербальной памяти, непрочность долговременной памяти.
Слайд 4
Влияние расщелин на физическое развитие ребенка Нарушен процесс кормления-в результате отсутствия достаточного давления и того, что полость рта не закрыта. Ребенок не может нормально сосать, нарушен акт глотания. Восприимчивость к различным заболеваниям: частые ОРЗ; в результате того, что холодный воздух из ротовой полости попадает сразу в гортань, возникают частые катары верхних дыхательных путей, пневмонии, частые трахеиты, ларингиты, что приводит к физической ослабленности -астении. Нарушены физиологическое и речевое дыхание, что создает носовой оттенок речи. Часто наблюдается патология изменения в лор-органах(искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин), частые отиты служат снижению слуха. Наблюдается задержка статико-динамических функций, общая моторная неловкость, страдают темп, ритмичность и переключаемость движений. Нарушения тонкой моторики. Стабилизируется неправильное положение языка в полости рта, что влияет на формирование речи ребенка.
Слайд 5
Влияние расщелин на психическое развитие ребенка Астения приводит к снижению психической активности, дети- ринолалики мало говорят, неактивны, не интересуются играми. Наблюдается снижение высших психических процессов, снижение памяти, внимания, слабость восприятия речи, восприятия вообще. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Часто возникают отклонения в поведении : замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, заниженной самооценке, нежеланию вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Снижение речевой активности вследствие осознания своей неполноценности.
Слайд 6
У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянный характер. Так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений . но тем не менее детям с врожденными расщелинами губ и неба необходима комплексная помощь со стороны ряда специалистов -хирургов, ортодонтов , педагогов, логопедов, невропатологов, психологов, оториноларингологов , физиотерапевтов.
Источник
Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона
У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении.
Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта.
По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.
В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата
Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.
Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.
Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.
Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов; выявляются нарушения связи между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла.
Источник
ВРОЖДЕННЫЕ НЕСРАЩЕНИЯ ЛИЦА И НЁБА. Случаи рождения ребенка с расщелиной губы и нёба — один на 500-800 рождений нормальных детей. Врожденные дефекты лица и нёба являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечаются наследственный характер этой аномалии, дефицит отдельных микроэлементов, применение некоторых гормональных препаратов. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией и т.п., алкоголь, курение. Причинами аномалии могут быть отрицательные факторы, связанные с профессией, психические потрясения и ряд других. Многие авторы подчеркивают сочетанное воздействие ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов.
У таких детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства, связанные с наличием дефекта. Расщелины губы и нёба оказывают также различное влияние на формирование речи в зависимости от величины и формы анатомического дефекта. Принято различать следующие виды расщелин:
1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;
2) расщелины твердого и мягкого нёба;
3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба — одно- и двусторонние;
4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.
Структура анатомического дефекта является фактором, способствующим возникновению компенсаторных нарушений, при которых страдают все отделы периферического речевого механизма.
Затрудненное вскармливание в раннем периоде развития приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. Дети с расщелинами особенно предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.
Нередко у детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыла носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Часто у детей возникают воспалительные процессы в носовой области, которые могут перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной различной степени понижения слуха.
Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину неба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:
1) нормализацию «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;
2) овладение артикуляцией всех звуков речи;
3) устранение назального оттенка голоса;
4) дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;
5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи;
6) автоматизацию приобретенных навыков в свободном речевом общении.
Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.
У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произношения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и безсознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.
Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений можно использовать как в дооперационный период, так и после операции.
Логопедические занятия необходимо начинать в дооперационный период, т.к. они предотвращают возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На этом этапе подготавливается активность мягкого неба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох — создаются благоприятные условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Через 15-20 дней после операции специальные упражнения повторяются, но основной целью занятий является развитие подвижности мягкого неба.
Для устранения ринофонии (назализованной фонации) используют комплексный ортофонический метод, требующий участия фониатра, логопеда, педагога. Основная цель — создание или восстановление функциональной связи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Методика разработана Е.С. Алмазовой, Л.И. Вансовской и др.
Задачи логопедической коррекции состоят в следующем:
— дифференциация носового и ротового дыхания;
— активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки;
— вызывание звонкого, громкого, модулированного голоса без носового оттенка;
— развитие просодических средств речи;
— воспитание слухового контроля за речью.
Предусмотрены два этапа работы, а также индивидуальные и фронтальные виды занятий. Большое значение придается психотерапии, направленной на сознательное и активное включение в процессе коррекции. Широко используются дыхательные упражнения в форме игры. На основном этапе осуществляются развитие высоты голоса (вокальные упражнения); речевое произнесение гласных и их сочетаний; развитие силы голоса (переходы от тихого к громкому произнесению и наоборот); развитие тембра голоса (диапазона и модуляции на материале сочетаний гласных, согласных типа бум бом, подражание голосам и др.).
Источник
Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое развитие.
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание невозможно. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти детипоперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.
Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Вследствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.
дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно осложнены. В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.
Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться. В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.
Расщелина, неоперированная долгое время, при отсутствии мер профилактики, приводит к снижению тонуса, вялости дыхательных мышц, что нередко находит свое выражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как ротового, так и носового типов дыхания. Смешанное ротоносовое дыхание, наблюдаемое у детей с врожденной патологией неба, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывает патологические изменения дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи. Уже в 3-4 года у неоперированных детей с небной патологией Т.Н. Воронцова (1966) отмечала нарушения условно-рефлекторной деятельности дыхательных мышц, снижение их тонуса. Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата способствует скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха. С другой стороны, у детей с расщелинами неба уже к 4-5 годам частота дыхательных циклов и глубина дыхания на 30% больше, чем у здоровых детей, что является компенсаторной реакцией организма, а продолжительность выдоха значительно меньше. Если в течение 1-2 года жизни у ребенка с неоперированной расщелиной страдает дифференциация ротового и носового выдоха, преобладает смешанный тип дыхания, то в дальнейшем, при отсутствии мер профилактики, дыхание становится поверхностным, верхне-реберным. Л.И. Вансовская (1974) называла такой тип дыхания нерациональным и нездоровым. У ребенка грудная клетка кверху уже, чем в середине и основании: ее расширение оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает большое напряжение.
Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты.
Влияние врожденных расщелин губы и неба на речевое развитие.
Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Своеобразное положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.
При кормлении они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.
Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.
При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).
Таким образом, дефекты небного свода при ринолалииобусловливаютнеправильнуюмышечнуювзаимосвязанностьмышцвсегоартикуляционногоаппарата. Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.
Наблюдается также снижение функционального речевого слуха, при котором больные не замечают собственных дефектов речи.При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.
Влияние врожденных расщелин губы и неба на психическое развитие.
Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь — на становлении личности.
Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.
Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).
У значительной группы больных с врожденными расщелинами в связи с имеющимся дефектом речи отмечаются психогенные нарушения вторичного порядка, а у некоторых они сопровождаются явлениями вегетативной патологии — выраженной потливостью, учащением пульса, нарушениями сна. Особенно отрицательно отражается на развитии психики, в частности на интеллекте ребенка, отсутствие педагогической помощи, благоприятных условий жизни.
У детей с врожденной расщелиной нёба возможна:
— задержка психического развитиявследствие нарушений слуха. Основной симптом — недоразвитие речи, нарушение фонематического восприятия. Такие дети затрудняются с объяснением выбора при решении вербальных логических заданий, при составлении рассказа;
— задержка психического развития вследствие психического инфантилизма, причинами которого могут быть: расстройства питания, гипотрофии и анемии в раннем возрасте, связанные с нарушениями вскармливания.
Наиболее характерным для детей с ВРГН наличие дефицита внимания. Отмечена рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок по истечении определенного временного отрезка памяти выразились в трудности запоминания речевого материала, быстром его забывании.
7.Закрытая и смешанная формы ринолалии. Особенности коррекционной работы при закрытой ринолалии.
В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах — открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может бытьорганическая и функциональная.
ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
Закрытаяринолалия образуется вследствие снижения носового резонанса при произнесении каких-либо звуков. Особенно сильно страдают носовые звуки [м], [м’]. [н], |н’|. В норме при их произнесении мягкое небо опушено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и придает этим звукам необходимый носовой резонанс. При закрытойринолалии они теряют назальность и произносятся как [б], [б’|. |д], |д’|. Также страдает качество произношения гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание.
Причины закрытой ринолалии принято делить на органические и функциональные. В соответствии с классификацией причин и сама закрытая ринолалии подразделяется на органическую и функциональную.
Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой полости или носоглоточной полости.
В зависимости от локализации поражения анатомических структур — полости носа или полости носоглотки — М. Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию и заднюю закрытую ринолалию.
В качестве причин передней закрытой ринолалии может выступать хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, полипы в носовой полости, искривление носовой перегородки, опухоли носовой полости.
Задний закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причинами могут быть аденоидные разрастания или опухоли носоглотки.
Функциональная закрытая ринолалия обусловлена гиперфункцией (повышенной функцией) мягкого неба. При этом каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. В данном случае при произнесении носовых звуков мягкое небо поднимается, закрывает проход в носовую полость, и воздушная струя идет через рот. Такие нарушения, как правило, бывают обусловлены невротическими расстройствами и причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.
Для преодоления органической закрытой ринолалии прежде всего необходимо оперативным путем устранить причины, препятствующие доступу воздуха в носовую полость. Как правило, с устранением этих причин, носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то после операции проводится курс логопедического обучения, включающий следующие направления:
активизация мыши мягкого неба и задней стенки глотки. Используются упражнения, аналогичные тем, которые применяются при коррекции открытой ринолалии;
дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, осуществляемая с помощью дыхательных упражнений;
постановка правильного произношения звуков |м|, [м’1. |н|, [и’].
Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает перечисленные направления, но учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным. Требуется консультация врача-невролога.
Смешанная ринолалия
Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения.
Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 69 | Нарушение авторских прав
Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии | Нарушение звукопроизношения у детей с ринолалией. (Причины, особенности) | Дооперационный подготовительный этап | Этап автоматизации звуков при ринолалии. | Логопедический массаж твердого неба после уранопластики | Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений. | Работа над развитием фонематического слуха у детей с ринолалией. | История развития учения о ринолалии. | Особенности коррекционной работы с детьми раннего возраста с ВРГН. |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.044 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник