Влияние пустышки на развитие ребенка

Влияние пустышки на развитие ребенка thumbnail

Сосание пустышки и речь

Как показали исследования, применение пустышки детьми до трех лет, увеличивает риск возникновения ушных инфекций. Было отмечено, что если малыш до трех лет переносил несколько раз ушную инфекцию, то его способность воспринимать на слух, а также речевое развитие отклонялось от нормы. 

Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У малышей продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение соски бутылочки или пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны.

Питание из бутылочки очень часто приводит к психологическим последствиям, то есть, у малыша нет доверия к родителям, он не может справиться со своими эмоциями. Потому что соска не сможет заменить малышу полноценный контакт с родителями. Поэтому, как только ваш малыш начал плакать, не стоит сразу искать пустышку, просто возьмите его на руки, погладьте по головке, покачайте, прижмите к себе, и постарайтесь его успокоить самостоятельно.

Постоянное «затыкание» рта соской (чаще необходимого) может стать причиной того, что ребенок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно выразительной. Ребенок может решить, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться с миром жестами — ведь он привык не раскрывать рта из-за соски.Маленький человек просто может себе внушить, что намного легче общаться при помощи жестов и указывать на предметы пальцем, потому что он привык, что его рот всегда занят соской.

Естественно, в редких случаях соска и пустышка бывают полезными. Однако до сих пор не имеется никаких данных о том, что они приносят хоть маленькую, но пользу.

Таким образом, нет прямой связи между сосанием пустышки и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на речь. Поэтому логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребенка от сосания пустышки.

Отучать малыша от привычки сосать пустышку следует сразу после того, как он начнет есть твердую пищу и научится держать чашку в руках. В основном это происходит в возрасте 12 – 17 месяцев.

В возрасте трех лет у малышей уже вырабатываются определенные личные желания и привычки, от которых их очень трудно отучить. Самое главное, не допустить, чтобы сосание пустышки вошло в стойкую привычку.

Для отучения малыша от пустышки не следует его укладывать спать с ее применением. Вместо нее лучше купите красивое одеяло, подушку и постельное белье, это поможет успокоиться и настроиться на сон.  

Нельзя чтобы ребенок гулял с соской во рту, также вместо бутылочки проводите кормление из красивой тарелки. Он будет рад поесть как взрослый человек и спустя некоторое время сам откажется от данной привычки.

Некоторые малыши, долго сосущие пустышку, начинают разговаривать очень поздно, но не стоит раньше времени расстраиваться и переживать, это вполне нормальное явление, которое чаще всего никаким образом не связано с сосанием пустышки. 

В случае если у малыша отсутствует внятная речь к двум годам, он издает носовые или слишком высокие звуки, совсем не обращает внимания, когда к нему обращаются, при попытке заговорить проявляется грустный взгляд, а также, если он повторяет речи родителей без любых вариаций, это должно вас насторожить. В таком случае необходимо срочно обратиться за помощью к специалисту.

Профилактические мероприятия

С первых дней жизни малыша соблюдайте рекомендации:

  • кормите малыша не более 20-30 минут;

  • правильно подбирайте соску и пустышку,

  • ребенка во время кормления обязательно держите на руках,

  • бутылочка должна располагаться под углом 90˚ по отношению к вертикали лба, не опираясь на верхнюю или нижнюю челюсть ребенка,

  • при введении прикорма используйте ложку, которую подносите ко рту не торопясь, чтобы ребенок к ней потянулся, а поите малыша из чашки,

  • по мере прорезывания зубов давайте более густую, а затем и твёрдую пищу, чтобы у ребенка правильно формировалась функция жевания. При этом следите, чтобы он откусывал передними зубами и тщательно пережевывал пищу с закрытым ртом на обеих сторонах челюстей, «правильная осанка – залог правильного формирования челюстей». С первых же дней следите за правильным положением малыша в кроватке во время сна и бодрствования: он должен спать без подушки на плоском матраце то на левом, то на правом боку. В любой позе рот ребенка должен быть закрыт. Если ребенок во сне храпит или ротовое дыхание закрепляется в качестве вредной привычки, с 3-х лет необходимо проводить специальную миогимнастику для укрепления круговой мышцы рта. Используйте с этой целью вестибулярную пластинку или миофункциональный трейнер (см. «Лестницу профилактических средств»).

Что лучше – сосание пустышки или пальца?

Сосание — это врожденный успокаивающий рефлекс, дающий ребенку ощущение безопасности и покоя. Если сосательный рефлекс ребенка не удовлетворен (это часто встречается у искусственно вскармливаемых детей), и ребенку при этом не дают пустышку, он начинает сосать палец или уголок одеяла.

Если пустышка велика и имеет утолщенное основание (шейку), то она оказывает неблагоприятное воздействие на формирование прикуса и рост зубов. Для профилактики подобных нарушений с первых дней жизни малыша пользуйтесь новейшими разработками стоматологов и ортодонтов — профилактическими пустышками «Дентистар» и «Дентимакс» (BabyNova, Германия). Эти пустышки действительно являются профилактическими благодаря особенностям конструкции:

  • специальная тонкая шейка пустышки (3 – 3,5 мм) снижает до минимума давление на передние зубы и челюсти при сосании,
  • ощущаемая ступенька на основании пустышки сделана с учетом расположения зубов при нормальном соотношении челюстей,
  • создается пространство для свободного движения языка в ротовой полости благодаря головке пустышки новой формы.

Но даже при использовании этой ортодонтической пустышки крайне важно, чтобы ребенок отказался от нее к двухлетнему возрасту. Для того, чтобы ребенок расстался с вредной привычкой, недостаточно лишь повышенного внимания к нему – было бы неправильно просто отобрать соску или запретить сосать палец, ему необходима психологическая замена любимому предмету. С этой целью была разработана специальная профилактическая пластинка «Стоппи», помогающая отвыкнуть от вредных привычек сосания. Пластинка выпускается одного универсального размера, подходящего всем детям от 2-х до 5-ти лет. Она выполнена из эластичного гипоаллергенного медицинского силикона и снабжена специальными перемычками, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту. Если у ребенка уже наметились нарушения прикуса, то регулярное использование пластинки в течение 1–2 часов днем, а также во время сна позволит устранить их естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами. В этих случаях с двух лет рекомендуем применение вестибулярной пластинки «Стоппи», а после четырех – вестибулярной пластинки «Маппи» или миофункционального трейнера.

Все перечисленные профилактические меры способствуют созданию правильных условий для развития зубочелюстной системы ребенка.

«Профилактичкская лестница» стандартных средств для предупреждения и ранней коррекции аномалий прикуса

Комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Регистрация | Вход

Источник

Влияет ли соска на развитие речи малыша? И если влияет, то как? На этот вопрос можно найти ответ в данной статье.

Что говорит наука о пустышке

Младенец появляется на свет вовсе не таким беспомощным, каким он кажется. Он наделен условными и безусловными рефлексами, помогающими ему выжить на первых порах. Так, новорожденный ребенок, если бы что-то случилось с матерью, смог бы дотянуться до ее соска, сделав даже несколько подползающих движений (если есть опора для ног), а затем ухватить его. Дотянуться до соска жизненно важно, это дает гарантию дальнейшего существования.
Сосать дитя никто не учит, он это умеет делать инстинктивно (это безусловный рефлекс). Младенцы испытывают потребность в сосании, ведь без этой потребности они могут не получить необходимого питания. Все безусловные рефлексы со временем угасают, на их месте появляются другие, приобретенные навыки (условные рефлексы). Но угасают эти рефлексы постепенно и, пока они ярко выражены, им нужно «потворствовать».
Современная наука получила возможность взглянуть на ребенка, который еще не родился. Делая УЗИ-исследования, специалисты заметили, что малыши и внутриутробно уже сосут пальцы и кулачки. Зачем? Ведь питание они получает в полном объеме через материнскую плаценту?
Сосание успокаивает малышей. Привычный ритм, сосредоточенность на одном действии и приятные ощущения от стимуляции нервных окончаний помогают малышам собраться и преодолеть многие трудности этого большого и сложного мира. Если после кормления кроха тянет в рот пальчики или кулачок, значит, рефлекс «голодает».
Как влияет соска-пустышка на органы речи
Вполне нормально, если малыш сосет пустышку до года. Но привязанность к соске пагубно влияет на строение ротовой полости: деформируется нёбо, неправильно прорезываются зубы (зачатки постоянных зубов тоже смещаются), формируется неправильный прикус (и не только на стадии молочного прикуса), нарушается процесс фиксации и жевания пищи.
У большинства детей при рождении нижняя челюсть несколько меньше верхней. Примерно до 6 месяцев их размеры выравниваются. Этому способствует активное сосание, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед. Правильное формирование нижней челюсти обеспечивает кормление грудью. Во время кормления ребенок должен трудиться, вследствие чего и вовлекаются челюсти. В противном случае формируется ненужный размер челюсти, что приводит к массе неудобств и патологий.
Более того, привязанность к соске отрицательно влияет на развитие координированного дыхания, глотания и артикуляции речи, не дает нормально формироваться подвижности органов речи (что является основанием для развития правильного звукопроизношения и развития речи в целом). Важнее, чтобы он вовремя научился лизать, жевать, дуть — это самая лучшая профилактика нарушений произношения.
Соска способствует обязательному появлению дефектов произношения.
Стоит отметить и то, что использование соски-пустышки облегчает путь для инфекций. По статистике, сосание соски почти на 50% повышает риск ушных и ротовых инфекций у младенцев.

Как влияет соска-пустышка на психо-речевое развие ребенка

Соска тормозит речевую и двигательную активность. Психическое развитие идет медленно! Результат – ребенок начинает говорить поздно. У детей, погруженных первый год своей жизни в сосочный «анабиоз», впоследствии, довольно часто отмечается ЗАДЕРЖКА ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Почему?
Каждый возрастной период отличается ведущей деятельностью. Период младенчества характеризуется непосредственно-эмоциональным общением с матерью. И если мать предпочитает дать малышу соску вместо того, чтобы покачать его на руках, погреметь погремушкой или просто поговорить с ним, то, несомненно, соска затормозит его развитие. Он не сможет получить всего объема знания о мире и «базового доверия» к нему.
«Базовое доверие» к миру закладывается в младенческом возрасте как раз через отношение взрослых к малышу, т.е. насколько быстро приходят на помощь, когда он плачет. Эта психологическая составляющая становится в последующем его положительной самооценкой. Кроха, чувствуя любовь, может предаться исследованию окружающего мира. Такие дети растут активными, некапризными, уверенными в себе и своих силах.
Монотонное сосание пустышки погружает малютку в, своего рода, транс. Выражение личика малыша абсолютно безучастное и отрешенное. Сосание – процесс, практически полностью поглощающий внимание ребенка. Малышу незачем познавать мир вокруг него: ему комфортно и так. Постоянное сосание соски-пустышки после года отвлекает малыша и изолирует от многих впечатлений из окружающего мира. Он не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Усилия ребёнка направлены только на сосательный процесс, он доминирует!
Если на начальной стадии развития ребёнок не добирает информацию (зрительную, звуковую, кинестетическую и прочую), то это, в купе с различными заболеваниями, и препятствует появлению первых слов, затормаживает развитие основных психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь).
Когда ребенок плачет — он выдает эмоции. Если его рот постоянно закрыт соской, то он эти эмоции оставляет при себе. Это негативно сказывается на психическом развитии малыша (эмоции же тесно связаны с развитием речи).
Если после двух лет ребенок не перестает сосать, это влияет на развитие речи при произношении звуков в словах, упрощении или искажении их.
Ребенку проще сосать соску, и показывать пальцем маме, что он хочет, чем пробовать объяснить на словах.

В чем отличие сосания соски и груди матери

Стоит отметить, что механизм сосания груди и соски разный.
Искусственный заменитель сформирован и довольно тверд, имеет определенную длину. Грудь же — мягкая и может менять форму. Чтобы взять грудь, ребенок должен широко открыть ротик, и сосок попадает глубоко в полость рта, подальше от движущихся челюстей и кончика языка. Пустышку же можно «затолкать» и в закрытый рот ребенка. При сосании искусственной соски мышцы рта, лица и языка двигаются иначе, нежели чем при сосании груди. Если при кормлении грудью ребенок языком выжимает молоко, то посасывая молоко через соску — он работает только губами и деснами.
Сосание грудного молока стимулирует к развитию артикуляции звуков: [б], [п], [в], [ф], [ч], [д ‘], [н’]. Акт глотания способствует развитию артикуляции звуков: [е], [и], [и], [г], [х]. Позже пища с ложечки способствует подготовке произношения звуков: [с], [с’], [ц], [ш], [ж], [ч], [й], [р], [л].
С соской во рту малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. В последствии, «сосочный» ребёнок долго не сможет произвольно растянуть губы в улыбке. А это так необходимо для произнесения звуков: [с], [з], [ц], [л], [р]. Из-за неправильного положения губ слова с этими звуками будут звучать искажённо. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов и большинство звуков приобретёт межзубное звучание ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л] и другие), которое в народе называют «шепелявым». И это ещё не всё. Язык, долгое время пролежавшей под соской, на дне ротовой полости, скорее всего не сможет подняться вверх к нёбу. Значит, возникнут трудности со звуками, так называемого, верхнего подъёма: [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р]. Приведённые примеры — далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской.
Искажение речи, может тормозить и психическое развитие ребенка.

Как грамотно выбрать соску

  • Если Вы все же решили использовать соску-пустышку в воспитании ребенка, следует учитывать следующие важные факторы:
    Размер соски-пустышки.
    Размер должен соответствовать опредёлённым нормам и стандартам.
    Размер пустышки меняется в зависимости от возраста: выпускают
    пустышки для детей от 0 до 6 месяцев, с 6 месяцев и старше.
  • Форма.
    По форме соски-пустышки бывают анатомические (с вытянутым или сплюснутым эллипсовидным сосочком) или ортодонтические (со скошенным сосочком). Считается, что ортодонтическая пустышка более удобно располагается в полости рта и для ее захвата ребенку необходимо вынести верхнюю челюсть вперед, как при захвате груди мамы. Анатомическая пустышка равномерно распределяет давление на небо. Для «богатырей» существует особая форма сосочка – вишенка. Выбор пустышки будет зависеть не только от состояния соматического здоровья ребенка, вида вскармливания, но и от желания самого малыша. В современных пустышках разработаны специальные системы вентиляции, позволяющие воздуху свободно циркулировать, а рельефная внутренняя сторона защитного диска не позволяет скапливаться слюням, предотвращая мокнутие кожи под пустышкой. Соска не должна мешать дышать младенцу. Используя пустышки с большими нагубниками, Вы рискуете вызвать у малыша раздражение вокруг рта и, кроме этого, превратить пухлые и яркие губки в блеклые, плоские и невыразительные.
  • Конструкция.
    Соска-пустышка не должна легко разбираться.
  • Материал.
    Внимательно нужно выбирать материал, из которого сделана пустышка. Современные пустышки изготавливаются из силикона или латекса. Латекс – природный материал (каучук), он более мягкий, по сравнению с силиконом, но менее долговечный. Поэтому ослабленным и недоношенным детям рекомендуют именно их. Как природный материал, латекс содержит молекулы белка и в некоторых случаях может вызывать аллергическую реакцию.
    Силикон полностью синтетический материал и случаев аллергии на него замечено не было. Пустышки из силикона упругие, эластичные и служат дольше латексных. Для доношенного ребенка с хорошо развитым сосательным рефлексом предпочтительны силиконовые пустышки. Соску из силикона не только очень легко дезинфицировать, такой материал достаточно прочный. Силиконовая пустышка долго сохраняет свою форму. Но эта соска требует осторожности. Как только у малыша появляются зубки, жесткий силикон может негативно повлиять на формирование его прикуса (используйте специальные прорезыватели). Можно использовать и резиновые соски — они мягче. Но такую соску ребенок может легко прокусить зубами и разорвать. Кроме того, такая соска может вызвать у малыша аллергию.
  • Срок службы и соблюдение гигиены.
    Нельзя забывать о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических правил: менять силиконовую пустышку 1 раз в 1-1.5 месяца, а латексную каждые 3 месяца. Пустышку не реже 1 раза в день нужно дезинфицировать кипячением, хранить в чистых, герметических футлярах. Первый признак разрушения материала соски – изменение цвета на коричневый оттенок, липкость материала.

Правила пользования соской

Родителям надо запомнить всего несколько правил пользования соской, и тогда риск от общения Вашего ребёнка с соской будет сведён к минимуму.

  • Ребёнок заснул — соска вынимается. Да, соска успокаивает, с ней кроха быстрее засыпает. Но это не значит, что соска должна находиться во рту малютки во время сна постоянно! Кстати, многие малыши сами в состоянии определять, когда в пустышке нет нужды: как правило, они просто выплёвывают её!
  • Пустышка не должна быть во рту ребёнка во время прогулки. Не надо превращать её в «заслон” от холодного воздуха. Малышу необходимо учиться дышать носиком в любую погоду. Если его ротик открыт, значит, дышать мешают либо аденоиды, либо банальные корочки в носовых ходах. В первом случае надо отправиться на приём к лору, во втором — перед прогулкой прочистить носик малыша.
  • С пустышками надо безоговорочно расставаться, как только у крохи прорезались первые зубы. Обрывки и детали растерзанной соски могут попасть в дыхательные пути. В данный период используйте прорезыватели.
  • Никогда не смачивайте соску в сладком сиропе. Сладкий «допинг», получаемый регулярно, делает расставание малыша с соской мучительным и долгим.

Нужно ли отучать ребенка от соски или он сделает это самостоятельно?

Предложить крохе пустышку и отучить от нее — это инициатива взрослого. Ребенок не может самостоятельно принимать решение.
Продолжительное сосание соски-пустышки приводит к привычке сосать посторонние предметы (малыш грызет край одеяла, пальцы, сосет губы, воротник кофточки и другое).
Отучение от соски имеет определенные правила и должно происходить в определенное время. Специалисты предлагают заниматься этим после 6-7 месяцев, когда инстинкт сосания начинает угасать и до года потребность в пустышке исчезает полностью. Это время приходит с появлением первых зубов. Первый симптом – выплевывание соски.

Как отучить малыша от соски:

  • Делать это следует постепенно.
  • Оставьте в пользовании малыша всего одну соску-пустышку.
    Не кладите ее на видном месте или там, где малыш может ее случайно найти.
  • Старайтесь свести к минимуму время пользования соской.
    Давайте ее только в самые необходимые моменты, когда без нее никак не обойтись. Переключайте по возможности внимание ребенка на другие предметы, игрушки, увлекайте в игру. Уделите крохе максимум внимания. Следите за тем, чтобы он не начал сосать пальчики. Лучше уж пусть во рту будет соска или бутылочка, чем пальцы.
  • Совместите отказ от соски с игрой.
    Когда вы сочтете, что малыш уже готов расстаться с соской окончательно, совместите отказ от пустышки с поездкой на дачу или в отпуск. Объясните, что вы ее забыли дома. Попробуйте предложить подарить соску зайчику в лесу, но не удивляйтесь, если ребенок откажется. Альтруизм ему пока несвойственен. Или дайте малышу поэкспериментировать с ней. На втором году жизни малыши уже проявляют исследовательские способности. Они любят резать, разбирать доступные предметы, особенно при помощи «взрослых» инструментов. Поэтому предложите «поиграть» с безопасными детскими ножницами. Вместе отрежьте от соски небольшой кусочек и выбросьте его, а испорченную соску уберите. Позже, когда ребенок, как обычно, потребует соску, дайте её ему. Он обнаружит, что сосать стало неудобно. Теперь ждите момента, когда он сам откажется её сосать. Это может случиться и в тот же день, и спустя какое-то время. Придумать мотив отказа – забота любящих родителей. Чем с большим вниманием родители будут относиться к своему малышу, тем проще и быстрее произойдет отказ.
  • Если после отучения от соски малыш все же начнет сосать пальцы или одеяло, можно предложить ему зубной прорезыватель.
  • В ряде случаев стоит обратиться к детскому психологу.
  • Остерегайтесь «дедовских» методов.
    Намазывание соски горчицей или демонстративное выбрасывание соски в окно принесут больше вреда, чем пользы. От горчицы можно получить сильный ожог полости рта, а выкидывать или прятать соску — это сильный психологический стресс для ребенка. Малышу нужно помочь «перерасти» эту привычку, не заставляя его страдать.

Решение использовать или не использовать соску — выбор родителей.
Главное — разумный анализ ситуации.

Будьте здоровы!

Источник