Влияние психологического климата семьи на развитие личности ребенка
Влияние психологического климата семьи
на формирование личности ребенка
Детская пора — самый важный период в жизни каждого человека, и как пройдет их детство в основном зависит от взрослых – родителей, воспитателей и учителей.
Семья не только дарит человеку жизнь, но и образует первичную окружающую среду в развитии ребенка. Она позволяет получить человеку свой первый социальный опыт, т.к. общение ребенка с родителями это взаимодействие с окружающим миром. На развитие личности, на ее становление влияют все члены семьи, а не только мать и отец.
Воспитание в семье более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. основой его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной, спокойной атмосфере. Чтобы у членов семьи не было разногласий по поводу методов воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов внутри семьи. У ребенка должно присутствовать ощущение безопасности и комфорта. Он должен знать, что его семья является для него источником утешения в минуты отчаяния и волнения. Если его любят, с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров и счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли.
Семейная атмосфера в большей степени способствует развитию у ребенка основных ценностей, моральных и культурных норм поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
Развитие ребенка осложняется в тех семьях, где отсутствует гармония. Тогда семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Незнание родителями возрастных и характерологических особенностей своего ребенка, может привести как к деформации межличностных отношений (родитель-ребенок), так и к нарушению взаимоотношений как с учителями так и со сверстниками. Так же многие родители в методах воспитания стремятся вымуштровать ребенка в соответствии с принятыми в обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок. Во взаимоотношениях с детьми родители не всегда учитывают его чувства, мысли, представления, побуждения и потребности.
Бытовые проблемы и загруженность на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.
Воспитание внутри семьи продолжается на протяжении всей жизни человека. Его влияние, каким — бы оно ни было положительным либо отрицательным, человек испытывает везде, где бы он ни был. И, находясь в школе, ребенок мысленно связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.
Если психолог работает только с детьми, без взаимодействия с родителями, тогда его помощь будет недостаточно эффективной, т.к. чувство уверенности в себе и своих силах, чувство собственного достоинства, собственной значимости — важнейшие составляющие формирующейся личности, которые возникают, прежде всего, благодаря родителям.
Триада «психолог-учитель-родитель», в создании которой психолог занимает активную позицию особенностей развития детей и создания условий не только для наиболее полного раскрытия возможностей каждого ребенка как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере, но и для сохранения психологического здоровья детей, предупреждения эмоциональных расстройств, снятия психологического напряжения всех участников образовательного процесса.
Работая только с ребенком, психолог может снять остроту симптомов какого-либо эмоционального нарушения, не влияя при этом на первопричину. Без взаимодействия психолога с родителями ребенка невозможно получить «эффекта переноса», а именно, поддержки и закрепления нового эмоционального опыта и навыков, наработанных ребенком в процессе его занятия с психологом, в реальный контекст его жизни в родительской семье. В случае не взаимодействия психолога с семьей, сама работа с ребенком имеет кратковременный эффект, а общая тенденция профилактики эмоционально-личностных нарушений у детей сводиться к минимуму.
К сожалению, психолог встречается с родителями по их собственной инициативе чаще всего уже тогда, когда и сам ребенок и система детско — родительских отношений нуждаются не в профилактической, а в серьезной коррекционной работе. В целом же уровень мотивации родителей на какую-либо совместную работу с психологом довольно низок. Это может быть связано как с недостаточно сформированным уровнем доверия к специалисту, так и с невысоким уровнем психологической грамотности родителей.
Включение родителей в систему «психолог-учитель-родитель» представляется крайне важным звеном в создании благоприятных условий для развития детей.
Диапазон возможных форм работы с родителями достаточно широк и выбор той или иной формы определяется требованиями конкретной ситуации. То и проведение индивидуальных консультаций психолога с родителями, и проведение лекций, практикумов по определенной тематике, а также занятий с элементами тренинга.
Конечно же, взаимодействие с родителями в процессе индивидуальной работы помогает родителям разобраться в сути трудностей, связанных с детьми. Но все-таки, как показывает практика, реальное воздействие на характер детско-родительских отношений при этом невелико. Просветительская же работа (лекции, выступления на родительских собраниях) часто не достигает поставленных целей, т.к. узнав, что они что-то делают «не так», родители лишены возможности обучиться практически способам, более оптимального общения с ребенком.
Групповая форма психологической работы в данном случае обладает большей эффективностью, т.к. решая задачи, просвещения родителей и помощи (более четкого определения проблем взаимоотношения с детьми, что необходимо для коррекции позиции родителей по отношению к ребенку), в процессе группового занятия родители имеют возможность обучиться навыкам адекватного взаимодействия с детьми.
После групповых занятий с элементами тренинга значительно увеличивается количество обращений родителей за консультацией к психологу, что, несомненно, связано с расширением диапазона доверия и безопасности между психологом и родителями, и осознанием того, что психолог реально может помочь в решении.
От уровня психологической компетентности родителей зависит успешность и результативность в процессе формирования личности ребенка, т.к. воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность. Основной целью детского психолога является психологическое просвещение. В основу которого, входит знакомство родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
Источник
Семья является одним из важнейших институтов
становления личности человека. В ней ребёнок
получает первый опыт общения, социального
взаимодействия. Позже в жизнь человека
включаются такие социальные институты, как
детский сад и школа.
Психологический климат семьи – это устойчивый
эмоциональный настрой, являющийся следствием
семейной коммуникации. Он оказывает важное
влияние на развитие, как детей, так и взрослых.
Его создают члены семьи, и от их стараний зависит,
каким он будет, благоприятным или
неблагоприятным.
Для благоприятного психологического
климата характерны сплоченность и
доброжелательность. В семьях с благоприятным
психологическим климатом все относятся друг к
другу с любовью, уважением и доверием. Когда в
семье чувствуется тревожность, эмоциональный
дискомфорт, это говорит о неблагоприятном
психологическом семейном климате. Основное
условие нормального психосоциального развития
ребёнка — спокойная и доброжелательная
обстановка, которая создается родителями их
внимательным отношением к эмоциональным
потребностям ребёнка, беседами с ним,
наблюдением и поддержанием дисциплины. Под
влиянием определенных ситуаций у детей могут
появляться нарушения эмоциональной сферы или
поведения, такие, как беспричинные страхи,
нарушения сна и пр., которые носят временный
характер. У детей с некоторыми особенностями они
проявляются часто, и приводят к социальной
дезадаптации. Такие состояния могут
определяться как психические расстройства.
Внутрисемейные отношения и благоприятный
психологический климат семьи оказывают большое
влияние на становление личности ребенка, который
усваивает нормы поведения и отношений родителей.
В соответствии с этими нормами дети начинают
строить свои отношения с близкими людьми, а в
дальнейшем переносят навыки этих отношений и на
окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях,
не имеющих единства в воспитании ребенка и
нарушающих важные педагогические принципы
уважения и требовательности к нему, создается
почва для неправильного становления характера
человека.
Исходя из этого, можно сказать, что в
воспитании ребенка важную роль играет семейный
климат и личный пример родителей. Немалое
значение оказывают воспитательные методы и
приемы, с помощью которых родители воздействуют
на ребенка. Холодное эмоциональное
отношение к ребенку неблагоприятным образом
отражается на его развитии, оно тормозит его и
обедняет.
Дети нуждаются в поощрении, признании,
или другой форме одобрения, если они поступают
правильно, также как и в
критике, несогласии, в случае неправильных
поступков. Дети, которых хвалят за хорошее
поведение, но не указывают на неправильные их
действия, учатся всему более медленно, через
множество своих ошибок. Следует помнить, что
положительные эмоциональные переживания должны
преобладать над отрицательными, поэтому ребенка
следует чаще поощрять, чем бранить. Любой
успех ребенка надо похвалить и не заметить его
неудач, которые случаются с ним редко.
Естественно, наказания никогда не должны
ставить под вопрос любовь родителей. Физические
наказания лучше не применять, т.к. это
свидетельствует о бессилии родителей. Они
вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не
способствуют развитию самодисциплины. Дети,
которых наказывают физически, как правило,
бывают послушными лишь под надзором взрослых, и
ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними
их нет.
Развитию сознательности лучше способствуют
“психологические” наказания: если мы
дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на
него сердимся и т. п., то чувство вины,
пробужденное нами в ребенке, будет являться
сильным регулятором его поведения и в тот момент,
когда ребенок остается без надзора родителей.
Основная задача родителей — создание у ребенка
уверенности в том, что его любят и о нем
заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не
должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая необходимая из всех обязанностей
родителей – это относиться к ребенку в любом
возрасте с любовью и вниманием.
Проявление любви к ребенку:
— контакт глаз;
— говорить о любви;
— тактильный контакт,
— совместные занятия, помощь в его делах,
внимание к его проблемам и т. д.
Правильное формирование психического мира
человека возможно только при уверенности
ребенка в родительской любви, на основе любви
можно воспитать нравственное поведение, только
любовь способна научить любви. Дети, которые не
получили того объёма любви, в котором они
нуждались, не умеют переносить жизненных
нагрузок и трудностей. Они реагируют на них
гораздо раньше и сильнее, чем дети более
устойчивые, благодаря
эмоционально-комфортному семейному
климату. Из этого можно сделать вывод:
“трудный” ребёнок нуждается только в помощи –
ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребёнка
находятся в глубине его психики. Это на первый
взгляд кажется, что он просто не слушается, а на
самом деле причина иная. И, как правило, она
является эмоциональной и не осознается ни
взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие
причины необходимо знать.
Основные причины серьёзных нарушений поведения
детей
1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок
не получает нужного количества внимания, для его
нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его
получить: непослушание.
2. Вторая причина – борьба за
самоутверждение, направленная против чрезмерной
родительской власти и опеки. Если замечания и
советы слишком часты, то ребёнок начинает
противиться этому. Смысл такого поведения для
ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право
самому решать свои дела, и показать, что он
личность.
3. Третья причина – желание отомстить. Дети
часто бывают обижены на родителей. Причины могут
быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме
появился отчим. “Плохое” поведение в этом
случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо
– пусть и вам будет плохо!..” Здесь необходимо и
себя и детей учить отношению к обидам. Нам
выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей
личности или не обижаться, прощая
обидчика.
4. Четвертая причина – потеря веры в
собственный успех. Иногда случается так, что
ребёнок переживает своё неблагополучие в
какой-то одной области жизни, а неудачи у него
могут возникнуть совсем в другой. Например, у
мальчика не сложились отношения в классе, а
следствием этого явится запущенная учеба, в
другом случае неуспехи в школе приводят к
вызывающему поведению дома и т.д.
Подобное “смещение неблагополучия”
происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за
накопленных неудач и критики в свой адрес, он
теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к
выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не
получится.” Своим поведением он показывает:
“Мне всё равно”, “И пусть плохой”.
Очень важно знать, что основа самооценки
закладывается в самые первые годы жизни ребёнка,
и зависит от того, как с ним обращаются родители.
Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят
его другие.
Таким образом, любое нарушение поведения
ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением
он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”
Внешне разные причины могут проявляться
одинаково. Например, плохая учеба может быть
связана: с желанием привлечь внимание, с
нежеланием подчиняться чужой воле, с
неуверенностью в своих силах. Для выявления
истинной причины непослушания и плохого
поведения необходимо обратить внимание на
собственные чувства:
— если мы испытываем обиду, то нужно спросить
себя: что заставило ребёнка причинить её нам?
Какая боль у него самого? Чем мы обидели его?
Поняв причину, надо постараться её устранить.
Переживания родителей – являются своеобразным
зеркалом скрытой эмоциональной проблемы
ребёнка. Необходимо понять проблему своего
ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.
Помощь в каждом случае будет разная.
Если происходит борьба за внимание, необходимо
найти способ показать ребёнку свое
положительное отношение к нему. Это могу быть
совместные занятия, прогулки, посещения
музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью
отзовётся на это.
Если конфликтные ситуации являются борьбой за
самоутверждение, то необходимо уменьшить свой
контроль над делами ребёнка. Для детей важно
накапливать свой опыт решений и даже неудач.
Важно понимать, что упрямство и своеволие
ребёнка – это лишь раздражающая нас форма
поведения и его желание начинать учиться жить
своим “умом”.
Важно отметить, что наши старания наладить мир
и дисциплину в семье потребуют от нас большого
терпения. Нам надо переключать отрицательные
эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на
конструктивные действия, т.е. менять себя. Это
является единственным путем воспитания нашего
любимого “трудного” ребёнка.
Определение “трудный” ребёнок показывает, как
трудно ему достучаться до нас, а потом поверить
нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему.
Мы должны понимать, что решение любой проблемы в
воспитании необходимо начинать с себя: со своих
отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя,
мы улучшим и мир вокруг нас.
Источник
Елена Гаваза
Консультация для родителей «Влияние психологического климата на развитие ребенка»
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №82
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Выполнил:
Педагог-психолог
Гаваза Е. А.
2014 год
Что такое психологический климат?
Мало кто из нас знаком с таким понятием, как психологический климат. Вместе с тем, задумываемся мы над этим явлением или нет, психологическая атмосфера, царящая в семье, оказывает на каждого ее члена большое влияние.
Стоит отметить, что точного определения данного понятия не существует, а точнее – есть множество толкований на этот счет, и разные специалисты предпочитают то или иное объяснение. В целом, психологический климат семьи можно считать все ощущения и эмоции, которые испытывает человек (не обязательно член семьи, находящийся продолжительное время в окружении всех членов семьи.
Фактор психологического климата.
Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней оказывает влияние на каждого из членов. Он воздействует как на психологическое, так и на физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме во многом зависит и долголетие человека. Также психологический климат очень важен при принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.
Виды психологического климата:
— благоприятный;
— не благоприятный.
Психологическое здоровье человека.
Положительная эмоциональная атмосфера в семье будет только способствовать психологическому здоровью человека. Это в первую очередь касается тех людей, с кем больше всего проводит время человек в доме. Если после изнурительного рабочего дня (или учебы) человека ждет в семье поддержка, любовь и взаимопонимание, то такой климат поможет ему быстрее отдохнуть, смыть стресс и восстановить силы. В случае, когда человек дома находится в постоянном напряжении, часто конфликтует и ссорится, то такой психологический климат будет способствовать появлению стресса, а при длительном таком состоянии может развиться депрессия. В таком случае семья является источником проблем и расстройства, и, естественно, возвращаться в такой дом после работы охоты не будет.
Семья как фактор психологического здоровья дошкольников
Любовь в семье – счастливые дети. «Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым. …
Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда? Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.
Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.
Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации.
Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но. если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.) .
Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:
• позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
• Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
• Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании.
Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».
Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.
Литература:
1. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Е. В. Шитова, 2009.
2. Шпаргалка для взрослых. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. М. 2000.
3. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева, Волгоград, 2014.
4. Психология общения в детском возрасте. Б. С. Волкова, Н. В. Волкова, М. 2003.
5. Магическая коммуникация. Д. Нардоне, А. Сальвини. М. 2011
Источник