Влияние психических процессов на развитие речи ребенка
Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.
Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения с взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.
Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания, как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.
Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — вне ситуативно-познавательному общению.
Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.
Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.
Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.
Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть*.
Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти*. В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».
В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так* или «не так…»
Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.
Итоги
Речь первоначально возникает и развивается как средство общения с взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением.
Условиями возникновения ее у ребенка являются установление эмоционального контакта с взрослым, насыщение слышимой речью и организация сотрудничества.
В своем развитии речь проходит несколько этапов.
Первый — подготовительный, или довербальный, когда ребенок понимает речь взрослых, но еще не умеет говорить.
Второй — переходный, или этап возникновения речи. Характерной особенностью его является появление автономной детской речи. Первые детские слова имеют ряд особенностей: они отражают ситуативные признаки предметов, не имеют постоянного значения отличаются особым звуковым составом.
Третий — этап активной речи, когда появляются настоящие слова, происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка, быстро увеличивается словарный запас.
Источник
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики
ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
ДОКЛАД
Выполнила: студентка ОЗО (3.0)
группа №4264
отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»
Рябова Н.Г.
Рязань
2015
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.
Выделяют 3 функции речи:
• Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.
Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.
• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.
• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.
Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.
Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.
Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.
Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.
Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.
Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.
Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.
Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».
Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».
В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»
Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.
Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.
Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.
Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.
Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.
К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.
Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.
В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.
Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.
Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
а) отстает психическое развитие ребенка;
б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);
г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.
ЛИТЕРАТУРА
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогичекая академия, 1994. — 216 с.
Источник
Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.
Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.
Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.
Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практическо-
88 II- Особенности развития ребенка раннего возраста
6. Развитие процессуальной игры
го сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению.
Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.
Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.
Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.
Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».
Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам . себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».
В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»
Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.
Итоги
Речь первоначально возникает и развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением.
Условиями возникновения ее у ребенка являются установление эмоционального контакта со взрослым, насыщение слышимой речью и организация сотрудничества.
В своем развитии речь проходит несколько этапов.
Первый — подготовительный, или довербалъный, когда ребенок понимает речь взрослых, но еще не умеет говорить.
Второй — переходный, или этап возникновения речи.
Характерной особенностью его является появление автоном
ной детской речи. Первые детские слова имеют ряд особенно
стей: они отражают ситуативные признаки предметов,
не имеют постоянного значения отличаются особым звуко
вым составом. i
Третий — этап активной речи, когда появляются настоящие слова, происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка, быстро увеличивается словарный запас.
Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 2267; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10882 — | 8142 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Аннотация: автор статьи приводит примеры игровых заданий из своей практики. Все задания ориентированы на формирование у дошкольников таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, тесно связанных с процессом говорения. Целью такого подхода является развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, психические процессы, память, мышление, внимание, воображение, развитие речи.
В каждом человеке с рождения заложены такие психические процессы, как восприятие, память, внимание, мышление, речь, которые со временем развиваются. Дошкольное детство – это важный период развития ребенка. В этом возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. У поступающих в дошкольное отделение у детей уже сформированы эти процессы, причем у всех по-разному.
В период дошкольного детства развиваются все функции речи: номинативная, эгоцентрическая и коммуникативная. Речь приобретает черты произвольности, и ребенок использует ее в социуме постоянно. Развитие звуковой стороны речи связано с обучением ребенка грамоте, умению распознавать место звука в слове, умению различать гласные и согласные звуки. Эти умения понадобятся детям для обучения их чтению.
На своих занятиях по развитию речи я стараюсь подбирать специальные игровые задания и упражнения, способствующие развитию памяти, мышления, внимания и воображения, так как они тесно связаны с процессом говорения.
Задания на развитие памяти
Память играет важную роль в развитии ребенка. Детям необходимо постоянно расширять словарный запас, чтобы в дальнейшем они умели формулировать свои мысли в виде предложений. Я показываю малышам картинки из учебного пособия О.Н. Земцовой «Тесты для детей 4–5 лет» [1], прошу назвать изображенные предметы и рассказать, для чего они нужны (Фотография 1). Не все предметы на картинках знакомы ребятам. Дети узнают много нового и интересного, и при этом мы развиваем у них память и речь.
Фотография 1: Картинка из пособия Земцовой
Также дети должны знать, как называются звуки, которые издают животные: например, корова мычит, лягушка квакает, свинья хрюкает. Я показываю ребятам картинку с животными из того же пособия [1] и предлагаю вспомнить, какое животное как «разговаривает» (Фотография 2).
Фотография 2
Постепенно эти задания усложняются. Можно предложить детям изобразить животное на картинке, или составить рассказ об одном из животных, или разделить животных на группы, а потом объяснить свое мнение.
Задания на развитие мышления
Развивая речь, мы развиваем мышление дошкольников. Мышление – сложный процесс получения знаний. Мыслить значит думать. В три года у ребенка доминирует наглядно-образное мышление. Во время занятий с детьми такого возраста педагоги обычно используют много картинок и иллюстраций, так как принцип наглядности в дошкольном возрасте является основным. Любые психические процессы развивать проще и интереснее, если использовать на занятиях красочные изображения.
К шести годам, ближе к поступлению в школу, наглядно-образное мышление отходит на второй план и доминирующим становится словесно-логическое мышление. Малыш уже должен уметь отгадывать различные загадки о предметах и явлениях окружающего мира. На фотографии 3 представлены примеры таких загадок из пособия Земцовой [1]. Задание направлено на развитие внимания, мышления и воображения посредством зрительной памяти. Постепенно задание усложняется. Ребятам будет предложено на слух воспринимать загадку и отгадывать ее.
Фотография 3 [2]
Задания на развитие внимания
В период дошкольного детства концентрация внимания у детей невелика: Дети они не умеют надолго заострять свое внимание на одном предмете. Но ближе к семи годам устойчивость внимания становится лучше. На занятиях по развитию речи можно предлагать детям такие игры:
1. Послушай внимательно скороговорки и попробуй повторить (Фотография 4).
Фотография 4 [2]
2. Найди клоуна по описанию: «У него желтый колпачок, красный воротничок. Одна половинка костюма синяя, другая зеленая. Башмачки оранжевые. Клоун веселый». Дети находят нужного клоуна и пробуют описать других клоунов по такой же схеме (Фотография 5).
Фотография 5 [2]
Задания на развитие воображения
Не оставляем без внимания на своих занятиях по развитию речи воображение детей! Младшие дошкольники воображают непроизвольно, и предметом фантазии ребенка становится то, что его взволновало, увлекло. Возможно, это какое-то яркое событие в семье, в игре. А вот старшие дошкольники могут воображать произвольно, заранее планируя процесс воплощения задуманного. Л.С. Выготский говорил: «Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем». [3]
Целенаправленное развитие воображения и мышления у дошкольников сначала происходит под влиянием взрослых. Своим подопечным я предлагаю следующие задания:
1. Показываю им картинки с животными из методического пособия Земцовой и даю задание: «Опишите этих животных» (Фотография 6).
Фотография 6
Дети составляют описательный рассказ, называют характерные действия животных. Ребята (при необходимости с помощью педагога) поясняют, какие животные изображены на картинке, описывают их действия и повадки.
2. Усложняю задание: предлагаю моим воспитанникам выбрать рисунок и составить по нему рассказ. Дети должны учиться составлять рассказ по сюжетной картинке. Без воображения ребятам не справится с этим заданием. Если им сложно, то воспитатель может задавать наводящие вопросы: «Кто изображен на картинке? (Утка-мама и утята). Что они делают? (Утята плавают, а утка наблюдает.) Как утята оказались в воде? Какое изображено время года? Дети слушают друг друга и запоминают что-то новое и интересное (Фотография 7).
Фотография 7
Заключение
Период дошкольного детства – ответственный период в жизни ребенка, период овладения многими знаниями, умениями и навыками. Все задания ориентированы на формирование у детей дошкольного возраста таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, тесно связанных с процессом говорения.
Список литературы:
1. Земцова О.Н. Тесты для детей 4–5 лет: учебное пособие. М.: Махаон, 2010. 112 с.
2. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., доп. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с. [Электронный ресурс]. URL: https://psylist.net/hrestomati/readerage007.htm (дата обращения: 13.06.2018).
Семячкина Елена Юрьевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359
имени авиаконструктора М. Л. Миля»
semyachka75@mail.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина
Источник