Влияние произведений на речевое развитие ребенка
Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают: владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное место формы слова в предложении и в целом высказывании.
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.
Если же рассматривать фонетическую cтopoну речи, то от нее во многом зависит и многонациональное оформление в высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя.
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В младшей группе мы используем произведения разных жанров. Учим детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаем внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Коза и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок» — предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «Рукавичка», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Используемые нами в свободное время потешки: «Котик», «Петушок», «Водичка», «Расти коса до пояса», «Ты, мороз-мороз», «Солнышко — ведрышко», песенки о весне, зиме, загадки о домашних животных, птицах, диких животных дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребята легко запоминают такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки — ребятушки», «коза-дереза» и др.
Содержание стихотворений: «Игрушки» А.Барто, «Мой Мишка» З.Александровой — воспитывают у малышей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Дети повторяют их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Мы заметили, что особенно наших детей привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью, в частности произведения К. Чуковского, С. Михалков а «Мой щенок», А.Барто «Медвежонок — невежа». При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Источник
Из опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста »( средняя группа).
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Содержание образовательной области «Чтение художественнойлитературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведении, их полной или частичной драматизации, выражению смыслах художественного текста во внешних действиях
С помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения
Развивать умение слушать и воспринимать художественную речь
Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность
Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, развивать эмоциональную отзывчивость
Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге в группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, альбомы, журналы. Уголок должен быть хорошо освещен в дневное и вечернее время, уютным, привлекательным. Украшением могут быть бюст или портрет какого либо писателя. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно- образовательной работой в группе. В уголке можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включили в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим книжки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: сравнение, рифма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п.
В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой:
дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики;
улучшается звуковая культура речи;
Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Тогда я перед собой поставила такие задачи , как :
Заложить в детях любовь к художественному слову
Уважение к книге
Раскрыть замысел художественного произведения
Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам
Научить детей воспринимать художественное произведение
Далее составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи , так и вне занятий.
Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы,стихи , потешки , пословицы , поговорки.
Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:
Рисунки детей по сказкам «Лисичка сестричка и серый волк», «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.
2.Кубики -сказки(по народным сказкам)
3. Пазлы по сказкам
Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность детей. На занятиях использовала различные приемы : пояснение, вопросы, упражнения ,обыгрывание сюжетов, ,рисование. Также использую такой тип занятия как чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
Чтение и рассказывание с игрушками
Настольный театр
Кукольный театр
А также чтение, как часть занятия по развитию речи(может быть логически связано с содержанием занятия или чтение может быть самостоятельной частью занятия
Перед занятием подготавливаю весь наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям идр.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости я создаю на глазах у детей, бережно обращаюсь с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами возбуждаю интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую я показываю детям перед началом чтения, тоже является причиной их повышенного внимания. Таким образом решается непосредственно одна из поставленных мною задач как привитие уважения к книге, создания блогагоприятной атмосферы.
В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Е.Чарушина «Томка »», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения например, храбрец, решительный, мужественный, отважный). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.
После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь. В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» я задавала следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучают детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажи четыре — пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях.
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В среднем дошкольном возрасте детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. В результате этого дети активно размышляют, высказывают свое отношение к персонажам, правильно оценивают их поступки, характеризуют нравственные качества, такая беседа +дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
При чтении стихотворений, я старалась выделять ритмичность, таким образом подчёркивая образные выражения, а также развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за мной текст, дети в начале подражали моей выразительности, потом начинали проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение.
Решая задачи звуковой культуры речи я обращала внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, добивалась, чтобы дети проговаривали полные фразы и предложения, затем перенося эти навыки в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он ?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.
Иногда перед чтением обращаюсь к опыту детей: напоминаю им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы на участке видели снегиря? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил снегиря е и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Владик ты любишь свою маленькую сестренку?.. А ты, Максим?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но… его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой. Для формирования грамматически правильной речи использую игровые упражнения как
«Почтальон»
«Скажи что-нибудь о картинке»
Например «Почтальон»
Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, кошка пьёт молоко и т.д.
! Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно. Для развития словотворчества у детей использую такие игры как
«Ручка-ножка»
«Договорим слово»
3«Подбери похожее слово»
Например : «Ручка-ножка»
Цель : познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».
Отгадай загадку : «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
-Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»
— А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.
Уже сейчас можно отметить, что у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушают произведение, задают вопросы по содержанию литературных произведений. Появляется желание придумать новую сказку, обмениваются впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.
Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Источник