Влияние продуктивной деятельности на развитие речи ребенка

Ирина Ивановна Филиппова
Развитие речи в продуктивных видах деятельности

Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде, — наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

В специально организованной продуктивной деятельности возникают благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу педагога легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей традиционно используются следующие элементы занятий.

• Педагог обсуждает с детьми предстоящую деятельность, ее этапы, выбор способов действия, объясняет смысл каждого действия и тем самым не только развивает активную речь детей, но и учит их работать по плану, выраженному в слове.

• Педагог напоминает о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучает вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.

• Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия педагог просит их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.

• Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.

• Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что указано в инструкции. В конце занятия педагог предлагает вспомнить инструкцию и сравнить ее с тем, что получилось. Таким образом у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом — описывать свои действия и оценивать результат.

• Дети участвуют в коллективной лепке,им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Педагог дает образец того, как правильно и культурно можно построить свое высказывание в общем разговоре.

Таким образом, и замысел и результат — продукт детской деятельности — всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные ее виды для коррекции недоразвития речи. А в логопедической группе еще и сам процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

Традиционно в общеобразовательных группах выполнение предложенного педагогом задания проходит в тишине. Остановимся на некоторых специфических приемах развития и активизации речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.

1. Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д., ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. Проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. (Коля обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Что значит обмакнуть? Это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость — в воду, краску, клей. Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнет рисовать стволы деревьев, а Лена уже нарисовала несколько стволов. Сережа разводитсинюю краску на палитре: был мазок темно-синий, а стал светло-синий. На Сережином рисунке небо будет. И т. д.).

Если комментирующая речь педагога звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогают усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, свое место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух (- Маша, ты что сейчас рисуешь? — Я рисую ствол дерева коричневой краской.). Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельностиобязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша, будешь делать? Что ты, Коля, будешь делать?В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты, Маша, сделала?.). Такое включение речи усиливает эмоциональное отношение детей к выполнению задания, помогает осознавать цель и постепенно формируется регулирующая функция речи.

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает,что делают дети: режут бумагу, отрезают уголок, вырезают круг, разрезают лист, надрезают по сгибу и т. д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.

Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевленные действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

6. С кисточкой тоже можно разговаривать. Этот прием педагог использует для ненавязчивого обучения детей умению формулировать различные вопросы и отвечать на них, подавать реплики, уточнять, давать объяснение и т. д. Так дети учатся вести содержательный диалог. Организация этого необычного диалога и его содержания зависят от творческих устремлений самого педагога. Полезно использовать его перед началом занятия, в момент формирование замысла или обследования объекта изображения.

7. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот прием позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

8. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы — рисунка, аппликации, постройки — действенный прием формирования мотива речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

9. «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных (На Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.

10. «Почемучки» — закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.Вне занятий детские работы могут оставаться еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

• речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Алешином рисунке.);

• придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;

• сочинение рассказа или сказки к своей работе; особенно интересно оформить их в виде книжки-самоделки;

• разговор от лица изображенных живых и неживых объектов; сравнение двух работ и т. д.

Эти приемы позволяют педагогу использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей. В продуктивных видах деятельностирезультативность речевой работы многократно усиливается за счет:

• опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

• необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

• ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

• возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значение слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

• возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).

Живая, незаученная речь звучит на занятиях при условии, что дети будут испытывают чувство безопасности работы.Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают следующее: дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет прежде всего); пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу; имеют свое мнение и умеют его высказывать; пользуются правом выбора и т. д.

Тематика продуктивной деятельности соответствует лексико-тематическим циклам программы.

Итак, при планировании и проведении занятий по изобразительной деятельности и конструированию в группе детей с ОНР необходимо опираться как на традиционные (общедидактические и логопедические,так и на специальные принципы:

• максимального использования всех частей занятия для активной речевой практики детей;

• взаимосвязи содержания занятий с разделами программы по развитию лексико-грамматических средств языка и с лексико-тематическими циклами;

• содержательной преемственности и последовательности в работе от первого года обучения ко второму;

• взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяющего в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи и параллельно — формированию представления об эталоне любой деятельности.

Работа на занятиях продуктивной деятельностью, построенная на данных принципах, способствует накоплению в памяти детей конкретного фактического языкового материала для последующего его обобщения на логопедических занятиях.

Источник

Опыт работы воспитателя Павлюк Т.В.

 Развитие речи детей дошкольного возраста с   ОНР  в ходе продуктивной  деятельности

Деятельность ребенка, в основе которой лежит созидание, является продуктивной. К продуктивным видам детской деятельности относятся: изобразительная (лепка, рисование, аппликация), конструирование, ручной труд.

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи .

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушением речи в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления речевой недостаточности. Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции речевого дефекта, учат детей пользоваться речью, формируют речь и мышление.

С.А. Миронова подчеркивает, что одним из эффективных средств развития ребенка-дошкольника является продуктивная деятельность, так как в ее процессе ребенок учится не только видеть, но и понимать и отображать окружающие предметы и явления и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названием предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий .

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей  с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею  опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеет возможность этими предметами манипулировать.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В продуктивной деятельности создают условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движениями или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, веду линию, рисую мяч и т.д.

При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй красный шар, а потом — синий».

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в продуктивной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулярными. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков .

Изображение предмета, даже самого элементарного, в лепке, аппликации и других видах продуктивной деятельности предполагает наличие достаточно ясных представлений о нем. Формирование представлений о предметах и явлениях требует от детей усвоения знаний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости и т.д.). Воспитатель перед обучением детей изображению выделяет и называет эти свойства, путем сравнения предметов учит детей находить сходства и различия.

 Большие трудности возникают у детей с ОНР при анализе предмета, поэтому педагогам необходимо проводить работу в данном направлении. Дети по образцу, по словесной инструкции, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции. Например, даются натуральные предметы: ваза, овощи, фрукты. Дети анализируют, как расположены на столе эти предметы, и создают композицию на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходит как бы одновременно. При выполнении натюрморта путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют, сравнивают неточности в их взаиморасположении. Например, педагог говорит: «Яблоко находится немного ближе, чем ты изобразил. Посмотри, опусти немного изображение яблока к нижнему краю фланелеграфа. Проверь, теперь, похоже?»

Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее в сознании. Признаки (форма, величина, цвет) становятся не только присущими отдельным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, красный цвет, крупную форму, прямую линию в предмете, а к концу года активно используют эти слова и словосочетания в общении.

Анализ детских работ необходимо строить с учетом речевых возможностей детей. Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа: «Найди предмет по наброску», «Найди, с какого места, и скажи, кто нарисовал этот рисунок», «Найди и назови предмет по цвету изображения». Кроме занимательности для детей эти приемы позволяют максимально анализировать, выделять схожие признаки в предметах и их изображениях. Такой анализ детских работ учит и самих детей правильно оценивать свои рисунки.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движения руки: топ – топ – топ («следы»), кап – кап – кап («дождик идет»), туда – сюда, прижала – оторвала и т.д. – «оживляют» свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

В группах для детей с ОНР необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают  детям выделить в предметах их признаки («ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения.

У детей еще нет собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая помогает ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок, лепку, аппликацию. Следует также привлекать образное сравнение стихотворных текстов, которое помогает создать характеристику предмета, развивает у детей образное восприятие, обогащает речь выразительными средствами .

Занятия продуктивной деятельностью дают возможность решать ряд  важных коррекционных задач:

  • упорядочение процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, коррекции образа предметов;
  • усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе предмета;
  • конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
  • развитие мелкой моторики.

На занятиях изобразительной  деятельностью и конструированием  можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматической формы.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми  в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т.е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

Для развития речи детей на занятиях продуктивной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д.

Вопросы обучения детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию выходят за рамки нашей темы. Остановимся лишь на некоторых приемах обучения, имеющих большое значение для развития речи.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко поставленных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Словарь взрослого должен быть простым, но необеднённым.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста продуктивной деятельности (формирование у них знаний, умений и навыков) придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов.

Обследование и анализ натуральных предметов проводят по единой четкой схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета.

 Педагог руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета.

Педагогу этот перечень предоставляет целый ряд направлений обогащения речевых средств ребенка. Это и названия предметов, их частей и признаков, и слова, обозначающие пространственное расположение предметов на листе бумаги, соотношение частей по величине и т.д.

В процессе выполнения деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования) детьми предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности .

В процессе занятий продуктивной деятельностью с целью развития речевой коммуникации педагог задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи, дети могут отвечать на них по-разному. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем – и предложениями.

Специфика построения занятий определяется психологическими особенностями детей с ОНР – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-либо звенья в работе. Поэтому задание объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны научиться понимать из объяснения, что можно выполнить, а что делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать.

Таким образом, коррекционно-воспитательный процесс в группе детей с общим недоразвитием речи должен включать специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других высших психических функций в ходе продуктивной деятельности.

Материал занятий, связанных с продуктивной деятельностью, целесообразно использовать для одновременного развития навыков по изобразительной деятельности и речи детей. Эту работу необходимо осуществлять, применяя дифференцированные приемы коррекционного воздействия и постепенно усложняя формы речевой и неречевой деятельности.

На занятиях можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок узнаёт названия предметов, действий, которые он производит с ними, обучается словам, обозначающим внешние признаки предметов и действий.

В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения

                                    Воспитатель МБДОУ ДС КВ №28

                                    ст.Новодонецкой, Выселковского района

                                    Краснодарского края

Источник