Влияние привязанности на развитие ребенка
Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.
Что такое привязанность и как она формируется?
Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.
Формирование привязанности происходит в несколько этапов:
- 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
- 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
- 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
- 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.
По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.
Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.
Типы привязанностей
Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.
- Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
- Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
- Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.
Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.
В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.
Последствия нарушений привязанности
Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).
Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.
Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.
Выводы
Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.
Заключение
Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!
Источник
Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.
Понятие и суть термина
Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.
Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.
Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.
При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.
Влияние привязанности
Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.
Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.
По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.
Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.
Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.
Диагностика привязанности
Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:
- Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
- В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
- Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
- Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
- Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
- Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
- Если ребенок не успокаивается, заходит мама.
На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.
Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.
Виды привязанности
Привязанность бывает 4 видов:
- Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
- Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
- Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
- Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.
Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.
Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.
Последствия привязанности
Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.
Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.
Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:
- Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
- Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
- Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
- Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
- Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.
Послесловие
Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.
Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.
Источник
Клёмина Татьяна
Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку
Теория привязаннос
ти [/b]– это психологическая теория о межличностных отношениях и базовом доверии к миру, которые формируются в детстве. Она находится в авангарде детской психологии и признана специалистами по всему миру.
Основой теории привязанности послужили работы и наблюдения, сделанные во время Второй мировой войны английским психиатром Джоном Боулби. Он на практике исследовал влияние семьи и её отсутствия на жизнь ребёнка. Джон Боулби заключил, что наличие привязанности ко взрослому является эволюционно обусловленной. Именно присутствие взрослого рядом, его забота могли гарантировать ребёнку жизнь и здоровье.
Популяризатором идеи привязанности стал Гордон Ньюфелд. В книге «Не упускайте своих детей» он обобщил и углубил теорию Боулби. На практических примерах и жизненных ситуациях он рассказал, как формируется привязанность к своему «значимому взрослому» и каковы последствия нарушения этого процесса.
В России главной идейной вдохновительницей и популяризатором теории привязанности является известный детский психолог Людмила Петрановская. В 2014 году вышла её книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», ставшая настольным пособием по детской психологии для многих родителей.
Теория привязанности и воспитание – как это работает?
Понимание теории привязанности и её механизмов могут не только помочь в социально-психологическом развитии, но и значительно облегчить воспитание ребёнка.
Для психологического здоровья, умения понимать и контролировать свои чувства, а также для развития эмпатии в дальнейшем ребёнку необходима привязанность хотя бы к одному взрослому. Это может быть как мама, так и отец, бабушка-дедушка, старший брат или сестра или даже воспитатель или няня. Если в первые годы развития у ребёнка не было такого взрослого, то формирование базового доверия к миру пойдёт с нарушениями, а то и не произойдёт вовсе.
Существует 4 типа привязанности:
• Надёжный – ребёнок полностью доверяет взрослым в вопросах поддержки, защиты и эмоциональной близости. Это наиболее здоровый и действенный тип привязанности. Даже при разлуке такой ребёнок чувствует себя в безопасности и уверен, что всё в порядке.
• Тревожно-амбивалентный – ребёнок боится разлуки со взрослыми, чувствует отдаление и неуверенность даже в их присутствии. Таким типом привязанности обладают малыши-отказники в Домах малютки. Также к тревожному типу часто склоняются дети, проходящие возрастные кризисы (3 года, 7 лет, подростковый период). Именно в это время дети начинают проверять прочность связывающей их привязанности, совершая демонстративные поступки и нарушая правила: а любят ли меня? а будут ли любить, если я поступлю плохо?
• Избегающий тип – ребёнок не надеется получить ответную связь от родителей и избегает их. С таким типом привязанности дети из трудных семей обычно убегают из дома, а из относительно благополучных семей – замыкаются в себе.
• Дезорганизующий – ребёнок никогда не испытывал привязанности и не понимает, что это. При этом типе нарушается базовое доверие к миру, не формируется понятие о важности межличностных взаимоотношений, утрачивается эмоциональный отклик. Исправить данный тип практически невозможно.
Теория привязанности говорит, что качество и глубина эмоциональной связи между ребёнком и родителями не зависит от количества проведённого вместе времени. Вдумчивые, искренние и тёплые полчаса принесут больше пользы, чем три пустых часа бок-о-бок. С взрослением ребёнка привязанность также будет меняться.
Новорождённые дети обладают самой сильной потребностью в близости взрослых. Это объясняется, в том числе, и биологически, ведь новорождённый ребёнок не может существовать без заботы со стороны старшего.
Дошкольники строят свою привязанность как на внутренней близости и тепле, так и на внешних проявлениях любви и заботы. Признания в любви, подарки, идеализация родителей и попытки показать им свою любовь – во всём этом и выражается привязанность.
В возрасте 6-7 лет начинается частичная сепарация от родителей, когда их поддержка и близость является фоновой, фундаментальной и требуется только в исключительных случаях, когда больно, обидно или страшно. В остальное время ребёнок уже сам может находиться в состоянии положительной уверенности в себе и мире вокруг.
Отделение от родителей происходит постепенно и достигает своего максимума к окончанию полового созревания и юридической зрелости. Привязанность переходит на более глубокий, фундаментальный уровень. При идеальном течения развития, взрослому человеку уже не требуется регулярная проверка свое значимости для близких.
К сожалению, иногда тот или иной этап развития привязанности проходит с нарушениями. Излишняя опека и гиперконтроль над школьником приводит к невозможности психологической сепарации: в зависимости от темперамента, ребёнок будет ли громко протестовать, либо, наоборот замкнётся в себе. Будучи взрослым, такой человек будет избегать близких, глубоких отношений. Он станет либо чёрствым, либо инфантильным человеком.
Недостаточное внимание к ребёнку, вынужденная длительная разлука во младенчестве или эмоциональная холодность со стороны родителей также не позволят ребёнку вырасти психологически зрелым и уверенным в себе человеком.
Как стать ближе к ребёнку?
Несмотря на пугающие последствия нарушения привязанности сделать это на самом деле очень трудно! В семье, где царит любящая атмосфера, где принято заботиться и беречь друг друга привязанность остаётся прочной даже в условиях разлуки (детский сад, пребывание в больнице или стационаре).
К сожалению, постоянный информационный гнёт, тяжёлые условия и образ жизни часто вызывают чувство вины у родителей. «А что если я недостаточно люблю и забочусь?» — вот вопрос, которым озадачены многие мамы, страдающие родительским неврозом. Чтобы помочь справиться с этим разрушительным чувством, мы собрали 5 простых рекомендаций, как можно стать ближе к ребёнку и усилить привязанность между вами:
1. «Поцелуйчики в карман» — идеальный способ попрощаться с малышом в детском саду. Такой запас поцелуев станет своеобразным воплощением вашей любви на весь день. Расскажите ребёнку, что если ему станет грустно или он заскучает по вам, пусть достанет один поцелуй из кармана и ему сразу станет лучше.
2. Ритуалы прощания, приветствия и жаления – встречать на пороге объятиями, махать в окно уходящим, брать на колени и обнимать того, кому больно. Подобные ритуалы дают чувство безопасности и создают прочную основу уверенности в мире для детей дошкольного возраста.
3. Колыбельные песни – приятный и полезный способ провести вместе время и стать ближе друг другу. Именно во время укладывания рассказываются самые сокровенные секреты и тайны, создаются самые прочные связи, рождаются самые сильные чувства. Колыбельные песни можно слушать и петь всем вместе, независимо от возраста.
4. Семейная история – совместное изучение генеалогического древа даёт чувство принадлежности к роду, общности, единения со всеми, кто был до тебя. Это особенно важно для детей школьного возраста.
5. Неожиданная забота – спонтанные проявления любви и бережного отношения (завтрак и записка с пожеланием хорошего дня, плед для спящего, небольшой праздник без всякого повода, ухаживание за болящим, исполнение давнего желания) помогают укрепить чувство привязанности в любом возрасте, даже для взрослого человека.
В современной детской психологии теория привязанности считается основной для понимания механизмов становления и формирования детской психики. Хотя первые три года жизни являются критическими для становления привязанности, её укреплением и восстановлением можно успешно заниматься в любом возрасте.
Источник