Влияние потешки на развитие ребенка
Лариса Бердинских
Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста»
Консультация для родителей
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей
раннего возраста»
воспитатель Бердинских Л. А.,
МКДОУ детский сад «Радуга», п. Тазовский ЯНАО
Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным. Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ?
С древних времен русскому народу на помощь в этой области приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Потешки — малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Когда и как использовать потешки?
• когда ребенка одевают на прогулку;
• купают;
• помогают проснуться с хорошим настроением;
• если ребенок шалит или капризничает;
• для игры с ним;
• для обучения малыша в игровой форме и пр.
Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.
— Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик — папочка
Этот пальчик — мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи.
или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании: Водичка – водичка
Умой моё личико…
При причёсывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…
Во время приёма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:
«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.
Наши детки будут спать, да большие вырастать.
Вот поспят подольше — вырастут побольше».
Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:
«Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся!».
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.
Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.
Литература:
1. Немов Р. С. Развитие речи у детей раннего возраста// Психология/ Р. С. Немов. В 3 т. Т. 1. М.: издат. центр «Владос», 2013. 688 с.
2. Финашина Т. А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калуга, 2000. 24 с.
3. Ишмаева О. Фольклор в развитии речевых способностей ребенка// Учитель. 2012. № 2. С. 23-26.
4. Заворохина Л. Н. Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста: Методическая разработка [Электронный источник]// Метод. портал «Мой детский сад». URL: https://www.moi-detsad.ru/metod83.html (дата обращения: 03.05.2014)
5. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду// Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 25-28.
6. Титовец В. В. Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста [Электронный источник]// Актуальные проблемы образования: теория и практика: Сб. трудов научно-практич. конф-ции. URL https://konf.uiuniver.ru/konferenciya-1/problemy-doshkolnogo-i-nachalnogo/vliyanie-russkogo-narodnogo-folklora-na (дата обращения: 03.05.2014)
7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду// История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Ред. М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1980. С. 398-403.
8. Силантьева Н. В. Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста [Электронный источник]// Фестиваль пед. идей «Открытый урок»-2012. URL: https://festival.1september.ru/articles/630982 (дата обращения: 02.05.2014)
9. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1960. 240 с.
10. Ипатова О. А. Проект «Ладушки, ладушки» (для детей раннего возраста) [Электронный ресурс]// Doshkolnik.Ru. URL: https://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/7675-ladushki.html (дата обращения: 12.03.2014).
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Аи лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причесывании
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосеньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Во время приема пищи
Умница Катенька,
ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
мягкую, душистую.
Травка — муравка со сна поднялась,
Птица — синица за зерно взялась.
Зайка — за капусту,
Мышка — за корку,
Дети — за молочко.
При укладывании спать
Баю — бай, баю — бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь
Вот собачка Жучка,
Хвостик — закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая…
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
— Ваня, Ванечка! Куда ходил?
— В лесочек!
— Что видел?
— Пенечек!
— Под пенечком что?
— Грибок! Хвать – да в кузовок!
-Кисонька – мурысонька где была?
-На мельнице.
-Кисонька – мурысонька, что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна, не ешь одна!
Делись с Катей (с мамой и т.д.)
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям — приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.
Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
- Игровые (читается и обыгрывается).
- Рассказывание в движении (имитация).
- Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
- Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
- Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).
В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник
Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечества, дети, независимо от страны проживания, исторических и географических факторов, социальных, политических и экономических изменений, влияющих на общество, с необыкновенной легкостью усваивают язык и овладевают речью в раннем детстве. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их окружает. Они постепенно учатся правильно комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы. Интерес ребенка к миру вокруг продолжает возрастать. Он быстро усваивает значения слов, относящихся к окружающим его предметам, прислушивается к речи других людей, пробует различные интонационные реакции. И для того, чтобы ребенок не просто пассивно накапливал словарный запас, а учился эффективно применять его на практике, в данном возрасте крайне важно постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком. Именно поэтому продуктивное развитие словарного запаса ребенка является одной из основных задач дошкольной педагогики.
Развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Родной язык, национальная культура исторически являются благодатной и естественной почвой для развития эмоциональных привязанностей, мыслительных и речевых способностей ребенка. С древних времен русскому народу на помощь в этой области приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение малого фольклора огромно, его не зря называют народной дидактикой. Неосознанно увлекаясь им, детский ум быстро осваивает простейшие эстетические и нравственные требования, узнает, что такое истинно народный язык, знакомится с меткими выражениями и художественно верными описаниями природы и явлениями окружающей жизни. По мнению А.П.Усовой, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей.
Особое место среди средств малого фольклора занимают потешки – ритмичные поэтические произведения, которые многие столетия передавались от одного поколения к другому и постепенно приобрели содержание и форму, соответствующие законам детской эстетики и психики. Они представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую поэтическую и музыкальную составляющую, мир детей и мир взрослых. Потешки представляют собой игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, ножками т.п.). С их помощью осуществляются те эмоционально-тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям, кроме того они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения, соотносит их с содержанием. Они развивают речевые центры мозга ребенка, побуждают его к повторению сначала действий, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще рассказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую словарную информацию.
В потешках, в так называемой поэзии пестования, закреплены исторически сложившиеся многообразные приемы воспитания и речевого развития ребенка для каждого периода его жизни. Они созданы на словарном материале, который хорошо знаком детям раннего возраста, близок их пониманию. Именно слова потешек доступны восприятию ребенка фактически с первых дней его жизни. Жанр потешек как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком, словоформой, помогая работать над звукопроизношением и расширением словарного запаса.
Адресованные детям потешки звучат, как ласковый мамин говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это делает их психологически близкими ребенку. В связи с этим использование потешек имеет особую значимость в первые дни пребывания ребенка в ДОУ, в период адаптации, когда маленький ребенок попадает в непривычную обстановку, скучает по дому, маме, не расположен к общению. Правильно подобранная потешка помогает ему справиться с негативными эмоциями, наладить контакт с педагогом, настроиться на эффективное взаимодействие и обучение. В нашей группе, где обучаются дошкольники раннего возраста, мы применяем потешки с самых первых дней знакомства с детьми, активно вводим их в практику для поддержания правил режима, к которому так трудно привыкнуть воспитаннику в незнакомых условиях. Для этого мы применяем и старинные, часто во многом забытые потешки, а также стихотворные формы, созданные современными авторами. Ведь у ребенка должно обязательно возникать чувство преемственности поколений. Часто – сами вносим в них необходимые стихотворные изменения в зависимости от педагогической ситуации. Например, рассаживаем детей на завтраке: Каша вкусная дымится, / Вера кашу есть садится, / Очень каша хороша, /Ели кашу не спеша. / Ложка за ложкой, / Ели понемножку.
Младшие дошкольники часто капризничают, когда нужно одеваться на улицу, эта задача для них еще очень сложна, ее хочется выполнить самостоятельно, что не всегда получается. Мы помогаем ребенку одеться, приговаривая: «Вот они сапожки: / Это — с левой ножки, / Это — с правой ножки. / Если дождик вдруг пойдет, / Сапожок не упадет!»
Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта: «Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай, / Петушок не кричи, Колю, Машу не буди. / Наши детки будут спать, / Да большие вырастать. / Вот поспят подольше — вырастут побольше».
Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами: «Потягуни-потягушечки / От носочков до макушечки! / Мы потянемся-потянемся, / Маленькими не останемся!».
Если у ребенка что-то болит, он обижен, устал, приговариваем (поглаживая и успокаивая с плавными движениями): «Тихо, деточка, не плачь, киска принесет калач!/ Недалече на мостике несет калач на хвостике».
На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления: «Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора! / Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика! / Ком на ком поставили, глазки подведём, / Нос-морковку вставим, шапочку найдем. / Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!».
Используем потешки и при развитии у детей навыков самообслуживания и гигиены. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку, учим умываться, чистить зубы после еды, создавая у детей положительные эмоции: «От водички, от водицы / Всё улыбками искрится! / От водички, от водицы / Веселей цветы и птицы! / Оля умывается, / Солнцу улыбается!».
С помощью потешек также изучаем части тела: «Ротик мой умеет кушать, / Нос дышать, а ушки слушать, / Глазоньки моргать-моргать, / Ручки – все хватать-хватать».
Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети с удовольствием вспоминают и проговаривают слова потешек, если они сопровождаются рассматриванием сюжетных «живых» картинок – педагог, сами дети, куклы и игрушки – все вместе вовлекаются в процесс и позволяют наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, правильно понять и эмоционально передать содержание потешки, ее слова. Очень важно использовать и музыкальные потешки («Ну-ка все встали в круг», «Хлоп», «Всем домой пора» и др.), развивая мелодику и ритм высказываний, для чего в нашей работе применяются музыкальные аудиодиски.
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Поэтому мы обязательно привлекаем к работе и родителей, предлагая им вместе с детьми подготовить иллюстрированные папки-портфолио с потешками по различным темам, регулярно проводим родительские собрания, где рассказываем, как формировать те или иные словарные и жизненные навыки у ребенка через использование игровых приемов и художественного слова, раздаем родителям методические памятки с набором потешек, чтобы для детей создавалась идентичная и привычная развивающая обстановка и дома, и на занятиях в ДОУ. Дети и родители с удовольствием участвуют в этой совместной работе, что укрепляет их взаимодействие и коммуникационные связи. Кроме того, в разной среде дети учатся чувствовать различную интонационную и эмоциональную окраску речи. Одна и та же потешка у мамы, папы, воспитателя и самого ребенка, в «исполнении» его любимой игрушки может звучать совершенно по-разному: с нотами радости, тревоги, сожаления, нежности, заботы и т.д. Потешки часто изменяются, получая новые варианты трактовки в речи родителей и детей.
Наш педагогический опыт использования потешек в ДОУ позволяет утверждать, что они играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей, ведь в них используются звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, грамматически правильную форму слова. Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Поэтому диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
Литература:
1. Немов Р.С. Развитие речи у детей раннего возраста// Психология/ Р.С.Немов. В 3 т. Т.1. М.: издат.центр «Владос», 2013. 688 с.
2. Финашина Т.А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Калуга, 2000. 24 с.
3. Ишмаева О. Фольклор в развитии речевых способностей ребенка// Учитель. 2012. № 2. С.23-26.
4. Заворохина Л.Н. Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста: Методическая разработка [Электронный источник]// Метод. портал «Мой детский сад». URL: https://www.moi-detsad.ru/metod83.html (дата обращения: 03.05.2014)
5. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду// Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С.25-28.
6. Титовец В.В. Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста [Электронный источник]// Актуальные проблемы образования: теория и практика: Сб.трудов научно-практич.конф-ции. URL https://konf.uiuniver.ru/konferenciya-1/problemy-doshkolnogo-i-nachalnogo/vliyanie-russkogo-narodnogo-folklora-na (дата обращения: 03.05.2014)
7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду// История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Ред. М.Ф.Шабаева. М.: Просвещение, 1980. С. 398-403.
8. Силантьева Н.В. Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста [Электронный источник]// Фестиваль пед. идей «Открытый урок»-2012. URL: https://festival.1september.ru/articles/630982 (дата обращения: 02.05.2014)
9. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1960. 240 с.
10. Ипатова О.А. Проект «Ладушки, ладушки» (для детей раннего возраста) [Электронный ресурс]// Doshkolnik.Ru. URL: https://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/7675-ladushki.html (дата обращения: 12.03.2014).
Источник