Влияние полной семьи на развитие ребенка
Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….… 3
I глава. Влияние семьи на развитие ребенка …………………………………. 6
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии ……………………………………… 6
1.1. Семья как система ……………………………………………….. 6
1.2. Семья как малая группа …………………………………………. 7
1.3. Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8
Выводы по первому разделу ………………………………………………… ..10
Раздел 2. Ребенок в семье ……………………………………………………… 11
2.1. Стили родительского поведения ………………………………………… 11
2.2. Братья и сестры ………………………………………………………..….. 16
2.3. Бабушки и дедушки ………………………………………………………. 19
2.4. Взаимоотношения родителей и детей …………………………………… 19
2.5. Жестокое обращение с детьми …………………………………….……. 21
2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми …………………………….. 24
2.7. Дисциплина и саморегуляция …………………………………………… 26
2.8. Влияние родителей на успех в школе ………………………………….. 27
Выводы по второму разделу ………………………………………………..… 29
Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30
3.1. Семья и стресс …………………………………………………………….. 30
3.2. Неполные семьи: факторы риска и возможности …………………..… 30
3.3. Дети развода ……………………………………………………………… 33
3.4. Воссозданные семьи ………………………………………………………. 37
Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40
II глава. Исследовательская работа ………………….………………………. 42
Раздел 1. Материалы и методы исследования ……………………………… 42
1.1. Описание групп ……………………………………………….……….. 42
1.2. Описание методик …………………………………………..…………. 42
Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48
2.1. Анализ опроса ………………………………………..…………….……. 49
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи …………………………………………………………………. 50
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52
2.4. Результаты исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58
Заключение ………………………………………………………………..…… 66
Выводы ……………………………………………………………………..….. 70
Список использованной литературы …………………………………….….. 71
Введение
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. [31; стр.35]
С.Л. Рубинштейн сказал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». [29; стр.15]
Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и неполных семей. Как изменяется и развивается личность ребенка в младшем школьном возрасте? Фрейд называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе.
Эриксон пришел к убеждению, что центральным событием младшего школьного возраста является психосоциальный конфликт – трудолюбие против чувства неполноценности. В этом возрасте значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в свой образ «Я», — они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов, и продолжают попытки освоить окружающую среду. И наоборот, дети, не успевающие в школе, могут чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство неполноценности может продолжать оказывать негативное воздействие на личность человека на протяжении всей жизни, если позже оно не компенсируется продолжительным успехом в других видах деятельности, являющихся ценными в его собственных глазах и в глазах окружающих, таких как спорт, музыка или искусство. [14; стр.128]
Школы играют определяющую роль в развитии детей. Именно здесь ребенок проверяет свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные данные и получает возможность определить, насколько он соответствует стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом. В школе дети приобретают уверенность в своей способности овладевать знаниями о мире. Дети, как правило, учатся хорошо, если родители оказывают им поддержку и помогают своими советами. [20; стр.104]
Перед нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать отношение к своей семье у детей из полных и неполных семей с помощью опроса и проектированных методик и установить различия между обеими группами семей;
2) Выяснить уровень социальных контактов у детей из обеих групп семей с помощью опроса и проектированных методик, установить различия между ними;
3) Провести исследование отношений родителей к детям с помощью методики внутрисемейных отношений и выделить различия между родителями из полных и неполных семей;
4) Основываясь на полученных данных, установить особенности восприятия собственной семьи у детей из полных и неполных семей.
Мы выдвигаем следующую гипотезу: уровень восприятия своей семьи ребенком из неполной семьи является ниже, чем уровень восприятия ребенком из полной семьи, так как, на наш взгляд, дети из неполных семей получают любовь и внимание только со стороны одного родителя.
Актуальность данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует множество причин, по которым люди разводятся и снова вступают в повторный брак или так и остаются независимыми от супружеских обязательств. В любом случае структура семьи, ее изменения сильно влияют на развитие ребенка. С одной стороны, семья воспитывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры – физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической… Однако, с другой стороны, воспитание – процесс целенаправленного взаимодействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин общества начинается в семье.
I глава
Влияние семьи на развитие ребенка
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии
1.1. Семья как система
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.
Согласно определению из философского словаря: «Семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». [27; стр.326]
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья — это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:
1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества.
2. Семья — важнейшая форма организации личного быта.
3. Семья — супружеский союз.
4. Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.
В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».
По определению В. В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». [27; стр. 327]
1.2. Семья как малая группа
Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. [26; стр.17]
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
– наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
Источник
Полноценная семья является неким плацдармом для успешного воспитания потомства.
Невозможно полноценное развитие ребенка в семье, где роли отца и матери выпадают на долю одного человека. В этом случае происходит психологический перекос. Ребенок не сможет в будущем правильно и успешно строить свои взаимоотношения с противоположным полом, поскольку у него не заложены основы полной семьи. Поэтому неполная семья является негативным фактором. А полная семья — это залог правильного воспитания малыша и развития в нем коммуникационных навыков. Рассмотрим основные роли, взаимоотношения и проблемы полных и неполных семей.
Что значит и какая семья считается полной полноценной: понятие, плюсы и преимущества
Полная полноценная семья – одно из самых важных социальных образований, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Существует большое количество подходов к изучению сложности и многогранности данного явления, влияния полных и неполных семей на формирование личности человека. Нужно знать, что значит полная семья и как правильно выстраивать в ней взаимоотношения.
Плюсы полной семьи для ребенка заключаются в том, что она является центром его развития, особенно когда он маленький. Она оказывает довольно большое воздействие на то, каким он станет в будущем, какое место в обществе займет. Действительно, наличие или отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на всем последующем развитии.
Преимущества полной семьи сложно переоценить – это важнейшее условие для воспитания ребенка. Но если в семье есть мама и папа, то это не значит, что все условия для нормального развития ребенка выполнены и можно больше ничего не предпринимать, а только поучать малыша. Понятие полная семья означает, что родители должны быть дружны, любить и уважать друг друга, должны присутствовать взаимопонимание, уважение и интерес родителей к делам ребенка, постоянная забота друг о друге. Наличие или отсутствие этих факторов создает особую для каждой семьи атмосферу и стиль жизни, а это еще зависит и от кругозора родителей, от того, как они используют свое свободное время, их умения организовать жизнь семьи и вовлечь в эту жизнь детей.
Поговорим далее о том, какая семья считается полной и какие особенности воспитания в ней могут присутствовать.
Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи
Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом. Это важно и для мальчиков, и для девочек. Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах. На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми.
Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа. Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная. Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка.
Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша.
Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы. Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве. Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви.
Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.
Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще. Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе. Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь.
Глубокие контакты с мамой и папой формируют у ребенка чувство стабильности, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят чувство радости и удовлетворения. В полных семьях родители и ребенок связаны естественным повседневным общением.
Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей – мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми. Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.
Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей. Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек. Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют.
Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения:
- С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права. Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми.
- В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает.
- В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.
Роль семьи: отца и матери в воспитании ребенка
Роль матери в воспитании детей в семье всегда будет ведущей, поскольку она имеет возможность больше уделять им времени. В полной семье мама отвечает за создание эмоционального фона, теплой семейной атмосферы, тогда как папа выполняет больше регулирующую и контролирующую функции. Если семья полная, мать и отец правильно распределяют свои роли и участвуют в становлении ребенка.
Исследования показывают, что жизненные неурядицы и стрессы лучше переносят члены семей сплоченных, легко приспосабливающиеся к новым социальным обстоятельствам. Взрослые и дети, воспитанные в таких семьях, склонны к открытости в общении с окружающими, обладают хорошими навыками решения проблем. Вообще, члены полных семей более социально адаптированы и психически здоровы и развиты, чем представители других групп. Роль в семьи в воспитании личности ребенка сказывается на всех жизненных аспектах.
Если говорить о конкретике, то можно отметить, что мужчины в доме создают специфическую интеллектуальную среду, и присутствие отца положительно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие отца в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к обучению в целом, получение образования, стимулирует их желание учиться. Выявлена прямая зависимость – чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится. Положительный образ отца (активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех) вызывает у ребенка стремление соответствовать ему. Многие психологи отмечают, что девочки, выросшие без отца, очень плохо разбираются в математике, сосчитать что-либо для них составляет проблему, они не могут нормально планировать бюджет и иногда склонны к растратам.
Роль отца в воспитании детей в семье одинакова значительна и для девочек и для мальчиков. У девочек, растущих в полных семьях, гораздо выше координация и социальные навыки, навыки общения, они гораздо увереннее идут по жизни. Ведь женщинам в любом возрасте важно одобрение противоположного пола, и если папа будет хвалить дочь за ее аккуратный внешний вид, можно быть уверенным, что девочка запомнит такие похвалы на всю свою жизнь и будет пытаться соответствовать этому идеалу. Полезные навыки общения с отцом также закладывают в девочках дальнейший стиль общения с противоположным полом. Если отец подавлял своим авторитетом, не слушал, в ответ на слова дочери говорил что-либо резкое, вроде «Не болтай глупости!», то можно быть уверенным в том, что в будущем уже девушке-подростку будет сложно строить отношения с молодыми людьми, всегда будет присутствовать некая неуверенность.
Кроме интеллектуальной составляющей, есть еще и социальный аспект. Семья позволяет показывать ребенку и прививать ему определенные социальные навыки (сюда относятся общение, социальная роль и т. д.), которые он будет развивать в своей дальнейшей жизни. От отца он может взять его социальную доминирующую роль, уверенное поведение, модель решения конфликтных ситуаций или других жизненных проблем. От матери ребенок получит возможность знать, когда, где и что можно говорить, увидеть социальную роль женщины, понять стиль общения. Те ощущения и та уверенность, которая закладывается в самом раннем возрасте, когда ребенок растет с мамой и папой, приносит свои плоды в течение всей жизни.
Многие психологи отмечают рост интереса молодых родителей к семейным ценностям, они начинают сознательно воспитывать не только ребенка, но также и себя. Когда родители вполне осознают, что от них в очень большой степени зависит формирование личности их ребенка, то они начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом позволяют сформировать у сына или дочери те качества и такое понимание человеческих ценностей, которые они хотят ему, передать, которые кажутся им наиболее ценными, полезными и добрыми. Данный процесс воспитания можно назвать сознательным, потому как постоянный контроль родителей за своим поведением, их отношение к другим людям, внимание к правильному построению семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Проблемы воспитания ребенка в полной семье
Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей. Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны. Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины. И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам). При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами.
Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка.
- Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку – он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений.
- Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили».
- Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику.
- Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался.
- Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают.
- Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его. Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным.
Взаимоотношения с детьми, воспитывающимися в полной семье
Взаимоотношения в полной семье могут строиться с различными перекосами. Семьи, в которой при полной занятости одного родителя второй свободен, например, когда работает только отец, а мать находится дома и занимается исключительно ребенком, тоже весьма часто встречаются в наши дни. Дети, воспитывающиеся в полной семье, окружены заботой и вниманием со стороны мамы, но редко видят своего отца. Варианты, когда работает мать, а отец занимается домом и ребенком, традиционно крайне редки. Если отец теряет работу и остается дома, то такая ситуация обычно носит временный характер. К плюсам семьи, где с ребенком сидит один из родителей, можно отнести то, что малыш всегда находится под присмотром, с ним занимаются и уделяют много времени, он защищен. В таких семьях, где работает только папа, а мама может позволить себе сидеть дома, как правило, материальный уровень достаточно высок, что приводит к комфортным условиям проживания семьи и соответствующим возможностям в обучении и развитии ребенка.
Минусами семьи, в которой один родитель полностью погружен в жизнь с ребенком, а второй находится на периферии, являются:
- почти полное растворение одного родителя в ребенке, которое психологи называют невротическим слиянием. Пока дети маленькие, это не является проблемой, а вот когда они подрастают и начинают познавать внешний мир, такое пристальное внимание со стороны матери/отца начинает наносить вред, мешая адекватной социализации (наверное, каждый когда-то видел одержимых мамочек, которые в ответ на вопрос о самочувствии ребенка говорят: «Мы заболели!», хотя ребенок уже ходит в школу и является самостоятельной личностью);
- такого рода слияние приводит к тому, что все негативные и позитивные эмоции выплескиваются на ребенка, которому трудно это перенести. Он не в силах оценить ситуацию объективно, видит все глазами взрослого человека, которому доверяет, что может привести к неправильному формированию некоторых детских установок, отношений, и впоследствии повлияет на его взрослую жизнь;
- возникает некоторое отдаление и непонимание между работающим взрослым и ребенком. Если работающий родитель остается с малышом и хочет провести с ним свой выходной или свободный вечер, то он сталкивается с неприятием, слезами, неумением общаться и незнанием распорядка дня ребенка.
Можно сделать вывод, что воспитание детей в полной семье оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, процессы его социальной адаптации и дальнейшую личную и общественную жизнь. Мама и папа проявляют внимание и заботу, дарят ребенку свою ласку и защищают от жизненных трудностей. Личный пример родителей, а также бабушек и дедушек является важнейшим средством влияния на воспитание ребенка. Воспитательное значение личного примера основывается на склонности малышей к подражанию. То, какие наблюдает ребенок отношения между родителями, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости к друг другу, а также взаимоуважение, которое они проявляют, то, как они подходят к решению возникающих проблем, даже тон и характер разговоров все это впитывается в его сознание, откладывается в его подсознании, а в дальнейшем становиться образцом для его собственного поведения.
Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net
Оцените тему статьи
Будем очень признательны,если оставите свою оценку
Loading…
Источник