Влияние подвижных игр на развитие ребенка
Марина Рыженкова
Влияние подвижной игры на развитие ребёнка
Проект на тему:
«Влияние подвижной игры на развитие ребёнка»
Пояснительная записка
«В игре формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу».
В. А. Сухомлинский
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры и народные подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Ничто так не привлекает ребят, как игра. Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игры у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки. Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития. И еще. Подвижные игры могут стать средством, подводящим к спортивным играм.
Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят, со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута. Видно, это и заставляет некоторых учителей идти по пути наименьшего сопротивления, т. е. «гонять» в футбол. Учителю следует проявить должную настойчивость в приобретении умения проводить подвижные игры для детей разного возраста.
Итак, прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра.
Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобиться, не забывая и о мелочах (мел, свисток, продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснить игру нужно предельно коротко и ясно.
Алгоритм работы с играми.
1. Знакомство с содержанием игры.
2. Объяснение содержания игры.
3. Объяснение правил игры.
4. Разучивание игр.
5. Проведение игр.
В подвижных играх в комплексе решаются оздоровительное, образовательное и воспитательное значение. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых подвижных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.
Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.
Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.
Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.
Цель проекта: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данного проекта:
• активизировать двигательную активность дошкольников;
• познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
• формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
• создавать условия для проявления чувства коллективизма;
• развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
• воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Содержание проекта определено с учётом:
• возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
• тенденции развития воспитания и образования.
В результате освоения материала должны:
иметь представление:
О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о способах изменения направления и скорости движения;
• о народной игре как средстве подвижной игры;
• об играх разных народов;
• о соблюдении правил игры
уметь:
• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
• играть в подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения;
• соблюдать правила игры
ожидаемый результат:
• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
• Развитие умений работать в коллективе.
• Формирование у детей уверенности в своих силах.
• Умение применять игры самостоятельно.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей.
Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Источник
Влияние подвижных игр на развитие ребенка
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка.
Функции игры:
— социокультурная;
— коммуникативная;
— диагностическая;
— игротерапевтическая и коррекционная;
— развлекательная.
П.Ф.Лесгафт считал, что игра – это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.
Социокультурная функция
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребенка. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция
Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энегетическим источником, Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, являются прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других. Он в этом заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут играть. В играх встречаются два типа отношений: соревновательный – между командами, партнерами, у которых противоположные цели (если один выигрывает, то другой проигрывает), и подлинного сотрудничества между участниками команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.
Диагностическая функция
Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить воспитателя, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личные качества, т.е. игра побуждает ребенка к самопознанию.
Игротерапевтическая и коррекционная функции
В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегнут к ней как к средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит.
Особого внимания, с позиции практики коррекционно-развивающего образования, заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов детей. Так установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:
— памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
— воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
— восприятия- степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
— наглядно-образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;
— произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.
Развлекательная функция
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни, с точки зрения общественных норм, веселье так и брызжет. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и радостнее предстает перед ним мир, увереннее ощущает он себя в жизни. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, способствующее тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не достиг. Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, что пополняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая смена водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Они постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду,, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, формируют честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Она учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-лидеры, увлекающие за собой других. Умелое руководство игрой со стороны воспитателя развивает активную творческую личность.
Подвижные игры являются средством формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение: «я – хороший». Однако он более объективно может оценить результаты деятельности сверстника, нежели разглядеть недочеты в своем поведении. И это норма возрастного развития, так как самооценка формируется лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребенок уже понимает, что он умеет делать, а что нет; осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задания в том случае, если оно не противоречит его интересам, На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослых у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить похвалу, подтвердить свою значимость. Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности. В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышения выносливости детского организма и совершенствования двигательных навыков подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования детской самооценки.
Оздоровительный компонент подвижных игр.
Оздоровительный компонент подвижных игр основывается на различных видах жизненно важных движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, активизирующими дыхание, кровообращение и обмен веществ, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, позвонков. Подвижные игры – прекрасное средство развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Поскольку организм – единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на другие. Во время игры улучшается процесс дыхания, кровь интенсивно насыщается кислородом, ускоряются кровообращение, обмен веществ. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакцию нервных центров, оказывает влияние и на психическую деятельность. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Специально подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно на свежем воздухе, оздоравливают, укрепляют организм, закаливают и тем самым способствуют профилактики заболеваний у детей.
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.
Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.
Влияние игры на развитие ребёнка
В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.
Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.
Источник