Влияние подвижных игр на развитие физических качеств ребенка
Влияние подвижных игр на развитие
основных физических качеств у младших школьников.
Актуальность. Всем хорошо известно, что проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Единственным радикальным лечением в таких случаях является физическая закалка. Быть в движении – одно из важных условий физической закалки. Дети любят бегать, играть. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса.
Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от которых зависит успешная трудовая деятельность, крепкое здоровья и работоспособность.
В решении этих задач используется все многообразие средств системы физического воспитания. Среди них видное место в оздоровлении и всестороннем развитии занимают подвижные игры.
Регулярные использование подвижных игр способствует: укреплению здоровья, содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности детей, воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера. Подвижные игры развивают жизненно-важные двигательные умения и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям спортом.
В младшем школьном возрасте дети свободно держат мяч, передают его, ударяют по нему. Они уже могут освоить определенную последовательность изменений ситуаций, подчинить свою деятельность сознательно поставленной цели, принимать решение, соответствующее обстановке, предвидеть возможные действия соперника. Все это свидетельствует о том, что детям вполне доступны подвижные игры и упражнения, подготавливающие к различным видам спорта.
Нередко у детей, наблюдается утомление и потеря интереса к уроку. Это естественная реакция организма на однообразие учебных занятий. И стоит учителю включить в урок эстафету, игру или провести соревнование, как дети забывают об усталости, появляется интерес к игре.
В подвижных играх участники проявляют определенные физические качества. Руководя играми, можно следить за активным проявлением этих качеств в их гармоническом единстве, а также в большей степени развивать те из них, которые имеют важное значение на различных ступенях развития и обучения школьников.
Для развития ловкости используются игры, побуждающие быстро переходить от одних действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке.
Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением действий, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Для развития силы подходят игры, требующие проявление кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке.
Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанных со значительной затратой сил и энергии. Однако здесь следует учитывать возраст и физическую подготовленность играющих.
Игры, направленные на развитие силы:
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связанны с перемещением по площадке в упоре лёжа, в упоре сзади, с выпрыгиванием. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игр проявить максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.
В игре не следует давать начинающим в большом объёме упражнение с около предельными и предельными нагрузками. Эмоциональный подъём часто не может компенсировать их недостаточной физической подготовленности.
1.«Кто дальше»
Подготовка: занимающиеся становятся на лицевой линии площадки с набивными мячами.
Описание игры: каждый занимающийся берёт набивной мяч (масса 1-2 кг), и.п.- мяч сзади за спиной, резко наклоняясь вперед и поднимая руки назад- вверх резко выбросить мяч через голову. Выигрывает тот, кто дальше бросит.
2. «Перетягивание».
Подготовка: по два занимающихся стоят в круге диаметром 2-4 м, взяв один другого за правую или левую руку.
Описание игры: каждый старается перетянуть соперника за линию позади себя.
3. « Кто сильнее ».
Подготовка: по два игрока стоят между двумя чертами, проведенными 2-4 м одна от другой, уперевшись друг другу в предплечья.
Описание игры: каждый старается вытолкнуть соперника за его линию.
4.«Удержись в круге».
Подготовка: взявшись за руки, игроки становятся вокруг прочерченного круга.
Описание игры: перетягиванием и толканием игроки стараются вынудить друг друга или одна команда другую зайти в круг. Кто попал в круг, получает штрафное очко или выбывает из игры.
5.« Крепче круг»
Подготовка: игроки образуют круг, взявшись за руки.
Описание игры: игроки сходятся вплотную к друг другу. По сигналу все отбегают назад. Кто не выдерживает рывка и отпускает руки, выбывает из игры или получает штрафное очко.
6.«Бой петухов»
Описание игры: два игрока выходят на середину круга. Скрестив руки на груди, они прыгают на одной ноге. Каждый старается толчком вытеснить соперника из круга или вывести друг друга из равновесия (т.е. заставить встать на обе ноги).
7.«Бег на руках»
Подготовка: играющие рассчитываются на первый-второй и разбиваются на пары. Затем выстраиваются вдоль лицевой линии.
Описание игры: первые номера принимают упор лёжа, вторые- берут их за ноги. По сигналу пары устремляются до контрольной линии. При достижении контрольной отметки движение начинают следующие два игрока. Побеждает команда, раньше всех закончившая игру.
Игры, направленные на развитие быстроты.
Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени. Быстрота в определённой степени зависит от силы мышц. Большое значение имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов к растягиванию. Выполнять все упражнения следует в максимально быстром темпе. Продолжительность выполнения одной серии 10-20 с. Паузы отдыха – 1-1,5 мин.
Упражнения, способствующие воспитанию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, иначе резко нарушается координация движений и теряется способность выполнять их быстро и правильно. Поэтому упражнения на развитие быстроты рекомендуется выполнять в первую половину тренировочного занятия, причем в небольших объёмах.
1. «Вызов номеров»
Подготовка: каждая группа рассчитывается по порядку номеров. Ведущий громко называет число. Игрок под этим номером из каждой команды сразу же стартует, пробегает обозначенную дистанцию и возвращается на своё место.
Описание игры: группы выстраиваются в колоны по одному рядом. По сигналу нужно пробежать до отметки поворота.
5.«Эстафета»
Подготовка: участники эстафеты выстраиваются в колонны рядом.
Описание игры: по сигналу стартуют по одному участнику от каждой команды. Они пробегают установленную дистанцию, а затем, коснувшись рукой следующего игрока своей команды, становятся в конец своей колонны. Команда заканчивает эстафету, когда последний номер встанет на своё место.
6.«Черные и белые»
Подготовка: в центре поля на расстоянии 1-3 метра одна от другой выстраиваются команды „черных” и „белых”.
Описание игры: как только руководитель назовёт: „черные”, то они становятся преследуемыми, а «белые» преследуют их. Каждый может быть запятнан несколькими ловцами.
7.«Волки и овцы».
Подготовка: назначается водящий (волк), он располагается в середине площадки. Все остальные – свободные игроки занимают место на противоположной стороне поля.
Описание игры: свободные игроки-«овцы», стараются перебежать на другую сторону площадки, стараясь убежать от «волка».
8.«Лови мяч»
Подготовка: игроки делятся на две команды. На расстоянии 5м от каждой колонны чертится круг.
Описание игры: по сигналу игроки с баскетбольными мячами в руках бегут в круг и бросают мяч вторыми номером, а сами бегут в колонну назад. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.
9.«Гонка мячей по кругу»
Подготовка: участники рассчитываются на 1-2 и становятся в круг через одного.
Описание игры: в кругу два мяча у капитанов. Мяч перебрасывают через одного своему игроку. Мяч должен обойти полный круг и вернутся к капитану. Получив мяч, капитан говорит: «Есть»!
10.«Мяч среднему»
Подготовка: играющие образуют два круга, в середине которых стоят водящие с набивными мячами в руках.
Описание игры: по сигналу водящие начинают поочерёдно бросать мяч своим игрокам. Получив мяч от последнего игрока водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, которая раньше закончила игру. Кто уронил мяч, тот его и поднимает, получив штрафное очко.
Игры, направление на развитие выносливости
В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях роботы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Эти упражнения, особенно циклического характера, могут вызывать утомление, при этом наблюдается снижение работоспособности. Поэтому такие упражнения следует давать во второй половине занятия.
1.«Рыбаки и рыбки»
Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой.
Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто все-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака».
2. «Кто быстрей»
Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой линии.
Описание игры: в середине площадки находится мяч; руководитель называет номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть мячом.
3.«Перехват мяча»
Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника.
Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч. Третий старается перехватить его.
4.«Вышибалы»
Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.
Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая мяч между собой.
5. «Скачки»
Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».
Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии, »наездник» сидит верхом на «коне».
Задача. Быстрее достичь противоположной лицевой линии.
Игры для развития ловкости
Ловкость – это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия оценки. Под ловкостью понимают:
- способность быстро осваивать новые движения;
- способность осваивать сложные по координации движения;
3)способность быстро найти выход из двигательной ситуации.
Это качество проявляется в умении быстро перестраиваться
в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и ее совершенствовании. Для воспитания ловкости используют самые разные упражнения.
1.« Зоркий глаз».
Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленное действие. Например: поднятая вверх рука означает, что дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.
2.«Падающая палка»
Подготовка: занимающиеся становятся в круг. В центре круга водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.
Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку, игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.
3.«Смена кругов»
Подготовка: на площадке чертят круги. Одна команда становится в круги, другая между ними.
Описание игры: команда, находившаяся вне круга, старается отобрать мяч у игроков круга, которые перебрасывают мяч между собой, не выходя из круга.
Игры для развития гибкости
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок.
Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры.
Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнёром и упражнения близкие по своей структуре к упражнениям волейболиста, выполняющего технический приём.
1.«Кто быстрее»
Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между партнерами-1м.
Описание игры: игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо, достигнув крайнего игрока, мяч передается в обратном направлении поворотом налево.
2.«Мостик и кошка»
Подготовка: строятся две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.
Описание игры: по сигналу первые пары от каждой команды начинают эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает » мост», а второй пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор стоя согнувшись. Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и передают эстафету следующей паре.
Вывод
В физическом воспитании детей подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.
Наибольшей популярностью в спортивных играх пользуются командные игры, так как сходны по своей сущности. Командные подвижные игры отличаются наибольшей сложностью, где наряду с совершенством владения двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий целого коллектива.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности.
Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.
Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.
С помощью подвижных игр осуществляется развитие двигательных качеств и прежде всего быстроты и ловкости. Под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Они формируются гибкими и пластичными. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.
Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжениям позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.
По своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.
Учитель физической культуры МБОУ «ООШ №14»
Падерина Н.Ю.
Источник
Оглавление
Введение
Глава
1. Теоретические аспекты влияния подвижных
игр на развитие физических качеств у
детей младшего школьного возраста
1.1
Возрастные особенности физического
развития детей
1.2
Общая характеристика подвижной игры.
Классификация подвижных игр
Глава
2. Подвижные игры и методике их проведения
2.1
Оздоровительное и воспитательное
значение подвижных игр
2.2
Организация и методика проведения
подвижных игр
2.3
Изучение влияния подвижных игр на
физическое развитие детей
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность
исследования. На сегодняшний день в
России фиксируют высокий уровень
заболеваемости населения, особенно
среди детей. В частности, за период
обучения в школе в 3-4 раза уменьшается
количество здоровых детей, увеличивается
нехватка двигательной активности,
задерживает развитие таких физических
качеств, как сила, скорость, выносливость,
гибкость, ловкость и т.д. Поэтому,
сохранение и укрепление здоровья детей,
повышение уровня их двигательной
активности, развитие и совершенствование
физических качеств являются главными
задачами физического воспитания детей
младшего школьного возраста и приоритетными
направлениями развития общества.
Процесс
становления образования и воспитания
в России создают условия внедрения и
применения подвижных игр в системе
физического воспитания школьников.
Будучи важным средством достижения и
передачи социального опыта, подвижные
игры должны войти сегодня во все сферы
воспитательной работы, эмоционально
обогащая личность, вызывая потребность
в творческой деятельности и повышение
физической работоспособности.
подвижный
игра заболеваемость воспитательный
Анализ
школьных программ, учебных пособий и
практики физического воспитания в
школах показал, что подвижные игры
используются эпизодически, без
достаточного научного обоснования их
влияния на физическое состояние детей
и их морально-волевое совершенствование.
Современная
система физического воспитания школьников
предполагает широкое использование
подвижных игр, которые являются одним
из основных средств повышения двигательной
активности детей, формирование
положительной мотивации к занятиям
физическими упражнениями и воспитания
эстетических, волевых и нравственных
качеств личности.
На
необходимость использования игр в
воспитании подрастающего поколения
обращали внимание многие отечественные
и зарубежные педагоги.1
Подвижная
игра — это образовательно-оздоровительное
средство социализации личности, которое
способно интенсифицировать
учебно-воспитательный процесс, обеспечить
мотивационную основу для формирования
в диалектической взаимосвязи физических
и духовных качеств и личностную
самореализацию. С помощью подвижных
игр дети развивают не только физические
качества и способности, но и овладевают
первыми элементами грамотности, изучая
наизусть стихи, скороговорки, считалки,
развивают математические способности
и раскрывают для себя живую историю
своего народа, учатся любить народных
героев и ненавидеть обидчиков.
Разнообразные подвижные игры являются
эффективным средством активного отдыха
после умственного труда, эффективно
влияют на деятельность сердечно-сосудистой,
дыхательной, опорно-двигательной систем,
возбуждают аппетит и способствуют
крепкому сну. В то же время, подвижные
игры играют важную роль в воспитании
как нравственной и волевой устойчивости
в действиях и поступках, так и воспитанию
коммуникативных умений и сознательной
дисциплины: с одной стороны — умению
подчинять свое поведение интересам
коллектива, а с другой — управлять своими
товарищами.
Цель,
задачи работы, материал и методы.
Цель
исследования — обосновать и определить
роль подвижных игр в физическом воспитании
детей младшего школьного возраста.
Задачи
исследования:
1.
Систематизировать и обобщить современные
научно-методические знания о влиянии
и возможности применения подвижных
игр.
2.
Определить влияние подвижных игр на
организм детей разного возраста.
3.
Обосновать особенности применения
подвижных игр для физического воспитания
детей школьного возраста.
4.
Определить эффективность воздействия
подвижных игр на физическое развитие
детей.
Исследование
проводилось на базе дошкольного
учреждения города N.
Для организации нашего исследования
мы подобрали 30 детей и распределили их
на две идентичные группы по возрасту и
физическому развитию.
Методы
исследования: анализ литературных
источников, педагогический эксперимент,
антропометрия.
Объект
исследования – подвижные игры.
Предмет
исследования — развитие физических
качеств у младших школьников средствами
подвижных игр.
Гипотеза
исследования. Исследование предусматривало,
что использование подвижных игр будет
способствовать развитию физических
качеств детей.
1.1 Возрастные особенности физического развития детей
Период
от рождения ребенка до вступления в
школу – наиболее ответственный этап
развития организма и один из важнейших
в становлении личности человека.
Знание
особенностей роста и развития детей
разных возрастных групп необходимо
педагогам для того, чтобы правильно
осуществлять физическое воспитание
детей, наблюдать за их психическим
состоянием и физическим развитием. К.Д.
Ушинский писал по этому поводу: «Если
педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его тоже во всех отношениях».
Физическое
развитие детей – это процесс изменения
морфологических и функциональных
свойств организма, а также их состояние
в различные возрастные периоды, что
определяет запас физических сил,
выносливость и работоспособность. Темпы
физического развития на каждом этапе
онтогенеза зависят от индивидуальных
особенностей, социальных факторов,
региона проживания и тому подобное.
Физическое
развитие детей является показателем
уровня функциональной зрелости организма
и является одним из важных критериев
для характеристики санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, в том числе
детского. Через несовершенство процессов
роста и развития организм ребенка
является чувствительным к влиянию
изменений, которые происходят в окружающей
среде.
Физическим
развитием детей считается состояние
морфологических и функциональных
свойств организма и уровень биологического
развития. Физическое развитие ребенка
в каждый период жизни – это комплекс
морфо функциональных характеристик
необходимых для обеспечения физической
дееспособности, выполнение физических,
учебных и трудовых нагрузок в соответствии
с морфофункциональными возможностями
школьников разного возраста и пола.
Поскольку ребенок находится в состоянии
постоянного роста тотальных размеров
тела и развития его функций, физическое
развитие отражает динамику процесса.
Поэтому физическое развитие следует
рассматривать как процесс, обусловленный
возрастными изменениями тотальных
размеров тела, его пропорций, внешнего
статуса и функций.
Самый
распространенный метод оценки физического
развития детей — это метод оценки
антропометрических параметров по
половозрастным шкалам регрессии, который
учитывает три главных показателя
физического развития: длину и массу
тела, и окружность грудной клетки, а
также соотношение между этими показателями
в процессе роста и развития ребенка.
Данный метод имеет существенное
преимущество перед другими за счет
возможности одновременной оценки
физического развития (средний, выше или
ниже среднего) и его гармоничности
(гармоничность, дисгармоничность или
резкая дисгармоничность физического
развития) каждого конкретного ребенка
(индивидуальный уровень) и отдельных
детских коллективов (популяционный
уровень).2
На
основании изучения морфологических и
функциональных показателей физического
и биологического развития современных
детей, подтверждено, что средние величины
основных признаков физического развития
(длина тела, масса тела, окружность
грудной клетки) закономерно увеличиваются
с возрастом детей.
Гармоничное
физическое развитие ребенка устанавливается,
когда масса ее тела и окружность грудной
клетки (в соответствии с длиной тела)
находится в пределах одной сигмы
регрессии (± σR). Дисгармоничным считается
такое состояние, когда масса тела ребенка
и окружность грудной клетки (в соответствии
с длиной тела) находятся за пределами
одной сигмы регрессии (± 1,1 — 2σR). Как
правило, такие состояния обусловлены
дефицитом (или избытком) массы тела и
соответствующим снижением функциональных
возможностей организма. Резкая
дисгармоничность физического развития
определяется в случае превышения двух
сигм регрессии (± 2,1 σR) и обусловлена
истощением или ожирением ребенка на
фоне резкого снижения функциональности.
В
течение многих лет наблюдаются негативные
тенденции в изменениях роста и развития
школьников – увеличение массы и длины
тела на фоне стабилизации и снижения
показателей окружности грудной клетки.
Процессы грациализации физического
развития городских школьников
сопровождаются увеличением тотальных
размеров тела (длина и масса тела) без
соответствующих изменений в поперечных
размерах тела (окружность грудной
клетки) в отличие от школьников в сельской
местности.
Организм
ребенка развивается непрерывно. Уровень
и темпы этого развития в разные периоды
жизни неодинаковы. Это распространяется
и на отдельные возрастные группы детей,
которые значительно отличаются друг
от друга.
В
течение первых шести лет у ребенка не
только интенсивно увеличивается вес
внутренних органов: легкие, сердце,
почки, печень и др., и совершенствуются
их функции. Изменяется опорно-двигательный
аппарат, увеличиваются длина и вес тела,
развиваются функции анализаторов, язык
и совершенствуются психические процессы
(память, мышление, восприятие и т.д.) и
т.д.
Физическое
развитие в раннем и дошкольном возрасте
характеризуется непрерывным изменением
основных антропометрических показателей:
длины и массы веса, окружности головы,
грудной клетки.
Факторы,
влияющие на физическое развитие:
Внутренние:
хромосомный и генетический набор:
существует более 200 генов, отвечающих
за рост организма; индивидуальные
особенности процессов обмена веществ,
темпы роста и начало пубертатного
периода.
Внешние:
рациональное питание согласно возраста
ребенка достаточная физическая
активность; частые и длительные
заболевания; психологический климат в
семье и в детском коллективе.
Дети
6-10 лет в силу онтогенетических особенностей
развития отличаются повышенной
двигательной активностью, и ярко
выраженной потребностью в ней. Определенным
препятствием в ее проявлении, как и в
других возрастных периодах, является
современный специфический режим учебной
деятельности, высокая интеллектуальная
умственная загруженность детей и явно
выраженная общая гиподинамия. Социальная
важность и ценность подвижных игр в
этих условиях, их востребованность,
несомненно, растет.3
Дети
этого возраста проявляют естественную
потребность и активность в движениях.
Они хотят много играть, проявлять, пока
не в полной мере, сформированные
естественные движения в ходе выполнения
именно таких двигательных действий в
условиях игры. Но при выборе игры следует
учитывать важные физиологические
обстоятельства, которые заключаются в
том, что организм детей еще не готов к
восприятию длительной нагрузки. В этой
связи подвижные игры для детей младшего
школьного возраста должны отличаться
волнообразным характером нагрузки,
предполагать короткие перерывы для
отдыха. Ведь насколько быстро дети 6-8
лет устают, настолько быстро они и
восстанавливают свои силы.
Содержание
выбранных игр должно соответствовать
анатомо-физиологическим особенностям
организма детей этого возраста. Опорный
аппарат ребенка активно формируется.
В силу пока недостаточно развитых
силовых способностей, активного
формирования структуры суставных
соединений, целесообразно ориентироваться
на игры с разнохарактерными движениями,
но без чрезмерно длительных нагрузок
на опорно-двигательный аппарат.
Быстрая
восстанавливаемость организма ребенка
после нагрузки обусловлена возрастными
особенностями сердечно-сосудистой
системы. В связи с эластичностью стенок
кровеносных сосудов, их широким просветом
и активной трофикой крови под влиянием
игры происходит интенсивное развитие
сердечной мышцы, увеличение доставки
другим мышцам кислорода, энергетических
продуктов.4
В
этом возрасте активно строится психика
ребенка. Эмоциональность подвижной
игры служит именно тем строительным
материалом, который увеличивает и
упорядочивает силу и подвижность нервных
процессов.
Но
следует помнить, что для детей этого
возраста пока еще неприемлемы игры как
с чрезмерно-сложным двигательным
содержанием, так и с повышенным
эмоциональным фоном. В этом случае
уместны игры сюжетного характера, с
имитацией уже известных движений
человека, животных, птиц. Дети хорошо
воспринимают игровые действия, связанные
с метанием и ловлей, ловкими движениями
с их доступной координацией.
Для
детей 9-10 лет характерны заметный рост
в силе мышц, и у мальчиков, и у девочек,
скорость двигательных действий,
скоординированность и заметное улучшение
выносливости.5
Внимание
у детей 6-8 лет только формируется, им
характерно переключение объектов
интереса, часто появляется рассеянность.
Вместе с тем дети довольно активны,
проявляют самостоятельность, стремятся
к познанию окружающего мира, к скорейшему
достижению результата, в том числе и в
подвижной игре. В связи с подвижностью
нервной системы, склонностью к изменению
характера эмоций, дети склонны как к
расстройствам при неудачах в игре, так
и к быстрым положительным изменения
настроения. Для преподавателя в данном
случае важно ненавязчиво управлять
этими процессами, тем самым превращать
игру в радость для ребенка.
Система
физического воспитания в дошкольных
учреждениях должна основываться на
знаниях анатомо-физиологических и
психологических особенностей детей
разных возрастных групп. Только при их
учете можно создать необходимые
педагогические условия для гармоничного
развития детей и организации учебной
деятельности, Направленная на усвоение
знаний, формирование двигательных
умений и навыков.
Источник