Влияние подвижной игры на умственное развитие ребенка

Влияние подвижной игры на умственное развитие ребенка thumbnail

Марина Рыженкова
Влияние подвижной игры на развитие ребёнка

Проект на тему:

«Влияние подвижной игры на развитие ребёнка»

Пояснительная записка

«В игре формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу».

В. А. Сухомлинский

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры и народные подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развитияпатриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Ничто так не привлекает ребят, как игра. Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игры у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки. Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития. И еще. Подвижные игры могут стать средством, подводящим к спортивным играм.

Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят, со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута. Видно, это и заставляет некоторых учителей идти по пути наименьшего сопротивления, т. е. «гонять» в футбол. Учителю следует проявить должную настойчивость в приобретении умения проводить подвижные игры для детей разного возраста.

Итак, прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание,но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра.

Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобиться, не забывая и о мелочах (мел, свисток, продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснить игру нужно предельно коротко и ясно.

Алгоритм работы с играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.

В подвижных играх в комплексе решаются оздоровительное, образовательное и воспитательное значение. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых подвижных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.

Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.

Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.

Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.

Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

Цель проекта: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи,решаемые в рамках данного проекта:

• активизировать двигательную активность дошкольников;

• познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

• формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

• создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

развивать умения ориентироваться в пространстве;

• обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

• воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Содержание проекта определено с учётом:

• возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

• тенденции развития воспитания и образования.

В результате освоения материала должны:

иметь представление:

О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

• о режиме дня и личной гигиене;

• о способах изменения направления и скорости движения;

• о народной игре как средстве подвижной игры;

• об играх разных народов;

• о соблюдении правил игры

уметь:

• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

• играть в подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

• выполнять строевые упражнения;

• соблюдать правила игры

ожидаемый результат:

• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

Развитие умений работать в коллективе.

• Формирование у детей уверенности в своих силах.

• Умение применять игры самостоятельно.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей.

Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Таким образом, игра –одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Источник

Наталья Анатольевна Калюга
Консультация «Влияние подвижных игр на развитие ребенка»

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействия на организм и личность ребенка.

Функции игры:

• социокультурная;

• коммуникативная;

• диагностическая;

• игротерапевтическая и коррекционная;

развлекательная.

П. Ф. Лесгафт считал, что игра – это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они воспитывали честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе.

Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.

Социокультурная функция

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребенка. В то же время она – своеобразная «школа морали», по выражению Д. Б. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У негформируется комплекс «самости» — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Коммуникативная функция

Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энергетическим источником. Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слушать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других.

Диагностическая функция

Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить взрослого, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личностные качества, т. е. игра побуждает ребенка к самопознанию.

Игротерапевтическая и коррекционная функции

В большинстве случаев игры призваны помочь взрослому гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка – выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Так, установлено положительное

влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств,но и на формирование структурных единиц психики:

• памяти – слуховой, моторно – слуховой, зрительной;

• воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;

• восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;

• наглядно – образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;

произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни, с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих норм, веселье так и брызжет, поскольку она позволяет хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом. Топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности.

Важна роль подвижных игр для умственного развития: дети учатся действовать в соответствии с правилами, запоминают их, усваивают смысл игры, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Подвижнаяигра готовит к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются средством формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе,уверенность в своих силах и самоощущение: «я – хороший».

Итак, подвижная игра доставляет ребенку много положительных эмоций.

Уважаемые взрослые! Не лишайте детей этой радости, помните, что вы и сами были детьми. Именно в детстве формируется красота тела и души взрослого человека.

Используемая литература:

Бабенкова Е. А. «Подвижные игры на прогулке» М., 2011г.

Сапего С. Н. «Спортивные праздники в детском саду» М., 2009г.

Источник

Максименкова И.П.

МБОУ СОШ №64

Г.Воронеж.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка.

Функции игры:

• социокультурная;

• коммуникативная;

• диагностическая;

• игротерапевтическая и коррекционная;

• развлекательная.

П. Ф. Лесгафт считал, что игра – это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок; он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они воспитывали честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе.

Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.

Социокультурная функция

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребенка. В то же время она своеобразная «школа морали», по выражению Д. Б. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У ребенка формируется комплекс «самости» — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Коммуникативная функция

Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энергетическим источником. Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слушать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других.

Диагностическая функция

Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить взрослого, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личностные качества, т. е. игра побуждает ребенка к самопознанию.

Игротерапевтическая и коррекционная функции

В большинстве случаев игры призваны помочь взрослому гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка – выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Так, установлено положительноевлияние подвижных игр не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

  • памяти – слуховой, моторно – слуховой, зрительной;

  • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;

  • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;

  • наглядно – образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;

произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих норм, веселье так и брызжет, поскольку она позволяет хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом. Топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности.

Важна роль подвижных игр для умственного развития: дети учатся действовать в соответствии с правилами, запоминают их, усваивают смысл игры, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Подвижная игра готовит к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются средством формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение: «я – хороший». Подвижная игра доставляет ребенку много положительных эмоций.

Используемая литература:

  1. Бабенкова Е. А. «Подвижные игры на прогулке» М., 2011г.

  2. Сапего С. Н. «Спортивные праздники в детском саду» М., 2009г.

Источник