Влияние плавания на психическое развитие ребенка

Елена Муравьева
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка

Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники относятся ко 2группе здоровья, имея незначительные отклонения состояния здоровья. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей – дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое и соматическое состояние ребенка в этом возрасте.

Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка, необходима двигательная активность с первых дней его жизни. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности.

Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Так как плавание есть превосходное средство развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и влияющее на состояние его здоровья, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию.

Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на:

— сердечно-сосудистую систему;

— дыхательную систему;

— мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей);

— суставы (бедра, руки, шея);

— опорно-двигательный аппарат.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, Так же плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами, как лечебное средство. При нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности и других. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направленны на преодоление этого неприятного и небезобидного чувства. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

И не стоит забывать, что плавание является одним из эффективных средств закаливания детского организма.

Закаливание в более узком смысле следует понимать как различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только холод, но и резкие перепады внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям.

При систематическом купании, плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспособляться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности. У них совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Наиболее эффективный способ организации занятий плаванием является игра, так как это один из ведущих способов обучения детей дошкольного возраста. На занятии задания даются в игровой форме, проводятся различные игры помогающие усвоить учебный материал.

В каждой возрастной группе, с учетом возраста и индивидуального подхода, использую игры на ознакомление со свойствами воды, которые помогают детям почувствовать сопротивление воды, освоиться с ней.

«Волны на море», «Море волнуется», «Невод».

Например: игра «Волны на море» — помочь детям руками почувствовать сопротивление воды. Стоя кругом или шеренгой. Руки отведены вправо, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Туловище поворачивают руки под самой поверхностью воды – получаются волны. Движение продолжается беспрерывно.

Читайте также:  2 особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в раннем возрасте

Игры способствующие освоению движений в воде (бег, ходьба, прыжки); приучающие не бояться брызг; учат слушать задания и выполнять их быстро и медленно.

«Карусели», «Бегом за мячом», «Солнышко и дождик», «Морской бой», «Сделай дождик», «Щука», «Мы веселые ребята», «Морской бой», «Кораблики».

Например: игра «Морской бой» — приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Две шеренги стоят друг против друга, по сигналу начинают брызгать водой друг другу в лицо.

Игры с погружением в воду – учат детей задерживать дыхание,нырять.

«Качели», «Жучок-паучок», «Нырни в круг», «Передай мяч», «Найди жемчуг», «Спрячемся под воду», «Лягушата».

Например: игра «Жучок-паучок» — упражнять детей в погружении в воду с головой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу «паучок» стоит в центре- дети говорят слова

Жучок-паучок вышел на охоту,

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду. (дети прячутся под водой).

Игры с выдохом в воду – способствуют овладению выдохом в воду.

«Водолазы», «У кого больше пузырей?», «Качели», «Нырни-достань предмет». В младшем дошкольном возрасте используются игры на дыхание — «Чей мяч дальше?», «Остуди чай», «Сделай пузыри».

Например: игра «Водолазы» — стоя парами, сделать вдох, погрузиться в воду, полный выдох.

В старшей и подготовительной группах для решения поставленных задач использую игровые упражнения. Которые учат детей свободному передвижению в воде, статическому плаванию, скольжению, правильно принимать горизонтальное положение тела и правильно работать ногами.

«Крокодилы», «Цапли», «Лодочки с веслами», «Поезд в туннель», «Воротики», «Стрела», «Винт», «Звездочка», «Поплавок», «Буксир», «Байдарки», «Лодочка», «Переправа», «Стрела».

Воспитателям в группе и в летний период советую проводить игры для развития дыхания; «Сдуй перышко», «Сделай бурю в стакане», «Надуй шарик», «Выдуй пузырь». Игры с водой; «Кораблики», «Кто быстрее?», «Остуди чай».

Для того, чтобы работа по плаванию была эффективной, необходимо по данному вопросу организовать сотрудничество с инструктором по физической культуре, с психологом, с воспитателями и родителями.

Поэтому в группах выставляются папки передвижки на темы «Детский страх перед водой», «Необходимость закаливания детского организма»; брошюры «Дыхательная гимнастика», «Формы закаливания детей».

Из всего сказанного можно сделать вывод — плавание имеет огромное воздействие на детский организм. Поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

Источник

Влияние плавания на организм ребенка.

  Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма.

Костная система ребенка.

    Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы при помощи плавательных движений позволит избежать искривления позвоночника и плоскостопия.

Мышечная система ребенка.

   Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет, несовершенна. Мышцы составляют лишь 20 – 22%от веса всего тела. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идет развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка.

 Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавания является средством профилактики и лечения нарушений осанки.

Сердечно-сосудистая система ребенка.

 У ребенка дошкольного возраста (по сравнению с периодом новорожденности) размеры сердца увеличиваются в 4 раза, что приводит к интенсивному формированию сердечной деятельности. Усиление сердечной деятельности у ребенка происходим за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Не6большой объем сердца, малая величина выброса крови в единицу времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кислорода, однако сердечная мышца ребенка обильно снабжается кровью за счет широких просветов сосудов и быстрого кровообращения. Расширяют функциональные возможности сердца детей также хорошая эластичность сосудов и невысокий уровень артериального давления. Поэтому в данном возрасте сердце сравнительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относится и плавание.

Читайте также:  Развитие ребенка на первых сроках

 При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.

Дыхательная система ребенка.

   У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути относительно узки, а так как слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях дыхание детей быстро нарушается. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое и неглубокое дыхание. Ритм его у детей неустойчив и легко нарушается. К тому же поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в легких ребенка.

   Плавание является лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

Нервная система ребенка.

  Нервная система в этот возрастной период также претерпевает существенные изменения. Особенно интенсивно развиваются большие полушария мозга. Это сопровождается сложной перестройкой мозговых функциональных отношений, что свидетельствует о готовности мозговых структур к осуществлению психической деятельности и выполнению упражнений, относительно сложных по координации движений.

   Изменения происходят и в основных нервных процессах. Увеличивается возможность тормозных реакций. Это повышает способность ребенка подчинять свое поведение внешним требованиям.

  В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.

Пищеварительная система ребенка.

   Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.

Терморегуляция ребенка.

Рекомендуемая температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребенка, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием и постепенного снижения температуры воды от занятия к занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь, закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Психологическое влияние плавания.

   На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка – скольжения на воде. Этот навык – базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах.

Читайте также:  Развитие ребенка после 30 недели беременности

   Значительная морфологическая перестройка мозговых структур у дошкольников сопровождается еще более существенными изменениями в активности головного мозга и отражается на его психических функциях. Дети начинают стремиться к выполнению ответственных поручений и обязанностей. В их поведении появляются осознанные нравственные мотивы. Впервые ребенок начинает осознавать себя как личность. Он уже может оценить свои поступки и действия окружающих, с общепринятыми нормами поведения. Дети начинают придавать большое значение оценкам, которые дают их поведению взрослые и сверстники; начинают выбирать среди товарищей образцы для подражания и сравнения. В этом возрасте складывается самооценка.

  Произвольность поведения выражается на только во внешних действиях, но и во внутренних процессах – восприятии, внимании, мышлении, воображении. Поднимаются на новую ступень умственные возможности детей: умение рассуждать, последовательно мыслить, делать обоснованные выводы. Развивается образное мышление и начинает формироваться логическое.

  Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Но, впервые попав в воду, ребенок чувствует себя неуверенно, скованно, поэтому со стороны педагога требуются такт и участие, чтобы не вызвать страх и неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно организованные занятия способствуют развитию у них волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Таким образом, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

Источник

* Ïóáëèêóåòñÿ ïî èçäàíèþ:
Ãàâåíêî Â. Ë., Îäèíåö Þ. Â., Êîëîòåâà Ë. Â., Êàðòåíåâà È. È., Æèäêèõ Å. Ì.,
Êóçüìèíîâ Â. Í.
Âëèÿíèå ïëàâàíèÿ íà ïñèõè÷åñêîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå
äåòåé // Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû, ñîâðåìåííûå äîñòèæåíèÿ ïñèõîíåâðîëîãèè, èõ
ìåäèêî-òåõíè÷åñêèå àñïåêòû â îñíîâíûõ ðàçäåëàõ è ïðàêòèêå ìåäèöèíû: Òåçèñû
îáëàñòíîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. — Õàðüêîâ, 1985. — Ñ. 217–218.

Ïîä íàøèì íàáëþäåíèåì íàõîäèëîñü 53 ðåá¸íêà, çàíèìàþùèõñÿ ïëàâàíèåì
(îñíîâíàÿ ãðóïïà), è 10 äåòåé, íå çàíèìàþùèõñÿ ïëàâàíèåì. Êîíòðîëüíàÿ ãðóïïà
èññëåäîâàíèÿ ïðîâîäèëàñü â 16-é ãîðîäñêîé äåòñêîé áîëüíèöå, îáó÷åíèå ïëàâàíèþ
ïðîâîäèëîñü ñîãëàñíî ìåòîäèêå Í. Ãóòåðìàí (1936 ã.). Îáñëåäîâàíèå
ïðîâîäèëîñü â âîçðàñòíûå ïåðèîäû 3, 6, 9, 12 ìåñ., à ðÿä ïîêàçàòåëåé èçó÷àëñÿ
äî 5,5 ëåò.

 ïðîöåññå èññëåäîâàíèÿ ñðåäè äåòåé îñíîâíîé ãðóïïû áûëè âûäåëåíû ïîäãðóïïû:
1) Äåòè, çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì ðåãóëÿðíî: â âîçðàñòå äî 3-õ ìåñÿöå⠗ 15; â
âîçðàñòå ïîñëå 3-õ ìåñÿöå⠗ 10. 2) Äåòè, çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì íåðåãóëÿðíî: â
âîçðàñòå äî 3-õ ìåñÿöå⠗ 18; â âîçðàñòå ïîñëå 3-õ ìåñÿöå⠗ 10.

Ïîìèìî îáùåêëèíè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèé â óêàçàííûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû,
ïðîâîäèëàñü îöåíêà ïîêàçàòåëåé ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ (ìàññû, ðîñòà, îêðóæíîñòè
ãîëîâû è ãðóäíîé êëåòêè). Äëÿ îöåíêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êðîìå îáùåïðèíÿòûõ
ïîêàçàòåëåé îöåíêè ñðîêîâ ïîÿâëåíèÿ èíòåðåñà ê èãðóøêàì, ðå÷è è ò. ä.,
èñïîëüçîâàëèñü ñïåöèàëüíûå àäàïòèðîâàííûå ê îïðåäåë¸ííîìó âîçðàñòó òåñòû, â
÷àñòíîñòè èñïîëüçîâàíà ìåòîäèêà èçó÷åíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé 5–6
ëåò.

Ñòàòèñòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ äàííûõ è èõ àíàëèç ïîêàçàë, ÷òî äåòè,
çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì, èìåþò áîëåå âûñîêèå ïîêàçàòåëè ðîñòà, îêðóæíîñòè ãîëîâû
è ãðóäíîé êëåòêè óæå ê 6–9 ìåñ. æèçíè, îñîáåííî îíè âûðàæåíû ê 9–12 ìåñ. æèçíè,
÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î áëàãîòâîðíîì âëèÿíèè ïëàâàíèÿ íà èíòåíñèâíîñòü ðàçâèòèÿ
ñèëû, êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû è äðóãèå ïðîöåññû. Ðåãóëÿðíî ïëàâàþùèå äåòè
íà÷èíàþò ðàíüøå õîäèòü, ó íèõ ìåíüøèé óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè. Îñîáåííî
áëàãîòâîðíîå âëèÿíèå îòìå÷àåòñÿ íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ
â áîëåå ðàííåì ôîðìèðîâàíèè óëûáêè, äåòè ðàíüøå íà÷èíàþò ãóëèòü, â áîëåå ðàííèå
ñðîêè ôîðìèðóåòñÿ èãðà èãðóøêàìè. Íàðÿäó ñ ýòèì ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî
îäíîâðåìåííî èä¸ò ïðîöåññ îáó÷åíèÿ ðåá¸íêà, óñëîæíåíèå äåÿòåëüíîñòè è å¸
ïñèõè÷åñêîé ðåãóëÿöèè, â õîäå êîòîðîãî ïðîèñõîäèò ïðîöåññ îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè
è êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ñïåöèôè÷åñêîé äëÿ ÷åëîâåêà ôîðìîé ïñèõèêè. Òàêèì
îáðàçîì, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå óñêîðåíèþ âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ
ïñèõèêè ðåá¸íêà.

Äåòè, íå çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì, ÷àùå îòâëåêàëèñü, òåìï ìûøëåíèÿ ó íèõ áûë
íåñêîëüêî çàìåäëåí, îñìûñëèâàíèå ðåàêöèé íà âîïðîñû âîçíèêàëî ïîçæå, âîïðîñû
íåðåäêî ïðèõîäèëîñü ïîâòîðÿòü. Áîëåå âûðàæåíû áûëè âåãåòàòèâíûå ðåàêöèè,
îòìå÷àëàñü ýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü, áûñòðîå ðàçâèòèå ÿâëåíèé óòîìëåíèÿ,
èíîãäà îòìå÷àëàñü ðåïðîäóêòèâíàÿ àìíåçèÿ. ×åì áîëåå ñëîæíûå òåñòû íà
îñìûñëåíèå, ïîíèìàíèå ñîäåðæàíèÿ ñþæåòíûõ êàðòèíîê ïðåäúÿâëÿëèñü äåòÿì, òåì
áîëåå âûðàæåííûå ðàçëè÷èÿ îáíàðóæèâàëèñü. Äàííûå ðåçóëüòàòû èìåþò òåì áîëåå
âàæíûå çíà÷åíèÿ, ÷òî ïðåäëàãàåìàÿ ðåôîðìà îáðàçîâàíèÿ ïðåäóñìàòðèâàåò îáó÷åíèå
äåòåé â øêîëå ñ 6-ëåòíåãî âîçðàñòà, ÷òî äåëàåò íåîáõîäèìûì èñïîëüçîâàíèå âñåõ
ðåçåðâîâ áîëåå ðàííåãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, óêðåïëåíèÿ èõ
çäîðîâüÿ è îäíîâðåìåííîãî ñíèæåíèÿ çàáîëåâàåìîñòè.

Источник