Влияние плавания на физическое развитие ребенка

Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка, оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка, что в современных условиях очень актуально. О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и особенно детей. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.
Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца https://s-mind.ru/nejrobika-kak-sposob-razvitiya-mozga/. и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга https://polit.ru/news/2013/03/08/ps_newnervecells/. доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток.
Но основная цель занятий в бассейне для детей как дошкольного, так и школьного возраста — обучение плаванию, закаливание и общее укрепление организма.
Велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, гибкость, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке правильной осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, более гибкие и сильные, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Водная среда является идеальным условием для развития силы (сопротивление воды, быстроты, ловкости (кувырки, вращения в безопорном положении, а также различные движения, которые в воде облегчаются).Но в то же время при плавании приходится преодолевать немалое сопротивление воды, что поддерживает тонус мышц. При плавании включаются в работу разные группы мышц, в том числе и внутренние мышцы спины (рис. 1) и пресса (рис. 2), участвующие в поддержке позвоночника.
Рис. 1. Глубокие мышцы спины
Рис. 2. Мышцы брюшного пресса
При занятиях плаванием все суставы действуют с большой амплитудой и во всех плоскостях, что увеличивает их природную гибкость. Позвоночник полностью расправляется, при этом снимаются все напряжения, что дает спине полное расслабление, а, следовательно, восстановление.
При плавании увеличивается экскурсия легких. При плавании необходимо освоить методику правильного дыхания: глубокий вдох и быстрый выдох. Большая глубина и частота дыхательных движений не только улучшит вентиляцию легких, но и способствует увеличению амплитуды движения грудного отдела позвоночника и реберных суставов.
Оздоровительные задачи:
укрепление и закаливание детского организма;
гармоничное психофизическое развитие;
развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной систем;
формирование правильной осанки;
повышение работоспособности организма;
приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Источник
Начать стоит, пожалуй, с того, что мы называем плаванием. Плаванье – по сути, является одни из способов передвижения в воде. Во время плавания, зачастую, выполняется зацикленный ряд действий: гребковые движения руками и различные движения ногами. Во время плавания задействованными оказываются абсолютно все группы мышц, что ведет ко всестороннему и гармоничному развитию организма, ведь в повседневной жизни мы практически не используем те или иные группы мышц, что приводится к их неразвитости, плавание же выравнивает эту ошибку.
Одновременно с развитием мышц и мускулатуры у ребенка развиваются такие навыки, как: силы, выносливость, ловкость, подвижность и быстрота. Так же всесторонне развивается сердечно — сосудистая и дыхательная система. А так же значительно улучшается работа опорно-двигательного аппарата. Плаванье всегда было и до сих остается одним из наилучших способов закаливания для детей, ведь вода ниже температуры тела, из-за чего телу постоянно нужно выделять энергию на его обогрев, а так же становится более стойким к резким сменам температур. Так и происходит закаливание.
Но как же именно влияет плавание на системы, находящиеся в детском организме и играющие важную роль?
Важно помнить, что у маленьких детей дошкольного возраста еще не завершилось формирование организма. В частности, в межчерепных костях сохраняются так называемые хрящевые зоны, которые являются крайне чувствительными и подверженными различного рода травмам. Конечно, опытный детский тренер разбирается в детской физиологией, и будет учитывать тот факт, что малейшие ушибы этих частей могут привести к серьезным травмам.
У детей активно развивается весь организм, а в частности – позвоночник. Связочный аппарат и межпозвоночные диски еще на ранней стадии развития, что объясняет невероятную пластичность и подвижность. В этот период важно обратить внимание на крепление и развитие позвоночника, чтобы в дальнейшем избежать его искривления и прочих неприятных ситуаций. Так же плавание предотвращает возникновение таких неприятных заболеваний, как, например, остеохондроз или плоскостопие. Тут важно выполнять правильные упражнения.
Так же стоит помнить, что мышечная система у детей развивается крайне неравномерно. Особенно в дошкольном возрасте. Занятия плаванием помогут задействовать все группы мышц для их гармоничного и целостного развития. Во время занятий в воде позвоночник выпрямляется принудительно, под тяжестью воды. Руки и ноги активно двигаются, разминаются суставы и на руках, и на ногах. Вообще, в любом стиле плавания, руки – это основная часть тела, которая в любом случае будет задействована больше других. Нет таких стилей плавания, при которых не использовались бы руки. Поэтому, если у вашего ребенка есть какие-то проблемы с руками, то вам точно стоит попробовать любой вид оздоровительного плавания.
Кстати, не зря плавание есть в обязательном списке вещей, которые находится на территории оздоровительных центров. Плаванием в оздоровительных целях занимаются люди всех возрастов и телосложений.
А вот если говорить про телосложение, то стоит упомянуть, что плавание помогает детям с лишним весом избавиться от него. Это происходит из-за давления воды и интенсивности движений, ведь организмом выделяется огромное количество энергии не только на все эти активные телодвижения, но и на обогрев тела, что существенно способствует сбросу веса. Однако, это будет хорошо отражаться на ребенке только в том случае, если потеря веса будет так же проходить с правильным режим питания и правильным режимом сна. Без этих двух пунктов вашему малышу станет только хуже, хотя вес он, может, и сбросит.
У ребенка дошкольного возраста происходит активное развитие и рост сердечно-сосудистой системы, отчего на данном этапе жизни стоит уделять серьезно внимание тому, чтобы развитие проходило равномерно и без сбоев. Детское сердце в таком возрасте крайне легко приспосабливается к различного рода нагрузка. Например, циклическими, из которых и состоит плавание.
Плавание является аэробным видом физической активности, который вызывает активное увеличение в крови гормона под названием соматотропин. Гормон этот отвечает за рост тела, а увеличивается его содержание в 15-20 раз. Это приводит к тому, что рост ребенка увеличивается вместе с мышечной массой тела.
Плавание – это прекрасный способ закалки организма. Регулярные занятия плаванием вырабатывают в организме повышенную стойкость не только к низким температурам, но и к резким сменам температуры. С чем это связано? Просто вода в бассейне по правилам на несколько градусов холоднее воздуха, из-за чего организму вынужденно приходится приспосабливаться к таким температурным режимам. Это ведет к повышению иммунитета, к более стойкому перенесению разных температур организмом. Дети, которые занимаются плаванием, обычно намного легче других переносят разного рода сезонные заболевания. Например, грипп. Так же, они меньше всех подвержены вирусным инфекционным заболеваниям. Вода оказывает положительное и успокаивающее воздействие не только на организм, но и на психику ребенка. Тренировки повышают эмоциональную устойчивость и даже тренируют черты характера.
Что мы можем сказать в заключении
Систематические занятия плаванием, вкупе с общим спортивным образом жизни, правильным режимом сна, правильным питанием и грамотным тренером – являются гарантом грамотного и гармоничного развития организма вашего ребенка. Плавание отлично закаляется организм, развивает мышечную систему, дыхательную систему и сердечно-сосудистую систему. Плавание развивает и укрепляет, кости, суставы, иммунитет.
Если вы решили отдать своего ребенка на плаванье, то предварительно рекомендуем вам ознакомиться со статьями, посвященными правильному выбору тренера и секции, это поможет вашему ребенку быстро влиться и коллектив и получать максимальную пользу от занятий водными видами спорта.
Источник
Анастасия Ландик
Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей
Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей
Плавание – широко распространенный, популярный, полезный вид спорта. Если рассматривать плавание как физическое воздействие, то под ним можно понимать плавание как умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений. В воде человек находится и выполняет движения в горизонтальном положении, тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, т. е. в условиях относительной невесомости, что отличает плавание своими особенностями от других видов спорта.
Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания, чем в других циклических видах спорта.
Человеческий организм состоит из воды на 80%, вода играет значительную роль в жизни людей. Жизненно важные процессы организма происходят в водной среде организма, с самого зарождения жизни наш организм развивается в водной среде.
Плавание является уникальным видом физической деятельности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. Человек подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.
Дыхательная и сердечно-сосудистая системы наиболее выраженно изменяются в процессе обучения плаванию. Происходит
закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.
Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает
работу внутренних органов, обмен веществ, деятельность желудка и
кишечника, развивает сердечно — сосудистую и дыхательную системы.
Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.
В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую
очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.
Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше,
чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины. Вода имеет свойство успокаивать человека, оказывает релаксирующий эффект. Исходя их данного факта, плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы.
Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: центральной нервной системы, костной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению кровообращения.
Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии.
Движения в плавании характеризуются кратковременными напряжениями мышц, расслабление и напряжение мышечных групп чередуется, что позволяет детям долго не утомляться. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, следовательно, и мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Динамичность и простота движений позволяет ребенку выполнять заданную нагрузку длительное время.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря горизонтальному положению тела пловца, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно — сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.
Применение игрового метода – неотъемлемая часть педагогического процесса в любом виде спорта. На воде используются игры, развивающие различные физические качества детей – координацию, силовые и скоростные способности, так же ныряния являются полезными упражнениями, способствующие развитию дыхательной системы и ориентации в воде. Чем раньше ребенка приучить к водной среде и начать обучение плаванию, тем ярче будет выражено его оздоровительное воздействие на организм.
При обучении плаванию решаются следующие основные задачи:
• укрепление здоровья;
• закаливание организма;
• привитие стойких гигиенических навыков;
• изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
• всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
• ознакомление с правилами безопасности на воде.
Для полноценного развития детей следует следить не только за распорядком дня, соблюдением правил личной гигиены, питанием, достаточным количеством сна для полного восстановления, но и за физическим развитием.
Источник
Консультация родителей ДОУ: «Влияние занятий плаванием на организм ребенка». (плавание)
Как плавание влияет на организм ребенка
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.
При плавании развиваются все группы мышц. Совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений.
Позвоночник у ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается ассиметричная работа паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тела позвонков, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корректирующим средством для опорно-двигательного аппарата.
Непрерывная работа ног с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
При плавании вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходиться преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких и объем грудной клетки.
Плавание на задержке дыхания, погружения под воду, ныряние на дальность с доставанием тонущих предметов со дна бассейна, тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, и другим изменениям внешней среды. Повышаются защитные свойства иммунной системы крови – увеличивается сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.
Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость.
Надо заметить, что плавание полностью исключает травмы всего опорно-двигательного аппарата.
Заключение:
В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы, осуществляется коррекция нарушений осанки, лучше развиваются физические качества, осуществляется общее укрепление организма. Ребенок становиться более здоровым и положительно эмоциональным.
Рекомендуем посмотреть:
О роли плавания для детей
Оздоровительное плавание
Психологическая подготовка в спорте
Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей
Источник