Влияние перинатального периода на развитие ребенка
Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка. Среди многочисленных факторов, которые способны вызывать различные формы патологических реакций в организме матери и плода, наибольшее значение имеют: лекарственные препараты, физические факторы внешней среды, соматическая патология матери, инфекционные заболевания, резус-конфликт, вредные привычки, нарушения в системе мать — плацента — плод.
Ключевые слова: антенатальная охрана здоровья, беременность, внутриутробное развитие, врожденные аномалии, гемолитическая болезнь, лекарственные препараты, плод, тератогены, фетопатии, эмбриопатии
В последние десятилетия активно изучается развитие ребенка в рамках взаимодействия с матерью, как единой системы. Несомненно, что основы здоровья закладываются в период пренатального фило- и онтогенеза. Заболеваемость и гибель зародышей и плодов на сегодняшний день достаточно высока. Пренатальные болезни и генетические дефекты ведут не только к спонтанным абортам, выкидышам, но и преждевременным родам, дизонтогенезу, пренатальным заболеваниям.
Интерес к пренатальной патологии возрастает и в связи с тем, что развитие зародыша зависит не только от сложности системы «мать-плод» и условий внешней среды, наследственности, но и от состояния здоровья матери. На сегодняшний день недостаточно изучены реактивные свойства зародыша на различных этапах пренатального развития и механизмы дизонтогенеза.
Пренатальная патология очень многообразна, поэтому очень затруднительна ее нозологическая интерпретация. Перечень «врожденных аномалий» в МКБ- 10 занимает 60 страниц без внутринозологической характеристики, а болезни и состояния, возникающие в пренатальном периоде, можно найти в 9 классах МКБ-10.
Все развитие, начиная от созревания половой клетки до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза. В период прогенеза возможно возникновение патологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследственных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриутробного и внеутробного развития. Период киматогенеза делится на три периода: бластогенез, эмбриогенез, фетогенез. Патология первого периода называется бластопатией. Она может проявиться в нарушении имплантации, различных тяжелых пороках развития плода и плаценты. К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов. Третий период — фетогенез, его патология носит название фетопатии. Которые в свою очередь, делятся на инфекционные и неинфекционные. [2, с. 95]
Вредные факторы, вызывающие аномальное развитие плода, называются тератогенными. Тератогенез — это возникновение пороков развития у плода под действием тератогенных агентов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенные эффекты могут проявляться как анатомическими дефектами, так и генными или цитогенетическими нарушениями. Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития плода или эмбриона, развивавшегося до этого нормально.
Среди повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зачатия, можно выделить: лекарственные препараты, физические факторы внешней среды, соматическая патология матери, расстройство плацентарного кровообращения, резус — конфликт, вредные привычки, инфекционные заболевания у матери, родовые травмы. Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается [2, с. 96].
В настоящее время около 80 % женщин во время беременности получают различные лекарственные вещества. Вред, наносимый лекарственными средствами, зависит от его фармакологического действия, дозы, а также стадии развития плода. Нарушения развития эмбриона или его смерть возможны, если лекарственные средства применяют незадолго до зачатия. После 11 дня начинается органогенез, поэтому применение лекарственных препаратов в I триместр беременности нежелательно, в связи с высоким риском формирования врожденных аномалий. Между 4-й и 9-й неделями беременности лекарственные средства обычно не вызывают серьёзных врожденных дефектов, но могут нарушать рост и функционирование нормально сформированных органов и тканей. Структурные дефекты после 9 недели, как правило, не возникают. Потенциал тератогенного действия лекарственных средств зависит от многих факторов, прежде всего от состояния плацентарного барьера. Таким образом, лекарственные средства назначать беременным необходимо только по определенным показаниям, кроме того необходимо учитывать его фармакодинамику в организме матери и плода [4, с. 252]
Для беременных представляют высокий риск такие физические факторы внешней среды, как радиация и действие химических веществ. Нарушения развития плода в основном зависит от срока беременности с момента воздействия повреждающего агента и его концентрации в организме. Физические факторы (электромагнитное излучение, ультразвук, гипотермия, гипертермия) могут оказывать тератогенное, мутагенное и канцерогенное воздействие. Указанные эффекты могут наблюдаться как у лиц, подвергшихся повреждающим физическим воздействиям, так и у их потомства. Отдельные осложнения проявляются сразу после воздействия, другие (тератогенный эффект) — в более отдаленные сроки. Такие отдаленные эффекты, как злокачественные опухоли и аномальное развитие органов и систем, могут быть обусловлены цитогенетическими нарушениями в половых или аутосомных клетках, а также генными мутациями [3, с. 424].
Ионизирующее излучение. Особенно опасно облучение всего материнского организма или матки (плода). Облучение на доимплантационной или ранней стадии имплантации приводит к гибели эмбрионов. На любой последующей стадии облучение вызывает задержку развития и пороки. ЦНС особенно чувствительна к облучению на всех стадиях эмбриогенеза, и последствиями этого являются микроцефалия и умственная отсталость. Любая доза облучения вредна для человека в любой период, но особенно во время внутриутробного развития. Поздние эффекты облучения даже небольшими дозами проявляются злокачественными заболеваниями или различными изменениями в наследственном аппарате [2, с.105].
Гипоксия плода и новорожденного до сих пор является основной причиной перинатальной заболеваемости и смертности. Частота гипоксии плода и новорожденного составляет 5–10 % всех родов. Исходы характеризуются поражением ЦНС различной степени: от легких функциональных, проходящих до тяжелых с анатомическими изменениями и смертью. Промежуточные между ними состояния с необратимыми изменениями (различные неврологические нарушения, умственная отсталость и др.) могут наблюдаться как при тяжелых и продолжительных формах гипоксии, так и при кажущихся по клиническому течению легкими и кратковременными. Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией. [3, с.427].
Плацентарная недостаточность. Многосторонняя функция плаценты обеспечивает взаимодействие организмов матери и плода, направленное на нормальное течение беременности и развитие плода. Различным отклонениям в развитии плода и новорожденного предшествуют функциональные и анатомические нарушения плаценты, что называется плацентарной недостаточностью. В основе ПН лежит нарушение маточно-плацентарного кровотока как вследствие снижения притока крови, так и вследствие уменьшения ее оттока. В последующем развиваются инфаркты, отек и преждевременная отслойка плаценты. Перечисленные изменения при плацентарной недостаточности оказывают тератогенное воздействие на плод, а также нарушают барьерную функцию плаценты, что способствует трансплацентарному переходу различных агентов, в свою очередь обладающих тератогенными эффектами. Как правило, ПН сопровождается задержкой или прекращением развития плода. В зависимости от выраженности снижения доставки к плоду кислорода выделяют три последовательных этапа: гипоксемию, гипоксию и асфиксию. [3, с. 419].
Резус-конфликт возникает при беременности женщины с отрицательным резусом, если кровь у плода — резус-положительная. В первую очередь поражается центральная нервная система плода, печень, почки и сердце, в полостях и тканях его накапливается жидкость, которая препятствует нормальному функционированию органов и систем вплоть до внутриутробной гибели в тяжелых случаях. Гемолитическая болезнь новорождённых развивается преимущественно в результате несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам. Гемолиз эритроцитов плода и новорождённого приводит к гипербилирубинемии и анемии, вследствие чего могут повреждаться структуры головного мозга.
Алкогольный синдром плода или алкогольная эмбриофетопатия, возникает у детей матерей, систематически принимающих во время беременности алкоголь. В клиническом течении АСП выделяют четыре основных синдрома: 1) задержка внутриутробного развития; 2) дисфункция ЦНС с нарушением умственного развития; 3) черепно-лицевые дисморфии; 4) врожденные пороки развития. Повреждения ЦНС выражаются в развитии микроцефалии, нарушениях интеллекта, состояния возбуждения. Сравнительно часто встречаются врожденные пороки сердца, неправильное развитие верхних и нижних конечностей. Перинатальная смертность при данном синдроме высокая, поэтому систематическое употребление алкоголя во время беременности является фактором высокого рыска развития перинатальной патологии.
Не менее опасно и табакокурение беременной, которое приводит к нарушению плацентарного кровообращения. Наиболее выраженное токсическое воздействие никотин оказывает на нервную и сердечно-сосудистую системы. Основными клиническими проявлениями «табачного синдрома» плода являются задержка внутриутробного развития, дыхательные нарушения и гипоксическое поражение ЦНС.
Употребление наркотиков во время беременности может привести к развитию врожденных пороков ЦНС, мочеполовой системы, самопроизвольному выкидышу, отслойке плаценты. Для детей, рожденных от матерей наркоманок, характерны повышение нервно-рефлекторной возбудимости, судороги [1, с. 46].
Инфекционная патология плода возникает при попадании микроорганизмов от беременной к плоду. В нашей стране принята классификация ВУИ, в которой в I группу объединены все вирусные заболевания эмбриона и плода, а во 2-ю — заболевания плода, вызванные бактериальной флорой. Клинические проявления и тяжесть течения ВУИ зависят от вида возбудителя, его вирулентности, массивности обсеменения, уровня иммунной реактивности организма и стадии инфекционного процесса у беременной, срока гестации в момент инфицирования, путей проникновения возбудителя в организм беременной. При ВУИ, возникших в первые 3 мес. беременности, соответствующие периодам органогенеза и плацентации, возникают инфекционные эмбриопатии, для которых характерны истинные пороки развития, первичная плацентарная недостаточность, неразвивающаяся беременность, самопроизвольные выкидыши. В случае возникновения ВУИ после 3 мес. гестации развиваются инфекционные фетопатии, которые сопровождаются внутриутробной задержкой роста плода, формированием вторичной плацентарной недостаточности, возникновением дизэмбриогенетических стигм, собственно инфекционным поражением плода. [1, с. 36].
На этапе планирования беременности и в течение первых трех месяцев необходимо полностью воздержаться от каких-либо вредных воздействий, чтобы предотвратить возникновение врожденных аномалий. Необходимо заблаговременно проводить весь комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих нормальное течение беременности. В течение беременности необходимо также осуществлять наблюдение за организмом матери и плода в динамике.
Литература:
- Акушерство: Национальное руководство [Текст] / Под ред. Э. К. Айламазяна, В. И. Кулакова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. — СПб.: СпецЛит, 2009. — 528 с.
- Акушерство и гинекология: клинические рекомендации / под ред. В. И. Кулакова. — М, 2006.
- Акушерство: учеб. пособие / Вл. И. Дуда, В. И. Дуда, О. Г. Дражина. — М.: Издательство Оникс, 2007. — 464 с.
- Мама и малыш / под ред. А. Д. Макацария, С. В. Кузнецова — М.: ОЛМА –Медиа групп, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): плод, внешняя среда, внутриутробное развитие, время беременности, плацентарная недостаточность, организм матери, нарушение, плацентарное кровообращение, клиническое течение, пренатальная патология.
Источник
В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.
Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.
В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.
Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.
Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].
Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.
Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.
Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].
В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].
Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].
Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].
М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].
Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].
З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].
А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].
Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.
При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].
Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.
Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.
Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].
Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.
Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].
Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.
В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.
Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].
Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.
В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:
- Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
- Отношение к отцу ребенка.
- Отношение к вынашиваемому ребенку.
Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.
Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].
Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.
Литература:
- Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
- Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
- Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
- Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
- Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
- Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
- Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
- Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
- Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
Источник