Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка
Екатерина Смирнова
«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность.
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев«.
Этот вывод не случаен. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужного с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки с корой головного мозга. В раннем младшем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Учитывая важность развития мелкой моторики, я и решила вести с детьми углубленную работу в этом направлении
Новизна:данного метода заключается в следующем:
• обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
• представлен мониторинг определения уровня развития,предусматривающий следующие разделы:
— «Мелкая моторика»;
— «Речевое развитие».
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Обучить детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математики и т. д.)
2. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.
3. Вызывать положительные эмоции, вызывать устойчивыйинтерес к пальчиковым играм.
План работы:
1. Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Изучение теоретических основ формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.
4. Разработка перспективного плана.
5. Создание картотеки пальчиковых игр (музыкальные подборки).
6. Разработка плана работы с родителями.
7. Консультативная помощь родителям.
Методы:
1. Работа с детьми
— разучивание потешек;
— использование атрибутов к пальчиковым играм;
— самомассаж ладоней и пальчиков;
— применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
2. Работа с родителями.
— консультации
— родительские собрания.
3. Работа с педагогами
-открытые мероприятия
— Мастер-классы
— Распространения опыта среди коллег
Работу с детьми по развитию движений пальцев и всей кисти стараюсь проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий и прогулок. Упражнения подбираю так, что бы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей практике использую игры, в которых сочетаются слова и движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развиваеттся речевой слух. В своей работе использую основные принципы от простого к сложному.
Все занятия провожу в игровой форме, поэтому ини вызывают у детей интерес и не приводят к утомлению.Начинаю и заканчиваю занятия простейшими приемами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, легкое потряхивание кисти. А так же развитие кистей кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами: семена, косточки, крупа. Выкладывание и рисование любых узоров – серьезное занятие.
Перед игрой с детьми мы обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Выполняя упражнения вместе с детьми, демонстрирую собственную увлеченность игрой. при повторных проведениях игры дети зачастую начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фразы. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Сначала выбираю 2-3 пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. К самым любимым возвращаемся по желанию детей.
Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковой игрой – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть.
Дети приходят домой и делятся с родителями теми играми, которые они выучили в саду. Просят их играть вместе с ними, повторять за ними или просят помощи, если еще не совсем хорошо знают ту или иную игру. Поэтому возникла идея поделиться с родителями накопленным опытом по развитию речи с помощью пальчиковых игр. Вниманию родителей были представлены различные консультации, памятки, а так же проводятся регулярно мастер классы.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения. Постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.
Осуществляю эту работу во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх, на прогулках – по темам.
Заключение.
Работая над этой темой,получила значимые результаты: у детей расширяется словарный запас и кругозор, развивается память, желание играть и принимать помощь от взрослого, появляются такие качества как терпение, усидчивость, чувство удовлетворенности от совместной игры, самостоятельность.
Источник
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие речи детей — одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением, как детским садом, так и школой в процессе проведения всех занятий или уроков. Но работы по развитию речи недостаточно, если не продолжать вести её и в домашних условиях.
Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исепина, Л. В. Аптакова-Фимина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», — писал В. А. Сухомлинский.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная ценность. Народная педагогика издавна использовала пальчиковые игры в воспитании детей. Пальчиковые игры обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза — рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых: «Шу полетели, на головку сели».
Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширные представительства в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция схемы человеческого тела, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Исследователи указывают, что включение в любой урок или занятие пальчиковых игр и упражнений вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.
Пальчиковые игры должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо не интересной, либо утомительной. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно проводить в медленном темпе, от одного до трёх раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками. Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если упражнения вызывают у детей сложность, то нужно помогать ребёнку, удерживать остальные пальчики от неправильных движений. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими. Нельзя требовать от ребёнка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одну игру, постепенно переходим к другой. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи. Каждое занятие имеет свое название и проводится в течение нескольких минут.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней снижался, её можно модифицировать за счёт замены рифмованных историй, которые сопровождают игру с пальцами. В качестве стимула дети могут вознаградить себя за старания аплодисментами – важный эмоциональный момент.
Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.
В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст.
Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.
Литература
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб.: МиМ, 1998.- 192 с.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движения: Пособие для логопедов и родителей. — СПБ. Дельта, 1997.- 253 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 1999.
- Харитонова Л.Г., Суянеулова Л. А., Харченко Л. В. Пальцевая гимнастика рук с элементами самомассажа.- Омск, 1996.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: «Флокс», 1995.- 32 с.
Источник