Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребенка
Алеся Роговая
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.
Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл у услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди) .
Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
«Здравствуй, пальчик, выходи. На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка». (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
1) Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи. (Сжиманиеи разжимание пальцев рук)
2) Водичка, водичка, умой мое личико… .(Выполнение движений в соответствии с текстом) .
3) Массаж пальцев.
«Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой, сполоснув потом водой.
Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно».
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше
следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.
Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.
Источник
Любовь Кривоногова
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Уважаемые родители! Рука имеет большое значение в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей:
«Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я
Вот и вся моя семья
(загибаем пальчики по очереди, начиная с большого пальца.)
«Котёнок»
«Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать!» (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности).
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
«Замочек»
На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог? Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев) Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены) Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)
И открыли! (расцепляем пальцы).
«Курочка»
«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками,
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Нашли толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце» (показываем как черпаем воду и пьём).
Желаю вам успеха!
Источник
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Эксперимент, который был поставлен на детях шести недель от роду, показал, что благодаря массажу кистей рук у этих детей через 1-2 месяца возросла активность двигательной и речевой зон головного мозга. Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что речевые области начинают развиваться благодаря импульсам, которые поступают от пальцев. Об этом нужно помнить, начиная работу с детьми по развитию речи.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того, чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь и способствует устранению дефектов речи.
Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнять задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Ученые доказали, что треть всего объема двигательной проекции коры мозга занимает проекция кисти рук, а расположена она рядом с областью, отвечающей за речь. Подобная близость двух областей позволяет ученым рассматривать кисти рук наравне с артикуляционным аппаратом. Предположение о том, что движения рук влияют на развитие речи, оказалось верным. Вот почему мало разговаривать с ребенком, нужно еще и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Кроме того, важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребенку предстоит использовать точные движения.
Начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой нужно как можно раньше. Например, в Японии упражнения для тренировки пальчиков начинают делать с трех месяцев, в России многие специалисты рекомендуют начинать занятия с 6-7 месяцев. Но даже если начать упражняться позднее, этот процесс будет очень полезен для развития малыша
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Для этого упражнения можно использовать бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки., во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Всем известна потешка «Сорока-ворона». Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.
Когда ребенок занимается гимнастикой для пальцев – пальчиковой гимнастикой – происходит следующее. Во-первых, ритмичные движения и упражнения пальцами приводят к возбуждению речевые центры в головном мозге и заметному усилению согласованности в деятельности речевых зон. Все это в совокупности стимулирует процесс развития речи.
Также игры с пальчиками благоприятно действуют на эмоциональный фон, ребенок больше начинает подражать взрослым, более внимательно прислушивается к словам и понимает смысл сказанного ему, плюс к этому речевая активность резко повышается. При помощи пальчиковой гимнастики ребенок учится концентрировать внимание, правильно распределяя его. При выполнении развивающих упражнений, сопровождая их небольшими стишками, малыш начинает более четко говорить и у него усилится контроль за движениями.
Пальчиковая гимнастика влияет и на развитие памяти ребенка, так как во время упражнений он запоминает положение рук, движения. Изображая пальчиками какой-либо предмет, малыш развивает свое воображение и фантазию. Результатом постоянных занятий станет умение ребенка «рассказывать руками» сказки или истории.
Кроме перечисленного, пальчиковая гимнастика влияет на развитие мышц пальчиков ребенка, они становятся сильнее и подвижнее. В дальнейшем такие навыки очень пригодятся при овладении навыком письма.
Все пальчиковые упражнения можно разделить условно на три группы. Упражнения для кистей рук, учат расслаблять и напрягать мышцы, развивают способность к подражанию, учат сохранять пальцы в одном положении на протяжении некоторого времени, а также учат быстро переключаться от движения к движению. Упражнения условно статические для пальцев – совершенствуют навыки, полученные от предыдущего курса занятий, развивают точность в движениях. А динамические упражнения для пальцев развивают координацию, учат противопоставлению большого пальца другим, а также сгибать и разгибать пальчики.
Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается веселым стихотворением или потешкой. Текстовое сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление, внимание, воображение, реакцию. Постепенно ребенок сам запоминает тексты и с удовольствием их воспроизводит, потому что потешки ритмичны и эмоциональны. Кроме того , пальчиковая гимнастика доставляет максимум удовольствия и и детям и взрослым.
Однако следует отметить, что игра может заинтересовать ребенка только в том случае, если взрослый ее удачно исполнил.
Пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 3 лет.
Курочка Ряба.
Жили-были дед (показать руками бороду) и баба (показать, как завязывается платок). И была у них курочка Ряба (изобразить курочку, соединив указательный и большой пальцы, а остальные немного отогнуть). Снесла курочка яичко (соединить большой и указательный пальцы). Да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучать по «яичку») – не разбил. Баба била, била (снова постучать по «яичку») — не разбила. Мышка бежала (согнуть средний и безымянный пальцы, пусть они упираются в большой, а мизинец и указательный слегка подогнуть, изображая ушки), хвостиком махнула (помахать указательным пальцем) – яичко покатилось, упало и разбилось (опустить руки). Дед плачет (закрыть лицо ладонями). Баба плачет (то же самое). А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко (соединить большой и указательный пальцы) другое, не золотое, а простое».
Игра «Банька»
Кончики пальцев обеих рук взрослого соприкасаются, образуя «крышу» (рис а). ребенок проводит указательным пальчиком между пальцами взрослого и говорит: «Пусти в баньку!»Взрослый отвечает: «Не протопил!»Ребенок другим пальцем проводит между пальцами взрослого (рис б): «Пусти в баньку!» — «Воды нет».Так каждый пальчик просится в баньку (рис в), а взрослый может отвечать все, что угодно: «Веничка нет» или «Водичка очень холодная» и т.п. потом взрослый говорит: «Ну, иди!» Ребенок просовывает пальчик между ладонями взрослого и тут же пытается его вытащить.
«Правая и левая»
При помощи этой игры (стихотворение О.Дриз) ребенок запомнит такие понятия, как «право» и «лево».
Правая и левая водят поезда, Правая и левая строят города , Правая и левая могут шить и штопать, Правая и левая могут громко хлопать. За окошком ходит ночь, Руки так устали… Правая и левая спят на одеяле. | (сжать ручки в кулачки и наклонять их вправо и влево) (прямые ладошки наставлять друг на друга) (пальчики на правой и левой руках сложить в щепоть, правой ручкой делать круговые движения, как будто работаем иголкой) (хлопать в ладоши) (сложить ладони вместе и положить под щечку. |
Пингвины.
Жили – были три пингвина Пик, Пак, Пок. Хорошо и дружно жили Пик, Пак, Пок. Как-то утром на рыбалку Пик, Пак, Пок Зашагали вперевалку Пик, Пак, Пок Наловили много рыбы И еще поймать могли бы Пик, Пак, Пок. Съели дружно все до крошки Пик, Пак, Пок. Кроме маленькой рыбешки Пик, Пак, Пок. Дружно бросилися в драку Пик, Пак, Пок, Учинив большую свалку Пик, Пак, Пок. Чтобы жить все время дружно Пик, Пак, Пок, Уступать друг другу нужно Пик, Пак, Пок. | (хлопки в ладоши) (удары по столу) (ладошка «моет» ладошку) (удары по столу) (хлопки) (удары по столу) (ладошки «шагают» — «шлепают» по столу) (удары по столу) (вращение кистей рук к себе) (вращение кистей рук от себя) (удары по столу) (хлопки) (удары по столу) (хлопки) (удары по столу) (удары кулачками друг о друга) (удары по столу) (удары кулачками о стол) (удары по столу) (ладошка «моет» ладошку) (удары по столу) (ладошка «моет» ладошку) (хлопки) |
Пальчиковая гимнастика для детей от 3 до 4 лет
Игра «Пирог»
Тесто ручками помну, Пирог я сладкий испеку. Серединку смажу джемом, А верхушку сладким кремом, И кокосовою крошкой Я присыплю пирог немножко, А потом чай заварю, В гости друга приглашу. | Ребенок сжимает и разжимает пальчики Ребенок выполняет круговые движения ладошками Ребенок водит ладошками по плоскости стола Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук |
Игра «Идем в гости»
К (имя ребенка) гости прибежали, Все друг дружке руки жали. Здравствуй, Жора! Здравствуй, Жанна! Рад, Сережа! Рад, Снежанна! Не хотите ль пирожок? Может, коржик? Иль рожок? Вот драже вам на дорожку, Все берите понемножку! С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки. | Пальчики ребенка «бегут» по столу Ребенок делает несколько рукопожатий Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечки Ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев Ребенок соединяет подушечки больших и безымянных пальцев Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальчиков и мизинчиков Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка Ребенок показывает раскрытые ладони Ребенок сжимает ладошки в кулачки Ребенок раскрывает ладошки, а взрослый стучит по ним, изображая сыплющееся драже Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже Ребенок энергично трясет кистями рук Ребенок хлопает в ладоши |
Упражнения.
Конечно, тренировать пальчики нужно каждодневно. Поэтому вот несколько упражнений, которые помогут детям весело и быстро укреплять мышцы рук и пальцев. Многие из этих упражнений могут показаться сложными. Если ребенок сразу не справляется, то следует переходить к другим упражнениям, а к этим вернуться через несколько дней.
Упражнение 1. Взять плотный картон, проткнуть шилом дырки, которые будут располагаться в любом порядке. Пусть ребенок пропустит яркую плотную нить через дырки.
Упражнение 2. Нарисовать любую непонятную фигуру и предложить ребенку дорисовать ее, чтобы получилось что-то другое (животное, дом…). Для примера можно взять данную фигуру.
Упражнение 3. Нарисовать на обычном листе в клеточку несложный узор или дорожку. Пусть ребенок перерисует их.
Упражнение 4. Раскручивать волчок поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и тд. Проделать упражнение сначала одной рукой, потом другой.
Пальчиковая гимнастика для детей в возрасте от 5 до 6 лет
В возрасте 5-6 лет дети еще не могут оценивать пространственные различия. А от этой оценки зависит точность восприятия, а потом и воспроизведения букв. В старшем дошкольном возрасте дети столь же плохо ориентируются в понятиях «справа» и «слева», «внутри» или «около». Пальчики у них уже работают лучше, чем в 3-4 года, но все же еще не достаточно хорошо. Их движения еще не точные и не согласованные. В этом возрасте лишь немногие дети правильно держат карандаш или кисточку, многие не могут зашнуровать ботинки. И только к 7 годам заканчивается развитие мелких мышц кисти, следовательно, улучшается и мелкая моторика. Поэтому пальчиковая гимнастика в 5-6 лет не менее важна, чем 2, 3 и 4 года.
Игра «Налим»
Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. | Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание Движения ладонями с двух сторон Взмахи ладонями Согнуть кулачки Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших |
Игра «Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре, Мы посуду маме мыли: Чайник, чашку, коврик, ложку И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! | Ребенок сжимает и разжимает кулачки Потереть одной ладошкой о другую Ребенок загибает пальчики, начиная с большого Потереть одной ладошкой о другую Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца Ребенок сжимает и разжимает кулачки |
Упражнения.
В 5-6 лет можно предлагать ребенку упражнения на отработку движений кисти. Для этого можно дать бумагу и карандаш и показать, как выполнять движение без отрыва от бумаги. Для этого можно попросить нарисовать «зиг-заг» или крючки.
Можно показать ребенку, как вырисовывать восьмерки. Это упражнение развивает не только пальцы, но и всю кисть, а также предплечье.
Различные поделки из бумаги тоже развивают мелкую моторику. Работа с бумагой помогает ребенку научиться правильно пользоваться ножницами, клеем.
Занятие плетением не менее важно для развития мелкой моторики. Для начала можно научить ребенка плести косичку из тесьмы, а потом переходить к более сложному плетению и использовать самые различные материалы. Этому же способствует и вышивание, нанизывание бус.
Упражнение 1. Руки положить на стол, причем одна рука должна быть сжата в кулак. Поочередно менять положение рук: левая в кулак – правая выпрямлена, правая в кулак – левая выпрямлена. Повторить 5-7 раз.
Упражнение 2. Показать ребенку три положения руки: кулак- ребро – ладонь. Потом попросить его выполнить эти действия. Темп можно постепенно ускорять. Упражнение выполняется по 5 раз сначала одной рукой, потом другой.
Упражнение 3. Сгибать и разгибать все пальчики одновременно на обеих руках. Выполнять упражнение 7-8 раз.
Упражнение4. Предложить детям сложить картинки из спичек.
Источник