Влияние отклоняющегося поведения на развитие ребенка
Светлана Мартьянова
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Что такое девиантность?
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
• врожденные;
• наследственные;
• приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:
1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
• эмоциональное отвержение;
• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
• коммуникативные и подвижные игры;
• разыгрывание «трудных ситуаций»;
• ритмические игры со словами;
• музицирование и танцы;
• чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Источник
Григорян Евгения
Причины и условия формирования девиантного поведения детей
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с детьми с отклоняющимся (девиантным) поведением.
Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество).
У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды девиантного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство и т. д.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из детского дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из детского дома, бродяжничество, школьные прогулы. Агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество, курение и токсикомания.
Причины возникновения девиантного поведения.
1. Безусловно, биологические факторы (последствия патологии беременности, родовой травмы, тяжелые или хронические заболевания детского возраста, травмы головы) играют свою роль, снижая адаптивные возможности, но они не являются фатальными в развитии зависимого поведения. Удается ли человеку конструктивно преодолевать свои негативные жизненные ситуации (стрессы, конфликты, зависит не только от его физического здоровья, сколько от его личностного потенциала.
2. Доказана связь между недостаточной способностью преодолевать стрессы, переживать конфликты, эмоциональные трудности и зависимостью. Так печаль, горе, подавленность, чувство одиночества, отвержения заставляют человека искать облегчения душевного дискомфорта. Чувство страха, унижения, несправедливости, разочарования, особенно у подростков, может замещаться агрессией, насилием.
3. Отсутствие социальных умений, умения противостоять давлению, общеучебных умений повышает вероятность употребления психоактивных веществ (ПАВ)
4. Незрелость мотивационной сферы. Источником употребления ПАВ могут стать следующие мотивы: желание подражать старшим или авторитетным сверстникам, протестные реакции («назло», месть, направленные против старших (родителей, педагогов); любопытство; подчинение давлению и угрозам; отсутствие жизненных целей; отсутствие мотивации достижения, преобладание избегающей мотивации.
5. Наличие иррациональных деструктивных убеждений. Например: «Я уже взрослый. Поэтому должен (могу) курить. Взрослые пьют спиртное. Я взрослый и поэтому могу пить спиртное. Праздники должны отмечаться употреблением спиртного. Встречи друзей должны проходить за спиртными напитками».
6. Низкая самооценка:
• неумение отстаивать свою точку зрения, некритичное присоединение к мнению других людей, зависимость от мнения авторитетов создают предпосылки к несамостоятельности, безответственности ребенка, к отвержению его группой, к невозможности противостоять ее давлению;
• неуважение к себе, своим потребностям, чувствам и телу, неудовлетворенность жизнью, своими отношениями, внешностью, способностями и возможностями создают предпосылки к подавлению чувств, усилению стресса, а также предуготавливают для ребенка роль «жертвы» (суицид, интоксикация, изнасилование, сексуальная эксплуатация);
• отказ от деятельности при столкновении с малейшими трудностями, неуверенность в себе, тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации.
Низкая самооценка лежит в основе любого девиантного поведения подростка и является самым коротким путем к развитию зависимостей.
Самооценка формируется в детстве из оценок близких людей — родителей и воспитателей. Ребенок может научиться ценить себя, только чувствуя, как ценят его взрослые. Если его хорошие качества (достоинства) выдвигаются воспитателем на первый план. То эти качества пробуждаются и укрепляются.
Важным моментом в понимании поведения подростков и влияния индевидуально-психологических элементов на их формирование является исследование характера.
Влияние внешней среды обусловлено экономическими, политическими, социальными и культурными, бытовыми и другими факторами.
Ученые провели экспертное исследование с целью выявления внешних факторов риска формирования отклоняющегося поведения.
Выявлено, что внешними факторами, которые негативно влияют на развитие поведения детей, на которые социальный педагог, воспитатель должен реагировать и которые должен учитывать в своей работе с трудновоспитуемыми, являются:
1) Процессы, происходящие в обществе:
• несовершенство законов в работе правоохранительных органов;
• пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации;
• доступность табачной, алкогольной продукции, токсичных и наркотических веществ.
2) Состояние семейного воспитания, и психологическая атмосфера в семье:
• увеличение количества неполных семей;
• материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
• низкий социально-культурный уровень семейных традиций;
• стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку,
бесправие ребенка);
• удовлетворение потребностей детей;
• асоциальное поведение членов семьи;
Факторы риска, вызванные организацией школьной жизни:
1. Недосказанность организаций управления процессами обучения и воспитания;
2. Недостаточное материальное обеспечение школы;
3. Профессиональная несостоятельность части учителей, которая выражается в непонимании детской психологии, возрастной психологии; авторитарный или стиль работы во взаимодействии в системе “учитель — ученик”;
4. Низкий уровень развития учебной мотивации детей, которые впервые идут в школу.
Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Но, природные предпосылки отдельных особенностей психики, которые действуют через социальные факторы, могут привести к формированию различных девиантных проявлений:
• стремление к уходу от активной общественной жизни, отклонения от своих общественных обязанностей, нежелание решать свои личностные и общественные проблемы — социально-пассивная направленность девиантного поведения;
• отклонения поведения, которые проявляются в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить материальную, денежную и имущественную пользу;
• отклонения поведения, проявляющиеся в действиях против личности другого человека, то есть агрессивная направленность.
Таким образом, девиантное поведение по содержанию, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях — от нарушения норм морали и незначительных правонарушений до тяжких преступлений.
Источник