Влияние обучения на умственное развитие ребенка
Проблема развивающего обучения и воспитания исследовалась в течение многих десятилетий. Сначала внимание уделялось развитию навыков учебной деятельности. Было установлено, что начальное обучение существенно не влияет на умственное развитие детей. Л. В. Занков писал о том, что достижение хорошего качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается успехами в развитии ребенка. Существующая система обучения, порожденная конкретно историческим развитием учебной деятельности, потребовала перестройки теории и практики учебной деятельности. В конце 60-х годов была осуществлена перестройка начального образования, одна из целей которой состояла в повышении роли образования в психическом развитии детей. Разрабатывались теоретические основы начального обучения, методы обучения и структурирования учебного материала, усвоение которого должно способствовать формированию у детей умения учиться. Одновременно проводился целый ряд экспериментальных исследований влияния обучения на психическое развитие детей младшего школьного возраста. В них обсуждались проблемы психолого-педагогической сущности учебной деятельности как развивающего начального обучения. Результаты этих исследований подтвердили теоретические положения о том, что обучение ведет за собой развитие и играет ведущую роль в умственном развитии детей.
Проблему развивающего начального обучения изучали путем проведения разных вариантов формирующего эксперимента ученые под руководством Л.В. Занкова, Д.Бы. Эльконина, В.В. Давыдова. Было показано развивающее значение обучения, которое связано с тем, что его содержанием являются теоретические знания.
Учебная деятельность должна вводить детей в сферу теоретических знаний и обеспечивать развитие у них основ теоретического сознания и мышления. Она включает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия и операции. При этом учебное задание должно направляться на овладение общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции предполагают выполнение рефлексии, анализа и планирования теоретико-содержательного типа. Чтобы преодолеть неспособность ребенка к обучению, необходим индивидуальный поиск причин ее неуспешности и способов, которые способствуют его умственному развитию.
Специального обсуждения требует проблема возрастного срока обучения: для эффективности обучения существует наилучший возрастной срок. Речь идет о том, что позднее начало обучения затрудняет его и неблагоприятно сказывается на умственном развитии в связи с тем, что в позднем возрасте развитие опирается на «совсем другие функции, чем в раннем возрасте». Поэтому важной остается мысль Л. С. Выготского о том, что умственное развитие в разные возрастные периоды идет неодинаковыми путями. Так, «если сравнивать обучение иностранным языкам ребенка в школе и обучение этого же ребенка родному языку, когда ей было полтора-два года, то казалось бы, что обучение в 8 лет должно пойти быстрее, поскольку все функции для овладения языком более развиты в 8 лет, то есть и память, и внимание, и интеллект развиты больше, но оказывается, обучение ребенка в 8 лет иностранному языку будет иметь большие трудности и даст меньшие результаты, чем если его обучать в полтора года, когда он одинаково легко усваивает одну-две и даже три иностранных языка без малейшего взаимного торможения отдельных из этих предметов обучения».
Обучение и умственное развитие находятся в сложных отношениях, чем это обычно предполагается. Л. С. Выготский для демонстрации этого положения условно поделил детей, поступающих в школу, на три группы: с высоким, средний и низким умственным развитием. Рассчитывая коэффициент умственного развития как отношение умственного возраста ребенка к его хронологическому и паспортного возраста, Л. С. Выготский показал, что если ребенку 8 лет и по умственному развитию она развита как восьмилетняя, то ее коэффициент умственного развития (JK) = 100%; если ребенок в 8 лет имеет умственное развитие на 12 лет, то коэффициент его умственного развития равен 150%, или 1,5; если восьмилетний имеет умственное развитие шестилетнего, то коэффициент его умственного развития равен 75%, или 0,7. Этот предварительный распределение детей по группам были необходимы Л. С. Выготскому, чтобы проконтролировать взаимодействия учения и умственного развития. Смысл измерения умственного развития ребенка при поступлении в школу заключается в том, что предполагается связь между высотой умственного развития и школьной успешностью. Каждый педагог предполагает, что дети первой группы должны иметь первое место по успеваемости, средней группы — второе место, с низким JK — третье место. Но выявлено, что дети первой группы в сравнении с другими детьми могут все-таки быть впереди, но сами по сравнению с собой они снижают в ходе школьного обучения свой высокий JK. Наоборот, дети с низким имеют тенденцию повышать свой JK, т. е. по абсолютным показателям они могут уступать первым, но относительно самих себя они повышают свой JK. Дети со средним уровнем имеют тенденцию сохранять свой JK.
Для практических целей школьного обучения важно остановиться на проблеме относительной успешности. Речь идет о том, что абсолютная успеваемость учащихся первой группы необязательно будет совпадать с относительной успешностью. Ведь важна динамика умственного развития, она дает возможность выяснить, насколько ребенок продвинулся в нем. Это дает основания понять, почему дети из третьей группы по относительной успешностью имеют высокий уровень, чем другие. В контексте этих суждений Л. С. Выготский приводил пример беглого чтения. Учет относительной успешности приобретает первостепенное значение при оценке движения неуспевающих учеников в массовой школе. Сам феномен относительной успешности является показателем потенциальных возможностей в учінні каждого отдельного ребенка. Относительная успешность дает учителю возможность увидеть то, что приобретает каждый ученик.
Анализируя актуальную и относительную успешность ребенка, Л. С. Выготский наряду с уровнем актуального развития ребенка выделял понятие зоны ближайшего развития, как «расстояние между уровнем его актуального развития, определяемого с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, который определяется с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными ЕГО товарищами… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Для динамики умственного развития и для школьной успешности оказываются не столь существенными функции, что созревают на сегодня, как функции, находящиеся в стадии созревания: существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться.
Соотнося абсолютную успешность в учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста с ранней одаренностью, учитель может допустить ошибку: не каждый случай абсолютной успешности открывает будущего интеллектуала и будущий талант. В то же время не каждый случай задержки развития определяет отсутствие перспектив умственного развития.
На умственное развитие ребенка имеет принципиальное влияние деятельность учения. При этом ведущее значение имеют усвоение и развитие речи в системе обучения. Стихийное усвоение речи в первые годы детства должно смениться программным развитием в условиях школьного обучения. К программному развитию речи относятся определенные виды обучения и развития ребенка. Во-первых, усвоение литературного языка в соответствии с нормой. Сюда включается развитие рефлексии на соотнесение литературного и не литературного языка. Ребенок еще достаточно сенситивна к поправкам со стороны взрослого, он легко воспринимает слова учителя, который указывает на то, что данная речь соответствует литературному языку или вульгарна, простонародная, далека от требований языка. Во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо — речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Успехи в овладении чтением и письмом определяют навыки построения речи, особенности выражения своих мыслей и восприятия чужой речи. В-третьих, соответствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого не должен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.
Источник
екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»
Статья «Умственное развитие»
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.
Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).
Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:
— сенсорное воспитание (развитие);
— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
— становление речи.
Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.
Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.
В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.
2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.
Источник