Влияние обучения и воспитания на развитие личности ребенка
Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность.Образование как процесспредполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персонажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и учащихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организации процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъекта взаимодействия с педагогом.
Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».[7,с.11]
Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специально организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «питать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением закрепляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответственного.
Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторону процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум»(условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя»(процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаютсявоспитанником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение.[2 с 21-25]
Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно оцениваемая.
Дидактика современного образования качественно изменилась. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.
Основные этапы развития этого процесса следующие:
• возбуждение потребности познавать новое (мотивация);
• актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;
• повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);
• введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;
• усвоение новых знаний, формирование новых умений;
• совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);
• установление связей изученных знаний, умений с имеющимися (систематизация);
• ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.
На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.
Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь целостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержанию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.
На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных цивилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное существо в этом мире. Он всегда много и мучительно размышляет о том, «что Я есть», он способен выстраивать себе в жизни мысленные ориентиры (планы, проекты, цели) и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила всегда являлась предметом пристального внимания педагогики.[2 стр.50-51]
Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что образование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связан его личностный образ бытия, его жизненная позиция. Эти свойства таковы:
· способность к выбору, готовность действовать избирательно;
· способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои решения и действия;
· способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;
· способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;
· способность к творчеству и активному преобразованию действительности;
· способность к самосовершенствованию, к личностному и профессиональному самоопределению.
Современная психология и педагогика видит возможности самоопределения личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.
Самоопределяющаяся личность — это социально зрелая личность.
Именно образование и воспитание формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.Образование — это не просто наличие достаточных знаний и умений, а присвоение значимого знания, обладающего определенной культурной, социальной и личностной ценностью.[2 стр.66-67]
Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим. [10, с.97]
Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образовательным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в такой своей характеристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура).
Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старости» и др. Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение (к миру природы и социуму, к людям, к самим себе), которое реализуется в поступках и качествах личности.
Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для саморазвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников.
Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя— неосознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как правило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентификации, конгруэнтности, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими порядок и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».
Воспитатели, организующие свое педагогическое взаимодействие с воспитанниками в «поле позитивных ожиданий», напротив, склонны больше доверять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского поведения, без предвзятых негативных оценок и излишнего выделения лучших.Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто прямо проецируют поступки воспитанников. [2, с.76-78]
Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Податливость воспитанию неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников. [9, с.42]
Источник
Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно оцениваемая.
Предметом современной педагогической науки является образование как целостный педагогический процесс, в котором происходит развитие личности, ее социализация, целенаправленно организованное воспитание и обучение.Каждый компонент целостного процесса образования детерминирует остальные, они друг без друга не существуют. Но поскольку образование — это процесс, движение и при этом взаимодействие всех компонентов, то его модель может иметь вид спирали, где каждый компонент повторяется на новом, измененном уровне.
Качественно изменилась дидактика современного образования. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.
Основные этапы развития этого процесса следующие:
• возбуждение потребности познавать новое (мотивация);
• актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;
• повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);
• введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;
• усвоение новых знаний, формирование новых умений;
• совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);
• установление связей изученных знаний, умений с имеющимися (систематизация);
• ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.
На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.
Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь целостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержанию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.
Здесь необходимо еще раз вспомнить, что обучение, также входящее в целостный процесс образования, связано с индивидуально-исполнительским содержанием деятельности. Вот почему обучение должно опираться на цели, выстраиваемые воспитанием, иначе вся познавательная деятельность окажется малоэффективной. Конкретной учебной цели (например, научиться определять падежные окончания существительных) бывает достаточно несложно добиться, особенно авторитетному учителю, да еще от младших школьников. Угроза «двойки» за четверть, лишение развлечений, принуждение дают нередко приемлемый результат в учебной деятельности. Именно поэтому сохраняется многовековая традиция телесных наказаний детей за неуспеваемость, образ средневековой розги неплохо стимулирует и современных школьников. Выучить склонение существительных можно заставить, но полюбить свой родной язык под нажимом угроз и наказаний невозможно. Можно заставить ребенка контролировать себя, чтобы не опаздывать на уроки, здороваться, но стать добрым и трудолюбивым, не имея мотива, не приняв личностного смысла такой нравственной позиции, невозможно.
Цель образования определяется тем обществом, в котором оно осуществляется, однако конкретная постановка цели зависит от многих факторов: культурных традиций, господствующих религиозных воззрений, уровня развития социально-экономических процессов в обществе, государственной политики и даже компетентности лидеров и идеологов науки. Но самым значимым является философское понимание сущности человека, идеала личности.Идеал личности — это своего рода образ общей цели жизни,сложившийся в данный момент в данной культуре.
На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных цивилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное существо в этом мире. Он всегда много и мучительно размышляет о том, «что Я есть», он способен выстраивать себе в жизни мысленные ориентиры (планы, проекты, цели) и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила всегда являлась предметом пристального внимания педагогики.[2 стр.50-51]
Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что образование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связан его личностный образ бытия, его жизненная позиция. Эти свойства таковы:
· способность к выбору, готовность действовать избирательно;
· способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои решения и действия;
· способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;
· способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;
· способность к творчеству и активному преобразованию действительности;
· способность к самосовершенствованию, к личностному и профессиональному самоопределению.
Современная психология и педагогика видит возможности самоопределения личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.
Самоопределяющаяся личность — это социально зрелая личность. Своеобразной мерой самоопределения личности являются:
· освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
· зрелое понимание смысла жизни;
· наличие духовных сил, системы знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельности, для преодоления жизненных трудностей и переживания счастья;
· готовность совершать социально значимую деятельность и оценивать ее результаты; самостоятельность в принятии решений;
· осознание себя как субъекта деятельности и общения, готовность к реализации своих индивидуальных способностей.
Нетрудно заметить, что эти признаки самоопределяющейся личности характеризуют освоение основных ценностей культуры: жизнетворчества, гуманизма, нравственной убежденности.
Именно образование и воспитание формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.Образование — это не просто наличие достаточных знаний и умений, а присвоение значимого знания, обладающего определенной культурной, социальной и личностной ценностью.[2 стр.66-67]
Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим. [10]
Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Воспитание следует понимать как процесс организованной социализации,как педагогическое обеспечение детского образа жизни. Это значит, что воспитание предполагает включение ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, где бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений. Таким образом, воспитание одновременно является и педагогически организованным процессом индивидуализации(«выращивания индивидуальности»). Воспитание как педагогический процесс (от лат. processus — движение) предполагает определенным образом педагогически организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, их совместное движение в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта. Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека определенный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающейся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.
Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образовательным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в такой своей характеристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура).
Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старости» и др. Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение (к миру природы и социуму, к людям, к самим себе), которое реализуется в поступках и качествах личности.
Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для саморазвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников.
Педагогическое взаимодействиевоспитателя с ребенком осуществляется как отношение с ним в совместной деятельности и общении.Предпосылкой возникновения отношений в процессе воспитания выступают представления воспитателя о ребенке.Они в определенной мере являются продуктом профессионального педагогического образования воспитателя, его знаний психологии ребенка, а кроме того, покоятся на впечатлениях от книг, фильмов, наблюдений за людьми и собственном жизненном опыте.
Грамотный воспитатель хорошо представляет типичные проявления личности ребенка в разные возрастные периоды его развития, способен уловить проявления новообразований личности, понять природу возрастных кризисов. Но представления воспитателя не всегда свободны от житейских штампов и стереотипов. Ранее выработанные представления нередко мешают ему в новой конкретной ситуации увидеть действительные качества своего воспитанника. Так, у некоторых педагогов часто возникает предубеждение против определенных детей (например, из малообеспеченных семей, выходцев с Кавказа), или они выстраивают отношение к ребенку, исходя из его учебных успехов, и тогда слабоуспевающие школьники принимаются только как «трудновоспитуемые».
Целенаправленно взаимодействовать с ребенком воспитатель может лишь в той мере, в какой он точно и глубоко понимает ребенка. Поэтому для установления воспитательных отношений педагогу очень важно проявлять такие профессиональные психологические качества, как:
· эмпатия— «вчувствование» в ребенка, эмоциональный отклик на его состояние;
· идентификация — понимание состояния ребенка, способность мысленно поставить себя на его место (хороший воспитатель всегда помнит себя в детстве);
· конгруэнтность— открытость, подлинность своих чувств и переживаний в общении с детьми, способность предъявлять себя детям таким, каков ты на самом деле;
· суггестивность — способность к внушающему влиянию, способность «заразить» детей значимыми идеями, внушить веру в свои силы, воодушевить, «зажечь» их мотивы и стремления;
· креативность — способность творчески, ярко и оригинально выстраивать ситуации деятельности и общение детей, способность фантазировать и поддерживать эти проявления у детей, способность самовыражаться.
· себя как воспитателя в разнообразной художественной деятельности (писать стихи, сочинять песни, танцевать, рисовать и т. д.);
· рефлексивность — способность осмыслять свои педагогические действия, свои отношения с ребенком и корректировать их.
Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя— неосознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как правило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентификации, конгруэнтности, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими порядок и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».
Воспитатели, организующие свое педагогическое взаимодействие с воспитанниками в «поле позитивных ожиданий», напротив, склонны больше доверять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского поведения, без предвзятых негативных оценок и излишнего выделения лучших.
Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто прямо проецируют поступки воспитанников. [2, с.76-78]
Ребенок в позиции участника воспитательного процесса (воспитанника) является носителем определенного личностного поведения. Всегда одновременно ребенок является и субъектом воспитания — он избирательно воспринимает адресованное ему педагогическое воздействие. Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие.Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:
· открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
· принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;
· проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;
· открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.
Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Податливость воспитанию неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.[9]
Степень проявления ребенком своейсубъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников.
Источник