Влияние общества на развитие ребенка

Марина Черных
Родительское собрание на тему «Влияние социума на развитие личности ребенка»
Тема родительского собрания:
«Влияние социума на развитие личности ребенка».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка.
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.
Одна из важнейших задач -формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т. е. его социализация.
В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.
В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.
По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается,особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение. В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности, которые, прежде всего,проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.
С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу — учителями.
Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается еще одинаковым.
В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями установятся добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических взаимоотношений.
С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.
В целом влияние школы на развитие ребенка как личности, эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет). Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.
Ранний юношеский возраст — это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности.Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет.
К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.
Особенно важен и труден период после окончания школы,когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор: профессии, партнера по браку, систем ценностей и т. д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т. д.
Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.
В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства,заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. Итак, формирование личности — это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т. е. усвоение индивидом требований социума.
При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды — дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т. д., в которых он формируется как личность.
Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.
Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.
Источник
Ребёнок большая радость для каждого родителя, однако со временем он становится предметом гордости или разочарования. Главным решающим фактором является этап становления ребёнка в обществе, как личности. Этот процесс принято называть социализацией.
Социализация ребёнка и влияющие факторы
Социализация – это процесс формирования в обществе, как полноценного индивидуума, способного мыслить, принимать и опровергать чужое мнение, умение приспосабливаться к условиям и нормам жизни.
При рождении ребёнок обладает статусом, которым обладают его родители. В процессе первоначальный статус изменить нельзя, но его можно дополнить: например, жена, доктор наук, педагог и прочее.
Умение социализироваться в обществе в большинстве определяет дальнейшую судьбу малыша: статус, успех, богатство и будущую семью. Существует три основных фактора, влияющих на умение быстрой адаптации к обществу: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы.
Микрофакторы – это общество, в котором находится ребёнок с самого рождения: семья, дошкольные и образовательное учреждения, сверстники – чем старше становится малыш, тем больше развивается его круг общения.
Мезофакторы оказывают влияние, в ходе которого формируется и расширяется кругозор, приходит осознание происходящего. К таким факторам относятся более обширные понятия: место жительства, средства массовой информации и этнические установки.
Макрофакторы развивают более глобальные мыслительные процессы. Экология, политика, экономика, устройство мира – это немногие из тех, что помогают ему в этом.
Периоды развития ребёнка
Главных периодов развития детей в социальном обществе всего пять: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый период и юношество. Во время этих процессов и происходит становление личности индивидуума. В каждом из этапов главное правильно направить развитие в нужное русло.
Период социализации ребёнка от нуля до 6 лет
Этот период делится на два подпериода: социализация детей до 3-х лет и социализация детей дошкольного возраста. И тот, и другой этапы очень важны, так как являются фундаментом адаптации к обществу. В раннем детстве важно заложить те качества, которые помогли бы ему в процессе становления личности. Главной задачей выступает закладка позитивной эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте важно уделить большое внимание сюжетно-ролевым играм. В возрасте от трёх до шести лет ребёнок весь мир познаёт через игру.
Социализация в школьные годы
Ребёнок пошёл в первый класс – это ступень, на которой родители уже не имеют такого влияния, как в раннем и дошкольном возрасте. Главным учителем адаптации становится школьный социум. В учебном заведении будут получены навыки в общении с людьми, чей статус выше его собственного. Ребёнка научат дисциплинированности, уважению по отношению к другим людям и их мнению, беречь своё и чужое имущество. Этот этап является последним, когда родители могут оказать влияние на своего подопечного. На сайте https://umnie-deti.com.ua/ можете подобрать образовательную литературу.
Социализация в подростковый период
Подростковый возраст – это самый трудный и переломный период. Подросток стремиться к самостоятельности и старается обрести её любым путём. Его окружение занимает важное место в жизни и развитии. Он старается завоевать авторитет, порой этого не получается сделать, и ребёнок остаётся ведомым своими сверстниками или же становится загнанным. В период подростковой социализации родители особого влияния не имеют. Ребёнок преимущественно находится в обществе своих сверстников и друзей.
Юность и общество
Закончился подростковый, самый переломный, этап жизнедеятельности – началась юность. Это период, когда есть два пути социальных убеждений ребёнка и выбор зависит от того окружения, в котором он находится: либо он укрепится в своих взглядах на жизнь, либо внесёт корректировки и примет их к сведению в дальнейшем. В шестнадцать-семнадцать лет дети уже считают себя взрослыми людьми и все неурядицы стараются решить без вмешательства посторонних.
Развитие ребёнка – это процесс, который всегда должен быть под контролем. Младенца можно сравнить с куском мягкого пластилина, когда он рождается – вы сами закладываете основу его дальнейших познаний о мире и умении гармонично жить в нём. Влияние сверстников может негативно сказаться на его социальной адаптации, потому следует понимать, что вы обязаны быть не только семьёй, но и стать лучшими друзьями, чтобы иметь влияние на индивидуума в любом из периодов становления.
Светлана, www.vitamarg.com
Источник
Реферат
на тему:
Влияние общества
на формирование
ЛИЧНОСТИ
в ребёнке.
Выполнила
учитель дагестанской литературы
МБОУ лицей № 8 г. Каспийска
Тайгибова М. К.
Содержание
Введение. Цели и задачи изучения общественного влияния на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке.__________________________ 2
Основная часть._____________________________________________ 2 — 9
Процесс формирования ЛИЧНОСТИ______________________ 2
Роль социальных факторов в развитии ЛИЧНОСТИ ребёнка___ 3 — 5
Место и роль литературы в жизни общества.________________ 5
Общие закономерности исторического развития общества
в Дагестане. ___________________________________________ 6 — 10
Заключение.________________________________________________ 10
Список литературы._________________________________________ 11 — 12
1
I. Введение. Цели и задачи изучения общественного влияния на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке.
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество», – считал В. Г. Белинский. С великим русским критиком трудно не согласиться. Действительно: нет на земле человека, который бы не жил в окружении других людей и не испытывал бы на себе их воздействие. И далеко не всегда социум оказывает положительное влияние на него. Когда речь идёт о взрослом, состоявшемся в личностном плане человеке, мы понимаем, что он сам несёт ответственность за собственную жизнь. Другое дело – ребёнок. Разве малыш в состоянии самостоятельно отделить «зерна от плевел», добро от зла? И вообще, по каким критериям ему можно ориентироваться в формировании собственной личности? Насколько осознано подходят дети к подобным вопросам и способны ли справляться с ними самостоятельно?
II. Основная часть.
1. Процесс формирования ЛИЧНОСТИ.
Существует два основных мнения по этому поводу. Кто-то придерживается консервативной точки зрения в подходах к воспитанию подрастающего поколения. Они предпочитают полностью контролировать во всём своего малыша уже с пелёнок. Кто-то впадает в другую крайность, полагая, что ни в коем случае недопустимо взращивание «маменькиных сыночков и дочек», поэтому предоставляют своим детям возможности проявлять самостоятельность. Кто из них больше прав? Наверное, более правильным было бы сочетать методы «кнута» и «пряника» и придерживаться в вопросах формирования ЛИЧНОСТИ в ребёнке некой «золотой середины». Тогда велика вероятность вырастить человека по-настоящему гармоничного, стрессоустойчивого, способного преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей, но при этом соблюдающего определённые морально-этические нормы и принципы.
2
2. Роль социальных факторов в развитии ЛИЧНОСТИ ребёнка.
Под социальными факторами в развитии ЛИЧНОСТИ ребёнка мы подразумеваем, прежде всего, роль семьи, воздействие средств массовой информации и влияние школы. Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
Безусловно, важнейшим ориентиром для детей являются родители, но далеко не всегда они соответствуют идеалу. Известны случаи, когда социальные службы бывают вынуждены лишать родительских прав нерадивых отцов и матерей. Основание для этого может быть самым разным: пристрастие к алкоголю и наркотикам, излишняя жестокость к собственному чаду, отсутствие элементарных бытовых удобств для ребёнка. Другой вопрос, становится ли жизнь таких детей счастливее после того, как они отправляются в детские дома…
Как часто мы, педагоги, наблюдаем родителей, для которых главным является материальное обеспечение ребёнка, а вопросы его воспитания и обучения отходят на задний план. Понимание ошибочности подобного подхода к собственным детям может прийти слишком поздно, когда «ПОТРЕБИТЕЛЬ» вырастет в большого эгоиста, вырастут и его запросы, удовлетворять которые с каждым днём родителям будет всё сложнее. А ведь ещё Конфуций предупреждал нас, что «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду».
Известна и другая крайность: ребёнок в семье – это, прежде всего, ПОДЧИНЁННОЕ ЛИЦО, имеющее определённый круг ежедневных обязанностей по дому, невыполнение которых влечёт за собой неизбежное наказание. Такие дети часто выделяются на фоне остальных своей взрослостью, необщительностью, нелюдимостью, озлобленностью и завистью по отношению к другим; они как будто живут в своём отдельном мире, и эту замкнутость им бывает довольно трудно преодолеть даже через много лет и десятилетий, уже во взрослом возрасте.
3
Не менее важным фактором в формировании ЛИЧНОСТИ в ребёнке является его воспитание в так называемой неполной семье. К этой категории можно отнести детей разведённых родителей. Случается даже, что оба родителя устраивают личную жизнь, а первенца оставляют на попечении бабушек и дедушек. Не лучше обстоят дела ребёнка, живущего вместе с отчимом или мачехой. Сказать, что такие дети, осознавая собственную ненужность мамам и папам, начинают вести себя агрессивно и вызывающе, значит не сказать ничего. Они тщательно скрывают от окружающих возникающие по этому поводу комплексы и демонстрируют всем, особенно своим родителям, собственную независимость. На самом же деле нет существ более ранимых, чем такие дети, и педагог, по возможности, должен компенсировать эту пустоту в ребёнке, иначе из него вырастет сама циничность и личностные характеристики его опустятся до нуля.
Отличительной чертой большинства детей является их стремление к справедливости. К сожалению, современное человечество в этом плане далеко от совершенства. В моей практике не единичны случаи, когда ученики напрямую указывают на несправедливость требований родителей по отношению к ним, потому что сами взрослые не соответствуют этим требованиям. Чаще всего в пример приводят курящих отцов. Приходится объяснять детям, что в основе родительских требований лежат их сожаления о личных проступках и упущениях в жизни определённых возможностей. А значит их требования – это скорее своего рода мудрые советы, основанные на жизненном опыте, пожелание добра собственным детям. Следовательно, в их интересах прислушиваться к голосу разума.
Огромное значение на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке оказывает, особенно в подростковый период, их взаимовлияние друг на друга. Сложные взаимоотношения подростков с родителями и учителями зачастую компенсируются «уважением» ровесников за асоциальное поведение в обществе.
4
Повышенная конфликтность, приверженность к ненормативной лексике,
способность действовать напролом, – всё это присуще им. Дети не понимают, что, забросив учёбу, упускают возможности для самосовершенствования, саморазвития и, что немаловажно, успеха в дальнейшей взрослой жизни. Только объединённые, совместные усилия родителей и педагогов способны повлиять положительно на таких подростков.
Кроме вышеперечисленного на личностное формирование ребёнка воздействуют средства массовой информации, чаще всего это телевидение, радио, интернет. Пагубное влияние СМИ способно сбить ребёнка с толку, нарушив систему нравственных ценностей. Поэтому разумные родители регулируют потоки информации, доступные для ребёнка, например, вносят в чёрный список определённые телепередачи, телеканалы и сайты в интернете. К сожалению, полностью контролировать эти вопросы невозможно, потому что прогресс не стоит на месте и зачастую современные дети разбираются в технике лучше своих родителей. Значит, необходимо более тесное общение между поколениями «отцов» и «детей», доверительные отношения между ними.
Существенное влияние на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке может и должна оказывать школа, потому что бóльшую часть детства составляют годы, проведённые в ней. Можно сказать, что каждый педагог обязан осознавать меру ответственности за каждого своего ученика. Однако воздействие учителей литературы на умы подрастающего поколения наиболее плодотворно, потому что оно опирается на вековые нравственные устои, лежащие в основе любого классического литературного произведения.
3. Место и роль литературы в жизни общества.
Художественная литература и общество всегда взаимовлияли друг на друга. С одной стороны поэты, писатели, драматурги все-таки являются частью социума
5
и не могут не поддаваться влиянию со стороны властных структур, политической
обстановки, общественных морально-этических установок того или иного исторического периода. С другой стороны, авторы способны оказать влияние на сознательный выбор пути общественного развития, если в их произведениях затронуты актуальные проблемы современности.
К сожалению, в наши дни литература уступает свои позиции: телевидение, интернет вытесняют ее на задний план. Сегодня они травмируют неустоявшуюся психику ребенка сценами насилия, культом внешности. А между тем, по словам Маранцман В. Г., «нравственное одичание в век безмерных возможностей технического прогресса опасно для человечества». Поэтому перед учителем литературы стоит непростая задача – восстановить прежнее влияние художественного текста на детские умы, а для этого «урок должен преобразиться, в нем должны забить родники жизни, он должен стать не созерцанием, а действием».
2. Общие закономерности исторического развития общества в Дагестане.
Общество развивается непрерывно. Каждая эпоха обозначает определённые достижения и отображается в культурном, литературном наследии. Однако сдвиги в сфере общественного сознания происходят не каждый год, даже не каждое десятилетие. Они имеют место чаще всего при социально-экономических переменах. Всё это в целом формирует ЛИЧНОСТЬ в каждом представителе дагестанского народа, а значит достойно более подробного освещения в докладе.
Многоязычная литература Дагестана создавалась столетиями и правдиво отобразила его героическое прошлое. Фольклор народов Дагестана отражает в полной мере все испытания, выпавшие на долю горцев и, как правило, воспевает их мужество, стойкость в противостоянии многочисленным завоевателям. Так всемирно известный дагестанский поэт Расул Гамзатов подчёркивал, что
6
«Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней; надмогильными памятниками. Не чернилами написаны горские песни – они написаны слезами и кровью».
В дагестанской литературе так называемого «доарабского» периода можно выделить героические песни: «Парту Патима», «Каменный мальчик», «Песня Абдулы», при чтении которых живо представляешь себе картину общества равных перед лицом смертельной опасности людей, независимо от их пола и возраста, сплочённых общей идеей защиты своей Родины.
Позже, со становлением феодального строя, народ станет слагать героические песни, прославляющие отдельных смельчаков, осмелившихся бросить вызов местным шамхалам, ханам, уцмиям, бекам, нуцалам. Социальное неравенство внесло разлад в обществе, что наглядно выражено в самых известных песнях той эпохи – «Хочбар», «Айгази», «Табахлинский Кайдар», «Песня о Балхарском Давди».
Однако литература и искусство развиваются не только под воздействием общественной жизни. Неоспоримым фактом считается прогресс в развитии литератур народов Дагестана, связанный с созданием письменности на основе арабской вязи – аджама, поскольку до его распространения произведения дагестанских авторов (зачастую неизвестных) сохранялись для потомков только в устной поэтической форме. Начальный этап формирования арабоязычных традиций в культурном пространстве Дагестана относят к X – XV векам.
В XVII — XIX веках на территории Дагестана получает распространение персидский язык и литература. Основы персоязычной литературы были заложены позже, но знание персидского языка и литературы ценились высоко.
Начиная с XVIII века, широкое распространение в Южном Дагестане получают азербайджанские язык и культура, оказавшие решающее влияние на процесс зарождения письменной литературы, а также на ашугскую поэзию.
7
В начале XIX века литературное творчество народов Дагестана начинает ориентироваться на новые исторические реалии Кавказской войны, которая, кстати, нашла своё отражение и в произведениях русской литературы.
После вхождения Дагестана в состав Российской Империи литературные тенденции возрастают, потому что идут на сближение с русской литературой. Феодализм сохраняется и вдобавок к нему начинает складываться капитализм, что приводит к народному восстанию в 1877 году, которое было жестоко подавлено царскими войсками. Это историческое событие также нашло своё отражение в литературном творчестве дагестанского народа.
Развитие капитализма привело к тому, что горцы в поисках заработка были вынуждены выезжать за пределы Дагестана в Россию или даже за рубеж, где они жили десятилетиями, обогащаясь культурно. Так, многолетнее вынужденное отходничество Гаджи Ахтынского, Гаруна Саидова, Мунги Ахмеда позволило им поменять угол зрения на происходящее в мире и насытить свои произведения предреволюционным настроем.
XX век ознаменован радикальными изменениями в социально-политической, а, следовательно, и культурной сферах. Дагестанские литературы, сохраняя линию арабо-персидско-тюркской поэтической традиции, включаются в общероссийский межлитературный процесс, что предопределило разноголосый, полифонический характер дагестанской культуры как единого культурного феномена. Сочетание множества художественно-эстетических систем, собственно-национальной, традиционно-восточной, русской стало фактором приобщения дагестанской литературы к культурному полю международной литературы.
В общественном пространстве Дагестана активно формируется и развивается новая общность, основанная на связях генетически и регионально родственных культур, опирающаяся на многовековые традиции восточно-мусульманской
8
культуры и радикально новые для национальной культурной системы формы литературного творчества. Одним из наиболее выразительных примеров подобного явления стало творчество представителей Южного Дагестана, где восточные традиции получили в свое время большое распространение, стали неотъемлемой частью ментального, духовного мира полиэтнического населения этого региона. Здесь ярко проявляется закон преемственности поколений, который предполагает как использование исконно национальных традиций, так и освоение всех доступных достижений близких и далеких эстетических систем.
Сближение и взаимодействие культур Дагестана и России было закономерным и исторически обоснованным процессом, который берет свое начало еще в конце XIX века. С каждым новым этапом историко-социальных сдвигов в обществе, интеграционные тенденции в национальной и русской литературах нарастали, приобретали характер всеобъемлющий. Естественно, исторически сложившаяся, многовековая ориентированность общества Дагестана на восточную культуру в XX веке дополнилась новыми культурными импульсами, идущими от русской, а через нее и мировой культуры. Самым ярким примером в этом плане, бесспорно, являлся наш земляк – Расул Гамзатов.
Основной фактор в проблеме преемственности – освоение науки понимания и изображения жизни и места человека в ней с позиций своего времени. Неплохо было бы ещё при этом учитывать определённые, присущие живущему в отдельно взятом регионе народу, особенности.
Менталитет дагестанца существенно отличается от остальных. Ведь не случайно единственным литературным направлением, не нашедшим своего места в дагестанской литературе, является сентиментализм. Значит и представление об идеальной ЛИЧНОСТИ в Дагестане тоже уникально. Поэтому в вопросах воспитания мы, дагестанские учителя, должны учитывать этот самый менталитет и опираться на него. В конце концов, нет ничего плохого в том, что наши предки
9
уважали старших, ценили собственную честь и свободу, защищали Родину от врагов, предпочитая смерть в бою жизни в неволе. Этот стержень было бы желательно сохранить и в наших потомках.
III. Заключение.
Современный мир насыщен социальным и общественно-политическим драматизмом. В нём особенно остро стоит вопрос о смысле и цене самой человеческой жизни. В этих условиях проблема нравственных ценностей обретает существенное значение, поскольку даёт человеку возможность реально оценивать постоянно меняющуюся вокруг него обстановку и адекватно на неё реагировать. Только правильно сформированная ЛИЧНОСТЬ может преодолеть жизненные невзгоды, не потеряв при этом собственного лица, уважения со стороны окружающих людей. Значит, для любого общества любой страны огромное значение имеет ответственный подход к воспитанию этой самой ЛИЧНОСТИ в каждом своём гражданине. Всем известно, чем заканчивается жизнь страны, руководство которой живёт по принципу «государство – это я», поэтому ему предпочтительнее жить по принципу «государство – это мы».
Влияние истории, литературы и культуры на формирование общества бесспорно во все времена. А любое общество, как известно, состоит из отдельных людей, которые в своём становлении как ЛИЧНОСТИ непременно проходят стадию детства. Не случайно в Российской Федерации каждый ребёнок обеспечен возможностью получения базового среднего образования. Это даёт стимул в развитии общества в целом. Главной задачей школы, наряду с образованием, является «правильное воспитание детей», от которого, по словам Джона Локка, «зависит благосостояние всего народа».
10
Список литературы
Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
Абуков К. И. Разноязыкое единство: обретение и потери. Махачкала, 1992.
Антология дагестанской поэзии / Составители Абуков К. И., Вагидов А. М., Хайбуллаев С. М. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1980.
Бодалев А. А. Психология в личности. Москва, 1988.
Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985.
Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения. Махачкала, 2000.
Гамзатов Г. Г. Литература Дагестана дооктябрьского периода. М., 1987.
Дружинин В. А. Психология и психодиагностика общих способностей. – М.: Наука, 1994.
Дюришин Д. Особые межлитературные общности и методика их изучения. // Вопросы литературы. 1984, № 4.
Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев. 1989.
Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. – М., 1983.
Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. – М., 1967.
Лифарева Н. В. Психология личности. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 240 с.
Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для ВУЗов – М.: Инфра – М, 1998, 528 с.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва, 1986.
11
Подласый И. П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Психология Учебник / Ю. Л. Трофимов, В. В. Рыбалка и др.; Под ред. Ю. Л. Трофимова – М.: Просвещение, 2001. – 560 с.
Султанов К. К. Очерки истории дагес