Влияние недоразвития речи на развитие познавательной деятельности ребенка
Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).
Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.
Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.
Недостаточность обобщенного,абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.
Отставание в развитиисловестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.
Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).
Нарушения внимания детей с ОНР
Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).
«Генерализованное и неселективное»внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.
Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.
Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.
Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.
У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)
Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:
Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.
Дети путают названия цветов, геометрических фигур.
Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.
Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.
Отклонения в формировании личности
У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)
Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).
Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Источник
Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название “общее недоразвитие речи” [5; с.254].
У дошкольников с общим недоразвитием речи отстает в своем развитии от нормы зрительное восприятие и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления).
Л. И. Белякова отмечает, что дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений [7].
У большинства детей преобладает низкая техника рисования, в процессе рисования отсутствует словесный комментарий, почти у всех детей в ходе деятельности наблюдается стойкое снижение интереса к созданию рисунка, что нередко свидетельствует о несформированности их изобразительных умений и навыков. Ответы детей по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.
Для детей-дошкольников с речевыми расстройствами сохраняет свое значение и роль игровая деятельность как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя — все это влияет на игровую деятельность детей, порождают определенные особенности поведения в игре.
О. С. Павлова говорит о том, внимание на себя обращает невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности [6].
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевым нарушением, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Предпочитаемым видом коммуникации для большинства из них, по мнению Л. Г. Соловьевой, является «общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции» [12; 32].
У небольшой части детей с общим недоразвитием речи, как отмечал В. П. Глухов, явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение воспитателя, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5 — 7 мин [3].
Таким образом, дошкольный возраст это период интенсивного познания мира ребенком. Познавательные интересы развиваются, закрепляются и позволяют ребенку в дальнейшем узнавать много нового и полезного. В силу того, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.
Источник
Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:
I) фонетико-фонематические нарушения (ФФН): дети с преимущественными недостатками звукопроизнош-я: с функциональными и механическ дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии;
2) общее недоразвитие речи (ОНР): дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями;
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).
Восприятие: нарушено фонематическое восприятие, наблюдается связь речеслухового и речедвигательного анализатора. Нарушен фонематический слух. Чем большие проблемы с звукопроизнош-м, тем больше проблем с восприятием фонем.
Зрительное воспр: отстает от нормы и характер-ся недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
-Дети имеют низкий уровень буквенного гнозиса и путают похожие по начертанию буквы, страдает нахождение местоположения предмета (Воронова А.П.);
— Мастюкова Е.М. изучала оптико-простр. гнозис и простр.представления. Дети с нар. речи путают право и лево, плохо реш. матем.задачи, с трудом распознают графические изображения, в частности буквы.
Внимание:неустойчивость; повыш.отвлекаемость; снижение сосредоточения внимания; низкий объем вним.; труднее сосредоточить вним на выполнении задания в условиях словесн инструкции, чем в условиях зрительной (Кузнецова Л.В.).
Память: исследовали: Белякова Л.И., Усанова О.Э, Власова И.Т., Гаркуша Е.Ф.
-зрительная память не отличается от нормы.
— сложность в планировании действий, многоступенчатая слов.инструкция воспринимается ребенком не полностью, поэтому важно иметь зрит.опоры
-Значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормой. Дети с более выраженными речевыми дефектами хуже запоминают на слух отд. слова и фразы.
-Проблемы с запоминанием последовательности событий (Волкова Г.А.)
Мышление: — В большей степени страд. словесно-логич. мышление (Усанова, Синякова) начинает формироваться на 1,5-2 года позже, чем у нормы. Формируется с определенной задержкой из-за несформированности понятий (реб. не может сделать обобщения, классифицировать, трудности в установлении причинно-следств. связей)
— Наглядно-образные задачи даются с большим трудом, трудности-планирование действий. Ребенок пытается быстро решить задачу, не учитывая условий. Быстро теряют интерес к учебным заданиям.
Воображение: Глухов В.П.:
-Снижение продуктивной деятельности воображения;
-пассивное воображение не отлич.от нормы, дети с нар.речи склонны к фантазированию, но не относ-ся к дея-ти;
-творческое воображение отлич. инертностью, детям требуется больше времени чтобы включиться в работу;
-стремятся к копированию;
-быстрая истощаемость процессов воображения;
-склонность к созданию стереотипных шаблонных продуктов.
Речь и общение: Серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающ людьми. Особенности речев R, как бедность и недифференциров-ть словарного запаса, явная недостат-ть глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием являются снижение потребности в общении, несформиров-ть форм коммуникации (диалогическ и монологическ речь), незаинтересован-ть в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).
Влияние реч.дефекта на познав.дея-ть ребенка ярко проявляется в игре:до старшего дошкольного возраста у детей процессуальный характер игр, обеднённый сюжет, низкая речевая активность, детям сложно организовать себя в коллективе.
У дошкольников с ОНР — нар.общения, незрелость его мотивационно-потребностной сферы. Трудности реч.общения связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушнений. Преобладающая форма общения со взрослыми у детей с ОНР 4-5 лет — ситуативно-деловая, что не соотв.возр.норме. (Гаркуша Е.Ф).
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 927 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник