Влияние наследственности на развитие ребенка презентация
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
. «Наследственная память человеческого организма – результат жизненного опыта неисчислимых поколений, от рыбьих наших предков до человека, от палеозойской эры до наших дней. Иван Ефремов
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Наследственность — свойство организма передавать признаки строения, физиологические свойства и специфический характер индивидуального развития своему потомству.
5 слайд
Описание слайда:
Задачей этой работы является попытка наиболее полного обзора литературы, касающейся наследственности и наследственного осуществления свойств поведения животных. Основными объектами, на которых проводились эти работы, были крысы, мыши и собаки; некоторые работы проведены на птицах и насекомых (дрозофила).
6 слайд
Описание слайда:
производила опыты по обучаемости крыс в лабиринте. предпринял работу по исследованию наследования и наследственного осуществления оборонительного поведения у крыс.
7 слайд
Описание слайда:
. Крысы обучались нахождению наиболее короткого пути к пище, в довольно сложном лабиринте, Показателем быстроты обучаемости служило время, потраченное на прохождение лабиринта в течении 10 опытов.Проведенный опыт позволил вывести две линии крыс. Одну, обладающей быстротой обучаемости, другую –малой. Эти данные указывали на генотипически обусловленное различие. Лабораторные крысы
8 слайд
Описание слайда:
Она измеряла во вращающихся колесах суточную активность диких и лабораторных крыс. Дикие крысы Лабораторные крысы пробегают в сутки от 5,9 до 17,5 км оказались значительно менее активными, пробегая в среднем 1,22 км за сутки.
9 слайд
Описание слайда:
АА аа А а Аа Аа Гибриды первого поколения оказались промежуточными по своей активности между обеими родительскими формами; их средняя активность в одном случае оказалась равной 12,66 км, а в другом случае — 7,3 км за сутки.
10 слайд
Описание слайда:
Пришел к выводу, что способность к так называемому «секундированию»), выражающаяся в том, что собака делает стойку не только по запаху дичи, но и при виде другой собаки, стоящей на стойке, зависит от особого наследственного фактора, имеющего различное выражение в разных линиях охотничьих собак.
11 слайд
Описание слайда:
— залезать в воду -инстинкт охоты на птицу
12 слайд
Описание слайда:
. В течение более столетия главным образом в английских поместьях далматские или так называемые «экипажные» собаки селекционировались по признаку бежать под экипажем. В результате такой селекции современные далматские собаки имеют ясно выраженную склонность бежать под экипажем. Некоторые собаки, происходящие из семейства с резко выраженной наклонностью к этой реакции, совершенно без всякой выучки бросаются и бегут под экипажем. Обычно эта реакция проявляется в 6-месячном возрасте, но в некоторых случаях значительно раньше.
13 слайд
Описание слайда:
Исследование, проведенное на представителях различных классов животных от насекомых до млекопитающих показало наследственную обусловленность таких сложных функций организма, как свойство поведения, причем картина этого наследования подчиняется законам Менделя, хотя едва ли может быть в большинстве случаев сведена к монофакториальной картине наследования. Изучение наследственности и особенно наследственного осуществления свойств поведения является тем мостом между генетикой и физиологией, на котором должен произойти плодотворнейший синтез добытых этими науками закономерностей.
14 слайд
Описание слайда:
Наследственность в ее широком первоначальном смысле как способность потомков устойчиво воспроизводить в процессах онтогенеза свойства предков в нисходящем ряду поколений является целостным неразложимым cвойством живого. (Дарвин, 1939, 1951; Ламарк, 1955)
15 слайд
Описание слайда:
«Родила царица в ночь… не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку…» Этому небывалому известию мог поверить только совершенно невежественный в биологии царь Салтан. Дети никогда не бывают точными копиями родителей, но кошка всегда приносит на свет котят, а из семян пшеницы вырастает только пшеница
16 слайд
Описание слайда:
Уже в ХIХ в. учённые начали понимать, что передачу признаков по наследству осуществляют какие-то частиц, имеющиеся в клетках. Г. Мендель, на опыте, доказавший существование таких частиц, назвал их наследственными факторами. Теперь мы их называем генами. Опыт Менделя состоял в следующем. Он взял 20 сортов гороха и, скрестив их, получил потомство – гибриды первого, второго и последующих поколений. Естествоиспытатель прослеживал, как потомству по отдельности передаётся каждый родительский признак: цвет и форма семян, окраска цветков, длина стебля и др.
17 слайд
Описание слайда:
Мендель пришел к выводу, что если у родителей имеются разные характеристики одного и того же признака, то у потомства первого поколения будет преобладать (доминировать) одна из характеристик, а другая будет находиться в скрытом (рецессивном) состоянии. Такой рецессивный признак может проявиться в организме ребенка в случае, если оба родителя будут его «скрытыми носителями». Скрещивание божьих коровок, отличающихся цветом надкрылий. Потомство в 1-ом поколении все черное, а во 2-ом появляются и черные, и красные насекомые.
18 слайд
Описание слайда:
В 1-ом поколении проявляются доминантные варианты признаков, во 2-ом – и доминантные, и рецессивные, причём доминантный вариант первого признака может в одной особи соединиться как с доминантным, так и с рецессивным вариантом второго признака. Результаты показывают, что наследственные задатки двух организмов соединяются не как две жидкости, например, вода и молоко, которые равномерно смешиваются, а скорее как перемешанные белые и чёрные бобы, которые сохраняют свою индивидуальность, не меняют окраску и могут быть снова разделены на белые и чёрные
19 слайд
Описание слайда:
В сказке смерть Кощея спрятана в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце и т. д. Примерно так же «запрятана» генетическая информация, определяющая развитие у организма тех или иных признаков, например, окраску цветка. Как правило, каждая клетка содержит генетическую программу в ядре(1) – в хромосомах(2), состоящих из хроматид(3). В хроматидах наследственный материал – хроматин уложен плотно(4). На следующем уровне(на рис. не показан) двойная цепочка ДНК наматывается на глобулы ядерных белков, образуя нуклеосомы. Лишь удалив ядерные белки, мы получим в чистом виде ген – двойную цепочку ДНК(5).
20 слайд
Описание слайда:
С давних пор люди, разводя породистых животных и различные сортовые растения, видели, как потомство наследует черты и признаки данной породы или данного сорта. Для того чтобы просто убедиться в наследуемости гладкой шерсти, висячих ушей или коротких ног таксы, но и ответить на вопрос, как наследуются эти признаки у собак, надо получить потомство от контрастно различающихся родителей, например скрестить таксу с чау-чау. Именно метод скрещиваний между различающимися по контрастным признакам организмами и является основным методом генетики , которым исследователи пользуются, изучая закономерности наследования.
21 слайд
Описание слайда:
Как при письме или печати на пишущей машинке появляются опечатки, так и в генах время от времени возникают ошибки. Изменение в генах называются мутациями(от лат. mutatia – «изменение», «перемена»).Разумеется, при мутации одного гена кошка не превратится в другое животное, однако мутация может нарушить, например, развитие глаз, и родившийся котёнок окажется слепым, как крот. Однажды возникнув, мутация наследуется, т. е. проявляется в потомстве того организма в котором она возникла.
22 слайд
Описание слайда:
Хотя большинство мутаций вредны, некоторые из них оказываются для организмов полезными или же привлекают внимание человек, если речь идёт о домашних животных или культурных растениях. Бесшёрстная кошка породы сфинкс — пример вредной мутации, которая была отобрана при разведении кошек и сохраняется заботами человека.
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Теперь мы можем дать строгое определение наследственности: это свойство организмов обеспечивать преемственность признаков и свойств между поколениями, а также определять характер развития организма в специфических условиях внешней среды. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости – генетика – детище нашего века. В наше время генетики уверенно расшифровывают строение генов, создают новые гены, направленно изменяют наследственность. Т. к. наследственность и изменчивость – основные свойства жизни, изучающая их наука может считаться стержневой отраслью науки о жизни.
25 слайд
Описание слайда:
ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Что такое изменчивость? Назовите виды изменчивости Назовите виды изменчивости Какой клеточный механизм во время мейоза обеспечивает комбинативную изменчивость? Перечислить свойства мутации. Как называется внешнее воздействие, увеличивающее количество мутаций? Как называются мутации, при которых происходит изменение числа хромосом? Как называются пределы модификационной изменчивости? Назовите синоним названия «генная мутация» Назовите виды мутаций по уровню возникновения и по месту. Что такое полиплоидия, делеция, дупликация, инверсия. Мутации не совместимые с жизнью называются
26 слайд
Описание слайда:
ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Ответьте, правильно ли данное высказывание. Синдром Дауна вызывается геномной мутацией. Генные и геномные мутации это синонимы. Изменения признаков, вызванные факторами внешней сред, наследуются. Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называют полулетальными. Ненаследственная изменчивость- изменение фенотипа в пределах нормы реакции. Полиплоидия вызывается хромосомной мутацией Источником комбинативной изменчивости является митоз. Мутации в соматических клетках передаются по наследству.
27 слайд
Описание слайда:
Метод проблемного изложения. Генетика в 9классе, изучить понятие «наследственность» и «изменчивость». Проблемный вопрос: «Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Почему из них вылупляются кукушата, а не птенцы той птицы, которая их насиживала?». Следующий вопрос: « Какое же свойство живых организмов обеспечивает передачу потомкам признаков родителей?»
28 слайд
Описание слайда:
Генетика. Следователь, осматривая место происшествия, обнаружил окурок. Что это ему дает для следствия? . В Японии по существующему законодательству, выдавая дочь замуж, должен семье выделить участок земли. Чтобы «не распылять» семейного земледелия, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но природу невозможно обмануть и в таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Объясните с чем это связано? . Каким образом можно доказать отцовство? Де Фриз столкнулся с появлением новых форм у энотеры. Он описал в качестве одной из мутаций гигантскую форму этого растения. Оказалось, что она имела 28 хромосом вместо 14. О каком типе мутаций идет речь?
29 слайд
Описание слайда:
Значение генетики в жизни человека. Генетика, как океан неизведанных тайн, манит и завораживает. Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. В. П. Эфроимсон. Гении-99% труда до изнеможения и 1% игра воображения. Томас Эдисон. Гений падает с неба и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо. Дидро. Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальны? Почему одни люди рождаются талантливыми, другие едва осваивают школьную программу? От чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные болезни человека? Почему среди 5 млрд. жителей планеты нет двух совершенно одинаковых людей?
30 слайд
Описание слайда:
Задачи по генетике. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у мужа — несколько оттопыренные? Мать мужа — с оттопыренными ушами, а его отец с прижатыми. Известно, что ген, контролирующий степень оттопырености ушей, доминантный, а ген, ответственный за степень прижатости ушей, — рецессивный. Женщина с нерыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат — рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет тоже рыжие, а отец — нерыжие волосы. От этого брака родились мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц..
31 слайд
Описание слайда:
Генетика. . В генетике говорят о генах различных признаков – таких, как цвет глаз, дальтонизм, серповидно клеточная анемия. Изучая молекулярную биологию, мы узнали, что ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий последовательность аминокислот в белке. Как связаны между собой эти представления? . Почему каждый вид имеет достаточный запас мутаций? В генотипе людей, страдающих болезнью Клайнфельтера, имеется не пара, а тройка половых хромосом – X, X, Y. С какими нарушениями мейоза может быть связано возникновение такого ненормального хромосомного набора.
32 слайд
Описание слайда:
Генетика. Почему мутации для вида столь же вредны, как и необходимы? У людей с болезнью Дауна, характеризующейся идиотией и комплексом других аномалий (маленькая голова, плоское лицо, узкий разрез глаз, маленький нос и полуоткрытый рот), в клетках содержится47 хромосом. О каком типе мутаций, идет речь и каковы ее причины?
33 слайд
Описание слайда:
Генетика. Высокая мутагенная активность установлена у копченостей, пережаренного мяса, черного перца, жира, многократно используемого для жарения, алкоголя, табачного дыма. Напротив, ярко выраженным антимутагенным действием обладают витамины, серосодержащие аминокислоты, овощные и фруктовые соки ( яблочный, мятный, ананасовый и другие). Какие выводы можно сделать из этих данных для здорового образа жизни?
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
К уроку:
§ 24. Наследственная изменчивость 84
Номер материала:
ДБ-923183
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
2 слайд
Описание слайда:
«Моя семья» Предмет исследования – «Почему я похожа на …?»
3 слайд
Описание слайда:
Почему я выбрала эту тему? На кого похожа я ? А я совсем не похожа на родителей, но говорят, что я точная копия бабушки. Мой брат, который учится в 10 классе совсем не похож на меня, уж больно вредный. А я люблю танцевать, рисовать и петь, совсем как моя мама. А я когда вырасту, буду как мой папа, очень умной, сильной и самой главной.
4 слайд
Описание слайда:
Где я искала ответы на свои вопросы Рассматривала фотографии из семейных архивов. Задавала вопросы родителям и родственникам. Искала в Интернете. Заглядывала в энциклопедии. Спрашивала у учителей.
5 слайд
Описание слайда:
Человека всегда интересовало, почему он похож на своих родителей и других родственников — братьев, сестер, дедушек, бабушек, причем не только внешне, но и своим характером, привычками. Все это носит название «наследственность». С древних времен люди хотели понять, как из поколения в поколение передаются определенные признаки.
6 слайд
Описание слайда:
Наследственность (Heredity) — процессы, протекающие в организме и приводящие к биологическому сходству между родителями и их потомством. Изучением наследственности занимается генетика. Генетика — (от греч. genesis — происхождение) — наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. В зависимости от объекта исследования различают генетику микроорганизмов, растений, животных и человека
7 слайд
Описание слайда:
Раньше полагали, что свойства человека заложены в его крови, поэтому членов одной семьи называют «кровными родственниками». Каждый человек похож и на отца, и на мать цветом глаз и волос, способностями, умом, характером, склонностью к некоторым болезням. Именно генетика позволила нам раскрыть тайны передачи наследственной информации от поколения к поколению.
8 слайд
Описание слайда:
Зачатки генетики существовали еще в доисторические времена. Скотоводы и земледельцы были первыми генетиками. Они одомашнили диких животных и научились возделывать растения, которые были источником пищи.
9 слайд
Описание слайда:
Прежде изучение наследственности велось на растениях. Считалось, что в детях смешиваются черты обоих родительских организмов и появляются промежуточные формы. Отцом современной генетики считается Грегори Мендель. Он выявил важнейшие законы наследственности..
10 слайд
Описание слайда:
Мендель на протяжении 8 лет проводил скрещивания между 34 различными сортами гороха. Ученый выявил существование доминантных признаков, более «сильных» и рецессивных, более «пассивных».
11 слайд
Описание слайда:
Ученый брал два сорта гороха с жёлтыми и зелёными семенами и скрещивал их: все потомки имели жёлтые семена. Мендель пришёл к выводу, что у гибрида первого поколения из каждой пары различных признаков появляется только один, ДОМИНАНТНЫЙ . А второй, РЕЦЕССИВНЫЙ не развивается, а как бы исчезает.
12 слайд
Описание слайда:
А вот во втором поколении три четвёртых от всех семян имели жёлтую окраску, одна четвёртая – зелёную. То есть 3:1. Это явление Мендель назвал расщеплением. 1 3
13 слайд
Описание слайда:
Каждый из нас имеет одинаковое количество генов – порядка 30 000. Но все мы разные. Это потому, что набор генов у каждого человека разный, что и определяет индивидуальность. Именно поэтому каждый человек имеет характерные только для него особенности организма: внешность, характер, интеллектуальные способности, предрасположенность к болезням и т.д.
14 слайд
Описание слайда:
В каждом организме существуют гены, доставшиеся от мамы и от папы, от бабушки и от дедушки, а возможно и от прабабушки и от прадедушки. Они вступают друг с другом в борьбу за доминирование друг над другом. Есть победители, так называемые доминирующие гены и побежденные, рецессивные гены.
15 слайд
Описание слайда:
Чем же все заканчивается? Для глаз доминантным является темный цвет (например карий), рецессивным светлый (голубой). А если у ребенка родители с голубыми или зелеными глазами, то победить может один из этих цветов.
16 слайд
Описание слайда:
А что же с волосами? Светлый цвет волос – тоже рецессивный признак. Если мама и папа светловолосые, и малыш у них будет белобрысый. А если один из родителей с темной шевелюрой, а другой со светлой, волосы у наследника будут темные.
17 слайд
Описание слайда:
Прямые или кудрявые? Кудрявость – доминирующий признак. Если хотя бы у одного из родителей волосы вьются, ребенок с большей вероятностью тоже будет в кудряшках или с волнистыми волосами.
18 слайд
Описание слайда:
Носатый или ушастый? Часто малышу достается ямочка на подбородке, если она есть у мамы и папы. А также большие уши одного из родителей. Ученые считают, доминируют гены, отвечающие за форму носа с горбинкой.
19 слайд