Влияние нарушения на развитие ребенка
Понятие нарушения развития ребенка
В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.
Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.
Замечание 1
Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.
С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.
Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).
Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.
Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка
Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.
В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.
Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.
Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.
Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.
Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.
Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.
Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.
Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.
Замечание 2
Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.
Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:
- Наследственные заболевания
- Гормональные нарушения
- Психическая травма матери во время беременности
- Инфекционные заболевания
- Неправильное (недостаточное) питание
- Проблемы социального характера
- Негативное влияние окружающей среды
Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).
Диагностика нарушения развития ребенка
В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:
Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:
- трудности с концентрацией внимания;
- повторение одних и тех же действий.
Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.
Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.
Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.
В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:
- Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
- Дети с задержкой психического развития
- Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
- Дети с конфликтными переживаниями
- Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
- Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
- Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)
Источник
Нарушение в развитии
Причины
Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения).
Дети с недостатками слуха:
глухие (неслышащие) дети – с тотальным (полным) выпадением или остаточным
слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.
слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
Дети с нарушениями зрения:
1) слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции очками).
2) слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (с применением очков).
Инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т. д.
Заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Последствия острого воспаления среднего уха. Воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Менингит. Поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). Неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей.
Вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, вирус герпеса). Врожденными пороками развития. еблагополучные роды. Алкоголизм матери во время беременности. Дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха.
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения (близорукость и дальнозоркость). Врожденные пороки (астигматизм, катаракта). Последствия некоторых заболеваний и глазных операций.
Умственно отсталые и дети с задержкой психического развития.
Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах.
Деменция – стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально – волевой сферы. В детском возрасте возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также при шизофрении и эпилепсии. Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).
Выделяют три степени интеллектуального недоразвития:
—идиотия– самая глубокая степень умственной отсталости;
—имбецильность — более легкая степень (умеренная) умственной отсталости;
—дебильность – легкая степень умственной отсталости
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Дети с ЗПР подразделяются на четыре группы:
— ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм;
— ЗПР соматогенного происхождения;
— ЗПР психогенного происхождения;
— ЗПР церебрально – органического происхождения.
Эндогенные причины: различные наследственные заболевания родителей (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др., нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Уильямса и др.)
Экзогенные причины: внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. Острые инфекционные заболевания, возникновение внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, работа женщины на вредном производстве, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных. Родовые травмы мозга.
Этиологическую основу задержки психического развития составляют биологические и социально–психологические факторы, которые вызывают темповую задержку интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Иногда причиной ЗПР являются биологические факторы, такие как негрубые органические повреждения центральной нервной системы локального характера и их остаточные явления, которые сопровождаются нарушением созревания различных отделов головного мозга, что проявляется парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди биологических причин ЗПР, которые оказывают действие в перинатальном периоде и вызывают задержку психического развития, особое значение имеют патология беременности, внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром, которые сопровождаются развитием перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут провоцировать тяжелые соматические заболевания ребенка, черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия. ЗПР может иметь наследственную природу, в этом случае ее диагностирование происходит из поколения в поколение. Иногда развитие патологии возникает на фоне стрессов, что при этом не исключает наличие у больного первоначального органического заболевания. В большинстве случаев такие малыши растут в условиях недостаточного либо чрезмерного внимания, авторитарного типа воспитания, социальной депривации и нехватки общения со сверстниками и взрослыми.
Вторичное ЗПР может развиваться на фоне раннего нарушения слуха, зрения, дефектов речи и вызывается выраженным дефицитом сенсорной информации и общения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).
1) нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия.
2) нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.
Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Дети с нарушениями опорно – двигательной системы.
ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
Разного рода патологии в коре головного мозга, подкорковых областях, в капсулах или стволе, повреждения полученные плодом во время внутриутробного развития, родов, вызванные гипоксией или асфиксией, инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, отслойка плаценты, неблагоприятный радиационный фон, недоношенные дети; тяжелые инфекции – менингит, энцефалит, отравления, травмы головного мозга, действия, приводящие к гипоксии мозга, гемолитическая болезнь новорожденного.
Дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития: сложный дефект (умственно отсталые не слышащие дети; умственно отсталые слабовидящие дети; слепоглухонемые и т.п.)
Наследственные и экзогенные факторы.
Дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
К данной группе относят детей с психопатией (стойкий дисгармоничный склад психики), с патологией влечения.
Биологические факторы: Нарушения развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена. Внутриутробные нарушения (тяжёлые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие внутриутробные инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения). Патологии родов. Инфекционные заболевания. Интоксикации. Травмы. Опухолевые образования раннего постнатального периода.
Социальные факторы: Эмоциональная и культуральная депривация. Неблагоприятные условия воспитания. Разного рода стрессогенные факторы. Патологически закрепившиеся реакции протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.
Источник
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.
Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, более глубока, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений. В норме рассматривается психоэмоциональное состояние именно этой категории родителей. Родители, имеющие сенсорные, двигательные, а тем более интеллектуальные отклонения, легче адаптируются к проблемам ребенка, нарушения развития ребенка родителей практически не травмируют вследствие идентификации дефекта ребенка со своим собственным, что их сознание воспринимает как норму. Выявлены некоторые особенности влияния нарушений развития детей на родителей.
Умственно отсталые дети: нарушения психического здоровья у детей с УО характеризуются тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения (T. A. Власова, Г. М. Дульнев, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф).
Для детей с УО характерны недифференцированность процессов восприятия и внимания, несформированность мыслительных и счетных операций, узкий объем механической памяти, скудость мнемических образов, затрудненность произвольность психических процессов, комплексные, системные недостатки речевого развития, несформированность речевой деятельности и трудности речевого высказывания (M.Ф. Гнездилов, А.К. Аксенова, Петрова В. Г., В. В. Воронкова). У детей с тяжелой степенью УО наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, немотивированный страх, низкая способность к контролю своего поведения, низкие социально-адаптивные возможности, психофизические нарушения процессов познания, эмоции, воли, личности.
Внутрисемейная атмосфера, межличностные социальных контакты и переживания родителей умственно отсталых детей изучены мало, выявлены лишь некоторые аспекты отношений. Глубокие эмоциональные переживания родителей и близких вызываются недостаточностью интеллектуальной деятельностидетей с УО. Тяжесть патогенного воздействия на психику родителей зависит от таких характеристик умственной отсталости ребенка, как стойкость (необратимость), длительность (в течение всей жизни), степень выраженности (тяжесть, глубина поражения) и характер интеллектуального дефекта. Интеллектуальный (ведущий) дефект ребенка угнетающим образом действует на психику родителей потому, что данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал развития в целом, исключает возможность полного выздоровления ребенка, его успешной социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме (Р. Ф. Майрамян, 1976; В. В. Ткачева, 1999) [15, 16, 34, 35].
Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей потому, что в бытовом сознании этот факт воспринимается как признак чужеродности: «Он не такой, как все. Он не похож на нас, значит — он чужой». Окружающие начинают выискивать отклонения от нормы у родителей, воспринимать их как психически больных либо как алкоголиков, наркоманов и т.д. Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку, используя все возможности для его изменения на другой, более приемлемый и «щадящий». Умственно отсталый ребенок воспринимается как близкими, так и в обществе негативно, с насмешкой, брезгливостью, избирательной жалостью. Даже в среде специалистов термины «умственная отсталость», «олигофрения», «дебильность» используются для негативных, унизительных характеристик детей и их близких (олигофрен, дебил в быту означает дурак).
Другие отклонения в развитии не вызывают такого негатива социума, стереотип негативного восприятия умственно отсталого человека очень устойчив (B. B. Юртайкин, О. Г. Комарова, 1996), т.е. умственно отсталый ребенок воспринимается различными социальными группами, в том числе и родителями, негативно.
Этим и объясняется глубина переживаний родителей, интеллектуальный дефект детей грубо травмирует их психику. Родители демонстрируют пассивную социальную позицию, стремятся быть «в тени», избегают декларировать проблемы ребенка, особенно связанные с его интеллектуальным дефектом. Сознание родителей травмирует осознание того, что их ребенок никогда не сможет стать полноценным человеком, что его будущее обречено, несмотря на их титанические усилия. Отношение матерей к умственно отсталым детям крайне противоречиво. С одной стороны — жалость, несостоятельность детей заставляет матерей их опекать и контролировать. С другой стороны, у матерей умственно отсталых детей проявляются усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы из-за их примитивности. Эмоциональное состояние матерей детей с УО характерно депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания (Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976) [15, 16]. Среди родителей детей с УО высок процент лиц, имеющих интеллектуальные нарушения. Это значительно снижает возможности семьи по созданию реабилитационных условий для оптимального развития умственно отсталого ребенка.
У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) нарушения развития характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых и сопутствующими им нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности (Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Н. В. Симонова). Триада расстройств детей с ДЦП:
1) Двигательные расстройства являются основным клиническим синдромом ДЦП и включают параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения, формирование костных деформаций и множественных контрактур (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина, 1988; Э. С. Калижнюк, 1987; И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, 2001, и др.). Эта патология замедляет и искажает психическое развитие детей.
2) Уровень интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом различен: часть детей близка к норме, но подавляющее число детей с ДЦП имеет задержку психического развития вследствие раннего органического поражения мозга. У части детей с ДЦП интеллектуальное недоразвитие выражено более резко и тяжело.
3) Третья группа нарушений при ДЦП — это речевые расстройства, разные дизартрии, реже алалия, и нарушения письма — дислексия, дисграфия. Изучение влияния тяжелой двигательной патологии ребенка на психоэмоциональное состояние родителей проводилось в рамках медицинских исследований детей (В. А. Вишневский, Р. Ф. Майрамян, И. А. Скворцов): наблюдались формы реагирования матерей на проблему нарушения развития ребенка в различные периоды его жизни.
Оказалось, что сильнее всего фрустрируют психику родителей детей с ДЦП двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация. Признаки «внешнего» калечества привлекают постоянное внимание окружающих и таким образом травмируют сознание близких ребенка (В. В. Ткачева, 1999) [34]. Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от родителей особых усилий. Поиск, покупка и использование специальных транспортных средств добавляют в спектр переживаний повышенные материальные затраты родителей. Даже те дети, у которых передвижение нарушено в минимальной степени, вызывают у родителей глубокие эмоциональные переживания. Это объясняется тем, что темп передвижения у детей с ДЦП медленный, походка неустойчивая, передвижение требуют дополнительных приспособлений (при подъеме-спуске по лестнице, входе-выходе из общественного транспорта). Любой прохожий на улице или в метро может нечаянно задеть, толкнуть подобную неуклюжую фигуру и, сам не желая того, нанести больному вред. Гиперопека, чрезмерная родительская забота о ребенке, преданность ребенку порождают у родителей детей с ДЦП эмоционально-волевые проблемы: фрустрированность и тревожность, а матери часто фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.
Аутичные дети: симптоматика нарушений при раннем детском аутизме отличается большим полиморфизмом. Исследователи (B. B. Лебединский, К. С. Лебединская, C. A. Морозов, О. С. Никольская) в качестве основного симптома рассматривают особую дефицитарность эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер, а именно: сенсоаффективную гиперстезию и слабость энергетического потенциала, простыми словами: в отсутствии или значительном снижении потребности в контактах с окружающим миром.
У ребенка нарушены акты коммуникации и речь (мутизм, речевые штампы, эхолалия, аутодиалог); несформированы мимика и жесты. Наблюдается несформированность навыков социально-бытовой ориентации и самообслуживания, детям нужны особые условия для приема пищи и жизнедеятельности. Выявлены особенности сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности. Многие имеют интеллектуальные расстройства, часть из них выраженные, у некоторых развивается парциальная одаренность в какой-либо области знаний.
Специфика развития личностной сферы проявляется в раннем детстве аутичного ребенка. Уклонения от глазного контакта с матерью и близкими, отсутствие или вялость протекания «комплекса оживления», нежелание (вплоть до полного избегания) вступать в речевой контакт, отсутствие использования местоимения «я», речевая стереотипность и многое другое определяют личностное своеобразие аутичного ребенка.
Негативное влияние на формирование личностной зрелости аутичного ребенка оказывает нарушение понимания себя как «системы Я», нарушение идентификации себя с речевым знаком — местоимением первого лица (В. В. Ткачева, 2003) [34, 35].
Особой психотравмирующей проблемой является отсутствие возможности помещения ребенка в специально созданное для таких детей образовательное учреждение — такого вида учреждения в нашей стране отсутствуют. Большинство аутичных детей, обучаются в массовых или в специальных (коррекционных) школах, обычно VIII вида. Часть детей получают помощь в реабилитационных и психолого-медико-педагогических центрах. Аутичные дети, живущие на периферии, лишены такой помощи.
Особенности аутичных детей требуют от родителей специфических условий внутрисемейного быта и формирования особых моделей взаимодействия и воспитания.
Травмирующим фактором эмоционального статуса родителей аутичных детей является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично. Родители тяжело страдают из-за отсутствия у ребенка потребности к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать).
Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет их взаимодействие с близкими и требует постоянного создания специальных условий для их жизни (Е. Р. Баенская, M. M. Либлинг, 2004). Недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора.
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения, имеют более благоприятное будущее, чем дети с другими нарушениями развития. Возможная «обратимость» нарушений при реализации коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей и делает детей перспективными для сознания родителей
Проблемы социального характера родителей таких детей — это выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства поведения, которые наблюдаются при психогенной задержке, возникающей в результате патологического влияния социального окружения на ребенка с первых дней его жизни. Родительское отношение и внутрисемейная атмосфера играют при этом первостепенную роль.
Психогенная задержка развития возникает как результат социальной депривации ребенка, когда либо отсутствует семейная среда, либо детская личность формируется под деформирующим воздействием неадекватных моделей воспитания, применяемые родителями. Результаты подобного влияния проявляются незамедлительно в виде искажения коммуникативного взаимодействия с социальным окружением, и в первую очередь — с самими родителями. Фрустрирующим образом воздействуют на родителей этой группы различные формы нарушения поведения их детей, проявляющиеся в бессмысленном упрямстве, немотивированной грубости, злобности и агрессивности, в наличии постоянного желания быть в центре внимания, ярко выраженном эгоизме. Патологическое развитие личности, проявляющееся в постоянных конфликтах, социальной неадекватности и социально неприемлемых формах поведения детей, вызывает у родителей чувство безысходности и полной потери связи с ребенком.
К группе детей с ЗПР относят также детей, имеющих проблемы в развитии из-за тяжелых длительных соматических заболеваний (пороки внутренних органов, рак, ВИЧ-инфекция и др.), родители которых тяжело переживают из-за состояния здоровья детей. Соматическая инвалидизация детей требует от родителей особых усилий по уходу, соблюдению режимных моментов, профилактике инфекционных заболеваний.
Особую категорию представляют собой дети с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые с раннего возраста испытывают огромные трудности в плане социального приспособления в силу определенных нарушений (Н. Н. Заваденко, 2001). Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют от родителей повышенного внимания и напряжения. Особенности ребенка «проглатывают» внутренний энергетический потенциал родителя, истощают его психическое состояние.
Дети с недостатками речевого развития: алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями, которые и являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отгороженности, отчужденности в родительско-детских отношениях. Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка, ребенок рассматривается родителями как не имеющий социальных перспектив.
Дети с сенсорными нарушениями: психологические особенности детей с сенсорными нарушениями наиболее полно изучены практиками и широко представлены в научной литературе (T. A. Басилова, Л. П. Григорьева C. B. Сташевский, В. З. Денискина, M. В. Жигорева, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева, P. M. Боскис, Л. И. Тигранова и др.).
В группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.
Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей, что приводит к искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь — отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей.
Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.
У детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких. Поэтому отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения, часто характеризуются как неадекватные. В сознании далеко не каждого слышащего и зрячего родителя формируется потребность к усвоению специальных форм взаимодействия (дактилологии и жестовой речи) с ребенком, имеющим бисенсорный дефект. Отсутствие таких навыков ограничивает контакты ребенка с окружающим миром и с родителями, возникает коммуникативный барьер между ребенком и его родителями (И. В. Саломатина, 2001, 2002). Выраженные нарушения сенсорных функций, отягощенные интеллектуальными расстройствами, вызывают особо тягостные переживания родителей.
У детей со сложным дефектом стабильно нарушена возможность взаимодействия с окружающим миром и, таким образом, возможность развития. Чаще всего такие дети обучаются в специальных учреждениях интернатного типа. Принять подобное решение некоторые семьи длительно не решаются, оставляя ребенка дома. Но отдельные родители устраиваются на работу по месту обучения и проживания ребенка.
Жалобы родителей, включающие переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывают характер и