Влияние нарушений двигательной сферы на психическое развитие ребенка
Нарушения двигательной сферы могут быть спровоцированными генетическими факторами, не грубая конституциональная недостаточность моторики (неуклюжесть). Влияние внутриутробного и постнатального поражения ЦНС и при раннем детском аутизме возникают двигательные нарушения, нарушения двигательной системы могут возникнуть вследствие поражения спинного мозга инфекционной этиологии (полиомиелит).
Нарушения психоэмоциональной сферы у детей с нарушениями двигательной сферы проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность.
Дети с нарушений двигательной сферы психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т.п.).
Специфические нарушения деятельности, движений и общения при нарушениях двигательной сферы могут способствовать своеобразному формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем, с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, так ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.
В России существует сеть дошкольных учреждений специального назначения:
ясли-сады;
детские сады;
дошкольные детские дома;
дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.
Таким образом создавались дошкольные учреждения ля детей:
нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
нарушениями интеллекта (умственно отсталых);
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).
Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов — дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания.
Организация специальных видов занятий, таких, как развитие восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.
Бесплатность.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:
тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 человек;
с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — до 12 человек;
глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабослышащих — до 6 и 8 человек;
слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием — до 6 и 10 человек;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и 8 человек;
с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и 10 человек;
с задержкой психического развития — до 6 и 10 челок
с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет — до 8 человек;
с туберкулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек;
часто болеющих — до 10 и 15 человек;
со сложными (комплексными) дефектами — до 5 человек для обеих возрастных групп;
с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 человек.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»)
В условиях российского дошкольного образования внедряется интегрированное обучение.
а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;
б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.
«начальная школа — детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально — дифференцированный подход к каждому «проблемному» первокласснику практически с первых дней школьного обучения.
Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5-6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).
Источник
Основной
контингент детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата представлен
детьми с детскими
церебральными параличами.
ДЦП – это заболевание незрелого мозга,
которое возникает под воздействием
вредных факторов в пренатальном,
интранатальном,
раннем постнатальном
периоде развития. Основную роль в его
возникновении играют: внутриутробные
инфекции (грипп, аденовирусная инфекция,
герпес и т.д.), интоксикации,
в том числе лекарственными препаратами,
несовместимость
по резус-фактору,
асфиксии во
время родов, внутричерепные кровоизлияния,
недоношенность,
а также нейроинфекции,
перенесенные ребенком на первом-втором
году жизни.
Наиболее
уязвимыми оказываются и потому в первую
очередь поражаются двигательные зоны
коры головного мозга. При этом происходит
задержка и нарушение созревания мозга
в целом. Поэтому у детей, страдающих
ДЦП, встречаются самые разнообразные
нарушения: двигательные, интеллектуальные,
речевые, а также расстройства других
корковых функций.
Кроме
ДЦП, к детям с нарушениями опорно-двигательного
аппарата относят детей с последствиями
полиомиелита,
с
различнымиврожденными
или приобретенными
деформациями опорно-двигательного
аппарата (отсутствие или недоразвитие
конечности, сколиоз); с артогриппозом
(врожденное множественное искривление
конечностей с ограничением или отсутствием
подвижности суставов); с
ахондроплазией
(врожденное отставание в росте костей
конечностей при нормальном росте головы,
шеи, туловища); с
миопатией
(наследственное заболевание, связанное
с нарушением обменных процессов в
мышечных тканях), проявляющейся в
мышечной слабости и атрофии мышц.
Как
правило, особенности психического и
физического статуса детей с двигательной
патологией препятствуют полноценному
овладению программой общеобразовательной
школы. Однако в последние годы отношение
общества к таким детям претерпело
значительные изменения. В том случае,
когда у ребенка не нарушен интеллект и
его физическое состояние позволяет ему
самостоятельно передвигаться, он вполне
может посещать обычную общеобразовательную
школу. Однако не всегда родители
используют такую возможность
и некоторые дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата определяются
в специализированные учебные заведения.
Связано это с тем, что не все родители
могут самостоятельно обеспечить своему
ребенку достаточную реабилитационную
помощь. При этом необходимо помнить,
что, например, при ДЦП нарушено не только
перемещение тела в пространстве, а и
многие другие функции организма, так
или иначе связанные с движением: это и
дыхание, и кровообращение, и глотание,
и звукопроизношение. В областных центрах
и больших городах реабилитационные
задачи решают создаваемые в последнее
время центры нейрореабилитации.
Картина
нарушения при детском церебральном
параличе достаточно сложная, она
складывается из многих компонентов.
Во-первых,
это ограничение
или невозможность произвольных
движений; во-вторых,
снижение
мышечной силы
до такой степени, что ребенок не может
поднять руки вверх, вытянуть вперед,
согнуть или разогнуть ногу и т.д.;
в-третьих,
нарушение
мышечного тонуса
(для любого двигательного акта необходим
нормальный мышечный тонус, при ДЦП, как
правило, повышение – спастичность; дети
постоянно находятся из-за этого в
определенной позе: ноги согнуты в
коленях, опора на пальцы ног, руки прижаты
к туловищу, согнуты в локтевых суставах,
пальцы сжаты в кулаки); в-четвертых,
появление
насильственных движений
(гиперкинезов), при которых затрудняется
выполнение любых произвольных движений
(иногда произвольные движения вообще
невозможны);
в-пятых,
нарушение
равновесия
и координации
движений,
которое проявляется в неустойчивости
при сидении, стоянии, ходьбе и, наконец;
в-шестых,
нарушение
ощущения от
движения
тела или его частей.
Различают несколько
форм ДЦП.
Спастическая
диплегия.
Характеризуется двигательными
нарушениями в верхних и нижних
конечностях, причем ноги поражены
сильнее, чем руки. Относительная
сохранность движений рук помогает
таким детям осваивать навыки
самообслуживания, дает возможность
помогать самому себе во время ходьбы,
позволяет освоить трудовые навыки и
навык письма. Психика таких детей чаще
не изменена, могут обучаться по программам
массовой школы. В отдельных случаях
возможна ретардация развития по типу
задержки, которая при систематической
работе с ребенком успешно преодолевается.
Это наиболее часто встречающаяся форма
ДЦП (45-50% учащихся специальных школ).
Она же описывается как болезнь Литтля.Двойная
гемиплегия.
Самая тяжелая форма ДЦП. При данном
нарушении руки поражаются в такой же
степени, как и ноги, а иногда и сильнее.
Двигательные расстройства часто
ассиметричны. Развитие двигательных
функций крайне затруднено. Дети не
держат голову, не сидят, не стоят и не
ходят. Интеллектуальное развитие от
умеренной до глубокой степени умственной
отсталости. Анартрия.Гемипаретическая
форма (детская церебральная гемиплегия).
Возникает чаще всего после энцефалитов.
Характеризуется односторонними
двигательными нарушениями. Чаще более
тяжело поражены руки. Если ребенок не
пользуется пораженной рукой, то со
временем наблюдается ее укорочение и
уменьшение в объеме. Иногда поражаются
глазодвигательные нервы, тогда отмечается
косоглазие, а при поражении лицевого
нерва – асимметрия мимической иннервации
лица. В специальной школе 20-25% учащихся.
У каждого третьего ребенка – умственная
отсталость, у половины ЗПР. Дизартрия.Гиперкинетическая
форма.
Характеризуется двигательными
расстройствами, проявляющимися в виде
насильственных
непроизвольных движений – гиперкинезов.
Они могут быть единственным нарушением
двигательной сферы, а могут сочетаться
с параличами и парезами. Гиперкинезы
возникают непроизвольно, исчезают во
сне, уменьшаются в покое, усиливаются
при движении и волнении, утомлении и
эмоциональном напряжении. Гиперкинезы
не могут быть подавлены волевым усилием.
Наличие гиперкинезов затрудняет
формирование манипулятивной, предметной,
игровой, изобразительной и других видов
деятельности и навыков самообслуживания.
Большинство детей имеют речевые
нарушения. Нарушения слуха по разным
данным от 5 до 20%. Интеллект первично,
как правило, сохранен. В специальной
школе от 15 до 20% детей. В чистом виде
встречается редко, чаще всего сочетается
со спастической диплегией.Атонически—астатическая
форма (мозжечковая).
Характеризуется низким мышечным тонусом
(атония), трудностями в принятии
вертикального положения тела (астазия).
Нарушена также координация движений
(атаксия). У ребенка нарушается равновесие
тела при покое и ходьбе, наблюдается
несоразмерность движений, тремор,
усиливающийся в конце двигательного
акта. Все это происходит на фоне низкого
мышечного тонуса. Такие дети долго не
могут держать голову, сидеть, стоять,
ходить. Походка характеризуется
неустойчивостью. Дети ходят широко
расставляя ноги в стороны, пошатываясь,
и при этом часто падают. Все движения
отличаются неточностью и несоразмерностью.
Координация движений рук и ног
рассогласована. Речь не плавная,
прерывистая, монотонная и медленная.
Ударения расставляются не по смыслу:
слова разделены равномерными интервалами.
В половине случаев наблюдается легкая
и умеренная степень умственной
отсталости. В специальной школе 10-15%
детей.
У большинства
детей с ДЦП наблюдаются смешанные формы
заболевания.
Понятно, что столь
значительныеизменения
физического статуса не могут не
сказываться на психическом развитии
ребенка. У всех детей с ДЦП наблюдается
недостаточность
пространственных представлений.
Это соответствующим образом отражается
на способности к осуществлению счетных
операций. Нарушено также восприятие
формы, пропорций, перспективы. Нарушены
представления о схеме собственного
тела. Поскольку всегда наблюдается
недоразвитие предметных действий, то
и игра у ребенка с детским церебральным
параличом не развивается. Часто
двигательным расстройствам сопутствует
задержка
психического
развития церебрально-органического
происхождения. При
этом практически у всех детей процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения. Наблюдается склонность к
колебаниям настроения. При тактильном
прикосновении многие дети испытывают
страх, страх также может появляться при
изменении положения тела и при изменении
окружающей обстановки. У очень многих
детей с детскими церебральными параличами
ввиду особых условий воспитания и
развития формируются такие личностные
черты, как эгоцентризм и пассивность.
Реабилитационная
работа с
такими детьми носит комплексный характер.
Она включает не только медицинские меры
воздействия, но и обучение, воспитание,
психологическую поддержку, а также
логопедическую помощь.
Медицинские меры
воздействия предполагают: медикаментозное
лечение, физиотерапевтическую и
ортопедическую помощь, лечебный массаж,
лечебную физкультуру и др.
За счет медикаментозного
лечения нормализуется мышечный тонус
ребенка, уменьшаются насильственные
движения. Но такая помощь может оказываться
только высококвалифицированными врачами
и строго индивидуально.
Физиотерапия
– улучшает кровообращение в мышцах,
способствует уменьшению спастичности.
Во всех специализированных школах, а
тем более, в центрах нейрореабилитации
есть специальные кабинеты, оборудованные
необходимыми аппаратами.
Ортопедическая
помощь
заключается в том, что для детей подбирают
специальные приспособления для ходьбы,
специальную обувь, придают правильное
положение пальцам, стабилизируют голову.
Лечебный массаж
чрезвычайно важен для здоровья ребенка
с детским церебральным параличом. Рано
начатый, проводимый специально
подготовленными людьми на протяжении
длительного времени, такой массаж
способен значительно улучшить состояние
ребенка. В некоторых случаях удается
почти полностью преодолеть дефект
только за счет использования массажа.
Лечебная
физкультура (ЛФК)
включает в себя специальные комплексы
упражнений, направленных на преодоление
дефекта, в том числе и с использованием
тренажеров. Подбирается индивидуально
в зависимости от характера нарушений.
Является обязательной формой работы
со всеми детьми, страдающими ДЦП.
Немедицинские
меры реабилитационного воздействия
также направлены на восстановление
пригодности ребенка к жизни в социуме
испособствуют
достижению им наивысшего уровня
функциональной нормы развития. Обучение
в школах для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата предполагает
усвоение основ наук в объеме
общеобразовательной школы. Помимо
этого, дети получают полноценную
профессиональную подготовку в одной
из доступных им профессий. Наиболее
популярной среди детей с ДЦП профессией
является профессия делопроизводителя
и оператора для работы на компьютере.
Те дети, интеллект
которых снижен,
а их среди детей с ДЦП около 30%, обучаются
в тех же школах, но во вспомогательных
классах по программе вспомогательной
школы. Часть детей имеют столь значительные
двигательные нарушения, что не
могут самостоятельно передвигаться.
Такие дети обучаются индивидуально на
дому.
Воспитание
обеспечивает коррекцию личностных
расстройств, возникающих у ребенка под
влиянием
дефекта.
В
психологической
поддержке нуждаются практически все
дети с нарушениями двигательной сферы.
Перед психологом, работающим с детьми,
имеющими двигательные нарушения, стоят
следующие задачи:
коррекция
неадекватных методов воспитания ребенка
с целью преодоления его микросоциальной
запущенности;помощь ребенку
или подростку в разрешении психотравмирующих
ситуаций;формирование
продуктивных видов взаимоотношений
ребенка с окружающими (в семье, в классе);повышение
социального статуса ребенка в коллективе;развитие у ребенка
или подростка компетентности в вопросах
нормативного поведения;формирование и
стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов
у детей;развитие и
совершенствование коммуникативных
функций, эмоционально-волевой регуляции
поведения;формирование
адекватных родительских установок на
заболевание и социально-психологические
проблемы ребенка путем активного
привлечения родителей в психокоррекционный
процесс;создание в детском
коллективе, где обучается больной
ребенок, атмосферы принятия,
доброжелательности, открытости,
взаимопонимания.
В логопедической
помощи
нуждаются практически все дети, страдающие
церебральными параличами. Практически
у всех детей, относящихся к этой категории,
так или иначе нарушено звукопроизношение
(постоянно меняется тонус речевой
мускулатуры, разный тонус языка и губ,
наблюдаются гиперкинезы речевой
мускулатуры). Речь такого ребенка
зачастую малопонятна для окружающих.
Иногда могут проявляться нарушения
дыхания, что приводит к насильственным
выкрикам и стонам. Может также проявляться
слюнотечение. Голос у детей с ДЦП, как
правило, смазанный, немодулированный.
Такое речевое нарушение, обусловленное
поражением двигательных зон головного
мозга, называется дизартрией.
Логопедическая
работа
ведется по нескольким направлениям:
отрабатывается
речевое дыхание, голосообразование,
произносительная сторона речи, а также
идет расширение лексического запаса.
При сложных формах дизартрии работа
проводится в направлении развития
слухового внимания, слуховой памяти,
фонематического слуха, семантической
стороны речи. В этом случае работа
строится с опорой на зрительное и
слуховое восприятие. В систему
логопедических занятий входит также
создание для детей с двигательными
нарушениями условий для овладения
письменной речью. Так как при ДЦП
практически всегда нарушена
зрительно-моторная координация, процесс
обучения их письму, значительно затруднен,
а в некоторых случаях и невозможен.
Раньше для обучения грамоте таких детей
использовались пишущие машинки. Сейчас
большие возможности для приобщения
детей, страдающих ДЦП, к письменной речи
открывает использование компьютера и
других электронных приборов.
Вопросы и задания
для самоконтроля:
Какие нарушения
опорно-двигательного аппарата вам
известны?Что собой
представляет детский церебральный
паралич?Назовите причины
возникновения детских церебральных
параличей.Из каких клинических
признаков складывается картина нарушения
при детском церебральном параличе?Какие формы детских
церебральных параличей вам известны?Как
отражается ДЦП на психическом развитии
ребенка?Охарактеризуйте
реабилитационные заведения для детей
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.Какие
разделы включает в себя реабилитационная
работа с детьми, страдающими церебральными
параличами?Задачи психолога,
работающего с детьми и подростками,
страдающими церебральными параличами.Раскройте
содержание понятий «реабилитация»,
«коррекция» «компенсация» по отношению
к детям с ДЦП.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник