Влияние народной музыки на развитие ребенка

Влияние народной музыки на развитие ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ  КЛАССИЧЕСКОЙ И НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

 НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она может привести человека в состояние тоски, скорби, тихой грусти; может вдохновить,  вселить в него дух бодрости и энергии. Очень важно, какую музыку   предлагают человеку слушать.  Музыка признанных классиков и народная музыка – вот  основные источники обогащения внутреннего мира  человека, в особенности ребёнка. Какое место  в жизни человека займёт музыка  и какой именно она  будет– во многом зависит от воспринятого в детском возрасте. Роль взрослых, в частности музыкальных руководителей,  в пробуждении духовного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна и велика.
         Как же действует музыка на ребёнка?  Музыка не только духовно воздействует  на детей, но и  укрепляет их физические силы  и интеллект. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки. 
        Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное,  не только слышать, но и представлять увиденное.
          Следовательно,  музыка  развивает все виды восприятия:  зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.
Музыка, воспитывает в ребёнке  терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего  мира.
   С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

        Классическая музыка является одним из  источником  внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребёнка положительное эмоциональное воздействие.  
         Тонкая душа ребёнка способна воспринимать отдельно взятые произведения великих композиторов: Ф.Шуберта, В.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова и т.д.
         Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка даёт возможность познать мир через  воображаемые образы.
       Отражение действительности через музыку расширяет у детей  познания мироустройства.  
         Неоценимую роль  играет народное творчество в  познании  ребёнком окружающего мира. Уже в раннем детстве через колыбельные песни он получает уроки  любви и добра. Забавные попевки знакомят детей с такими явлениями природы, как дождик, солнышко, тучка. В народных музыкальных играх с пением ребёнок учится терпению, выносливости, взаимовыручке. Следование нравственным законам, таким как

 « бездельнику не место здесь», происходит  в таких  играх с пением, как «Воробей», «Царь Горох». Проявление любви и доброго отношения друг к другу происходит в  хороводной игре «Город». Уважение к труду людей прививается в хороводах «Лён», «А мы просо сеяли».

 Русские народные хороводы приобщают детей к познанию природы, воспитывают бережное отношение к окружающей среде и друг к другу. Хоровод – это танец, славящий солнце. Круг, в котором стоят дети наполняется теплом и светом. Круг в движении символизирует круг жизни человека. В такие хороводах, как «Капустка», «Плетень»,  «Прялица» дети, подражая узорам природы, как бы сливаются с самой природой.
          Музыкальное воспитание детей  должно протекать  на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, возможности как-то по-особому выразить свои чувства, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное. Надеюсь, мы,  музыкальные руководители и  родители малышей, успеем привить хороший музыкальный вкус  нашим детям!

Источник

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она может привести человека в состояние тоски, скорби, тихой грусти; может вдохновить, вселить в него дух бодрости и энергии. Очень важно, какую музыку предлагают человеку слушать. Музыка признанных классиков и народная музыка – вот основные источники обогащения внутреннего мира человека, в особенности ребёнка. Какое место в жизни человека займёт музыка и какой именно она будет– во многом зависит от воспринятого в детском возрасте. Роль взрослых, в частности музыкальных руководителей, в пробуждении духовного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна и велика.
Как же действует музыка на ребёнка? Музыка не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы и интеллект. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.
Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять увиденное.
Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.
Музыка, воспитывает в ребёнке терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.
С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

Классическая музыка является одним из источником внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребёнка положительное эмоциональное воздействие.
Тонкая душа ребёнка способна воспринимать отдельно взятые произведения великих композиторов: Ф.Шуберта, В.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова и т.д.
Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка даёт возможность познать мир через воображаемые образы.
Отражение действительности через музыку расширяет у детей познания мироустройства.
Неоценимую роль играет народное творчество в познании ребёнком окружающего мира. Уже в раннем детстве через колыбельные песни он получает уроки любви и добра. Забавные попевки знакомят детей с такими явлениями природы, как дождик, солнышко, тучка. В народных музыкальных играх с пением ребёнок учится терпению, выносливости, взаимовыручке. Следование нравственным законам, таким как

« бездельнику не место здесь», происходит в таких играх с пением, как «Воробей», «Царь Горох». Проявление любви и доброго отношения друг к другу происходит в хороводной игре «Город». Уважение к труду людей прививается в хороводах «Лён», «А мы просо сеяли».

Русские народные хороводы приобщают детей к познанию природы, воспитывают бережное отношение к окружающей среде и друг к другу. Хоровод – это танец, славящий солнце. Круг, в котором стоят дети наполняется теплом и светом. Круг в движении символизирует круг жизни человека. В такие хороводах, как «Капустка», «Плетень», «Прялица» дети, подражая узорам природы, как бы сливаются с самой природой.
Музыкальное воспитание детей должно протекать на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, возможности как-то по-особому выразить свои чувства, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное. Надеюсь, мы, музыкальные руководители и родители малышей, успеем привить хороший музыкальный вкус нашим детям!

Источник

Влияние классической и народной музыки на здоровье ребенка

Долгое время музыка воспринималась как атрибут культуры и воспитательного процесса детей, которым взрослые стремились привить понятия о красоте и гармонии мира, пытаясь обогатить эмоциями их жизнь и научить чуткости, отзывчивости, благородству. Однако в век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло далеко вперед в познании процессов, которые происходят в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание и здоровье детей.В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как разработчик нетрадиционные методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные результаты, нежели медикаментозное лечение. Свою теорию ученый основывает на исследованиях психики и физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней связано с эмоциональным состоянием ребенка. Постоянно испытываемое чувство неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность реализовать свой творческий потенциал приводят к тому, что малыши дошкольного возраста обзаводятся целым букетом «взрослых» болезней, среди которых – сердечная недостаточность, сахарный диабет, онкология и т.д.Вместе с тем, классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и излечивать от различных заболеваний.Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Поэтому спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме, что позволяет улучшить зрение и память, купировать приступы головной боли, тошноты и астмы, нормализовать работу сердца и головного мозга.После многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы звукотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.Если ребенок плохо спит по ночам, ему снятся кошмары, и часто он просыпается с плачем от испуга, то прекрасным терапевтическим средством может стать музыка Грига, Чайковского и Сибелиуса, которую следует включать непосредственно перед сном. В случае, когда речь, наоборот, идет о пассивном и замкнутом малыше, который часто страдает головными болями и не блещет умственными способностями, активировать его жизненные силы помогут произведения Листа и Бетховена.Очень часто многие нарушения в работе различных органов малыша связаны с неправильной техникой дыхания. Объяснить ребенку, что во избежание проблем со здоровьем не стоит резко и часто втягивать воздух через носоглотку или же, наоборот, задерживать его в легких, крайне сложно.В этой ситуации на помощь придут народные песни, прослушивание которых позволяет малышу нормализовать дыхание уже через 10-15 минут. Что касается работы сердечно-сосудистой системы, то наиболее благоприятное воздействие на нее оказывает музыка Баха, Шопена и Мендельсона. 

Источник

Я много лет работаю музыкальным руководителем в детском саду. За долгие годы работы не раз приходилось мне отмечать, что огромное влияние на музыкальное воспитание детей имеет народный фольклор в самых различных его формах, он помогает детям лучше понять красоту и поэтичность музыкальных произведений, лучше усвоить материал, вызывает интерес к предмету и позволяет украсить проведение любого мероприятия. Поэтому я хочу поделиться в этой статье с другими музыкальными руководителями.

Детям свойственно стремление подражать, ребенок стремится познать все, что происходит вокруг и встроиться в окружающий мир. Ребенок, который свои первые семь лет прожил в гармонии с окружающим миром, имел достойные примеры для подражания усваивает все, что ему нужно для дальнейшей жизни. Необходимо дать ребенку в его первом стремлении возможность свободно появляться и тогда развитие его мышления, памяти, чувств, воли будет происходить успешно, но по своим законам. Пробуждать слишком рано сознание ребенка не дав ему времени «поспать» – значит  закладывать в него зародыш раннего старения и ранних болезней. Четырехлетние «старички», которые не умели хорошо говорить, а многие знали что и чего не надо, рано обучались чтению, счету, письму и т.д. Но как обстояло дело с творческой фантазией у таких детей? Такие дети не умеют играть, это маленькие скептики. Известно, что дети, которые не наигрались в детстве, потом испытывают в этом дефицит всю жизнь. Очень важно, чтобы дети просто играли. Они при этом развивают свою фантазию, мышление, волю. Воспитатели детского сада должны постоянно учится и  работать над собой, создавая условия, при которых  ребенок испытывает радость от пребывания в группе, укрепляет свои жизненные силы и свободно развивается, бережно относится к личности.

 Дети, у которых отсутствует пища в виде сказок, детских песен, свободных игр, общения с природой и здорового образа подражания, ищут духовную пищу в других вещах – телевизоре, компьютерных играх, а затем и боевиках.

Задача взрослых – не засушить наши «цветы жизни», пусть эти маленькие расточки будущей индивидуальности пребывают в душевной оболочке любви и мудрости взрослых, чтобы окрепли собственные духовно-душевные силы, чтобы дети ушли в свой срок в школу, а своесемилетие встретили открытыми, не закомплексованными , жизнерадостными и уверенными в себе. И тогда в дальнейшем они сами смогут различить добро и зло, правду и ложь.

Существует мнение, что взрослому человеку невозможно что-то в себе изменить, «какой я есть – такой есть», часто можно слышать от взрослых. Конечно, работать над собой – дело нелегкое. Посмотреть на себя со стороны, заглянуть в свою душу, признать свои недостатки, ошибки, промахи – не просто. Осознание своих недостатков, изживание их, способность признать свою вину перед другим человеком и перед ребенком, способность простить другого – это великое благо.

Самовоспитание  — это осознание своих недостатков, умение забывать причиненное тебе зло, умение нести в мир добро и любовь.

Фольклор – это богатство народного творчества, то, что дошло до наших дней, то лучшее, что запечатлено народом и сохранено. Народное искусство помогает усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, его черты характера.

Фольклор – это синтез поэзии и музыки, движения. Содержащаяся в фольклоре мудрость дает возможность в приятной и интересной форме обучить ребенка тому или иному навыку. Дети с интересом воспринимают образное содержание потешек, прибауток, считалок, дразнилок, песенок, попевок. У детей становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, представление образа. Фольклор развивает чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, слух, голосовые возможности ребенка а так же импровизацию, коммуникативность, чувство ансамбля.

С рождения с помощью детского фольклора взрослый утанавливает контакт с ребенком с помощью колыбельных, попевок, приговорок. Н активизирует малыша, когда у него не сформированы действие и внимание. Народные песни – самое совершенное средство музыкального воспитания. Нас привлекает простота построение мелодии, богатство и разнообразие содержания.

Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, вызывает отзывчивость, чувство на красоту мелодии, стиха. Увлеченность народными песнями создает условия для проявления творческого начала. Дети отражают свои впечатления в своих рисунках, импровизируют , фантазируют в играх, в инсценировках. В потешках заложена динамика, дети чувствуют ритм, динамика вызывает желание двигаться. Используя потешки, мы вызываем у детей ритмичный бег, подпрыгивание, движение галопом, перепрыгивание с ножки на ножку, сужение, расширение круга.

Все это способствует общему физическому развитию. Игры с пением (хороводы) раскрепощают детей, вызывают фантазию, устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движениями. Фольклор вызывает чувство любви к родному искусству. Мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к стране.

Детский фольклор дает нам возможность на ранних этапах жизни приобщить ребенка к народной поэзии. Еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими произведениями. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. В это время начинаем формирование ребенка как личности, становление его характера. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в этом возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он играет и живет,  это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.  Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы используем в своей работе народные песни, пляски, игры, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративного и прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, воспитывает любовь к русской музыке. Самая простая народная мелодия с хорошей гармонизацией и в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительней, воспринимается детьми с большим чувством, воспитывает музыкальный вкус.

Игры фольклорного характера строятся на народном творчестве. Следует выбирать игры, которые были бы ребенку близки и понятны.  Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Включение потешек, которые тесно связаны с народными песнями,  делает игры более запоминающимися. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более яркой, интересной и содержательной. Детям нравятся игры с ложками.

Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно ( перед игрой с пальчиками – загадываем про них загадку). Распределение ролей должно быть справедливым – по считалке.

Игры на материале детского фольклора  дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и в выразительных движениях – реализация в театрализованной деятельности. Инсценирование бывает в разных видах. Например, дети передают содержание потешки , прибаутки, с помощью пластических движений тела, выразительной мимике и жеста. Детям фольклор близок и интересен, с помощью фольклора дети играют  — набираются ума-разума, становятся добрее, учатся понимать шутку, радоваться. Детский фольклор помогает установить контакт с детьми, помогает в обучении детей чистой и выразительной речи, развивает чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

Попевки, колыбельные, колядки.

Пение   — важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в воспитании ребенка, развивает интерес и любовь к музыке. Самое совершенное средство музыкального воспитания –  народные песни. В них привлекает простота построение мелодии, богатство, разнообразие содержания , яркая образность, юмор. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют их петь в младшем детском возрасте. Попевки – в младшей группе «Ладушки», «Зайчик ты зайчик», «Петушок».

«Колядки» — пелись с пожеланием благополучия в будущем земледельческом году   — славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями ( «Воробушек летит, хвостиком вертит. А вы, люди, знайте, гостей принимайте, Новый год встречайте!»).

Пестушки – это песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Знакомство с художественными произведениями начинается с малых форм – народного поэтического творчества – пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песенок. Детский фольклор активизирует действие и внимание.

По содержанию произведения народно-поэтического творчества – образны и многоплановы. В них оживают явления природы, например, «Ночь пришла –темноту привела», «Солнышко-ведрышко, обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят».

Особенностью детского фольклора является его гибкость применения: имя ребенка можно заменить не меняя рифмы: «Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая». Дети начинают понимать эмоциональные состояния человека (смеется, плачет, радуется), его физические состояния (боль, голод, усталость и т.д.). Дети учатся ориентироваться в окружающем мире. Обогащение дошкольников новыми знаниями  и впечатлениями, создание у них бодрого и радостного настроения – это способствует развитию творческой активности.

Произведение детского фольклора:

1)    Побуждают заинтересованность детей.

2)    Помогают подвести к восприятию музыки и ее образного содержания.

3)    Учат коллективным действиям.

4)    Учат эмоционально откликаться на музыку.

5)    Помогают инсценировать игры, песни, стихи.

6)    Отрабатывают согласованность движений с характером и формой музыкальных произведений.

7)    Помогают эмоционально передавать  игровые образы.

8)    Учат детей изменять движения в соответствии с характером произведения (ритмичная ходьбы, перестраивание в шеренги, в колонны, в круг; притопы, хлопки, кружение, подскоки). В пении учат правильному дыханию, звукоподражанию, дикции – чистоте инсценирование.

Детский фольклор воспитывает устойчивый интерес к музыке, выдержку – развивает эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, быстроту реакции, активизирует внимание, учит петь – выразительно, напевно, мелодично – отчетливо произносить слова, петь с динамическими оттенками, начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки.

На материале детского фольклора ребенок учится разнообразным выразительным движениям, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик и т.д. Движения сопровождаются яркой мимикой, жестами. Ребенок учится быть эмоциональным в речи и в показе движений.

Особое место в работе с детьми по освоению  в материале фольклора отводится место шутке, веселью, детской радости  (игры, дразнилки, шутливые диалоги).

Методика работы.

Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст – исполнять выразительно, ребенок повторяет движения взрослого, подражая ему. Необходимо и уметь выделять наиболее важные слова. В зависимости от образа менять силу голоса (громко-тихо), мелодику фраз(низко говорит медведь, высоким голосом птичка и т.д.). Детский фольклор будит фантазию.

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества – актуальная, но трудно разрешимая задача. Народ, не помнящий своего прошлого, не будет иметь и будущего,  что мы можем сейчас наблюдать по событиям на Украине, где к власти пришли фашисты.

Детские колядки, заклички, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни должны занять не последнее место в музыкальном образовании будующего гражданина своей страны.

Не даром в них черпали вдохновение прославленные поэты и композиторы.

Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески развивает ее, учит детей видеть и переживать красоту. Фольклор дает ребенку познать действительность, историю, национальные обычаи своего народа, его черты характера.

Создатели народной музыки пели о нелегких условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда.

Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений – все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности натуре ребенка. Игра является фундаментальной ее основой . Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Народные игры передают обычаи и традиции национальной культуры. Игры должны доставлять удовольствие и радость, не быть нудной тренировкой, учебными заданиями. Без игры у ребенка нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Ребенок в игре проявляет свои мысли, чувства и фантазии, самостоятельность, творческие способности.

В репертуаре музыкальных игр большое место занимают игры фольклорного характера. Знакомя ребенка с детства – мы даем ему представление о своем народе. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. И тут нам на помощь приходит детский фольклор, который лежит в методике «Слово и движение». Каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребенком обыгрываем вместе.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком, с его пальчиками и ручками.

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, деревьям).

Приговорки – обращение к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучают детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые кратко, метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка или в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят людей.

Докучные сказочки – у которых нет конца и их можно обыгрывать.

Самые любимые игры для детей те, где нужно ловить друг друга. Они развивают ловкость, сообразительность («Кот и воробей», «Лиска-лиса», «Солнышко»).

Интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки («Заморожу» — дети принимают различные позы, не двигаются какие то мгновения).

Или игры на координацию движений («Корабль плывет»)

В игре каждый ребенок может самореализоваться. 

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление –  это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых  отношений между взрослым и ребенком. Взрослые должны активно использовать жесты, поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях, помогают установить контакт с ребенком.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, приговорок.

Какие движения дети выполняют?

1)Прежде всего это мелкая моторика – движения самомассажа, потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, сбрасывание ее себе на лицо. Поглаживание ладонью одной руки другой, потом наоборот. Поочередное смыкание всех пальцев с большим с надавливанием подушечек пальцев. Образное движение « кормим птиц» — массаж кончиков пальцев от мизинца к указательному пальцу, пожимая их о большой палец. Щелчки  каждым пальцем с большим – активизация работы кончиков пальцев. Потирание указательным пальцем одной руки указательного пальца другой-образное упражнение «строгаем». Постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

2) Шевеление пальчиков.

3) Поочередное пригибание пальцев к ладони, сначала с помощью, а затем без помощи другой руки.

4) Разведение пальцев и их сведение.

5) Хлопки – обычные, скользящие, сверху одна ладонь, а потом другая, хлопки ладонями, сложенными чашечками.

6) Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

7) Помахивание кистями сверху вниз.

8) Вращение кистей-кулачков – фонарики.

Движение всей рукой тоже разнообразны:

— мы рисуем солнце, показываем радугу, изображаем хлопком гром, вдвоем пилим дрова.

-строим домик,

-показываем тучи большие и маленькие.

Развитие мелкой моторики руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Главное требование в играх рукой – развивать как правую, так и левую руку.

Народное искусство является самым гениальным, самым высоким видом искусства – это то, что запечатлено народом, что народом сохранено и донесено через столетия до наших дней. Что же относится к детскому фольклору? Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова, движения. Ребенок , как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а затем самостоятельно ритмизированно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор ограниченно входит в повседневную жизнь малышей, стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя, играя с ребенком. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт, а затем и эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра.

Ласковый говорок прибауток, пестушек, закличек, приговорок, считалок вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения заботы, нежности, веры в его ум, силу, красоту.

Источник