Влияние на развитие ребенка физического дефекта
Причины появления
психофизических дефектов, как правило,
обусловлены биологическими
факторами,
и их принято подразделять на эндогенные
и
экзогенные.
К эндогенным
факторам причисляют те, которые находятся
внутри
растущего
организма, т.е. внутренние факторы.К эндогенным
факторам
относятся:
наследственные
факторы, когда аномалия развития
является следствием заболевания,
переданного от родителей к ребенку
ввиду патологической наследственности;мутации
генов, наступившие
в
течение
жизни
родителей
под воздействием каких-либо неблагоприятных
факторов.
Наследственностьюмогут бытьобусловленытакие
нарушения развития, как умственная
отсталость
(существуют более 450 наследственных
заболеваний, одним из клинических
признаков которых является умственная
отсталость). Часто связаны с наследственностью
и нарушения
слуха (25%
населения планеты являются носителями
гена глухоты, более 90% наследования идет
по рецессивному типу, заболевание
проявляется только при дополнительном
влиянии тератогенов, и всего около 2%
случаев наследования по доминантному
типу); нарушения
зрения
(врожденная катаракта, микрофтальм);
нарушения
опорно—двигательного
аппарата (кроме
ДЦП); ЗПР
конституционального происхождения;
общее недоразвитие
речи.
Мутации генов
возникают под воздействием различных
патогенных факторов (интоксикации,
алкоголизм, наркомания, радиация, возраст
матери) и могут быть причиной таких
нарушений развития, как умственная
отсталость,
нарушения
двигательной
сферы и некоторых других.
К экзогенным
относят факторы, влияющие на развитие
ребенка извне.
Экзогенные
факторы
могут влиять на организм ребенка в
разные периоды его развития, в зависимости
от этого их в свою очередь подразделяют
на факторы:
пренатального
периода развития;интранатального
периода развития;постнатального
периода
развития.
Рассмотрим более
подробно экзогенные
факторы. Изучая пренатальную
фазу развития, ученые ввели в обиход
понятие – тератогены.
Тератогены
– это болезни
или вещества, влияющие на формирование
плода и способные вызвать неблагоприятные
для его дальнейшего развития изменения.
К тератогенам
относятся:
Интоксикации:
наркотические,
алкогольные, лекарственные, химические.
Наркотические
и алкогольные
интоксикации могут вызвать умственную
отсталость, задержку психического
развития, нарушения опорно-двигательного
аппарата церебрального происхождения
и другие серьезные патологии. Из
лекарственных
препаратов наиболее опасны талидомид
(зафиксировано более 7000 случаев рождения
детей с множественными ампутациями
конечностей, обусловленными приемом
матерью во время беременности данного
препарата) и ототоксичные
антибиотики
(приводят к нарушениям слуха от легкой
тугоухости до полной глухоты). Из
химических
реагентов особенно опасны: свинец,
хлор, ртуть, мышьяк.
Соединения хлора содержатся в таких
привычных для нас средствах бытовой
химии, как стиральные порошки и
отбеливатели, краски, удобрения. Диоксин,
содержащий хлор, выделяется из пластиковой
тары, особенно при многократном ее
использовании и нагревании. Контакт с
этими веществами в некоторых случаях
может приводить к нарушению памяти,
общему недоразвитию речи. Свинец, который
в виде двуокиси содержится в выхлопных
газах, может вызвать задержку психического
развития, умственную отсталость. Ртуть
вызывает умственную отсталость, задержку
психического развития, детский
церебральный паралич, а также задержку
роста. Рентгеновское излучение может
вызвать задержку роста, умственную
отсталость, задержку психического
развития, лейкемию.
Заболевания
матери: краснуха,
грипп, герпес, токсоплазмоз, сифилис,
цитомегаловирусмогут быть
причинами умственной отсталости,
нарушений слуха, зрения, вызывать детские
церебральные параличи и задержку
психического развития.
Психотравмы,
перенесенные
матерью во время беременности оказывают
тератогенное воздействие через изменение
гормонального статуса и сокращение
поступления кислорода к плоду. В этом
случае в центральной нервной системе
ребенка могут происходить изменения,
приводящие к возникновению умственной
отсталости, нарушений зрения и слуха,
задержки психического развития и
детского церебрального паралича.
Также тератогенное
воздействие на плод оказывают такие
факторы, как: травмы
плода, недоношенность, фактор многоплодия,
несовпадение по резус-фактору, токсикоз
беременных.
Установлены
следующие принципы действия тератогенов:
Воздействие
тератогена зависит от генотипа организма.
Одно и то же вещество может быть вредным
для одного организма и безопасным для
другого.Воздействие
тератогенов изменяется на разных этапах
внутриутробного развития.
С 3 по 16 неделю
формируется ЦНС.С 3 по 6 неделю –
сердце.С 4 по 5 неделю –
верхние и нижние конечности.С 4 по 8 неделю –
зрение.С 4 по 9 неделю –
слух.
Именно поэтому
период с 3 по 16 неделю развития плода
особенно уязвим по отношению к тератогенам.
Каждый тератоген
влияет на определенный аспект
внутриутробного развития. Они не
повреждают все системы организма, а
действуют избирательно.Повреждения
тератогенами не всегда очевидны при
рождении, но могут проявиться в
дальнейшем.
Следующая группа
факторов экзогенного
характера воздействует на ребенка
в процессе родов, в так называемую
интранатальную фазу
его развития. К вредоносным факторам
этого периода относятся асфиксииплода,
полученные вследствие стремительных
(обвитие пуповиной) или затяжных родов.
Опасны также роды с наложением щипцов.
Любой из этих видов родовой патологии
может быть причиной таких аномалий
развития, как умственная отсталость,
задержка психического развития, детский
церебральный паралич, нарушения слуха
и зрения разной степени тяжести, речевые
нарушения.
При
рождении общее состояние ребенка
оценивается по шкале
Апгар.
Первая оценка дыхания, сердцебиения,
рефлексов, цвета кожных покровов и
мышечного тонуса производится на первой
минуте жизни ребенка. Вторая – на пятой
минуте. Чем выше показатели ребенка по
этой шкале, тем благоприятнее прогноз
его развития. Как правило, здоровые
доношенные дети получают оценки от 7 до
10 баллов. Максимальный показатель – 10
баллов. Если ребенок набрал по шкале
Апгар 4-6 баллов и ниже его состояние
оценивается как средней тяжести –
тяжелое. В этом случае высока вероятность
нарушения умственного и физического
развития.
Постнатальная
фаза развития
наступает с рождением ребенка. Опасности,
подстерегающие ребенка с точки зрения
возникновения психофизических дефектов:
Заболевания:
грипп,
скарлатина, корь, отиты, другие
соматические
заболевания
при тяжелом и длительном течении. Особую
опасность представляют нейроинфекции
– менингиты и энцефалиты. Эти заболевания,
перенесенные в раннем постнатальном
периоде, могут вызвать такие нарушения
развития как: умственная отсталость,
задержка психического развития, детский
церебральный паралич, нарушения зрения
и слуха, речевые дефекты.
Интоксикации:
химические
(мышьяк,
ртуть,
свинец),
лекарственные.
Химические интоксикации могут вызвать
весь спектр дефектов, а лекарственные
чаще всего провоцируют слуховую
недостаточность, обусловленную приемом
ототоксических антибиотиков.
Физические травмы
в раннем
постнатальном периоде могут быть
причиной нарушений зрения, слуха,
вызывать дефекты опорно-двигательного
аппарата, приводить к умственной
отсталости и задержке психического
развития.
Психотравмы
могут вызвать
задержку психического развития
психогенного происхождения, быть
причиной заикания, вызывать расстройства
эмоционально-волевой сферы ребенка.
К
настоящему времени наука располагает
некоторыми статистическими данными
относительно частоты проявлений
аномального развития.
Примерно
4,5% всей детской популяции относятся к
категории детей с теми или иными
аномалиями развития и нуждаются в
специальном образовании. Среди них
первое место по численности занимают
дети с образовательными затруднениями
(более 40%), второе место – с нарушениями
интеллекта (около 20%), третье – с
нарушениями речи (около 20%). Остальные
нарушения в совокупности составляют
менее 20%. В мире, в среднем, приходится
3 слепых на одну тысячу человек, а
затруднения со слухом встречаются у 5%
населения. На каждые 100 школьников от 7
до 15 лет приходится 4 – 5 человек, имеющих
нарушения интеллекта или испытывающих
образовательные затруднения. На каждые
800 новорожденных приходится один ребенок
с синдромом Дауна.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- психическое развитие
Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин. К сожалению, однажды в радостное и безмятежное существование может вторгнуться травма. Дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь… Страшная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, травма несёт с собой физические потери, которые на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождаются травмой психологической.
Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.). Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Всё это в конечном счёте приводит к регрессу в психическом развитии ребёнка. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.
Физиология психологической травмы сводится к тому, что в обычной, нестрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, таким образом идёт постоянное «отслеживание» ситуации при её полном осознании и контроле. В стрессовой ситуации (к числу которых относится и приобретённая физическая травма), и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга. И тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые нижерасположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием »fight or flight» (борись или улетай). Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной. Болезненное состояние у ребёнка может возникнуть лишь тогда, когда его организм как бы «зацикливается» на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.
В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.
Мише 4 года. Его заболевание – рубцевой стеноз пищевода, возникло от того, что родители уделяли мало внимания ребёнку, и он выпил отравляющую организм жидкость… Естественно, в жизни ребёнка появились больницы, врачи, операции с множеством наркозов, что и повлияло на развитие разного рода страхов. Ребёнок боится ложиться спать, боится самого процесса засыпания. Он перестал доверять близким, не идет на тактильный контакт с родителями. Впоследствии всё это привело к тому, что в игровой деятельности ребёнка в большинстве случаев начала преобладать агрессия… В такой ситуации родителям не приходится ждать одномоментной помощи психолога, так как ребёнку необходимо привыкнуть к нему.
Для такого ребёнка именно психолог должен стать, своего рода, большим мудрым другом, к которому ребёнок, привыкая, может прикоснуться, обнять, с которым можно поиграть и доверить все свои секреты. Работа такого плана имеет длительный характер, но именно более раннее её начало способствует увеличению её продуктивности. Всё это вместе взятое, а также выше описанные особенности реагирования детей на дефект приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.
Юле 14 лет. До 12 лет Юля была обычным здоровым ребёнком: ходила в школу, общалась с друзьями. Перенесённая простуда повлияла на то, что у Юли возникло заболевание опорно-двигательного аппарата: ревматоидный артрит. Данная ситуация осложнялась тем, что девочка находится в подростковом возрасте, которому присущи свои переживания, наличие своего внутреннего мира и отношений ко всему происходящему. Так, Юля замкнулась в себе и ушла от контактов со сверстниками. Девочке была своевременно оказана помощь психолога, в результате чего, она начала адекватно воспринимать себя со своими особенностями заболевания.
Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события (физическая травма другого близкого человека), а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а также чувство уверенности в себе и в близких людях. К счастью, для большинства из детей, особенно для тех, которые не являлись прямыми участниками трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. Через некоторое время эти дети возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научаются от них отвлекаться. Особенно же остро переживается ребёнком приобретённый физический дефект. Восприятие ребёнком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления последствий физического дефекта и драматических ситуаций.
Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей. Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. Так, ребёнку значимые взрослые начинают приписывать особенности и черты характера, которыми он не обладал до приобретения физической травмы, и не обладает после её возникновения. При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.
Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери — стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.
Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего ребёнка степень осознания произошедшего. Родителям важно знать: чем чаще психолог совместно с ребёнком возвращается к ситуации, вызвавшей физическую травму, тем легче избавиться ребёнку от часто возникающих страхов и последствий физической травмы. Если такая работа проводится одномоментно, или же в отдаленном периоде, её эффективность снижается. Это объясняется тем, что в какой-то мере ребёнок уже самостоятельно пережил ту или иную травмирующую ситуацию. Последствия такого рода переживаний приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе и, порой, воздействие психолога на эмоциональное состояние ребёнка не приносит желаемых результатов. Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.
Всё это убедительно показывает, что травма наносит огромный ущерб психическому развитию ребёнка. Пострадавшие дети (также, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.
Юлия Криводонова
Источник