Влияние музыки на развитие ребенка в раннем возрасте
Влияние музыки на развитие детей раннего возраста.
Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни.
Музыка – воображение – фантазия – творчество – таков путь, идя по которому, ребенок развивает свои духовные силы.
Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником воспитания.
Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.
Музыкальное воспитание способствует:
— развитию эмоций;
— развитию речи;
— развитию движений;
— обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10 – 12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4 – 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям человеческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
На втором году жизни при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
У детей 3 – 4 лет повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений; в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; быстрая или медленная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие, на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижном танце.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация Huawei u8150 ideos nokia 5800 ameres.ru. . Самый дешевый товар, которые производит швейная фабрика продается только в этом магазине. .
Шестой и седьмой год жизни – это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
«Душа ребенка — это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — писал В. А. Сухомлинский
Источник
Тамара Образцова
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы)
Я работаю на группе с детьми раннего возраста пятнадцать лет. Хочу поделиться с Вами своим опытом.
Дети второго года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку. Поэтому стремлюсь вызвать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приёмов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями, желание слушать музыкальные произведения. Неоднократно повторяю с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).
В музыкальное занятие с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев включаю слушание музыки, музыкально – двигательный показ, игры и пляски. Длится занятие примерно – 8 – 10 минут, на слушание музыки и музыкально – двигательный показ отвожу 2 – 3 минут, а оставшуюся часть занимает игра или пляска.
В начале учебного года по музыкальному воспитанию детейот 1 года до 1 года 6 месяцев поставила перед собой следующие задачи:
1. Приобщать детей к весёлой и спокойной музыке.
2. Способствовать формированию умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).
3. Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как могут, умеют, постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым.
4. Приучать ходить под музыку. Показывать простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком, кружение, вращение руками – «фонарики»).
5. В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
Детей старше 1 года 6 месяцев продолжают привлекать пение, звучание инструментов (бубен, колокольчик, погремушка). Музыкальные занятия провожу не более 10 минут.Структуру их несколько изменяю: после слушания музыки провожу игровые упражнения, от участия в игре, пляске перехожу к их показу. Организовываю занятия так, чтобы стимулирование детейи регуляция их деятельности происходили на основе слуховых впечатлений: речи, музыки, песни – про максимальном сокращении зрительного восприятия.
В начале учебного года по музыкальному воспитанию детейот 1 года 6 месяцев до 2 лет поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать у детей музыкальную память и слуховые представления.
2. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца.
3. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта, показывать инструмент (один из двух или трёх, на котором взрослый исполнял мелодию.
4. При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
5. Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.
6. Способствовать приобретению умения вслушиваться в музыку и с изменением характера её звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение).
7. Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идёт, зайка прыгает, птичка клюёт).
8. Продолжать учить вслушиваться в звучание музыки и чувствовать регистры (высокий и низкий).
Чтобы привить детям любовь к музыке,необходимо следующее:
Содержание музыкального репертуара должно соответствовать возрасту и развитию ребёнка. Методы и приёмы обучения – помогать раскрытию музыки интересно и ярко, чтобы дети воспринимали её эмоционально; музыкальный материал надо усложнять постепенно; все песенки и пляски желательно повторять в течение года неоднократно; ребёнок должен стремиться к самостоятельной передаче движения, что позволит ему проявить активность и сообразительность.
Активность ребёнка может быстро снизиться, если песня ему не нравится.Поэтому при подборе репертуара соблюдаю ряд условий:
1. Звуковой состав слов в песне должен быть легко произносимым.
2. Мелодия должна быть простой по своей музыкальной характеристике.
3. Подбираю песни, построенные на простых повторяющихся словах (бай – бай, ля – ля, да – да).
4. Использую музыкально – двигательный показ, игровые и наглядные методы, которые помогают раскрывать содержание песни.
5. При исполнении песни вызываю голосовые реакции у ребёнка: звукоподражание, вокализацию, подговаривание нараспев отдельных слов.
6. Побуждаю детей к самостоятельному пению в процессе убаюкивания куклы или мишки (баю – бай, при пляске (ля – ля, топ, топ) и т. д.
При организации непосредственной образовательной деятельности использую приёмы:
С 1 года до 1 года 6 месяцев
Слушание музыки Отличительной чертой слушания музыки является то, что исполняя мелодии, сопровождаю их музыкально – двигательным показом, используя сюжетную игрушку, демонстрируя её движения под песню. Первое появление игрушки нецелесообразно сопровождать пением. Вначале рассматриваю игрушку, даю её потрогать, а затем уже провожу музыкально – двигательный показ. Поощряю, если ребёнок начинает при пении взрослого тянуть гласные буквы, проявляет попытки вокализации. При слушании музыки использую игровые приёмы. Постепенно через восприятие музыки ребёнок начинает понимать значение слова «музыка».
Игры или пляски. В конце занятия провожу игры или пляски. Дети этого возраста легко перенимают движения взрослых, поэтому их можно быстро научить пружинить, притопывать ногой, полуприседать и т. д. В процессе игр и плясок ребёнок проявляет активность, его действия регулируются показом и словом взрослого, а также характером музыкального произведения. Ребёнок учится прекращать движение с окончанием музыки, менять движение с изменением звучания мелодии, но сначала делает это с некоторым запозданием.
О дальнейшем развитии детей сужу по следующим проявлениям их музыкальной и эмоциональной активности:
• Когда ребёнок слышит «Будет музыка», он затихает и идёт к взрослому в надежде услышать звучание музыкального инструмента, в течение 12 – 16 секунд внимательно слушает игру на инструменте и – после короткой паузы – продолжает это делать.
• Дети заинтересованно смотрят музыкально – двигательные показы с использованием сюжетных игрушек, стремятся подражать взрослому и произносить слоги или отдельные слова песни, которая сопровождает этот показ.
• По показу или без него выполняют движения, связанные с содержанием песни или попевки, могут воспроизвести отдельные элементы движения согласно словам песни.
• Помнят чередование двух движений, соответствующих словам звучащей песни, но для их исполнения сначала требуется показ.
• Услышав звучание плясовой музыки, дети начинают плясать сами. После показа движения взрослым топают ногой, хлопают в ладоши, крутят кистями рук, опускают их на голову и т. п.
• Под слова песни и по указаниям взрослого воспроизводят часть движений и действий, которые взрослый использовал при музыкально – двигательном показе.
С 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Музыкально – двигательные показы побуждают детей к игровым действиям, пляске, подпеванию. Для развития звуковысотного слуха большое значение имеет умение ребёнка подражать. С удовольствием (вместе с взрослым) подпевает и произносит слова с соответствующей интонацией (лает собачка, чирикает птичка, идёт кукла). Музыкально – двигательные показы способствуют формированию детской активности, помогают установить взаимосвязь музыки и движения, согласовывать движения рук и ног с музыкой.
Слушание музыки. Дети внимательно, с интересом слушают музыку, которая исполняется на разных инструментах. Новым по сравнению с предыдущей возрастной группой является то, что для слушания музыки детей рассаживаю на стульях, а сама сижу перед ними. Перед тем как приступить к исполнению, детям сообщаю название инструмента, вызываю интерес к тому, что они услышат. Учитываю возрастные особенности детей: эмоциональную импульсивность, неумение сдерживать свои переживания. Например, слушая весёлую музыку, ребёнок может начать хлопать в ладоши или смеяться. В таких случаях не сдерживаю, а даю возможность для самовыражения. При восприятии музыки уже не обязательно использовать сюжетную игрушку. Знакомую песню исполняю на различных музыкальных инструментах, а также использую музыкальные игрушки, аудиозаписи.
Упражнения, игры, пляски. Музыкально – ритмические движения детей значительно обогащаю и наполняю новым содержанием. Использую ярко контрастную музыку: первая часть – спокойная, вторая часть – подвижная, задорная. Характерным для этого возраста является то, что действия детей успешнее регулируются речью, звукоподражанием, музыкой. Дети учатся танцевать не только с взрослыми, но и партнёром – сверстником, выполняя простые плясовые движения. При организации этих видов деятельности учитываю возможности каждого ребёнка. Особое внимание уделяю пассивным детям. При этом помню, что нельзя настаивать, если ребёнок отказывается выполнять что – либо, — это вызывает негативные эмоциональные проявления (капризы, нежелание идти заниматься).
Подпевание и пение. Это наиболее сложный вид музыкальной деятельности детей. Новым по сравнению с предшествующим возрастом является активная вокализация. Стимулирование детей к звукоподражанию, подпеванию осуществляю за счёт подбора музыкального репертуара с протяжными мелодиями,построенными на повторяющихся интервалах: куклы или мишки (баю – бай, при пляске (ля – ля, топ, топ) и т. д.
Музыкальные игры, развлечения и праздники.
Они имеют развёрнутый сюжет: в сценарии использую песни, короткие спектакли кукольного театра, инсценировки стихов, сказок. Ребёнок включается в действие по ходу инсценировки, игры, в процессе пения потешки, пестушки или показа заводных игрушек. В данном возрастеотмечаются первые праздники: дни рождения, Новый год. Их организую в групповой комнате. Подготовительную работуосуществляю вместе с детьми: украшаем ёлку, украшаем комнату цветами и фонариками к дню рождения ребят. Особое место на празднике отводится пению. Когда дети ходят, бегают, пляшут, пою сама. Важное место на празднике отвожу ряжению. Для детей этого возраста достаточны только элементы костюма (длинные ушки – зайчик, шапочка – птички, нагруднички с изображением животных, надеваю их перед началом праздника. Праздник включает несколько игр, плясок, песен и показ спектакля – настольного или кукольного. Методика показа спектакля детям второго года жизни имеет свою особенность. Они медленно включаются в действие, и отдельные моменты спектакля в связи с этим требуют неоднократного повторения. Выступаю связующим звеном между зрителями (детьми) и действующими персонажами. Постоянно наблюдаю за малышами и в зависимости от их реакции вношу изменения по ходу спектакля. Если собака (игрушка) понравилась детям, даю возможность погладить её. Действие спектакля разворачиваю плавно и неторопливо. Длительность его зависит от поведения и реакции малышей. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев выдерживают 8 минут, а от 1 года 6 месяцев до 2 лет 10 минут. Главное содержание праздника – игра, в которой присутствуют элементы зрелища, а затем действия детей. Например, в гости пришёл зайчик, он приветствует детей, задаёт им вопросы о празднике, вместе с ними отвечает на вопросы, дарит им платочки, а затем играет с ними. Для детей этого возрастаглавным содержанием праздника является их собственная деятельность: именно в ней ребёнок самовыражается и получает от этого удовольствие.
Дни рождения отмечают в этом возрасте в семейном кругу, в группе устраиваю угощение и организую игры. Создаю определённый эмоциональный настрой и приучаю детей к традиции устраивать праздник в свой день рождения.
Взаимодействие с родителями: Понимая, что получить положительные результаты в музыкальном развитии детей можно только при активном взаимодействии с родителями, с самого начала учебного года выстроила систему работы с семьёй в данном направлении. Предложила им «Показатели эмоционального развития ребёнка (до 3 лет, что помогло родителям сориентироваться в подборе игрушек и игр для занятий с детьми дома. Оформила консультацию «Музыка в жизни младенца». «В кругу семьи — Мамина школа»: Малыш и музыка; Музыка в развитии ребёнка второго года жизни; Не растут друзья в огороде (Музыкальные игры как средство развития взаимодействия между сверстниками второго года жизни). Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на задачах музыкального развития детей данного возраста. Особое внимание уделяю беседам с родителями малоактивных детей.
При целенаправленном руководстве музыкальным развитием дети к концу второго года жизни достигли определённых результатов:
1. Эмоционально реагируют на музыкальное занятие.
2. Усевшись на стуле в удобной позе, с интересом слушают музыкальное произведение (вначале внимания хватает на 14 – 21 секунду, а в последующем – на 40 – 45 секунд).
3. Дети внимательно, с интересом слушают знакомую песню и только мелодию той же песни, исполненную на одном из музыкальных инструментов.
4. В различных эпизодах музыкальных игр подпевают (бай – бай, ля- ля, да – да).
5. Переносят некоторые движения, действия, отрывки из сценок в самостоятельные игры, сопровождая их звукоподражанием и словами, которые запомнили из музыкально – двигательных показов.
6. Когда исполняю или показываю отдельные плясовые движения (полуприседания, кружение на месте, хлопки в ладоши или по коленкам, бег на месте, руки на бёдрах, повторяют их, а затем выполняют самостоятельно под текст песни.
7. Приглашают друг друга принять участие в пляске, могут танцевать вдвоём или втроём, присоединяются к кружку, в котором пляшет взрослый и с его помощью сужают или расширяют круг, смеясь и приближаясь друг к другу.
Источник
Рейтинг Занятия музыкой развивают когнитивные способности ребенка и его социальные навыки |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Недавние исследования психологов показали, что занятия детей музыкой и даже простое прослушивание музыкальных произведений способствуют развитию детского мозга. В то же время другие исследования показали, что, если родители слушают с детьми музыку, поют песни или танцуют, это положительно сказывается на взаимоотношениях между ними.
Иными словами, музыка имеет для детей множество преимуществ. Рассмотрим их подробнее.
Влияние музыки на развитие детского мозга
Исследования, в которых были использованы различные техники нейровизуализации, показали, что обучение детей музыке в раннем возрасте (до 7 лет) вызывает физические изменения в структуре и функциях мозга.
В ходе одного из данных исследований было установлено, что при занятиях музыкой в мозолистом теле (участке в центральной части мозга, отвечающем за координацию между полушариями) увеличивается количество белого вещества. Иными словами, увеличивается количество нейронных связей между полушариями. Например, известно, что Альберт Эйнштейн с детства играл на скрипке, и исследование его мозга показало необычайно сильные связи между различными участками.
Другое исследование показало, что раннее обучение музыке увеличивает количество серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсомоторной его области. Таким образом, у ребенка развивается координация. Также было установлено, что улучшенная координация в свою очередь улучшает эмоциональную регуляцию и способность подавлять негативные эмоциональные реакции на события. Иными словами, занятия музыкой с раннего возраста повышают способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать излишне эмоциональных реакций на сложные ситуации.
Еще одним открытием стало то, что даже непродолжительные занятия музыкой приводят к увеличению кровотока в левом полушарии. Это способствует развитию способности восприятия языка.
В 2018 году в ходе исследования группа американских ученых доказала, что дети с младенческого возраста реагируют на прослушивание музыки, и это занятие способствует развитию у них речевых навыков. Было также установлено, что, кроме навыков речи, музыка положительно влияет и на развитие других познавательных функций (таких как внимание, зрительно-пространственное восприятие и исполнительные функции).
Взаимосвязь между музыкой и функционированием мозга стала предметом многочисленных исследований психологов. Использование методов нейровизуализации в исследованиях, проведенных за последние несколько лет, показало, что музыка активизирует все участки головного мозга. Это относится ко всем людям, а не только к детям.
Для музыкантов игра на инструментах не только активизирует мозг, но и развивает его. В целом у музыкантов наблюдается большее количество нейронных связей между полушариями мозга, чем у других групп людей. Они также обладают хорошей долговременной памятью, слухом и гибкостью когнитивных функций. Благодаря нейропластичности (возникновению новых нейронных связей) эти функции развиваются.
Проще говоря, игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки «перестраивают» мозг, укрепляя уже существующие нейронные цепи или формируя новые.
Влияние музыки на успеваемость
Эксперты в области детского развития сходятся во мнении, что прослушивание музыки развивает у детей навыки слушания, а также помогает им преодолевать трудности в обучении. Однако результаты последних исследований показывают, что активные занятия музыкой могут иметь для ребенка множество дополнительных положительных эффектов.
Кроме всего прочего, занятия музыкой развивают:
- восприятие речи, языковые навыки и грамотность;
- навыки устного счета;
- интеллект;
- внимание и концентрацию;
- физическое здоровье.
Влияние музыки на социальное и эмоциональное развитие
Игра на музыкальных инструментах может вызвать у ребенка ощущение достижения, а также повысить его самооценку. Также ребенок может развить уверенность в себе, настойчивость в преодолении трудностей с обучением, самодисциплину и т. д.
Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого исследовалось социальное развитие детей, в частности, такие характеристики, как компетентность, уверенность в себе, забота об окружающих и сплоченность. В исследовании приняли участие 180 детей в возрасте от 8 до 17 лет. В течение трех лет дети, помимо обычной школьной программы, занимались музыкой в школьных оркестрах. Эксперимент продемонстрировал, что все участники эксперимента показали значительное улучшение всех исследуемых характеристик.
Занятия музыкой лучше всего начинать с раннего возраста
Слушать музыку или учиться играть на музыкальных инструментах полезно в любом возрасте, даже во взрослом. Это вызывает чувство удовлетворенности собой и положительные изменения в работе мозга. Однако эксперты считают, что максимальная польза может быть достигнута, когда ребенок начал заниматься музыкой до семи лет.
Современные родители все чаще включают ребенку музыку с первых месяцев жизни. Молодые мамы поют своим детям песенки и покупают им музыкальные игрушки. Играя в них, ребенок понимает, что для того, чтобы издать определенный звук, нужно нажать на кнопку. Такое понимание причины и следствия становится первым шагом в освоении музыкальных инструментов.
Совместное прослушивание музыки с детьми укрепляет ваши взаимоотношения с ними
Ученые утверждают, что совместное прослушивание музыки или пение укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, а также развивает эмпатию. Такие занятия, как пение или танцы, требуют синхронизации. Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, отвечающие за сочувствие, положительные эмоции и удовольствие. Исследования показали, что прослушивание музыки приводит к выделению дофамина – гормона, который активизирует центр удовольствия в головном мозге.
Совместные занятия музыкой позволяют участникам более гармонично взаимодействовать друг с другом. Со временем такое взаимодействие выходит за рамки занятий музыкой и проявляется и в повседневной жизни.
Другие исследования показывают, что развитие эмпатии в раннем детстве способствует развитию социальных навыков и склонности ребенка к сотрудничеству.
Существует множество способов использовать музыку для взаимодействия с ребенком. Рассмотрим некоторые из них.
Пойте ребенку колыбельные. У младенцев это не только формирует эмоциональную привязанность к маме, но и способствует развитию языковых навыков. Когда ребенок становится старше, вы можете петь вместе с ним. Пение позволяет вам эмоционально настроиться друг на друга. Найдите веселые детские песенки, которые вы сможете петь вместе с ребенком и всей семьей. Это может стать хорошим занятием для семейных поездок, совместных ужинов и других подобных моментов.
Танцуйте с ребенком. Можно начать с того, что вы возьмете ребенка на руки и будете кружить по комнате вместе с ним. Для этого выбирайте детскую музыку, которая нравится вашему ребенку. Когда ребенок пойдет в школу, попросите его научить вас танцевать под его любимые песни. Не бойтесь показаться глупыми, когда веселитесь вместе с ребенком. Это занятие может заменить просмотр телепрограмм, и это положительно скажется на вашей физической форме.
Слушайте музыку вместе с ребенком. Это также может стать для вас веселым и интересным занятием. Вы можете ставить ребенку свои любимые мелодии или вместе слушать что-то новое. Познакомьте ребенка с шедеврами классической музыки.
Ходите вместе с ребенком на концерты. Это хороший способ привнести что-то новое в ваш семейный досуг. Ходите на концерты как классической, так и современной музыки.
Учитесь играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком. Ваши занятия могут послужить хорошим примером для ребенка. Исследования показывают, что игра на музыкальных инструментах способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков не только у детей, но и у взрослых. Вы можете играть с ребенком в дуэте, и такие занятия могут стать вашим общим хобби.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
23.08.2019
Источник