Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка
Марина Кайгородова
Консультация «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка»
Консультация
Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка
Составила музыкальный руководитель 1 категории Кайгородова М. А.
Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка
Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка. Из всех видов искусства она обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Потому очень важно научить наших детей понимать музыку и общаться с ней.
Музыкально- эстетическое воспитание — процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «овладение азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту — особенно интенсивно в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». В связи с этим необходимо уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, формировать основы музыкальной культуры. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства,это прежде всего классика.
Классическая музыка – это музыка, созданная талантливыми авторами, в конце 18 -19 веков, которых справедливо называют композиторами – классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Нам, педагогам, надо помочь детям войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.
Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени, поэтому на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Очень важно соблюдать чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей, учитывая детскую психологию, специфику возраста. В своей работе с детьми я использую музыкальные пьесы для детей таких композиторов как П. Чайковский, Н. Гречанинов, Р. Шуман, С. Майкопар, Д. Шостакович, С. Прокофьев, М. Глинка. Слушая произведения композиторов — классиков, дети начинают приобщаться к красоте и богатству выразительных средств музыки, это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Кроме этого рекомендуется слушать классические произведения разного времени – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Беседа, правильно поставленные вопросы помогают детям раскрыть средства музыкальной выразительности. Помогают выявить интерес к музыкальному произведению и рассказы о творчестве композитора, показ его портрета. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает.
Слушание музыки может идти не только отдельным видом музыкальной деятельности, но и прослеживаться в других видах: музыкально— ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально— дидактических играх. Например, знакомство с произведением «Вальс-шутка» Д. Шостаковича осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре, а характер музыки П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок. Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки; а в подвижную игру «Что услышал- покажи» у детей развивается творчество и воображение.
Музыкальное восприятие должно развиваться не только в образовательной деятельности. Музыка может звучать фоном для тихих игр, рисования, перед сном, после него и др. Вместе с воспитателем мы подбираем записи музыкальных произведений, которые они используют у себя в группе. В группе должна быть создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержит музыкальный центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.
Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, мы не ставим себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов, а стараемся вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, помогаем детям в умении слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.
Источник
Людмила Давыдова Вячеславна
Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников
Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения
культурного уровня современного общества «в котором всё более
вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что
можно определить, как усыпляющее искусство. Это самое страшное для
человеческой цивилизации: подлое-за пределы общественной жизни,
а поверхностное, и пошлое-авансцену».(Б. М. Неменский)
Классический в переводе означает образцовый, благородная цель
педагога-ознакомление детей с высокими образцами классической
музыки, литературы, живописи, способствующими музыкальному
художественному общекультурному развитию дошкольника. Эта
задача,как и задача развития у дошкольников художественного
воспитания и эстетического вкуса поставлена в Федеральных
государственных требованиях. Реализация новых образовательных
программ позволит обеспечить каждому маленькому ребёнку
приобщение к классическому искусству во всём богатстве его
видов и жанров.
Изучив имеющуюся литературу по этому вопросу,я поставила перед
собой задачи:
1. Увлечь детей классической музыкой, сделать так, чтобы
слушание стало для них первой потребностью.
2. Познакомить детей на занятиях с музыкой русских
композиторов-классиков (П. И. Чайковским, Римским-
Корсаковым, С. Прокофьевым и др.)
3. Формировать эстетический вкус, богатый и разнообразный
запас музыкальных впечатлений.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях,
вечерах развлечений, праздниках и повседневной жизни музыкальных произведений русских композиторов — классиков (Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Прокофьева).
Музыка русских композиторов-классиков яркая, зримая помогает детям услышать, как развивается музыкальный образ, увидеть, что происходит в музыке.
Дети воспринимают её как увлекательную игру.
Новая программа Васильевой предусматривает знакомство детей с раннего
дошкольного возраста с классической музыкой.
Так в 1 младшей группе мы слушаем «Зима», «Зимнее утро» П. И. Чайковского,
во 2-ой младшей группе — «Вальс снежных хлопьев» муз. Чайковского (из балета
Щелкунчик,»Камаринская» муз. Чайковского. «Детская полька»- Глинки.
В средней группе рекомендуются пьесы из «Детского альбома» Чайковского,
Прокофьева, фрагменты из балетов Римского-Корсакова и Чайковского. В
старшей и подготовительной группе продолжается знакомство с творчеством этих
композиторов, но более углублённою
Работать по новой программе Васильевой очень интересно. Слушая классическую музыку, каждый раз открываешь для себя её новый смысл, новое звучание,
удивляясь тому, что в твоей собственной душе есть уголки, в которые ты сам
ещё не заглядывал. Я сама очень люблю классическую музыку русских композиторов и особенно творчество П. И. Чайковского. Понимание огромного значения
творчества композиторов — классиков для русской культуры, современное представление о музыкальном восприятии ребёнка, свидетельства многих выдающихся
людей побудили меня открыть дошкольникам тот глубокий духовный источник,
что называется классической музыкой.
Путь к нему начинался с подбора произведений, способствующих эмоциональному развитию детей, обогащение их внутреннего мира. Мне хотелось, чтобы
дети почувствовали в музыке русских классиков палитру, человеческих переживаний: от контрастных состояний печали и радости, до более сложных душевных
проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения.
Не анализ, а впечатление — таков был мой подход к развитию художественного воспитания, ведь дети представляют себе музыкальные образы неповторимыми,
целостными. Свои занятия по знакомству с классической музыкой я всегда стараюсь
строить в соответствии с логикой развития музыкального воспитания. Такие занятия включали в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки,стихов и художественной прозы, рассматривание картин и иллюстраций). Ознакомление, с каким либо музыкальным произведением русских классиков,
происходило на 6-8 занятиях, единым циклом и не прерывалось слушанием другой
музыки. Для прослушивания детям предлагала наиболее яркие в музыкальном отношении фрагменты. Каждое новое занятие начиналось с нового, следующего фрагмента, а не с повторения предыдущего. Повторение не происходило внутри каждого
занятия.
После прослушивания всех отрывков возвращались к любому из них по желанию
детей. Для лучшего запоминания музыки в конце каждого занятия (начиная с 3-его)
проводила музыкальную викторину, в которые включала знакомые детям произведения. Дети с удовольствием отгадывали музыкальные загадки.
Для того,что бы детям облегчить знакомство с русской классической музыкой
им предлагались произведения, в основе сюжета которых лежат сказочные образы.
При подборе материала я стремилась к высокой художественности.
«Детский альбом» П. И. Чайковского оказался вполне доступен для детей дошкольного возраста.
Пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных
солдатиков», «Старинная французская песенка», «Баба Яга» — эти пьесы часто
звучали на музыкальных занятиях.
Слушание представлялось небольшой беседой о композиторе, его любви к детям
их играм и увлечениям. Малыши охотно высказывались о прослушанной музыке, фантазировали: «Почему кукла заболела? Куда мы поскачем на лошадке? Что замышляет
Баба Яга? Чему радуются солдатики?» Ответы детей строго соответствовали музыкальной пьесе, нравились мне своей непосредственностью.
Лиризм, душевность музыки Чайковского дети старшей группы почувствовали в
пьесе «Мама» и «Колыбельной песне». Ребята узнали об удивительно трепетном
отношении композитора к природе. В пьесах «Времена года» можно услышать пение
птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, а значит можно мысленно увидеть лес,
речку и цветы, дуновение ветерка, запах земли.
В подготовительной группе мы слушали «Песнь жаворонка», «Подснежник», «Баркаролу», «Осеннюю песнь», «На тройке», «Святки». Окружающий мир воплощенный в музыку, — это ли не красота!
От впечатлений к эстетическому взаимодействию с музыкой Чайковского —
таково было дальнейшее направление работы. Сочетание музыкальной экспрессии
изобразительным (рисунок, пластическим (танец, и словесным фантазированием
детей и явилось, на мой взгляд, условием их вхождения в мир музыкальной гармонии.
Комплексные занятия были посвящены фортепьянным пьесам «Времена года».
Дети с увлечением фантазировали под звуки музыки Чайковского. Весеннее ликование, летнее блаженство, осеннее прощание, зимнюю свежесть они выражали,
в соответствующих картинах природы.
Интересными были и словесные фантазии о музыкальных произведениях. «Марш
деревянных «солдатиков», «Камаринская», «Песня жаворонка». Дети мечтали в слух,
сочиняли небольшие рассказы, совместно с детьми мы придумали стихи к этим
мелодиям и у нас получились короткие песенки.
Знакомились дети и с балетной музыкой Чайковского. Волшебные вальсы из
«Спящей красавицы» и «Щелкунчика» уносили их в сказочную страну Счастья.
Девочки придумывали танцевальные движения. Их композиции восхищали зрителей
(мальчиков) лёгкостью, выразительностью исполнения.
Старшие дети имеют достаточно богатый опыт музыкального движения, который
является основой их музыкально — двигательных импровизаций. Прекрасная ба-
летная музыка Чайковского «двигательная» по своей природе, вдохновляет детей,
и они с большой радостью выражают себя в творчестве.
Наряду с творчеством Чайковского мы знакомим наших детей с произведениями
другого русского композитора Римского-Корсакова. В Программе воспитания и
обучении в детском саду (отв. ред. М. А. Васильева) знакомство детей с творчеством этого композитора ограничивается пьесами «Три чуда» ,»Море» и «Полёт шмеля»
из оперы «Сказка о царе Салтане». Я решила углубить познания детей и познакомить их с оперой «Сказка о царе Салтане». Эта опера была выбрана мной не
случайно. Детям доступны и интересны образы пушкинской сказки и прекрасной
музыки Н. А. Римского-Корсакова. Им предлагались восемь наиболее ярких фрагментов оперы «Море», «Лебедь и коршун», Ария «Лебедь-птицы», «Ты, царевич,
мой спаситель», «Белка»,»Тридцать три богатыря» ,»Царевна Лебедь», «Полёт шмеля».
Дети знакомились также с живописными работами М. Врубеля «Царевна лебедь» и
И. Билибина «Бочка по морю плывёт» и иллюстрациями В. Конашевича.
Знакомство с этими произведениями проходило в определённой последовательности. Сначала детям очень ярко и выразительно читали сказку А. С. Пушкина и
проводили беседу о ней. Обращали внимание детей на особенности содержания,
образность и музыкальность пушкинского стиха. После этого дети знакомились
с ключевыми фрагментами оперы в сюжетной последовательности.
Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов дети читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах её выразительности.
После анализа музыкального произведения детей знакомили с репродукциями Врубиля и Вилибина, иллюстрациями к книге Конашевича.
Сопоставляя настроение музыки и картины, дети легко улавливали схожесть
настроения, соответствие между колоритом картины и характером музыки.
После знакомства детей с оперой Римского-Корсакова предлагали детям вы-
разить свои впечатления в рисунках и движениях.
Мы выяснили, какие фрагменты из оперы наиболее понравились и запомнились
детям, а затем они «рисовали музыку«. В процессе рисования периодически звучала музыка, создавая эмоциональный настрой. Дети прекрасно чувствовали
настроение музыки и передали её в своих рисунках. В своих рисунках дети
изображали белку, море, Царевну Лебедь,33 богатыря. Для того, что бы глубже
понять оперу, мы использовали интегрированные занятия, где соединили в одно
целое музыку, живопись и пластику. Дети воплощали в творческом движении величавую поступь сказочных богатырей, полёт маленького и юркого шмеля, грациозную поступь Царевны — Лебедя, движения весёлой, проворной белки. На итоговом занятии я проводила музыкальную викторину. Дети безошибочно отгадывали все включённые в неё фрагменты. Мы надеемся, что первая встреча детей
с оперой «Сказка о царе Салтане» запомнится им надолго и впечатления от музыки Римского-Корсакова не потускнеет со временем, и будут согревать и радовать как воспоминание о чём-то светлом и прекрасном.
Музыка С. С. Прокофьева, так же как и музыка Чайковского, Римского-Корса-
кова помогает приобщать детей к подлинному русскому искусству, способствует
становлению хорошего музыкального вкуса. Она доступна многим юным и неискушенным слушателям. Прокофьев воистину один из самых «детских», солнечно-
ясных композиторов-классиков. Его детская музыка вызывает восхищение и доставляет подлинное наслаждение. Музыка Прокофьева понятна всем независимо
от возраста. Она проникнута счастливыми воспоминаниями детства, отголоска-
ми образов и впечатлений, с которыми он не расставался. Композитор за годы
своей творческой деятельности написал большое количество произведений для
детей. Настоящим шедевром является его симфония-сказка «Петя и волк», альбом
«Детская музыка, цикл пьес», сказки старой бабушки «зимний костёр»,детские
песни на стихи А. Барто.
Многие его сочинения живут как бы двойной жизнью, они прочно вошли в репертуар концертов и для детей и для взрослых. Достаточно вспомнить балеты
«Золушка» и «Сказка о каменном цветке», темы балета «Ромео и Джульета»,музы-
ку к кинофильму «Александр Невский»,»7-ю симфонию».
На занятиях мы слушаем с детьми музыкальные пьесы из альбома» Детская
музыка«. Я рассказывала детям о том, что музыка Прокофьева добрая, солнечная,
её любят дети и взрослые.
Музыкальные пьесы: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» заставили детей
вспоминать о тихо прожитом дне, успокаивая и в то же время как бы говоря;
«Завтра наступит утро, и всё снова будет хорошо».
Мелодия «Тарантеллы» познакомила детей с музыкой Италии. Она — стремительная,
огненная, итальянская пляска в дни карнавала, где все веселятся, поют, кружатся,
Ребята сразу заулыбались, а девочки захотели потанцевать под эту мелодию,
воплощая её стремительный, зажигательный характер в движения.
Под пьесу: «Пятнашки» дети устроили весёлую, занимательную игру в пятнашки.
Они выбрали в пятнашки-водящего ребёнка, с началом музыки бегали в разных
направлениях, а «Пятнашка» их ловила.
Многое композиторы обращались в своём творчестве к сюжету сказок, не
чуждо это и С. С. Прокофьеву. Его симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из шедевров детской музыки, это не обычная музыкальная сказка. Она помогает решать художественно-педагогическую задачу — знакомство детей с инструментами симфонического оркестра. Прежде чем дать детям
для прослушивания эту сказку-музыку, я знакомила их с терминами симфонического оркестра и с инструментами,которые входят в этот оркестр.
1. Духовые (трубы, валторн, фагот, флейта, кларнет)
2. Струнные (скрипка, виолончель, контрабас)
3. Ударные (барабан, литавры)
Затем мы слушали сказку «Петя и волк», на которой дети учились распознавать «голоса инструментов». В сказке тембры инструментов являются голосами героев: флейта — птичка, трио валторн — волком, кларнет — кошкой,
гобой — уткой, фагот — дедушкой, струнный квартет — пионером Петей.
Каждый персонаж представлен определённой темой, своеобразной мелодической характеристикой. Ребята с большим вниманием и интересом слушали эту
сказку потому, что она была не только музыкальной, но и текстом, который
написал сам С. С. Прокофьев. На первом занятии дети слушали всё произведение целиком, на последующих-по фрагментам. Музыкальные занятия превращались в удивительную игру-викторину. Дети выбирали наиболее полю-
бившийся инструмент, изображённый на картинке, называли его, а затем слушали его звучание в сказке: «хочу послушать птичку». «А это кошка»- говорили они, выбирая кларнет, «давайте её послушаем».
Я заранее переписала все мотивы героев сказки на отдельную кассету,
без текста и общих эпизодов.
После прослушивания сказки целиком, дети обменивались впечатлениями,
менее активным детям задавала вопросы. Вам понравилась сказка Прокофьева? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка
его сопровождала? А хотели бы вы сами сыграть на инструментах вместе с
оркестром С. Прокофьева?
Дети подходили к заранее подготовленным музыкальным инструментам,
среди которых были треугольники, маракасы, бубны, барабаны, колокольчики и
прочие,выбирали себе инструменты и под аудиозапись исполняли марш Пети,
всегда бодрый, энергичный.
Т. О. Музыка Прокофьева, его музыкальные сказки, воплощённые в собственном творчестве детей, начинают звучать для них современно, более многогранно и ярко.
Яркие фрагменты классической музыки, которую дети слушали на занятиях,
мы включили музыкальную ткань праздничных утренников. Так, например, дети
входили в зал под «Марш» из оперы П. И. Чайковского «Щелкунчик», танцевали
под «Вальс» из Детского альбома П. И. Чайковского на празднике 8-ое Марта,
«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского исполнялся девочками — снежинками
на Новогоднем празднике, а на празднике Весны дети вдохновенно импровизировали под «Вальс цветов». Праздничные утренники стали ещё одной встречей
с любимой музыкой. Звучание высокохудожественной классической музыки способствует созданию на празднике особой, приподнятой атмосферы.
Проводились нами и вечера развлечения типа музыкальных гостиных. На
них мы продолжали знакомить детей с творчеством русских композиторов-классиков. Дети на таких вечерах развлечения не только слушали классическую
музыку, но и воплощали свои впечатления в музыкальном движении. Яркая му-
зыка П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, С. Прокофьева давала мощный им-
пульс детскому танцевальному творчеству.
В детском саду мы организовывали концерты классической музыки, приглашая на них детей из детской музыкальной школы в качестве исполнителей.
Дошкольники всегда с большим нетерпением ждали таких выступлений и горячо
и искренне аплодировали каждому исполнителю. Такие концерты не только доставляют детям эстетическое наслаждение, но и ещё больше углубляют их знания о композитора, классиках, развивают художественный вкус.
Проводилась мною, так же и работа с родителями в виде консультации, док-
ладов на родительских собраниях «Чайковский и дети»,»Мы слушали классику«.
Выпускались для родителей папки-передвижки, где давались советы, как слушать
с детьми классическую музыку, где можно приобрести музыкальные диски.
Т. о. проводимая нами работа по знакомству детей с произведениями русских
композиторов-классиков не только формировала их музыкальный вкус, но и способствовала прочному вхождению музыки в жизнь каждого ребёнка.
В классической музыке — душа русской культуры. И сегодня с возрождением
отечественной традиции, особенно важно почувствовать её духовные истоки, про-
никнуть их мудростью и чистотой.
Источник