Влияние музыки на духовное развитие ребенка

Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является одной из первостепенных задач современной системы образования., так как сформированная в результате духовно-нравственная культура учащегося способствует полноценному развитию и становлению его личности.

Духовно-нравственное развитие ребенка – это поэтапный процесс, направленный на формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Первичным институтом социализации любого человека является семья, именно в ней закладываются основы тех ценностей, которые будут служить его дальнейшим ориентиром на протяжении всей жизни. Сложившаяся в семье система взаимоотношений между людьми проецируется на общество и определяет модель поведения человека в нём, то есть является основой его гражданского поведения [1].

В основе следующего этапа духовно-нравственного развития личности человека лежит осознание и принятие характерных черт и особенностей его народа, той местности, где он проживает, его культурных традиций и ценностных ориентаций. Таким образом, ключевую роль на данной ступени развития ценностно-смысловой сферы личности человека играют понятия «малой Родины», «Отечества», «родной земли и языка», «семьи и рода». Особую роль на данном этапе духовно-нравственного развития личности будет играть социальная (семья, друзья, родственники) и природная среды, окружающие человека [2].

На более высокой ступени духовно-нравственного развития человек способен к принятию особенностей уклада жизни других культур, народов [2].

Уровень духовно-нравственного развития ребенка является неотъемлемым компонентом его личности, который определяет его индивидуальные характеристики (модель поведения в обществе, взгляды, мировоззрения, поступки), и характеристики страны, в которой он проживает, и нации в целом. Несмотря на существенные различия особенностей уклада жизни людей в культурном, социальном, экономическом и политическом отношениях духовно-нравственное развитие человека должно основываться на базовых общечеловеческих ценностях, которые способствуют гармоничному развитию человеческой личности и определяют дальнейшую судьбу всего мирового сообщества.

Рассмотрим факторы духовно-нравственного развития детей. Одним из ключевых факторов является наличие или отсутствие духовно-нравственных ценностей. К базовым духовно-нравственным ценностям относятся:

— патриотизм – любовь, гордость за свое Отечество, стремление к его развитию и совершенствованию;

— социальная солидарность, воплощающаяся в справедливости, милосердии, доброте, достоинстве, личной и национальной свободе человека;

— гражданственность – показатель сплоченности населения страны, которая основывается на ценностях правового государства, гражданского общества: признание и принятие закона, долга, правопорядка, установленного государством.

Не менее важную роль в духовно-нравственном развитии человека играют формы вероисповедания, религии. К традиционным российским формам вероисповедания относятся православие, ислам, иудаизм и буддизм – все они, вне зависимости от того, какими бы народами не исповедовались, оказывают значительное влияние на формирование духовного мира человека, его взгляды, мировоззрение.

Одним из важнейших факторов духовного развития и совершенствования личности является семья – один из первичных институтов его социализации, ведь ценности, привитые ребенку с самого рождения, определяют его дальнейший путь, закладывая основы его мировосприятия и последующего развития. Уважительное отношение к родителям, забота обо всех членах семьи, формирование соответствующих представлений о любви, верности, благополучии – все это относится к основополагающим семейным ценностям.

К факторам духовно-нравственного развития человека относится трудовая деятельность. Творческий подход к трудовой деятельности позволяет воспитать у детей любовь к труду, стремление к достижению поставленных целей, нестандартность мышления.

Природа и искусство оказывают не меньшее влияние на духовную культуру человека через познание природы, красоты, гармонии, формирование экологического сознания, различные формы эстетического развития.

Музыка как один из видов искусства, представляет определённо организованную последовательностью звуков. Ключевыми характеристиками музыки являются темп, громкость, тембр, звуковысотность, продолжительность воздействия.

Еще в древние времена люди начали изучать лечебные свойства музыки, что способствовало появлению такой области медицины и психологии, как музыкотерапия. Она основывается на том, что любой человеческий орган функционирует в своём режиме, иными словами, имеет свой биоритм и, соответственно, свой набор частот. При изменении биоритма органы начинают функционировать по-другому, вследствие чего возникает разлад в их работе, который можно преодолеть с помощью музыкотерапии. На основе исследований И. П. Павлова и В. М. Бехтерева было доказано, что различная по своим характеристикам музыка оказывает неодинаковое влияние на центральную нервную систему человека, что может проявляться в учащении или замедлении дыхания, сокращении или расслаблении мышечной мускулатуры, возникновении возбуждённого или угнетённого состояний, смене настроения. Помимо физиологии человека музыка оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребёнка: расширяется его кругозор, он получает новую информацию об окружающем его мире [4].

Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь.

Музыка является неотъемлемым компонентом художественно-творческого воспитания ребёнка. В работах известных психологов и педагогов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова говорилось о важности формирования музыкального слуха и творческого воображения на ранних стадиях развития ребёнка, в противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно.

Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка – посредством сопереживания музыке у него воспитываются такие качества, как доброта, сочувствие, иными словами, формируется способность к эмоциональному отклику. Эмоциональная сфера выступает в качестве наиболее тонкого уровня психической организации человека, то есть тем, что в первую очередь затрагивается при каком-либо психологическом воздействии на него. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок воспитывался в эмоционально-комфортной для него среде [3].

В зависимости от того, что лежит в основе содержания музыки, она может побудить человека к совершению каких-либо добрых дел и поступков, научить его сопереживать, сочувствовать чужому горю, быть терпимым к окружающим его людям или, наоборот, пробудить в нём самые низменные чувства, спровоцировать вспышку гнева, ярости, вызвать страх. Большинство из современных музыкальных направлений оказывают негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка, если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура. Особое внимание этому следует уделять в подростковом возрасте, когда происходит окончательное физиологическое и личностное становление человека, переосмысление всей существующей у него системы ценностей и, как следствие, появление новых идеалов и стремлений.

Из всех существующих музыкальных направлений наиболее деструктивное влияние оказывает рок-музыка: тяжёлый ритм в сочетании с оглушительной громкостью и мрачным текстовым содержанием негативно сказывается и на физическом, и на духовном здоровье человека. Одной из наиболее опасных музыкальных характеристик такой музыки являются сверхгромкие звуки, определённое сочетание которых может спровоцировать человека на совершение не контролируемых им самим действий, следствием чего может быть суицидальный исход. Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при воздействии такой музыки приостанавливается их рост, а иногда происходит гибель самого организма. Такое же влияние она оказывает на людей – было доказано, что проведя около получаса в различных общественных местах, сопровождаемых пронзительной, громкой и хаотичной музыкой, например, на дискотеках, подростки становятся неконтролируемыми, вследствие чего даже самый спокойный и воспитанный человек в подобной обстановке способен на агрессивное поведение [4].

Классическая музыка является наиболее благотворно влияющим видом музыкального искусства. По своей структуре любое крупное классическое произведение делится на определённые части, состоящие из тем и фрагментов, более мелкими единицами которых являются музыкальные фразы и мотивы. Она оказывает благотворное влияние не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки в целом. Было замечено, что коровы во время прослушивания музыки Моцарта давали больше молока, в то время как при включении современных композиций, они совсем отказывались есть. Эксперимент, проведённый в Японии с кормящими мамами, показал, что у группы, которая слушала классические произведения, повысилось количество молока на 20%, в то время как у другой группы, слушавшей современные мелодии, оно понизилось почти наполовину. Логичность и структурированность классических произведений в сочетании с гармонией создаёт эффект, который не оказывает ни одно из современных музыкальных направлений. Немецкий поэт, философ и мыслитель Гёте утверждал, что его работа идёт наиболее продуктивно после музыки Бетховена, в частности, после его скрипичного концерта [4]. Было доказано, что при прослушивании произведений Чайковского, Шопена, Листа человек быстрее успокаивается, восстанавливаются его душевные силы и равновесие [6].

Одно из самых загадочных влияний на организм человека оказывает музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Этот феномен получил название «эффект Моцарта». Было доказано, что благодаря его музыке усиливается мозговая активность, а систематическое прослушивание его произведений значительно повышает интеллект. Нейробиологическим центром города Ирвин было проведено исследование, в центре которого находилось влияние музыки Моцарта на уровень пространственного интеллекта, в результате которого выяснилось, что показатели учащихся, слушавших «Сонату для фортепиано ре мажор» оказались на порядок выше, чем у остальных учащихся. После того, как результаты данного исследования были опубликованы в одном из крупных американских городов, записи с музыкальными произведениями австрийского композитора были распроданы за несколько дней.

Один из известных французских актёров Жерар Депардье с детства страдал заиканием, и музыка Моцарта помогла ему справиться с этим недугом. По совету врача, он каждый день по два часа слушал произведения композитора, спустя некоторое время он почувствовал улучшение, а затем полностью излечился от этого недуга. Таким образом, музыка Моцарта оказывает положительное влияние не только на развитие интеллектуальной сферы человека, но и помогает в лечении болезней, в том числе повышает стрессоустойчивость, снимает головную боль и депрессию, улучшает настроение. Данный эффект музыки Моцарта можно объяснить тем, что композитор воспитывался в музыкальной среде: Леопольд Моцарт – отец композитора, играл на скрипке и занимал пост зальцбургского капельмейстера, а его мать – Анна Мария Моцарт, была дочерью музыканта и прекрасно пела [5].

Дина Кирнарская, доктор искусствоведения и психолог, занимающаяся изучением музыкального таланта уже в течение 20 лет, в одной из своих книг «Музыкальные способности» говорит о связи музыки и человека. Она пишет, что «Homo Musicus, Человек  Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий её, старше чем Homo Sapiens, Человек Разумный….Древнейший человек мыслил с помощью музыки ещё до того, как открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от неё» [7, c. 436].

Таким образом, музыка способствует развитию эмоциональной сферы, она побуждает ребенка к совершению добрых дел и поступков, помогает познать историю, культуру своей страны и своего народа. Однако, разная музыка по-разному воздействует на духовно-нравственное развитие человека, что обуславливает необходимость формирования музыкальной кульутры ребенка с первых дней его жизни.

Источник

Фролова Светлана
Консультация для родителей «Влияние музыки на духовное развитие ребенка»

Консультация для родителей

«Влияние музыки на духовное развитие ребенка»

«Музыка должна идти от сердца

и быть обращена к сердцу.»

С. В. Рахманинов

Если у вас есть ребенок и вы интересуетесь, с какого возраста можно развивать у него музыкальные способности, то можно с уверенностью сказать, что вы опоздали. У ребёнка, который находится ещё в животе у матери в 5-6 месяцев формируется внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающие сигналы в мозг. Но предполагают, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти клеток.

Доказано, что если отец постоянно разговаривает с ребёнком во время беременности жены, то почти сразу после рождения ребёнок будет узнавать его голос. Многие родители отмечают, что дети распознают музыку и песни, услышанные в период от зачатия до рождения. Что же касается голоса матери, то его роль в развитии ребёнка неоценима. Значит, ещё до рождения малыша, родители могут привить ему вкус к прекрасной мелодичной музыке. Это будет началом его духовного развития.

Интересно, как дети реагируют на разные музыкальные стили: Бетховен и Брамс действуют на них возбуждающе, а Моцарт и Вивальди – успокаивающе.

Рок – музыка заставляет их просто бесноваться. Неестественные децибелы и герцы, к которым привыкли уши подростков, причиняют боль детям, находящимся в чреве матери. Поэтому, они так отчаянно сопротивляются прослушиванию рок-музыки.

Американский дирижёр Борис Брот, на вопрос о том, когда он научился любить музыку, ответил так: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения» и доказал это примером. О подобном феномене рассказывали также Рубинштейн и Менухин. Можно предположить, что и Бах и Моцарт, отцы которых были музыкантами, впитали в себя любовь к музыке не с молоком матери, а с музицированием отцов.

Как же привить любовь к музыке детям, родители которых не занимались этим, когда ребёнок ещё не появился на свет? Первым звеном в системе музыкального воспитания и духовного развития ребёнка является слушание музыки.

Как и художественное слово, живопись, музыка должна стать для детей доступным выражением чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприичивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыка напевного характера, вроде колыбельной, улучшают качество пения: дети начинают петь более напевно, протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение. Слушать такую музыку особенно важно детям с легко возбудимой неустойчивой нервной системой.

Из всех видов искусства, музыка наиболее трудна для понимания. Мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре, или живописи. Лишена она и конкретности, как в литературе. Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная музыка (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса, может быть с инструментальным сопровождением и без него.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными и мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объём детского внимания не велик. Поэтому, для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают сами их петь, причём, передают мелодию неправильно. Это нарушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае, надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.

Наиболее доступны для восприятия пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара. Более сложным является слушание контрастных по характеру музыкальных произведений, например: «Полька» С. Рахманинова, «Колыбельная» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Внимание детей фиксируется на характере музыки. Обычно дети говорят: «Музыка весёлая», «Под эту музыку можно танцевать», «Это, как в кино», или «Музыка грустная«, «Под эту музыку хорошо спать» и др.

Особое внимание нужно уделить музыке для слушания с детьми 3-4 лет. Она должна быть несложной для восприятия, яркой по характеру. Перед прослушанием, необходимо кратко и понятно настроить детей на произведение.

Дети любят слушать такие пьесы, как «Котик заболел», «Котик выздоровил», А. Гречанинова, «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Первый вальс» Д. Кабалевского, «Клоуны» Д. Кабалевского и др. Систематически слушая знакомые произведения, дети хорошо запоминают их, быстро узнают, активно рассказывают о характере музыки и содержании.

Для развития музыкального восприятия используются такие приёмы как чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно и помогает всестороннему и духовному развитию ребенка.

Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях: общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику. У детей развивается непосредственность, способность к самостоятельности, творческая инициатива, выдумка и фантазия.

Приобщать детей к музыке нужно с самого раннего возраста, петь ему колыбельные песни, слушать и смотреть музыкальные сказки, посещать детские концерты и театры.

Необходимо приобрести диски CD и DVD с детским репертуаром:

«Детский альбом», муз. П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева;

Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,

муз. П. И. Чайковского;

Музыкальные сказки: «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», муз. Э. Грига, «Аленький цветочек», муз. Н. Метнера, «Алиса в стране чудес», муз. В. Высоцкого и Геворгяна;

оперы – «Петя и волк», муз. С. Прокофьева, «Муха-цокотуха», мух. М. Красева, «Страшный пых и Алёнка», муз. М. Красева и многие другие;

«Детские народные» и «Современные песни»; «Песенки-потешки», «Песни из мультфильмов».

При тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей, в индиви-дуальных беседах и консультациях можно решить важную задачу: воспитание культурного человека с богатым внутренним миром, ценителя музыкального искусства, неравнодушного и творческого человека.

Главное условие – быть с детьми!

Используемая литература:

1. С. Лободина «Как развивать способности ребенка»;

2. Н. А. Метлов «Музыку – детям»;

3. О. П. Радынова «Слушаем музыку».

Источник